ТЕМА 1. Основные понятия менеджмента
- Понятия организации. Основные характеристики организации.
- Сущность и процесс менеджмента.
- Методы менеджмента.
- Деятельность менеджера, его задачи, роли в организации.
- Профессиональные требования к менеджеру.
1.
Организации составляют основу мира менеджеров, они является причиной, обуславливающей существование менеджмента. Поэтому прежде чем начать изучение науки «Менеджмент», необходимо усвоить, что такое организация, и почему она нуждается в управлении.
Попробуйте найти кого-нибудь из вашего окружения, кто не принадлежит ни к одной организации, и вы убедитесь, что это не так легко сделать. Подавляющее большинство членов общества входят в одну или несколько организаций. Эти организации могут быть производственными, учебными или исследовательскими, государственными или частными, большими или маленькими, временными или постоянными. Существуют самые разнообразные организации. Большинство людей почти всю свою сознательную жизнь связаны с теми или иными организациями, являясь их работниками либо вступая с ними в контакт.
Что же такое организация? Можно ли указать на какие-либо общие черты, характерные для любой организации независимо от того, какого она размера, в какой сфере функционирует, какие задачи решает.
Можно сказать, что основными составляющими любой организации являются люди, входящие в данную организацию, задачи, для решения которых организация существует, и управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач.
Опираясь на данное понимание: организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Она возможна:
|
1. При наличии, по крайней мере, 2 людей, которые считают себя частью этой группы;
2. При наличии, по крайней мере, 1 цели у группы;
3. При наличии членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
Приведенное определение справедливо для формальных организаций. Существуют неформальные организации, которые возникают спонтанно, где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, их влияние на формальные организации очень важно, поэтому мы посвятим им целую главу.
Все организации отличаются друг от друга по различным аспектам. Вместе с тем они имеют общие для всех организаций характеристики (рис.1.1.)
Рис. 1.1. Основные характеристики организации.
Ресурсы. Любой организации для достижения намеченной цели необходимы ресурсы, подлежащие преобразованию в процессе производственной деятельности. Основные ресурсы, используемые организацией – это:
- люди (трудовые ресурсы);
- основной и оборотный капитал;
- технология;
- информация.
Главная задача организации в области использования ресурсов – достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности.
Термин внешняя среда включает экономические условия, потребителей, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику и технологию. Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри организации. А к внутренней среде организации относятся:
|
- персонал;
- производство;
- маркетинг;
- финансы;
- организация управления.
Разделение труда.
Горизонтальное разделение труда (ГРТ) – разделение труда по профессиональному признаку. Например:
- производство;
- маркетинг;
- финансы.
Рис. 1.2. Горизонтальное разделение труда.
Сложные организации осуществляют четко ГРТ за счет образования подразделений, которые выполняют конкретные специфические задания и добиваются конкретных целей. Такие подразделения называются отделами, службами.
Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работы группы, для того чтобы она была успешной.
Например: если кто-то из матросов не возьмет на себя обязанности капитана, и не позаботится, чтобы движение руля было согласовано с маневрами парусов, чтобы судно держало курс – группа, плывущая на судне, никогда не добьется цели (добраться до места назначения).
Итак, вертикальное разделение труда (ВРТ) отделяет работу по координированию работы людей от самих действий.
Рис. 1.3. Вертикальное разделение труда.
Действия по координированию работы других людей и составляет сущность управления (необходимость управления).
Некоторые руководители затрачивают время на координирование работы других руководителей, которые в свою очередь, так же координируют работу руководителей, пока, наконец, мы не спускаемся до уровня руководителей, которые координируют работу неуправленческого персонала – людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое ВРТ называется уровни управления.
|
Руководители низового звена – младшие начальники или операционное руководство. Это организационный уровень, находится непосредственно над рабочими и другими работниками. Младшие начальники в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непрерывной информации о правильности выполнения задания, а также мотивацию и контроль подчиненных. Это мастер, сержант, зав. отделом, старшая медсестра, зав. кафедры. Большая часть руководителей – это руководители низового звена. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве.
Руководители среднего звена. Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. Из всех руководителей их количество приблизительно 50-60%. Это декан, директор филиала, управляющий сбытом. Руководители среднего звена отвечают за ежедневное руководство организации и ее подразделений.
Руководители высшего звена – их количество 3-7%. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена несколько человек. Они отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации.
Они разрабатывают стратегию и политику кампании. Руководители высшего звена должны планировать и контролировать деятельность организации. Менеджер среднего уровня выделяет руководству и контролю больше времени, чем руководитель высшего звена.
Интересной является классификация затрат времени менеджеров по видам деятельности и уровням управления (рис.1.4)
|
Высший
менеджмент
Средний
менеджмент
|
|
|
менеджмент
Рис. 1.4. Классификация затрат времени менеджеров по видам деятельности и уровнем управления.
В заключении следует дать определение организационной культуре – еще одной характеристике организации. Организационная культура складывается из устойчивых норм, представлений, принципов и верований относительного того, как данная организация должна и может реагировать на внешнее воздействие, как следует себя вести в организации, каков смысл функционирования организации.
