Многоаспектность понятия «Менеджмент»




Организующая роль управления в целенаправленной деятельности.

Управление является необходимым элементом любой деятельности человека, и отражает его потребность. Можно утверждать, что всякую деятельность можно разделить на две части или два вида – основная часть (результативная, производственная) и вторая часть, (согласующая, регулирующая) которая и является управлением, выполняющим организующую роль в целенаправленной деятельности.

Управление – это вид деятельности человека, возникшей, выделившейся и обособившейся в процессах развития совместного труда, его разделения и кооперации. Особенностью этого вида деятельности является осознание потребностей, предвидение, самоорганизация, контроль действий. Управляя собственной деятельностью, отдельный индивидуум оценивает свои потребности, планирует действия, оценивает соответствие действий потребностям, распределяет усилия. Вместе с тем, значительную роль в жизни человека играет производственная деятельность, благодаря которой производятся материальные блага, человек строит карьеру, самоутверждается, реализует свои цели. Производственная деятельность осуществляется совместно с другими людьми и здесь необходимо согласовывать собственные действия не только с собой, но и с действиями других людей. Такое согласование реализуется посредством функционирования механизма управления, благодаря профессиональной деятельности менеджеров, определяющих общую цель, согласующих деятельность различных людей посредством организации их труда, контроля, мотивирования и пр. Таким образом, управление является видом деятельности, необходимым для осуществления общей работы и достижения общего результата.

№2 Содержание менеджмента.

Менеджмент-это особый вид самостоятельной деятельности в фирме, работающей для обеспечения поставленных целей при рациональном, экономичном использовании материальных и трудовых ресурсов на основе хозяйственного и экономического механизма рыночных отношений. Предметом исследований являются отношения, которые возникают в процессе управления. Они возникают в производственном коллективе для организации трудового процесса, соблюдения определенного порядка, согласованных действий. Понятия менеджмента: 1) наука и практика управления, 2) организация управления внутри фирмы, 3) процесс принятия управленческих решений. Менеджмент- понимается как система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления. Термин "организация управления" представляет собой вид деятельности по руководству людьми. Процесс принятия решений часто становится самостоятельной сферой деятельности специализированных подразделений. В задачи менеджмента входит: обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией; стимулирование работы сотрудников организации путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы; постоянный контроль за эффективностью деятельности организации, координация работы всех подразделений организации, постоянный поиск и освоение новых рынков. определение определенных целей развития организации; разработка стратегии развития организации. установление контроля за выполнением поставленных задач. На фоне основании сказанного о менеджменте можно сделать обобщенную характеристику менеджера: это руководитель, им управляющий, который занимает постоянную должность и наделен полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности, функционирующий в рыночной экономике.

Многоаспектность понятия «Менеджмент»

Содержание понятия «Менеджмент» можно рассматривать с различных точек зрения. Менеджмент как вид деятельности профессиональная деятельность людей, реализуемая путем выполнения ряда управленческих функций. Менеджмент как наука управления совокупность знаний о законах и закономерностях, принципах, функциях формах и методах целенаправленной деятельности людей.

В связи со сложностью управленческой деятельности, многоаспектностью понятия «Менеджмент» менеджмент как наука управления включает изучение множества областей знаний и соответствующих им объектов изучения Менеджмент как искусство управления с пособность руководителя эффективно применять на практике полученные знания и накопленный опыт, обусловленная его личностными качествами. Менеджмент как здравый смысл в управлении чувство меры, в реализации законов, принципов, способов управления в зависимости от внутренних и внешних условий, основанное на такте, вдумчивости, решительности и опыте руководителя. Менеджмент как организация управления организацией. Организация осуществляет хозяйственно-экономическую деятельность, направленную преобразование ресурсов (капитала, материалов, технологии, информации, трудовых ресурсов) в конечный резуль­тат.

Менеджмент как аппарат управления. Обычно под аппаратом управления по­нимается состав подразделений, в рамках которых проводятся сознательно коор­динируемые мероприятия, направленные на достижение общих целей. Под аппаратом управления часто понимают также руководство, которое пред­ставляет организацию и действует от ее имени. Менеджмент как различные уровни аппарата управления. Крупная организация обычно имеет в своем аппарате три уровня, каждый из которых в названии на английском языке содержит слово «менеджмент»: Top management – высшее звено управления, высшее руководство; Middle management – среднее звено управления; Lower management – низовое звено управления. Менеджмент как управление персоналом. Менеджмент понимается как орга­низация работы людей, сотрудников, коллектива для достижения намеченной цели наиболее рациональным способом. Менеджмент как система управления. Здесь первостепенное значение имеют взаимные связи между подразделениями организации, рассматриваемыми как единое целое. Система управления должна располагать материальными, финансовыми, тру­довыми и другими ресурсами, обеспечивающими реализацию управленческих воздействий. Менеджмент как управление любой организацией. Сюда относятся государст­венные учреждения, армия, церковь, непредпринимательские корпорации, т.е. организации независимо от целей их деятельности. Менеджмент как процесс принятия управленческих решений. Любая ситуация, возни­кающая в процессе управления, является задачей для руководителя – менеджера – и требует от него принятия решений. Принятие решения – прерогатива менеджеров всех уровней, имеющих соот­ветствующие полномочия.

 

№ 3 Понятие «управленческое решение Этапы принятия решения.

Управленческое решение – это выбор альтернативы в процессе достижения поставленной цели.

Альтернатива – один из вариантов действий, исключающий возможность реализации других вариантов. От решений, принимаемых руководителем, зависит судьба организации, многих людей. Поэтому управленческое решение должно быть максимально продуманным, обоснованным и эффективным.

Эффективность решений зависит от многих факторов как объективного, так и субъективного характера. Из них можно выделить следующие два. Качество решения, определяемое выбором наилучшей альтернативы. Степень принятия решения исполнителями. Качество решения зависит от следующих факторов: - качества исходной информации; - рациональности решения (оптимальности выбора); - своевременности решения; - соответствия решения действующему механизму управления; - квалификации кадров (как разрабатывающих, так и реализующих решение); - готовности объекта управления к исполнению принятого решения. Принимаемое решение должно быть: - реальным (направленным на достижение реальных целей и предусматривающим имеющиеся ресурсы); - содержать механизм реализации;

- быть устойчивым к возможным ошибкам в определении исходных данных; - приниматься и реализовываться в реальном масштабе времени; - не порождать конфликты, которые могут сорвать его выполнение; - быть гибким; - предусматривать возможность верификации и контроля. При принятии решений используются различные принципы(этапы). 1. Принцип единоначалия. Решение при этом принимается руководителем единолично. Это допустимо при высоком качестве решения. Практика частого принятия решений этого типа ведет к возрастанию социальной напряженности и конфликтов в коллективе. 2. Принцип единогласия предполагает безоговорочную поддержку выдвигаемой альтернативы. Встречается довольно редко: в экстремальных условиях или тогда, когда руководитель, принимающий решение, относится к руководителям харизматического типа. 3. Принцип большинства реализуется путем голосования. Этот принцип используется, когда соперничают разные мнения, имеются коалиции. Широко распространен в политике, но в сфере бизнеса ограничен, так как существует опасность снижения качества решения из-за потери «мнения меньшинства». 4. Принцип консенсуса предполагает многоплановые согласования, чтобы учесть каждую идею. Для этого проводятся обсуждения, консультации.

№4 Экономические методы управления

Экономические методы управления – это способы воздействия на людей посредством использования их экономических интересов. Экономические интересы могут быть подвергнуты декомпозиции на интересы государства, коллектива и личности. Эти интересы являются взаимосвязанными. Так каждый работник заинтересован, во-первых, в результатах своего труда как такового; во-вторых, в результатах труда производственного коллектива, членом которого он является (бригады, цеха, фирмы); в-третьих, в результатах всего общественного производства. Эта заинтересованность объясняется тем, что без создания материальных предпосылок существования общества, обеспечения безопасности его жизнедеятельности и стабильности невозможно нормальное существование личности и коллектива. Без обеспечения нормальных условий деятельности коллектива невозможно эффективное развитие каждого его члена. Вместе с тем между интересами государства, коллектива и личности всегда существуют объективные противоречия. Система экономических методов управления охватывает методы управления, применяемые на уровне отдельного работника, методы, применяемые на уровне предприятия (организации) и методы, применяемые на макро­уровне. Экономические методы, применяемые на макро­уровне включает две большие группы методов: прямой централизованный расчет и хозяйственный расчет. Прямой экономический расчет основан на централизованном плановом директивном распределении и перераспределении материальных, трудовых и финансовых ресурсов в целях обеспечения макропропорций расширенного воспроизводства. Он является плановым (то есть осуществляется через план) и директивным. Директивность означает его обязательность, придает ему характер закона. Этот метод важен для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (природных и техногенных) и в ряде других случаев, принимая форму субсидий, субвенций и дотаций. Хозяйственный расчет основан на использовании стоимостных категорий в качестве регулирующих инструментов и рычагов, соотнесении результатов и затрат в производстве и реализации продукции. Система ЭМУ опирается на все рычаги хозяйствования: финансы, кредит, прибыль, фондоотдачу, рентабельность, заработную плату и т.д.Использование этих рычагов должно быть всегда только комплексным (то есть охватывать все рычаги управления без исключения) и системным – охватывать весь объект управления по всей его иерархии. Конечная цель системного и комплексного использования методов – создание объективных условий для эффективной реализации социально-экономических законов общественного развития в интересах личности, коллектива и общества. Экономические рычаги можно рассматривать по уровням их преимущественного влияния. Так, категория заработной платы может рассматриваться как один из важнейших экономических рычагов, действующих на уровне личности отдельного работника. На уровне коллектива таким рычагом может выступать прибыль, рентабельность, на уровне общества – фондоотдача, окупаемость инвестиций, экологичность производства и т.д.

№5 Организационно-распорядительные методы управления

Организационно-распорядительные методы управления занимают особое место в системе методов управления (ОРМУ). Они включают приемы и способы воздействия субъекта управления на объект управления на основе силы и авторитета власти – указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, указаний, инструкций и т.п. Эти методы устанавливают обязанности, права, ответственность каждого руководителя и подчиненного (исполнителя), а также каждого звена и уровня управления. ОРМУ должны обеспечивать персональную ответственность каждого из работников аппарата управления за исполнение воли вышестоящих органов власти. Основа организационно-распорядительных методов управления – организационные отношения, объективно существующие в любом обществе, любой социально-экономической системе. На их основе формируются многообразные отношения управления. Реально любые организационные отношения – это прежде всего субъектно-объектные отношения, которые включают в себя отношения прав и ответственности, властности, компетентности. Система субординационных отношений прав и ответственности играет решающую роль при построении системы организационно-распорядительных методов управления. Для того чтобы она работала эффективно, необходимо два основных условия: сбалансированность прав и ответственности на каждом из уровней управления, что образует основу тождественности субъекта и объекта управления на каждом из уровней управления; сбалансированность прав и ответственности между уровнями управления. При этом каждый из промежуточных уровней управления должен выступать в качестве «ретранслятора» (передающего устройства), не создающего помех и перекосов в системе управления. ОРМУ выражают в основном прямое директивное воздействие органов власти на управляемые системы, вследствие чего их часто называют административными. Однако это не совсем верно. Ряд ОРМУ имеют характер не прямого, а косвенного воздействия авторитета власти на подчиненных, рекомендаций, предложений, советов. В целом ОРМУ достаточно разнообразны по своей природе, однако их можно классифицировать по направлениям воздействия. Рычагами такого воздействия являются регламенты, нормы, инструкции, директивные требования, ответственность и полномочия, приказ, распоряжение и т.д. Классификация выделяет три группы организационно-распорядительных методов: распорядительные; организационно-стабилизирующие; дисциплинирующие. Распорядительные и дисциплинирующие методы управления всегда действуют совместно с организационно-стабилизирующими, обеспечивая регламентирование, нормирование и инструктирование. Направления их действия заключаются в следующем:

обеспечить стабильность организационных структур социально-экономической системы и условий их функционирования; подвергнуть каждый из процессов, протекающих в социально-экономических системах, безусловному подчинению власти. При этом все ОРМУ должны применяться в комплексе, способствуя организационной стабилизации системы. Вопрос о взаимозаменяемости методов управления неправомочен, поскольку они имеют различную природу и различный спектр действия и потому взаимодополняемы.

№6 Социально-психологические методы управления.

На уровне общества действуют методы управления социально-массовыми процессами. Это, главным образом, методы воздействия средств массовой информации, пропаганды на население страны, регионов, социальные слои с целью формирования определенных представлений о текущем характере общественного развития и состоянии социально-массовых процессов (социальном состоянии общества, безработице, преступности, гражданских свободах). При этом ответственность (как моральную, так и юридическую) за объективность и своевременность информации несут не только средства массовой информации, но и органы государственной власти. На следующем уровне действуют методы управления коллективами и группами, включающие: а) оценку индивидуальных качеств работников; б) выработку ориентиров, создающих условия для максимального проявления профессиональных качеств работников. На этом уровне конкретизируются законы развития общества (точнее, всего объективного мира), формируется и проявляется личность каждого работника. Эти методы управления наиболее адекватны правилам группового поведения, формирования коллективной этики. В различных коллективах, отличающихся характером работ (исследования, разработки, маркетинговая, финансовая, производственная деятельность), естественно, методы управления коллективами и группами качественно различны.

№7 Классификация организационных структур управления.

В зависимости от характера связей между различными подразделениями различают следующие типы (формы) организационных структур управления производством: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, проблемно-целевое управление, отделенческая. Линейная структура управления. Во главе каждого производственного или управленческого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Его решения, передаваемые по цепочке "сверху вниз", обязательны для выполнения всеми нижестоящими звеньями. Сам руководитель в свою очередь подчинен вышестоящему руководителю. Функциональная структура управления производством нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Функциональные службы обычно имеют в своем составе специалистов высокой квалификации, выполняющих в зависимости от возложенных на них задач конкретные виды деятельности. Линейно-функциональная структура управления (штабное управление). Первому (линейному) руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, групп, бюро), именуемых службами Матричная структура управления (функционально-временно-целевая). Это современный эффективный тип организационной структуры управления, который создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. Проблемно-целевая структура управления зависит: от типа производства (массовое, серийное, единичное), масштабов производства, направлений спец ализации производства (предметная, подетальная), числа и характера осуществляемых программ. Отделенческая структура управления (по производственным отделениям, дивизиональная). Использует элементы программно-целевого управления. На руководителя производственного отделения возлагается ответственность за осуществление функции производственного планирования и контроля, в частности: определение основных показателей плана своих заводов с учетом тенденций в изменении спроса на выпускаемую продукцию; определение уровня издержек производства и реализации; составление рекомендаций вышестоящим руководителям относительно возможностей расширения сбыта продукции, совершенствование системы сбыта; за координацию деятельности функциональных служб

№8 Мотивация как функция менеджмента.

Мотивация как функция менеджмента помогает разрабатывать и совершенствовать пути максимизации результата работы на основе чёткого представления особенностей поведения кадров. В процессе выработки наиболее эффективных путей достижения результатов необходимо использовать взаимосвязанные категории поведения: потребности, интересы, мотивы и действия. Для этого управленцы и менеджеры используют определённые методы, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие на персонал. Они непосредственно основаны на законах управления, так как предлагают использовать различные формы влияния на кадры организации. Методы мотивации в менеджменте бывают экономического и неэкономического характера. Экономические методы заключаются в материальном стимулировании работников посредством изменения уровня заработной платы, выдачи премий или денежного вознаграждения. К неэкономическим же относятся организационные, то есть такие, которые позволяют работнику участвовать в организационной деятельности компании, и морально-психологические.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: