Задача 13.Соотнесите направление современной западной философии и основной объект исследования. Назовите по одному представителю от каждого направления. Позитивизм: Огюст Конт, Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер. Общим, объединяющим моментом для всех версий позитивизма стала ориентация на науку, анализ ее строения и, в связи с этим, отграничение науки от других форм сознания. Конт допускал возможность и необходимость позитивной философии, основные задачи которой заключаются в систематизации положительного знания, изучении взаимосвязей между науками, логических законов разума, методологии научного мышления.
Герменевтика. Техники реконструкции были наиболее развиты Шлейермахером: целью работы герменевта является вживание во внутренний мир автора — через процедуры фиксации содержательного и грамматического плана текста необходимо создать условия для эмпатии — чувствования в субъективность автора и воспроизведения его творческой мысли.
Вильгельм Дильтей (1833–1911) – представитель философии жизни, основатель понимающей психологии. Метод понимания, применяемый в исследовании истории, противопоставляет методу объяснения, который присущ наукам о природе. Если в основе объяснения лежат опыт, продуктивно-конструкторская деятельность рассудка, то понимание сходно с интуицией и характеризуется непосредственным постижением некоторой духовной целостности. Собственный мир понимается через самонаблюдение (интроспекцию), мир другого – через сочувствование, сопереживание. Герменевтика – метод понимания культуры.
Эдмунд Гуссерль (1859–1938) в основу понимания помещает «неосознанный фон интенциональных актов познания», «нетематический горизонт», который дает некоторое представление о предмете. «Горизонты» отдельных предметов сливаются в единый «жизненный мир», делающий возможным понимание одного другим. Отдельные культурные и исторические памятники имеют смысл только через соотнесенность с «жизненным миром».
Мартин Хайдеггер (1889–1976) в качестве жизненного мира рассматривает языковую реальность. «Язык – дом бытия»: герменевтика – не только искусство толкования текстов, но и «свершение бытия», которое наиболее полно проявляется в многозначном творчестве поэтов. Истолкование поэтического слова – главная цель и функция философии герменевтики.
Экзистенциализм. У экзистенциалистов «существование» - чистая субъективность, «то, чем я являюсь для себя». Под «Я» они понимают непосредственное самосознание, вернее самочувствие.
В центр своей философии экзистенциализм ставит отчуждение личности от общества, одиночество человека, протест против нивелирования личности, страдания, массовой гибели людей в войнах. Человек оказался безнадежно заброшенным, отданным всеобъемлющему разрушению, он направляет усилия на то, чтобы справиться с бременем своей судьбы. Эту философию часто называют «философией отчаяния», или «философией кризиса». Различают экзистенциализм религиозный: Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов, Бубер и атеистический: Сартр, Камю, Мерло-Понти, Хайдеггер. В атеистическом экзистенциализме Сартра человек, "приговоренный быть свободным", должен в одиночку нести на своих плечах всю тяжесть мира. В религиозном экзистенциализме выбор человека осуществляется перед лицом Бога, свобода человека связывается с актом веры в Бога. Жан Валь (1888 - 1974) говорил, что существовать – значит выбирать, испытывать эмоции, становиться, быть изолированным и быть субъективным, быть непрерывно поглощенным самим собой. Переживание субъектом своего «бытия в мире» и есть существование, экзистенция.
Течение в философии | Основной объект исследования |
Философия жизни; философия Кьеркегора; экзистенциализм; философская антропология | Индивидуальная человеческая жизнь со всеми ее страстями, переживаниями, целями и идеалами |
Психоаналитическая философия; постструктурализм; постмодернизм | Человеческая психика и бессознательное в ней, отношение между сознательным (рациональным) и бессознательным (иррациональным) |
Феноменология; логический позитивизм; лингвистическая философия; аналитическая философия; структурализм; герменевтика | Человеческое сознание, открывающееся нам прежде всего через язык и сам язык как таковой |
Классический позитивизм; эмпириокритицизм; прагматизм; неокантианство | Человеческий опыт (субъективный и интерсубъективный) и методология научного познания, вырастающая на базе опыта |
Марксизм | Всемирно-исторический опыт человечества (практика) и законы общественного развития |