Раздел 6. Уравнения и неравенства.
Тема1. Решение уравнений.
Уравнение – это равенство с переменной.
Решить уравнение – значит найти его корни или доказать что их нет.
Корень уравнения – это значение переменной, при подстановки которого уравнение обращается в верное равенство.
Уравнения, имеющие одно и тоже множество корней называются равносильными.
Пример1: (х – 2) (х +4)= 0 и 3х – 6 = 0
Корни: х1 = 2, х 2= - 4 и х = 2.
Вывод: уравнения не равносильные.
Пример 2. Уравнения Х 2 = -9 и не имеют корней, следовательно они равносильны.
Чтобы проверить равносильность уравнения, надо найти их корни и сравнить.
Равносильность сохраняется при:
· Тождественных преобразованиях (раскрытие скобок, приведение подобных….)
· При умножении и делении обеих частей уравнения на число,
неравное 0.
· При переносе слагаемых из одной части уравнения в другую, меняя при этом знак на противоположный.
Посторонний корень может быть:
· При умножении обеих частей уравнения на выражение с переменной
· При возведении обеих частей уравнения в чётную степень.
Потеря корня может быть при делении обеих частей уравнения на выражение с переменной
Вид уравнения | Алгоритм решения | Пример |
Линейное | 1) Перенос слагаемых из одной части уравнения в другую. 2) нахождение неизвестного компонента | 3х – 7 = 5х + 5 Решение: 3х – 5х = 5 + 7 -2х = 12 х = 12: (-2) х = -6. Ответ: - 6. |
Дробное | 1) Найти ОДЗ 2) Найти общий знаменатель 3) Найти дополнительный множитель к каждой дроби 4) «Отбросить» знаменатель и решить получившееся уравнение 5) Выполнить проверку | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Квадратное
![]() | ![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() ![]() |
Неполное квадратное
(если с = 0)
![]() | ![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() |
Неполное квадратное
(если b = 0)
![]() | ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Задание 1. Равносильны ли следующие уравнения:
А) х (х-6) + 10 = 1 и 2(х + 4) = 14 б) 1 + х (х – 4) = - 3 и 3(х – 1) = 3
Задание 2.
(Из учебника, стр 295): № 130 (в), № 131 (в), № 136 (в), № 140 (в).
Тема 2. Решение неравенств.
неравенства | знаки | Точка | Скобки |
строгие | < или > | ![]() | () |
нестрогие | ![]() ![]() | ![]() |
![]() |
Неравенства, имеющие одно и тоже множество решений, называются равносильными.
Пример 1. Равносильны ли неравенства: 2х > 10 и -3х < -15.
Решаем первое неравенство: х >5, решаем второе неравенство: х > 5 (знак неравенства меняется при делении или умножении на отрицательное число).
Вывод: неравенства равносильные.
Вид неравенства | Алгоритм решения | Пример | ||||||
Линейное | Перенос слагаемых из одной части неравенства в другую | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||||
Дробное Квадратное | Метод интервалов: 1)Найти ОДЗ 2)ввести функцию у = f(x) 3)f(x)=0 4)корни уравнения и точки исключения (см. ОДЗ) отметить на прямой и разбить на интервалы 5)Найти знак в каждом интервале (подставить удобное число в функцию) 6)Выбрать «нужные» промежутки (см. знак неравенства) | 1) ![]() ![]() ![]() ![]()
Ответ: 2) Решение: ОДЗ:
-2 0
Ответ: (-2; 0) |
Задание 1. Равносильны ли следующие неравенства:
А) (х – 2)(х + 4) < х (х +9) и 2х + 4 < -5х – 4
Б) х (х+8) > (х +3)(х – 2) и 2х – 9 > 9х – 3.
Задание 2.
(Из учебника, стр 295): № 133 (в), № 142 (в), № 143 (в)
Тема 3. Решение систем уравнения
Метод сложения: .
Сложим первое и второе уравнения, получим: . Ответ: (2; 0).
Метод подстановки: .
Выразим у из второго уравнения и подставим в первое, получим: . Ответ: (2; 0).
Графический метод: .
Решение: 1) Построим график функции - показательная функция
х | -2 | -1 | |||
у | ![]() | ![]() |
х | ||
у | -1 |
2) Построим график функции у = 1 – 2х – линейная функция
-2 |
-1 |
,1 |
3,5 |
- |
-3 |
-2 |
-1 |
Решением системы является точка пересечения графиков.
Ответ: (0; 1).
Задание 1. (Из учебника, стр 301): № 180.