2.
Для того чтобы организация могла добиться своих целей, задачи должны быть скоординированы. Поэтому управление является важной деятельностью для организации. Оно представляет собой неотъемлемую часть любой человеческой деятельности, которая в той или иной степени нуждается в координации. Это и производство, и государства, города, отрасли, университеты, церкви.
Философы древности полагали, что причиной бедственного положения общества, как правило, является отсутствие должного управления.
Английское слово «менеджмент» происходит от латинского «манус» – рука; первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управления лошадьми. Позже это слово стало означать область науки и практики управления людьми и организациями.
В современной экономической литературе, особенно переводной «менеджмент» и «управление» являются синонимами. Оксфордский словарь английского языка дает четыре определения термина «менеджмент»:
1. Способ, манера общения с людьми.
2. Власть и искусство управления.
3. Особого рода умение и административные навыки.
4. Орган управления, административная единица.
Подходы к определению понятия «менеджмент». В управленческой литературе даются различные толкования менеджмента. Наиболее часто используемые подходы к определению сущности менеджмента представлены на рис. 1.5.
Рис. 1.5. Подходы к определению понятия «менеджмент»
1. Менеджмент рассматривается как вид деятельности человека, направленный на достижение определенной цели или целей.
«Именно менеджмент создает экономическое и социальное развитие».
Так характеризуют социальную функцию и значение менеджмента Питер Друкер, который первым, еще в 50-х годах, сумел распознать, обобщить и описать появление в мире нового могущественного фактора развития, ученый, которого, пожалуй, можно назвать родоначальника менеджмента как систематизированной дисциплины.
Редко новый социальный институт, новая, лидирующая в обществе группа, новая ключевая социальная функция возникали с такой быстротой, как менеджмент в ХХ столетии. Редко в человеческой истории новый институт так быстро становился незаменимым. И никогда прежде новый институт не охватывал земной шар с такой легкостью, пересекая границы стран и культур, языков и традиций, как это сделал менеджмент на протяжении жизни одного поколения. И действительно, всюду, где удавалось ввести эффективный менеджмент, начиналось стремительное развитие.
2. Менеджмент определяется как процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработке способов их достижения.
- Процесс управления есть информационный процесс, т.е. процесс формирования, восприятия, передачи, обработки и хранения информации.
- Сущность и содержание процесса управления проявляется в его функциях.
Процесс управления предполагает выполнение четырех основных функций:
- планирования;
- организации;
- мотивации;
- контроля;
осуществляя, которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов соответствующих целям. Поэтому менеджмент – это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность работников. Это влияние осуществляет определенная категория людей – менеджеры.
3. Менеджмент рассматривается как иерархическая организационная структура, в рамках которой реализуется функции управления. В свою очередь иерархия аппарата управления находит свое конкретное отражение в структуре управления тем или иным предприятием (организацией). Таким образом, аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием менеджмента. Без него, организация, как целостное образование, не может существовать и работать эффективно.
4. Менеджмент рассматривается как категория людей, занятых управлением. Умение ставить и реализовать цели основатель школы научного менеджмента Ф.Тейлор определял, как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Этим искусством должна обладать определенная категория людей – менеджеров, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами. Главной задачей управленческого персонала является эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации).
5. В ХХ веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науки, имеющий свой предмет, свои специфические проблемы и способы их решения.
Научные основы этой дисциплины представлены в виде концепций, теорий, принципов, способов и систем управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выяснение факторов и условий, при которых совместный труд оказывается и более полезным, и более эффективным. В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только современно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий, и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и политику организаций. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей и процессов управления.
Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации – это сложные социально-технические системы, на которые воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Поэтому управление является и наукой, и искусством, которому можно научиться опытным путем и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способностей применять знания в практической работе.
3.
Процесс управления предполагает выполнение четырех основных функций:
- Планирования;
- Организации;
- Мотивации;
- Контроля.
Реализация функций управления осуществляется путем применения различных методов.
Методы управления – совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
Организационно-административные методы управления. Посредством этих методов реализуется одна из функций управления – функция организации. Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль их выполнения. Они обеспечивают организационную четкость и дисциплину труда. Организационно-административные методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства, основными целями которого являются: правовое регулирование трудовых отношений, защита прав и законных интересов предприятия и его работников в соответствии с КЗОТом.
Существуют три формы проявления организационно-административных методов:
1. Обязательные предписания (приказ, запрет);
2. Согласительные предписания (консультации, компромисс);
3. Рекомендации, пожелания.
Экономические методы управления предполагают разработку общих планово-экономических показателей и средств их достижения. Экономические методы являются экономическим механизмом в хозяйственных отношениях и выступают в следующих формах: планирование, экономический анализ, стимулирование работника с целью премирования.
Социально-психологические методы – это совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах. В качестве основных форм такого воздействия можна назвать: планирование социального развития трудового коллектива, убеждение как метод воспитания и формирования личности, экономические соревнования, критика, производственные совещания, поощрение работников грамотами.
4.
Задачи и функции менеджмента осуществляются только через деятельность особой категории специалистов, которых принято называть менеджерами.
МЕНЕДЖЕР – это специалист, профессионально занимающейся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования предприятия. Профессиональное занятие означает, что этот специалист занимает постоянную должность на предприятии и на делен полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности предприятия. Термин «менеджер» может употребляться применительно к достаточно широкой категории сотрудников предприятия:
- руководителям групп;
- начальникам лабораторий, отделов, функциональных служб предприятий;
- руководителям производственных подразделений;
- администраторам различного уровня, координирующим деятельность различных подразделений и внешних партнеров;
- руководителям предприятий, фирм в целом.
Как записано во многих западноевропейских и американских руководствах, менеджерами являются люди, наделенные большим объемом работы, с которым они могут справиться лишь с помощью других людей. Так было раньше, так оно есть и в наши дни. Сущность менеджерской деятельности остается неизменной, меняются только функции менеджера и методы его работы. По сравнению с другими видами труда в организации управленческий труд имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах.
Специфика решаемых задач предполагает преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда. Менеджеры делают человеческие, финансовые, физические ресурсы максимально продуктивными. У них особый предмет труда – информация, преобразуя которую они принимают решение, необходимые для изменения состояния управляемого объекта.
Поэтому специфическими особенностями управленческого труда являются:
- предмет труда - люди и информация;
- средство труда – организационная и вычислительная техника (средство работы с информацией), информация как средство связи;
- результат труда – управляющее воздействие, управленческое решение.
Менеджер выполняет следующие роли в организации.
1. Роль по принятию решений – менеджер определяет направления движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, разрабатывает и запускает проекты, осуществляет текущие корректировки, ведет переговоры.
2. Информационная роль – менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, разъясняет подчиненным основные действия высшего руководства.
3. Руководящая роль – планирует деятельность организации, формирует отношения внутри организации, мотивируя и контролируя деятельность персонала.
Организация не может существовать без менеджера, и для этого существует ряд причин:
- менеджеры обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;
- менеджеры являются основным информационным звеном связи организации с окружением;
- менеджеры поддерживают мотивацию и коммуникацию, он составляет команду из людей, ответственных за различные участки деятельности;
- менеджеры устанавливают цели;
- менеджеры проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;
- менеджеры официально представляют организацию в церемониальных мероприятиях;
- менеджеры несут формальную ответственность за результаты деятельности организации. Быть менеджером – значит разделять ответственность и за успехи, и за просчеты предприятия;
- менеджеры самый дорогой ресурс организации.
5.
Менеджер – человек, прошедший большую специальную подготовку и добивающийся результатов посредством других людей.
Труд менеджера носит высоко творческий характер, требует разносторонних знаний, предполагает склонность личности к аналитической деятельности и умения концентрироваться в определенные моменты на ограниченном круге проблем. Поскольку основным предметом труда менеджера является управленческая информация, то обязательным условием его эффективной работы выступают знания и умение использовать современные информационные технологии в управлении предприятиями.
Можно выделить три категории требований к профессиональной компетенции менеджера:
- знания в области теории и умения в сфере управления;
- способность к коммуникации и умение работать с людьми;
- компетентность в области специализации предприятия.
1. Первая категория требований предполагает наличие у менеджера специальной подготовки в области теории управления, знания основ современной макро- и микроэкономики, общей теории принятия управленческих решений, умение применять экономико-математические методы для оптимизации решений, наличия навыков работы на ПЭВМ, как в локальном, так и в сетевых вариантах.
Получение необходимых теоретических знаний в области менеджмента, как правило, достигается в системе профессионального специального образования. Однако, учитывая динамичный характер развития современной теории и практики менеджмента, обязательным свойством менеджера должна быть склонность к постоянному обучению и повышению профессиональной квалификации.
2. Требование способности к коммуникации и умению работать с людьми вытекает из положения менеджера как связующего звена в системе коммуникаций на предприятии. Для анализа любой управленческой ситуации менеджеру требуется обеспечить, как правило, коммуникации между такими субъектами системы, как вышестоящий руководитель, коллеги родственных подразделений или предприятий, рабочий коллектив (группы, подразделения или предприятия) и отдельные подчиненные сотрудники. Каждого из субъектов управленческой ситуации менеджер должен уметь объективно распознавать, адекватно (в соответствии с его стилем и мотивами работы) реагировать на него и оптимально воздействовать для достижения цели.
Способность к коммуникации в значительной степени зависит от индивидуальных свойств человека и поэтому часто используется в системах тестирования на профессиональную пригодность и уровень квалификации менеджера в системах управления персоналом на предприятиях.
3. Третья категория требований, связанных с компетентностью в области специализации предприятия, предусматривает наличие специальных знаний в вопросах технологии производственных процессов, теоретических и практических аспектов производства и их особенности.