Предположительные постройки




Россия

В 1716 году был приглашен Петром I в Санкт-Петербург, где, будучи «генерал-архитектором», руководил строительством города. Также известен выполненный Леблоном в том же году «образцовый» чертёж дома для «именитых» (долгое время ошибочно приписываемый Доменико Трезини)[1]. Это был двухэтажный дом с фасадом на семь осей (то есть 6 окон и дверь в центре) и высокой крышей. К этому проекту Пётр дал комментарий: «…И понеже по Леблоновым чертежам во всех палатных строениях, а особливо в Питербургских домах окны зело велики, а шпанцы меж ними зело малы, чего для ему объявите, чтобы в жилых полатах конечно окны меньше делал, а в салах как хочет, понеже у нас не французский климат» [1].

В 1717 году Леблон разработал Генеральный план Санкт-Петербурга с центром на Васильевском острове.

Принимал участие в строительстве Петергофа, где занимался планировкой верхнего парка, проектированием и строительством Большого Петергофского дворца и отделкой Монплезира.

Спроектировал «водный сад» в Стрельне.

Занимался оформлением интерьеров Летнего дворца Петра I.

 

 

Доме́нико Андре́а Трези́ни (итал. Domenico Trezzini, Андре́й Яки́мович Трези́н [1]; около 1670, Думенца, близ Лугано, Италия, на границе со Швейцарией — 19 февраля (2 марта) 1734, Санкт-Петербург) — архитектор и инженер, итальянец, родившийся в Швейцарии. С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре. Повлиял на многих последующих архитекторов, в том числе у него учился Михаил Земцов, с 1710 года приставленный по приказу Петра I помощником к Трезини.

По проектам Трезини заложены Кронштадт (1704) и Александро-Невская лавра (1717), в 1706 году начата перестройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова (1715), выстроены Летний дворец Петра I в Летнем саду (1710—1711), Петровские ворота (деревянные — 1708, каменные — 1714—1717) и Петропавловский собор (1712—1733) в Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий (1722—1734) — теперь главное здание Петербургского университета, расширение Зимнего дворца Петра I (1726—1727), Галерная гавань и большое количество ныне не сохранившихся зданий, среди них (Гостиный Двор на Васильевском острове).

Будучи главным архитектором Санкт-Петербурга, Трезини составил по указанию Петра I «образцовые» (типовые) проекты жилых домов для различных слоев населения («именитых», «зажиточных» и «подлых») и пригородных дач (1717—1721). Постройки Трезини характерны для зодчества петровского барокко. Их отличает регулярность планов, скромность декоративного убранства, сочетание красивых ордерных элементов с барочными деталями.

Приехал в Россию один, оставив свою первую жену Джованне ди Вейтис в Астано. Вторично женился в 1708, а от третьего брака с Марией Карлоттой у него были сыновья Иосиф, Иоаким, Георгий, Матфей, а также дочь Катарина. Трезини жил сначала в Греческой слободе (в районе набережной реки Мойки и Миллионной улицы), где был избран старостой. Затем в 1720-х поселился в собственном доме на Васильевском острове, на углу Университетской набережной (д. 21) и 5-й линии (сохранился в перестроенном виде). Похоронен на кладбище при церкви Сампсония (ныне Сампсониевский собор), могила не сохранилась.

  • 1715 год Проект комплекса Александро-Невской лавры был разработан в 1715 году. Лавра должна была стать комплексом каменных строений, которые составят симметричный ансамбль между Невой и Чёрной речкой[2].
  • 1721 год. Аничков мост:Перестроен для увеличения пропускной способности переправы. Новый проект — деревянный восемнадцатипролётный мост, в середине разводной пролёт. Строительство вёл голландский мастер Х. ван Болос[3].
  • 1712—1733 годы. Петропавловский собор: Возведён на месте одноимённой деревянной церкви (1703—1704). До 1859 года — кафедральный. Трёхъярусная колокольня высотой 122,5 метра, увенчанная золочёным шпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой и символом города. Шпиль колокольни водружён голландским мастером Х. ван Болосом[4].
  • 1721—1726 годы. Дом Трезини: Проектирование осуществлял сам Трезини, строительством занимался М. Земцов.
  • 1726—1727 годы. Расширение Зимнего дворца Петра I для Екатерины I.

 

 

Ива́н Петро́вич Зару́дный (1670 (?) — 1727, Санкт-Петербург) — украинско-русский резчик, скульптор и живописец, архитектор. В некоторых советских изданиях Зарудный представлен также как талантливый архитектор, для которого характерна переработка элементов русской архитектуры XVII века в духе традиций европейского барокко (Меншикова башня). Иван Зарудный родился на территории современной Украины, входившей тогда в состав Речи Посполитой. С 1701 года он находился на царской службе в Москве, где создал ряд построек, для которых характерна переработка нарышкинского стиля в духе традиций европейской архитектуры того времени.

Иван Зарудный внёс значительный вклад в разработку архитектуры триумфальных ворот, построив одно из девяти сооружений в честь победы в Полтавской битве 1709 года, а также «Триумфальные врата у Синода» в Китай-городе, построенные в 1721—1723 годах в честь мирного договора со Швецией и примечательные первым применением в русской архитектуре двухколонных портиков.

С именем Ивана Зарудного с той или иной степенью достоверности связывают и другие московские постройки: церковь Петра и Павла на Новой Басманной улице (окончена в 1719 году), палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной, церкви Иоанна Воина на Якиманке, надвратную церковь Тихвинской Богоматери Донского монастыря и Спасский собор Заиконоспасского монастыря.

Иван Зарудный также работал и в Санкт-Петербурге. Он остался известен потомкам как скульптор, резчик и живописец, создавший иконостасы для Меншиковой башни (утрачен) и ряда храмов Петербурга, в том числе и для Петропавловского и Исаакиевского соборов.

 

 

Бартоломе́о Франче́ско Растре́лли (итал. Bartolomeo Francesco Rastrelli; в православном крещении[ источник не указан 78 дней ] Варфоломе́й Варфоломе́евич; 1700, Париж — 29 апреля 1771, Санкт-Петербург) — русский архитектор итальянского происхождения; граф, кавалер ордена Святой Анны (1762), академик архитектуры Императорской Академии художеств(1771).

Сын известного скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли (1675—1744), обрусевшего итальянца. Наиболее яркий представитель русского барокко и так называемого елизаветинского барокко.

Франческо Растрелли родился в семье известного впоследствии скульптора Бартоломео Карло Растрелли, имевшего также и архитектурное образование. В это время флорентиец Карло Растрелли работал при дворе Людовика XIV, а после его смерти в 1715 году вместе с семьёй был приглашён Петром I в Россию.

Первоначальное профессиональное образование Франческо получил под руководством своего отца. С 1725 по 1730 год проходил обучение в Европе, предположительно в Италии и во Франции. К наиболее ранним работам архитектора относится дворец князя Кантемира вблизи Потешного поля в Петербурге (1721-1727). Эта постройка Растрелли ещё сохраняла черты петровского барокко и ничем не отличалась от подобных сооружений.

Первые выдающиеся произведения Растрелли были осуществлены в Курляндии. Здесь в 1730-е годы для герцога Бирона он строит Рундальский дворец и дворец в Митаве. Тогда же Растрелли становится обер-архитектором императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.

Период расцвета архитектора начался с постройки для императрицы Елизаветы Петровны деревянного летнего дворца в Санкт-Петербурге (1741—1744 годы; не сохранился). Затем последовали многочисленные городские дворцы и пригородные усадьбы, такие как дворец Воронцова (1749—1752), Строгановский дворец (1753 — 1754 годы). С 1747 по 1752 год архитектор посвятил себя работе над Большим дворцом в Петергофе. В 1747 году был создан эскиз Андреевского собора в Киеве, в 1752 — 1757 — перестройка Екатерининского дворца, постройка павильона «Эрмитаж» (1748-1752) и грота (1755-1762) в Царском Селе (ныне — город Пушкин), дворец в Ропше.

Две его наиболее известные работы — это ансамбль Смольного монастыря (1748 — 1757) и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей (1754 — 1762).

В 1750-1760-х годах Растрелли жил в доме на Невском проспекте (современный адрес - Невский, 46). В 1758 году по его проекту началось строительство Гостиного двора, которое вскоре было приостановлено. Трудности заключались в неприятии проекта купцами, которые посчитали его слишком дорогим. Стиль барокко стал считаться немодным, заказов становится всё меньше. Привыкший к роскоши Растрелли испытывает серьёзные финансовые трудности и в 1762 году просит об отпуске. 10 августа 1762 года Екатерина II подписывает указ об увольнении обер-архитектора в отпуск на год для лечения в Италии. Находясь в Италии, где Растрелли одновременно пытается найти новго заказчика, он узнаёт, что архитектор Валлен-Деламот переделывает внутренние покои Зимнего. 24 октября 1763 года по высочайшему указу архитектор был уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья » с назначением ему пенсиона - тысяча рублей в год. В начале августа 1764 года Растрелли с семьёй покинул Петербург. Он появляется в Курляндии, где продолжает строительство Руэнтальского дворца и Митавского дворца в Елгаве.

Следы дальнейшего пребывания Растрелли теряются где-то в Литве, и дата смерти и место захоронения его не известны.

Соратники мастера

  • Юрий Фельтен состоял при архитекторе Растрелли помощником по сооружению Зимнего дворца, впоследствии стал ведущим архитектором в Конторе строения дворцов и садов Её Величества.
  • Христиан Кнобель - архитектор, работавший вместе с Растрелли, руководил с 1749 года возведением Смольного собора, а в 1761 году реализует самостоятельный проект Владимирского собора.
  • Иван Мичурин был руководителем строительства Мариинского дворца и Андреевской церкви в Киеве.

Память о Растрелли

  • Площадь Растрелли в Санкт-Петербурге;
  • Памятник в Царском Селе установлен рядом с Екатерининским дворцом в 1991 г. Скульптор Мария Литовченко;
  • Бюст Растрелли в сквере Манежной площади Петербурга. Скульптор В.Э. Горевой, 2003 г.
  • Документальный фильм Архитектор Растрелли (1972 г., режиссер М. Клигман);
  • Документальный фильм Варфоломеевский Петергоф (из цикла «Петергоф – жемчужина России») (2011 г., телеканал 365 дней ТВ);
  • Именем великого зодчего названа одна из галерей первого этажа Зимнего дворца;

 

 

Князь Дми́трий Васи́льевич У́хтомский (1719—1774) — русский архитектор. Главный архитектор Москвы в период правления императрицы Елизаветы Петровны. Дмитрий Ухтомский представитель старинного, но небогатого княжеского рода Ухтомских, потомок Рюрика, родился в селе Семёновском Пошехонского уезда Ярославской губернии. В возрасте 12 лет был отправлен в Москву для обучения в Школе математических и навигацких наук, которую и окончил в 1733 году. Работал под руководством Ивана Мичурина до 1741 года, затем под руководством Ивана Коробова. В 1742 году Коробов фактически передал Ухтомскому руководство своей архитектурной практикой. В 1744 году Ухтомский получает официальное признание, титул государственного архитектора и капитанский чин.

Крупный успех архитектора связан с коронацией Елизаветы Петровны в 1742 году. Авторству Ухтомского принадлежали многочисленные триумфальные арки («ворота») и павильоны. В 1753—1757 годах он перестроил одни из этих ворот в Красные ворота, впоследствии уничтоженные в 1928 году. Ухтомский застроил соседнюю Басманную слободу, в т. ч. выстроил Храм Никиты Мученика — крупнейший сохранившийся памятник позднего барокко в Москве. Однако большинство построек Ухтомского были уничтожены пожарами, а Кузнецкий мост был засыпан в 1817—1819 годах.

В 1741—1770 годах строится колокольня в Троице-Сергиевой Лавре, ордерный строй которой предполагалось дополнить скульптурами аллегорического содержания. Однако в окончательном виде на их местах (по углам ярусов) были размещены вазы.

В 1748 и 1752 годах Ухтомский разработал планы застройки городских территорий, уничтоженных пожарами — первые генпланы Москвы. В 1750-е годы руководил перестройкой и реставрацией Кремля. В 1749-м основал Дворцовую школу — предшественницу архитектурного отделения МУЖВЗ и современного МАрхИ. В школе Ухтомского обучались такие мастера, как Матвей Казаков, Иван Старов, Александр Кокоринов.

В 1760 году Ухтомский был отстранён от службы по обвинению в растрате, его школу закрыли в 1764-м. Несмотря на оправдание в суде, в 1767 году архитектор навсегда покинул Москву и уже не вернулся более ни к строительству, ни к преподаванию.

Умер Ухтомский в своем имении Архангельское-Дубки (Одоевский уезд, Тульская губерния) 4 (15) октября 1774.

Постройки

  • Колокольня Троице-Сергиевой лавры
  • Красные ворота (не сохранились)
  • Кельи Никитского монастыря в Москве (сохранился один корпус)
  • Храм Никиты Мученика на Старой Басманной
  • Кузнецкий мост
  • Дворец Апраксиных-Трубецких (легендарный, «дом-комод»), 1766—1768 гг.
  • Усадьба «Нескучное»

Предположительные постройки

  • Храм Одигитрии Смоленской в Троице-Сергиевой лавре
  • Основной (пятиглавый) объём церкви Климента папы Римского на Пятницкой улице в Москве
  • Свято-Никольский собор (Крапивна)[1]


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: