Приобретение продуктов питания и непродовольственных товаров в магазинах




  1. Акты:
    1.1. УказМэраМосквыот05.03.2020г.N12-УМ«Овведениирежимаповышеннойготовности»

Обязать граждан с 12 мая 2020 г. использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, при посещении объектов торговли, в отношении которых не принято решение о приостановлении посещения их гражданами, а также в случаях, предусмотренных в приложении 6 к настоящему указу (пункт 9.4. Указа)

  1. 1.2. Разъяснение Роспотребнадзора от 20.05.2020 г. «О правовых аспектах отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования» (https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=14496) Действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих разрешенную торговую деятельность, направленные на ненасильственное воспрепятствование в условиях «масочного режима» гражданам–потребителям в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их приобретения, не могут и не должны рассматриваться как действия, ущемляющие (нарушающие) права потребителей, поскольку такие действия со стороны хозяйствующих субъектов отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений и не имеют признаков необоснованного уклонения от заключения публичного договора, каковым является договор розничной купли-продажи (по смыслу взаимосвязанных положений статей 10 и 426 Гражданского кодекса Российской Федерации) (абзац 7 Разъяснений).
  2. 1.3. КонституцияРоссийскойФедерации
    Гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации (пункт «о» статьи 71 КонституцииРоссии).По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 76 Конституции России). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции России). В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции России).
  3. 1.4. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)
    Гражданский кодекс России является Федеральным законом от 30.11.1994 N 51-ФЗГражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы) (пункт 2 статьи 3 ГК РФ). Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу Российской Федерации (пункт 2 статьи 3 ГК РФ).По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (пункт 1 статьи 492 ГК РФ). Договор розничной купли-продажи является публичным договором (пункт 2 статьи 492 ГК РФ). Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к

нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) (пункт 1 статьи 426 ГК РФ).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 426 ГК РФ).

Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (пункт 3 статьи 426 ГК РФ).

  1. 1.5. Закон «О защите прав потребителей»Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными (пункт 1 статьи 16 Закона «О защите прав потребителей»). Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг) (пункт 2 статьи 16 Закона «О защите прав потребителей»).
  2. 1.6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, -
    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (часть 2 статьи 14.8. КоАП РФ) Отказ потребителю в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием его здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или его возрастом, -
    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (часть 5 статьи 14.8. КоАП РФ, введена Федеральным законом от 18.03.2020 N 56-ФЗ). В случае отказа двум и более потребителям одновременно в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием их здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или их возрастом, либо в случае соответствующего неоднократного отказа одному или двум и более потребителям одновременно административная ответственность, предусмотренная частью 5 настоящей статьи, наступает за такой отказ каждому потребителю и за каждый случай такого отказа в отдельности (примечание к части 5 статьи 14.8. КоАП РФ, введено Федеральным законом от 18.03.2020 N 56-ФЗ).

2. Выводы:

  1. 2.1. Указом Мэра Москвы не установлен запрет на продажу продуктов питания и непродовольственных товаровпокупателям, не имеющим средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок, респираторов) и рук (перчаток).
  2. 2.2. Указом Мэра Москвы не установлена обязанность организаций и предпринимателей, осуществляющих продажу продуктов питания и непродовольственных товаров, реализовывать товары исключительно покупателям, имеющим средства индивидуальной защиты органов дыхания (масок, респираторов) и рук (перчаток).
  3. 2.3. Указом Мэра Москвы не может быть установлен запрет на продажу продуктов питания и непродовольственных товаров покупателям, не имеющим средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок, респираторов) и рук (перчаток), поскольку:- продажа товаров регулируется гражданским законодательством (Гражданским кодексом Российской Федерации), находящимся в ведении Российской Федерации, а не в ведении субъектов Российской Федерации (пункт «о» статьи 71 Конституции России; пункт 2 статьи 3 ГК РФ);
    - законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также указы Мэров не могут противоречить федеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции России);- в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации (в том числе указа Мэра), действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции России);
    - условия договора, ущемляющие права потребителя, признаются недействительными (пункт 1 статьи 16 Закона «О защите прав потребителей»);- запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг) (пункт 2 статьи 16 Закона «О защите прав потребителей»).
  4. 2.4. Письмом Роспотребнадзора от 20.05.2020 г. разъяснены правовые аспекты отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок), а не правовые аспекты отказа потребителям в заключении договора розничной купли-продажи (Разъяснения Роспотребнадзора от 20.05.2020 г. «О правовых аспектах отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования»).
  5. 2.5. В разъяснении Роспотребнадзора от 20.05.2020 г. не установлен запрет на продажу продуктов питания и непродовольственных товаров покупателям, не имеющим средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок, респираторов) и рук (перчаток).
  6. 2.6. В разъяснении Роспотребнадзора от 20.05.2020 г. не установлена обязанность организаций и предпринимателей, осуществляющих продажу продуктов питания и непродовольственных товаров, реализовывать товары исключительно покупателям, имеющим средства индивидуальной защиты органов дыхания (масок, респираторов) и рук (перчаток).
  7. 2.7. Роспотребнадзором в письме от 20.05.2020 г. разъяснено, что не являются ущемляющими (нарушающими) права потребителей действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих разрешенную торговую деятельность, направленные на ненасильственное воспрепятствование в условиях «масочного режима» гражданам–потребителям в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их приобретения (абзац 7 Разъяснения Роспотребнадзора от 20.05.2020 г. «О правовых аспектах отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования»).Следовательно, являются ущемляющими (нарушающими) права потребителей действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих разрешенную торговую деятельность, направленные на насильственное воспрепятствование в условиях «масочного режима» гражданам–потребителям в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их приобретения.
  8. 2.8. РазъяснениеРоспотребнадзораот20.05.2020г.содержитактивнуюгиперссылкунаРазъяснениеРоспортебнадзора от «30» марта 2020 года «Об использовании многоразовых и одноразовых масок » (абзац 3 Разъяснения Роспотребнадзора от 20.05.2020 г. «О правовых аспектах отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования»).Согласно Разъяснению Роспортебнадзора от «30» марта 2020 года «Об использовании многоразовых и одноразовых масок»:Прежде всего маски предназначены для тех, кто уже заболел: маска удерживает на себе большую часть слюны кашляющего или чихающего человека. Таким образом в воздух попадает значительно меньше вирусных частиц и опасность инфицирования для окружающих снижается (абзац 5 Разъяснения Роспортебнадзора от «30» марта 2020 года «Об использовании многоразовых и одноразовых масок»).

Здоровые люди могут использовать маску при посещении публичных мест, общественного транспорта, но эффективность маски в таких ситуациях не доказана ( абзац 7 Разъяснения Роспортебнадзора от «30» марта 2020 года «Об использовании многоразовых и одноразовых масок»).

(https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=14130)

2.9. Купля-продажа продуктов и непродовольственных товаров осуществляется на основании договора розничной купли- продажи, который является публичным договором, и организации, а также предприниматели, осуществляющие продажу продуктов и непродовольственных товаров, не вправе отказать покупателю в продаже реализуемых товаров (пункт 1 статьи 492 ГК РФ; пункт 1 статьи 426 ГК РФ).

2.10.Обусловливать приобретение продуктов питания и непродовольственных товаров обязательным приобретением других товаров - средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок, респираторов) и рук (перчаток), прямо запрещено законом (пункт 2 статьи 16 Закона «О защите прав потребителей»).

2.11. Продажа продуктов питания и непродовольственных товаров исключительно лицам, находящимся в масках и перчатках, является проявлением предпочтения одним покупателям по сравнению с другими, что прямо запрещено Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 426 ГК РФ).

  1. 2.12. Отказ в продаже продуктов питания и непродовольственных товаров при наличии данных товаров в магазине не допускается (пункт 3 статьи 426 ГК РФ).
  2. 2.13. В случае сообщения организацией или предпринимателем, осуществляющим продажу продуктов питания и непродовольственных товаров, информации о том, что товары будут проданы только лицам, имеющим средства индивидуальной защиты органов дыхания (масок, респираторов) и рук (перчаток), организации и предприниматели, сделавшие такие заявления, подлежат привлечению к административной ответственности на сумму от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (часть 2 статьи 14.8. КоАП РФ)

2.14.В случае отказа в продаже продуктов питания и непродовольственных товаров по причинам, связанным с возможным состоянием здоровья покупателя, организации и предприниматели, отказавшие в такой реализации, подлежат привлечению к административной ответственности на сумму от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей за каждый случай такого отказа в отдельности (часть 5 статьи 14.8. КоАП РФ, введена Федеральным законом от 18.03.2020 N 56-ФЗ).

2.15.В случае неоднократного отказа в продаже продуктов питания и непродовольственных товаров по причинам, связанным с возможным состоянием здоровья покупателя, одному или двум и более потребителям одновременно административная ответственность, предусмотренная частью 5 настоящей статьи, наступает за такой отказ каждому потребителю и за каждый случай такого отказа в отдельности (примечание к части 5 статьи 14.8. КоАП РФ, введено Федеральным законом от 18.03.2020 N 56-ФЗ).

3. Рекомендации в случае насильственного воспрепятствования в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их приобретения:

  1. 3.1. Осуществить видеозапись насильственного воспрепятствования в посещении торгового объекта и (или) насильственного воспрепятствования в доступе к товарам с целью их приобретения. Во время видеозаписи необходимо: - сообщить наименование и место нахождения магазина, дату и время сьемки;
    - зафиксировать факт насильственного воспрепятствования в посещении торгового объекта и (или) в доступе к товарам;
    - попросить лицо, насильственно препятствующее в посещении торгового объекта и (или) в доступе к товарам, назвать свои полные фамилию, имя, отчество, место работы и должность;
    - задать лицу, насильственно препятствующему в посещении торгового объекта и (или) в доступе к товарам, следующие вопросы: * «Могу ли я без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора) и рук (перчаток) посетить данный магазин (указать наименование магазина) в целях приобретения продуктов питания и непродовольственных товаров?»
    * «Кто в вашей организации отдал распоряжение о физическом недопуске посетителей в магазин без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора) и рук (перчаток)?»* При каких условиях я могу посетить данный магазин (указать наименование магазина) в целях приобретения продуктов питания и непродовольственных товаров, имеющиеся в продаже?»;
  2. 3.2. Потребовать от лица, насильственно препятствующего в посещении торгового объекта, (а при возможности от администратора, управляющего или иного представителя магазина) предоставить письменный отказ в посещении торгового объекта без маски и (или) в доступе к товарам с целью их приобретения с печатью организации, с которой данное лицо состоит в трудовых отношениях, с подписью и расшифровкой лица, предоставившего такой отказ, с указанием его должности, даты и времени отказа, оснований отказа в посещении торгового объекта и(или) в доступе к товарам;
  3. 3.3. Сообщить, что в случае насильственного воспрепятствования в посещении торгового объекта без маски и (или) в доступе к товарам с целью их приобретения будут поданы жалобы в Роспотребнадзор и Прокуратуру по факту совершения сотрудниками магазина или иными лицами, уполномоченными магазином, незаконных действий по насильственному воспрепятствованию в посещении торгового объекта без маски и насильственному воспрепятствованию доступа к товарам с целью их приобретения.
  4. 3.4. Потребовать Книгу отзывов и предложений, внести в нее в свободной форме запись - жалобу о совершении сотрудниками магазина действий, направленных на насильственное воспрепятствование в посещении торгового объекта и (или) на насильственное воспрепятствование в доступе к товарам с целью их приобретения с указанием: адреса магазина, даты и времени посещения магазина, сути допущенного сотрудником магазина нарушения, лица, совершившего насильственное воспрепятствование, описания действий по насильственному воспрепятствованию, причин, по которым такие насильственные действия были совершены, с просьбой разобраться в сложившейся ситуации, предоставить письменный ответ на жалобу по указанному адресу регистрации или электронной почте, и восстановить нарушенные права потребителя – предоставить беспрепятственный доступ в магазин и (или) к товарам с целью их приобретения.
  5. 3.5. Сфотографировать Книгу отзывов и предложений: обложку, первые развороты книги (на которых присутствует название книги и текст первого отзыва), оставленный Вами отзыв, тексты двух-трех отзывов, размещенных до Вашего отзыва с отображением номеров страниц, последнюю страницу книги, на которой указано количество прошитых и пронумерованных листов;
  6. 3.6. Подать через электронную приемную (или почтовым отправлением) жалобы о нарушении магазином прав потребителя, выразившегося в насильственном воспрепятствовании в посещении торгового объекта без масок и перчаток и (или) в насильственном воспрепятствовании в доступе к товарам с целью их приобретения, в следующие органы:
    - Роспотребнадзор (https://zpp.rospotrebnadzor.ru/Forum/Appeals/AddAppeal);- Прокуратуру города Москвы (https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_77/internet-reception/personal-receptionrequest).Жалобу можно составить в свободной форме с указанием: адреса магазина, даты и времени посещения магазина, сути допущенного сотрудником магазина нарушения, лица, совершившего насильственное воспрепятствование, описания действий по насильственному воспрепятствованию, причин, по которым такие насильственные действия были совершены, с просьбой: разобраться в сложившейся ситуации; предоставить письменный ответ на жалобу по указанному адресу регистрации или электронной почте; привлечь лиц, допустивших нарушение прав потребителя, к административной и иной предусмотренной законом ответственности; восстановить нарушенные права потребителя – обязать предприятие торговли устранить допущенные нарушения прав потребителя и предоставить беспрепятственный доступ в магазин и (или) к товарам с целью их приобретения.

К жалобе необходимо приложить фотокопию отзыва, оставленного в книге отзывов и предложений магазина.

4. Рекомендации в случае отказа в продаже продуктов питания и непродовольственных товаров:

  1. 4.1. Осуществитьвидеозаписьотказавпродажепродуктовпитанияинепродовольственныхтоваров.Во время видеозаписи необходимо: - сообщить наименование и место нахождения магазина, дату и время сьемки;
    - зафиксировать факт отказа в продаже продуктов питания и непродовольственных товаров;
    - попросить лицо, отказавшее в продаже продуктов питания и непродовольственных товаров, назвать свои полные фамилию, имя, отчество, место работы и должность;
    - задать лицу, отказавшему в продаже продуктов питания и непродовольственных товаров, следующие вопросы:* «Могу ли я без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора) и рук (перчаток) приобрести в данном магазине (указать наименование магазина) продукты питания и непродовольственные товары, имеющиеся в продаже?
    * «Кто в вашей организации отдал распоряжение о запрете продажи продуктов питания и непродовольственных товаров лицам, не имеющим средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора) и рук (перчаток)?»* При каких условиях я могу приобрести в данном магазине (указать наименование магазина) продукты питания и непродовольственные товары, имеющиеся в продаже?»;
  2. 4.2. Потребовать от лица, отказавшего в продаже продуктов питания и непродовольственных товаров (а при возможности от администратора, управляющего или иного представителя магазина), предоставить письменный отказ в продаже продуктов питания и непродовольственных товаров, с подписью и расшифровкой лица, предоставившего такой отказ, с указанием его должности, даты и времени отказа, перечня продуктов питания и непродовольственных товаров, в реализации которых было отказано, и оснований отказа;
  3. 4.3. Сообщить, что в случае отказа в продаже продуктов питания и непродовольственных товаров будут поданы жалобы в Роспотребнадзор и Прокуратуру по факту совершения сотрудниками магазина незаконных действий по отказу в заключении договора розничной-купли-продажи продуктов питания и непродовольственных товаров.
  4. 4.4. Потребовать Книгу отзывов и предложений, внести в нее в свободной форме запись - жалобу об отказе сотрудников магазина в заключении договора розничной-купли-продажи с указанием: адреса магазина, даты и времени посещения магазина, сути допущенного сотрудником магазина нарушения, лица, отказавшего в реализации товара, причин такого отказа, перечня товаров, в реализации которых было отказано, с просьбой разобраться в сложившейся ситуации, предоставить письменный ответ на жалобу по указанному адресу регистрации или электронной почте, и восстановить нарушенные права потребителя – заключить договор розничной-купли-продажи в отношении товаров, в реализации которых было отказано.
  5. 4.5. Сфотографировать Книгу отзывов и предложений: обложку, первые развороты книги (на которых присутствует название книги и текст первого отзыва), оставленный Вами отзыв, тексты двух-трех отзывов, размещенных до Вашего отзыва с отображением номеров страниц, последнюю страницу книги, на которой указано количество прошитых и пронумерованных листов;
  6. 4.6. Подать через электронную приемную (или почтовым отправлением) жалобы о нарушении магазином прав потребителя, выразившегося в отказе в заключении договора розничной-купли-продажи, в следующие органы:
    - Роспотребнадзор (https://zpp.rospotrebnadzor.ru/Forum/Appeals/AddAppeal);
    - Прокуратуру города Москвы (https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_77/internet-reception/personal-receptionrequest).
  7. 4.7. Жалобу можно составить в свободной форме с указанием: адреса магазина, даты и времени посещения магазина, сути допущенного сотрудником магазина нарушения, лица, отказавшего в реализации товара, причин такого отказа, с просьбой: разобраться в сложившейся ситуации; предоставить письменный ответ на жалобу по указанному адресу регистрации или электронной почте; привлечь лиц, допустивших нарушение прав потребителя, к административной и иной предусмотренной законом ответственности; восстановить нарушенные права потребителя – обязать предприятие торговли устранить допущенные нарушения прав потребителя и заключить договор розничной-купли-продажи в отношении товаров, в реализации которых было отказано.К жалобе необходимо приложить фотокопию отзыва, оставленного в книге отзывов и предложений магазина.

5. Дополнительные материалы:

  1. 5.1. Всемирная организация здравоохранения. Раздел: Рекомендации ВОЗ для населения в связи c распространением нового коронавируса (2019-nCoV).
    Вопрос: В каких случаях следует носить маску?
    Ответ: Здоровым людям носить маску следует, только если они оказывают помощь человеку с подозрением на инфекцию 2019-nCoV (https://www.who.int/ru/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019/advice-for-public/when-and-how-to-use-masks)Раздел: Заболевание, вызванное коронавирусом (COVID-19): Часто задаваемые вопросы.
    Вопрос: Как правильно носить маску?
    Ответ: Следует помнить, что маски не являются заменой других, более эффективных мер защиты собственного здоровья и здоровья окружающих от COVID-19, таких как частое мытье рук, прикрывание носа и рта сгибом локтя или салфеткой при кашле, а также поддержание дистанции не менее 1 метра с окружающими. С дополнительной информацией можно ознакомиться в перечне основных мер профилактики новой коронавирусной инфекции. (https://www.who.int/ru/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019/advice-for-public/q-a-coronaviruses)Раздел: Вопросы и ответы о мерах инфекционного контроля.
    Вопрос: рекомендует ли ВОЗ повседневное ношение масок здоровым людям в условиях вспышки 2019-nCoV?
    Ответ: Нет. ВОЗ не рекомендует людям, у которых отсутствуют симптомы заболевания (т.е. респираторные симптомы), носить медицинские маски, поскольку на данный момент свидетельств того, что систематическое использование медицинских масок здоровыми людьми позволяет предотвратить передачу вируса 2019-nCoV, нет. Маски рекомендуется использовать негоспитализированным лицам с симптомами заболевания. (https://www.who.int/ru/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019/advice-for-public/q-a-on-infection-prevention-and- control-for-health-care-workers-caring-for-patients-with-suspected-or-confirmed-2019-ncov)Раздел: Заболевание, вызванное коронавирусом (COVID-19): Часто задаваемые вопросы.
    Вопрос: Какие меры безопасности следует соблюдать при походе в магазин?
    Ответ: В магазинах держитесь на расстоянии не менее 1 метра от окружающих и не прикасайтесь руками к глазам, рту или носу. По возможности, перед использованием обрабатывайте антисептиком ручки продуктовых корзин или тележек. По возвращении из магазина, а также после разбора принесенных покупок тщательно мойте руки. На данный момент случаев заражения COVID-19 через продукты питания или их упаковку не установлено. (https://www.who.int/ru/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019/advice-for-public/q-a-coronaviruses)
  2. 5.2. Раздел: Рекомендации ВОЗ для населения в связи c распространением коронавирусной инфекции (COVID-19)
    Вопрос: Эффективно ли ношение резиновых перчаток в общественных местах в качестве меры профилактики новой коронавирусной инфекции?
    Ответ: Нет. Вы в большей степени защищены от COVID 19, когда не пользуетесь резиновыми перчатками, но моете руки, чем когда носите перчатки. Возбудитель коронавирусной инфекции COVID 19 может загрязнить резиновые перчатки. Прикасаясь после этого к лицу, вы перенесете вирус с поверхности перчаток на лицо и подвергнете себя риску заражения.
    (https://www.who.int/ru/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019/advice-for-public)
  3. 5.3. Министерство здравоохранения. Профилактика коронавируса: мойте руки, не трогайте лицо руками, избегайте больших скоплений людей, отмените путешествия.
    (https://covid19.rosminzdrav.ru)
  4. 5.4. Роспортебнадзор.Разъяснение Роспортебнадзора от «30» марта 2020 года «Об использовании многоразовых и одноразовых масок» Прежде всего маски предназначены для тех, кто уже заболел: маска удерживает на себе большую часть слюны кашляющего или чихающего человека. Таким образом в воздух попадает значительно меньше вирусных частиц и опасность инфицирования для окружающих снижается.
    Здоровые люди могут использовать маску при посещении публичных мест, общественного транспорта, но эффективность маски в таких ситуациях не доказана. (https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=14130)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: