Дефицит и профицит, как случаи несбалансированности бюджетов, их причины и последствия.




Равенство расходов и доходов называется балансом бюджета. Полностью сбалансированный государственный бюджет возможен только теоретически.

Для того чтобы дать определение дефициту, профициту государственного бюджета нужно сначала рассмотреть государственный бюджет.

Государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, правоохранительные органы, значительная часть здравоохранения, и, что самое главное, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости поддержку. Она производится, как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам. В процессе составления, утверждения и исполнения бюджета должна быть обеспечена сбалансированность (выравнивание) государственных доходов и расходов.

Превышение доходов над расходами называется бюджетным профицитом.

Превышение расходов над доходами называется бюджетным дефицитом. Бюджетный дефицит нельзя рассматривать как строго негативное явление. Дефицит государственного бюджета - явление неоднозначное. Четкого ответа на вопрос, является ли подобный дефицит злом, нет. Это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории сталкивались все государства мира. Бюджеты многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов.

Объем обязательств, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, и многие из них не подлежат сокращению, а снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить новые источники пополнения доходной части бюджета сложно: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике и способствует уклонению от налогообложения, приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.д.

Основными причинами бюджетного дефицита являются:

- увеличение государственных расходов в военное время или в периоды других социальных конфликтов, при различных стихийных бедствиях;

- циклические спады экономики;

- осуществление крупных государственных вложений в развитие экономики;

- кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;

- сокращение налогов в целях стимулирования экономики;

- повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение, увеличения государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения).

Особо следует отметить такие явления, как спад производства и рост «теневого» сектора экономики, которые приводят к уменьшению налоговой базы. При спаде производства происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, соответственно уменьшаются и поступления в бюджет. При «теневой» экономике предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь «теневая» экономика отличается от обычной тем, что предприятия нигде не регистрируются и соответственно не платят никаких налогов.

Природа и последствия бюджетного дефицита полностью зависят от действий правительства. Если финансовые средства, являющиеся превышением расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли возместят произведенные затраты, и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики.

Если при составлении проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, это означает, что существует резерв для осуществления дополнительных расходов, либо для снижения налоговой нагрузки на экономику. Поэтому российский Бюджетный кодекс предусматривает, что государственный и местные бюджеты должны составляться и утверждаться без профицита. Если плановый объем доходов оказывается выше расходов, до окончательного принятия закона о бюджете следует сократить профицит в следующей последовательности:

1) уменьшить доходы от продажи государственной или муниципальной собственности (для федерального бюджета - от реализации государственных запасов и резервов);

2) направить средства на дополнительное погашение долговых обязательств;

3) увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если же эти меры осуществлять нецелесообразно, необходимо снизить налоговые поступления в бюджет, что потребует внесения изменений в налоговое законодательство. Это уменьшит налоговую нагрузку на экономику, и будет способствовать повышению экономической активности.

 

 

Заключение:

 

Сегодня, как никогда, важно каждому россиянину хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в целях эффективного развития общественного производства. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере нашей страны, теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

 

Список используемой литературы:

 

1. Анисимов, С.А. социально-экономические аспекты бюджетной политики/ С.А. Анисимов// Финансы. – 2006.

2. «Финансы» А.Г. Грязевой, профессора К.В. Маркиной

3. https://bbest.ru/finance/finansi/gosimynfin/sodiorg/orgfin/?curPos=2

4. И.О. Лаврушин «Финансы и кредит»

5. «Финансы». Учебник. Под ред. А.И Архипова, И.А. Погосова, 2007г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: