Разработка рекомендаций по оптимизации процесса трудовой деятельности.




Диагностическое профессиографирование

Профессия: педагог-психолог

Формула профессии: Ч - П - Ф - М

Цель: изучение возможностей усовершенствования профессиональной

деятельности

Содержание деятельности.

предмет труда - взрослые и дети, знаковые системы

цели труда - диагностическая, преобразовательная

виды выполняемой деятельности - исследовательско - аналитическая деятельность (работа с получаемой информацией, её анализ, интерпретация);

информирование клиента о том, что с ним происходит; психологическое консультирование, направленное на оказание помощи человеку в разрешении различных затруднительных ситуаций; организация групповых мероприятий, ведение тренингов, семинаров, чтение лекций; профилактика и коррекция нежелательных проявлений психики человека, а также укрепление и формирование необходимых психологических качеств личности.

2. Средства труда: функциональные (мимика, речь, слух), теоретические знания

3. Условия труда: бытовой микроклимат

4. Характер общения: клиенты, коллектив, работа с аудиторией

(межличностное общение по типу «лицом к лицу»)

5. Ответственность субъекта труда: высокая моральная ответственность

6. Типичные трудности: нервное напряжение, эмоциональное выгорание

7. Минимальный уровень образования: высшее профессиональное образование

8. Требования к личностным, психологическим качествам субъекта труда:

· высокий уровень развития устойчивости, продуктивности, распределения и переключения внимания;

· хорошее развитие мнемических способностей (долговременной и кратковременной памяти);

· гибкость мышления;

· высокий уровень развития вербального интеллекта;

· коммуникативные способности (умение устанавливать контакты, общаться и взаимодействовать с людьми;

· способность к эмпатии;

· организаторские способности;

· мотивация на достижение успеха;

· уравновешенность,

· отсутствие психических заболеваний;

· способность объективно оценивать обстоятельства и др.


9. Диагностика субъекта труда:

· «Многофакторный личностный опросник» Р. Кеттелла (цель: исследование личностных особенностей)

· «Тест выбора цвета» М. Люшера (цель: изучение индивидуально-личностных особенностей)

· «Оценка коммуникативных и организаторских способностей личности
(КОС-2) (цель: исследование коммуникативных и организаторских способностей личности)

· «Корректурная проба» Бурдона (цель: исследование особенностей внимания)

· «Способность педагога к эмпатии» И.М. Юсупова (цель: исследование способности к эмпатии)

· «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко (цель: изучение уровня эмоционального выгорания)

· Тест Айзенка «Оценка интеллектуального развития» (субтест № 4) (цель: проверка уровня развития лингвистического мышления)

· Методика «Изучение мотивации к избеганию неудач» Т. Элерса (цель: изучение мотивации к избеганию неудач)

· Методика «Изучение мотивации к успеху» Т. Элерса (цель: изучение мотивации к достижению успеха)

· Методика «Заучивание слов» (цель: исследование мнемических способностей (кратковременной и долговременной памяти)

· «Методика самооценки тревожности, ригидности и экстравертированности» Д. Моудсли (цель: исследование тревожности, ригидности и экстравертированности)

Разработка рекомендаций по оптимизации процесса трудовой деятельности.

Составленная профессиограмма позволила выделить особенности деятельности педагога - психолога и требования к личностным, психологическим и поведенческим характеристикам субъекта труда, на основе которых формируются профессионально - важные качества (ПВК). В соответствии с этим был сделан подбор комплекса психодиагностических методик и проведено исследование субъекта труда.

Субъектом труда является И.Ш., студентка 5 курса ФП, проходящая обучение по специальности педагог - психолог.

Интерпретация результатов проведенного исследования легла в основу следующих выводов:

У И.Ш. высокий уровень устойчивости и продуктивности внимания, распределения и переключения внимания (8-9 баллов по «Корректурной пробе» Бурдона), высокий уровень развития лингвистического мышления (180% по результатам «Словесного субтеста Айзенка на проверку уровня развития лингвистического мышлении»), а также высокий уровень развития кратковременной и долговременной памяти («Заучивание слов»), хорошо запоминает лица, события, фамилии и имена («Многофакторный личностный опросник» Р.Кеттелла).

Субъект труда экстравертирован, направлен на общение, не теряется в новой обстановке, стремиться расширить круг своих знакомых, проявляет инициативу в общении, И.Ш. социально контактна, успешно устанавливает и поддерживает межличностные отношения («Тест выбора цвета» М. Люшера, «КОС - 2», «Методика самооценки тревожности, ригидности и экстравертированности» Д. Моудсли). Она готова к сотрудничеству, легко включается в активные группы, получая удовольствие от активной деятельности, но может испытывать трудности при организации коллективных дел из-за сниженной инициативы в общественной деятельности (КОС - 2).

В межличностных отношениях И.Ш. склонна судить о людях по их поступкам («Способность педагога к эмпатии» И.М.Юсупова), трезво оценивает обстоятельства и людей, следуя требованиям объективности («Многофакторный личностный опросник» Р. Кеттелла). Однако при этом она стремиться и интуитивным, основанным на личных впечатлениях, а не только логически обоснованным решениям («Многофакторный личностный опросник» Р. Кеттелла).

В общении И.Ш. внимательна, старается понять больше, чем сказано словами, но при этом излишнее излияние чувств собеседником может терять терпение, раздражаться («Способность педагога к эмпатии» И.М.Юсупова, «Многофакторный личностный опросник» Р.Кеттелла). Она часто затрудняется прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому случается, что их поступки оказываются для неё неожиданными («Способность педагога к эмпатии» И.М.Юсупова). Возможно, полноценному восприятию людей мешает отсутствие раскованности чувств. Ей не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своём они находятся под самоконтролем («Способность педагога к эмпатии» И.М. Юсупов). Нельзя сказать, что самоконтроль эмоциональных проявлений мешает в работе педагога - психолога, однако, видимо, с этим связано наличие избирательного эмоционального реагирования как сложившегося симптома в синдроме эмоционального выгорания и эмоциональной отрешенности как складывающегося симптома («Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В.Бойко).

Умение контролировать свои эмоции и поведение основаны на чётком осознании целей и мотивов поведения («Многофакторный личностный опросник» Р.Кеттелла). И.Ш. стремиться к независимости и самостоятельности, требуя её проявления и от окружающих («Тест выбора цвета» М.Люшера, «Многофакторный личностный опросник» Р.Кеттелла), упорно преследует поставленные перед собой цели и не позволяет себе отклониться от них, действуя при этом смело и энергично. Нежелательные ограничения, давление со стороны других способны вызвать стресс. И.Ш. хочет преодолеть все препятствия, с которыми сталкивается, добиться особого признания и положения, благодаря достигнутому личному успеху («Тест выбора цвета» М.Люшера). Но пока она не удовлетворена достигнутым («Многофакторный личностный опросник» Р.Кеттелла). Возможно именно это вызывает тревогу, заставляет недооценивать свои возможности, принижать свою компетентность, знания и умения, свои способности («Многофакторный личностный опросник» Р.Кеттелла), а боязнь получить отказ, а иногда и избыток раздумий, заставляет вести себя сдержанно. И.Ш. хочет, чтобы в ней видели человека, мнение которого важно, поэтому ей иногда трудно признавать свою неправоту, критику в свой адрес, хотя временами она и способна принимать и понимать точку зрения другого человека («Тест выбора цвета» М. Люшера). Следует отметить, что у субъекта труда высокая работоспособность, она способна долго работать, не утомляясь, даже в обстановке, благоприятной для отдыха не может остаться без дела («Тест выбора цвета» М. Люшера, «Многофакторный личностный опросник» Р. Кеттелла).

В целом, личностные, поведенческие, психологические характеристики субъекта труда позволяют сделать вывод о том, что субъект труда может успешно выполнять деятельность педагога-психолога. Хотя сложившийся и складывающийся симптомы в синдроме эмоционального выгорания могут снизить эффективность деятельности.

Рекомендации:

1.Соблюдать психогигиену труда.

2.Развивать интересы, не связанные лишь профессиональной деятельностью, «завести» хобби, читать разнообразную по жанрам литературу.

3.Вносить разнообразие в работу (например, разработка и реализация новых проектов).

4.Развивать умения не спешить, давать себе время для достижения позитивных результатов.

5.Участвовать в семинарах, конференциях, где можно обменяться опытом работы.

6. Участвовать в работе профессиональных групп.

7.Возможно прохождение курса психотерапии для работы с избирательным эмоциональным реагированием на внешние стимулы.

8.Уделиь внимание развитию организаторских способностей (например, проявлять инициативу и активность в различных мероприятиях в рамках учебной и внеучебной деятельности).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: