М.В. Назаров.
Вступление
Преподобный Сергий Радонежский с животными
Мiр, созданный Богом, являет собой для нас в каждой своей песчинке и капле множество "программной" информации – не просто физическо-химической, о его строении, о заложенных в нем законах, которые человек открывает и может использовать (как в добро, так и в зло). В устройстве мiра нам открывается и духовная информация, духовные законы, которым мы в своем отношении к мiру призваны следовать – и тогда обретаем должный смысл нашей жизни и жизнь вечную, или же, если не желаем им следовать, – идем по пути смерти («Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти». – Иер. 21:8).
Один из таких духовных законов выражен в словах Священного Писания: «кроткие наследуют землю и насладятся множеством мiра» (Пс. 36: 9-11). В Новом Завете Господь подтвердил это в Нагорной проповеди: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». (Мф. 5:5). Надвигающая экологическая катастрофа в глобальном масштабе – прямое следствие невыполнения человечеством этого закона и посягательства на вмешательство в строение мiра, что, впрочем, предсказано в картинах того же Священного Писания относительно апокалипсических катаклизмов последних времен.
Этот закон в еще более наглядном виде отражается в нашем отношении к живому мiру, поскольку жизнь – от растений до животных – это уже более близкая человеку часть мiроздания, касающаяся его нравственного мiра. Ведь если в строении неживой материи хотя и заложена идеальная "программа" (стройные законы строения вещества, всемiрного тяготения и т.п.), но она статична, при этом сама материя не усложняется, а подчиненна закону энтропии, тогда как в живом мiре заложенная Богом "программа" – развивающаяся, усложняющаяся, она представляет собой некий внутренний живой двигатель, особенный для каждого растения и животного, которые в этом сходны и с человеческим организмом, напоминая нам о рождении и смерти (такие сравнения содержатся во многих священных и богослужебных текстах). И потому всё живое вызывает к себе уважение человека, духовный человек всё живое жалеет, он не сорвет зря цветок, не растопчет муравья, не срубит напрасно дерево.
|
Тем более к человеку имеет отношение мiр животных, обладающих некоей организованной и даже психической жизнью. У всего, что создано Богом, должна быть какая-то цель. Думается, для того Господь и создал животных, и потом спас их вместе с Ноем от потопа, чтобы они не только служили человеку в хозяйственном смысле, но и являли образцы неких принципов и качеств: красоты (например, у птиц пение и их расцветка), жертвенной заботы о потомстве (большинство животных), трудолюбия (пчелы), верности (собаки, лошади и др.). В книге Притч говорится: «пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена» (Притч 6:6-8). А после грехопадения назначение некоторых животных – чтобы "от обратного" давать предостерегающие примеры качеств недолжных: агрессивности, смертоносности, внешней отвратительности впоть до человекообразного неприличия (кривляние обезьяны).
Высокоорганизованные животные имеют много качеств, схожих с человеческими: они страдают, обижаются, завидуют, ревнуют, чувствуют вою вину, способны к любви и самопожертвованию (причем иногда животные ведут себя лучше людей). Примечательно, что у собак и кошек разный характер, очень индивидуальный, некоторые могут чувствовать, когда хозяину плохо, и "утешают" его своей лаской. Иногда можно видеть, как животные ощущают человеческую молитву, собака или кошка может лечь рядом и таким образом в ней как бы "участвовать". Вспоминается Псалтирь: «Всякое дыхание хвалит Господа» (Пс. 150:6).
|
"Kрестный ход" с кошками на Валааме
Соответственно и отношение людей к животным несомненно имеет нравственное значение: от сострадания, заботы, ответственности за них – до безответственности, бездушия, жестокости и даже живодерского садизма (клиническое проявление сатанического "удовольствия" от зла). Можно сказать, что в отношении к животным – один из критериев нашей человечности, духовности. Мiр во зле лежит – по вине человека, который своим грехопадением нарушил мiровую гармонию и впустил в мiр зло, животные в этом мiре страдают по вине человека в укор нам, и мы как виновники и ответственные за них должны им сочувствовать и облегчать их страдания, а не увеличивать. (Возможно, в этом еще одна промыслительная причина того, для чего Бог создал животных.)
Поэтому естественно, что у цивилизованных народов отношение к ним регламентируется писаными и неписаными правилами. «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Притч. 12:10)
В наше время всеобщего нарастания греха и зла в человечестве от него страдают и т.н. "братья наши меньшие" (по распространенному, но неточному выражению Есенина, ибо в Евангелии это относится к людям: Мф. 25:40). И это требует их особенной защиты от разрушительной "цивилизации": не только как чьего-то имущества, но и как живых существ. В западных странах давно активны защитники животных, добивающиеся гуманного к ним отношения (порою даже более активно, чем гуманного отношения к людям). Сейчас и в РФ нарастают требования нравственно обезпокоенных граждан ужесточить законы о жестоком отношении к животным, в Государственной Думе уже давно лежит без движения соответствующий закон, за который в обществе идет борьба.
|
Мне хотелось бы внести в понимание этой проблемы свой вклад данным материалом – подборкой текстов разных авторов из православных публикаций.
М.В. Назаров
+ + +