Методические рекомендации
К оцениванию учебных достижений обучающихся начальных классов
По 5-балльной системе
Ориентировочные требования к ведению и оценке ученических тетрадей
Для учебной работы в начальных классах используются тетради (12 или 18 листов), соответствующие действующим стандартам, с такими видами графической сетки:
- в две горизонтальные линии разной интенсивности с наклонными линиями:
- в клетку 5,0 х 5,0 мм.
В
В
В
В
В
В письменной работе по языкам и математике рекомендуется указывать дату выполнения работы, какая это работа (классная или домашняя), вид задания (упражнение, диктант, сочинение, изложение, задача и т.п.), заголовок связного текста (рассказа, изложения и т.п.). В конце заголовков точка не ставится.
На усмотрение учителя в 1, 2 и 3 классах вид задания можно не указывать
целях экономии времени на уроке.
В тетрадях для контрольных работ обучающиеся пишут дату, вид задания и заголовок текста.
При выполнении письменной работы обучающимся рекомендуется соблюдать одинаковые интервалы между словами, дописывать каждую строку до конца, ориентируясь на правила переноса и не выходя за пределы строки, соблюдать абзацы.
|
Если нужно исправить ошибку, обучающийся должен зачеркнуть неправильно написанную букву или цифру наискосок (справа налево) и вместо неё сверху написать нужную букву или цифру. Если надо заменить слово, словосочетание, предложение или числовое выражение, то его следует зачеркнуть тонкой горизонтальной линией, а не брать в скобки, поскольку скобки являются пунктуационным знаком, и дальше записать правильно.
Исправления (зачеркивания и обновления) написанного нужно делать ручкой, а не карандашом.
Обучающиеся должны бережно использовать тетрадь: не начинать новую, пока не исписана предыдущая; пользоваться обложками; не пачкать страницы; не вырывать листы.
Замена тетрадей блокнотами или отдельными листами бумаги не допускается.
Все записи в тетради учитель осуществляет каллиграфически и грамотно.
Ведение рабочих тетрадей по языкам и математике оценивается
ежемесячно.
При этом рекомендуется учитывать:
· в тетрадях по языкам: каллиграфию, грамотность, культуру оформления письменных работ и наличие работ над ошибками;
· в тетрадях по математике: опрятность тетради и культуру оформления работ (дата, название и вид работы, размещение задач на странице, опрятность чертежей и исправлений, наличие работ над ошибками и т.п.). За речевые ошибки оценка не снижается. Также не влияют на эту оценку за ведение тетради математические ошибки – они учитываются при проверке каждой письменной работы.
Оценку за ведение тетрадей заносят в классный журнал и учитывают как текущую.
|
В ТЕТРАДЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ
После цифр наименование пишут сокращенно:
- без точки: 3 мм, 5 см, 7 дм, 9 м, 12 км; 2г, 7 кг, 9 ц, 10 т; 12 с, 17 мин, 15 ч;
- точка ставится после сокращенного наименования денежной единицы – копейки и рубля: 20 к., 12 руб. или 12 р.
Единицы скорости сокращенно записывают так: 60 м/с (или 60 м за 1 с), 17 км/ч (или 17 км за 1 час).
Единицы площади: 18 см2, 31 дм2, 73 м2. Высота цифры 2 у буквы ориентировочно составляет 1/2 клетки.
Названия предметов у цифры записывают по правилам сокращений: 8 д. (8 деревьев), 14 гр. (14 грибов), 36 ябл. (36 яблок).
Русский язык
При оценивании письменных работ учитываются все виды ошибок: дисграфические и дислексические, орфографические и пунктуационные. орфографические и пунктуационные ошибки оцениваются и считаются равноценными (грубыми); ошибка в одном и том же слове, которое повторяется в работе несколько раз, считается одной ошибкой; ошибки на одно правило, но в разных словах считаются разными ошибками.
Грубой ошибкой следует считать:
· нарушение правил орфографии при написании слов;
· неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями;
· пропуск, перестановка, замена букв, слогов в словах;
· замена слова;
· отсутствие знаков препинания (в соответствии с изученными пунктограммами).
Негрубыми считаются следующие ошибки:
· повторение буквы в слове несколько раз;
· недописывание буквы в конце слова (не по правилу);
· дважды подряд написано одно и то же слово в предложении.
Две негрубые ошибки приравниваются к одной грубой.
Четыре аккуратных исправления (неправильное написание на правильное) приравниваются к одной ошибке.
|
При оценке диктантов целесообразно учитывать грамотность, каллиграфию (правильность написания букв и их соединений) и культуру оформления письменной работы: от оценки за грамотность рекомендуем вычитать 1 балл за грубое нарушение написания букв или их соединений, за несоблюдение культуры оформления письменной работы.
Оценивание грамотности написания диктанта и контрольного списывания осуществляется по таким критериям:
Отметка | Характеристика результатов учебных достижений обучающихся |
Обучающийся допускает 7 и более грубых ошибок, работа написана неряшливо. | |
Обучающийся допускает 4-6 грубых ошибок, работа написана небрежно. | |
Обучающийся допускает 1-3 грубые ошибки, работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии. | |
Обучающийся допускает 1 негрубую ошибку или 2-3 исправления; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма. |
Литературное чтение
Во 2-4 классах сформированность читательских умений рекомендуется проверять на уроках литературного чтения не менее двух раз в год.
При оценке сформированности умения читать учитываются: способ чтения (слогами, целыми словами); правильность чтения; скорость, понимание прочитанного.
Показатели скорости чтения вслух:
Класс | І- ІІ четверть | ІІІ -IV четверть |
- | 20-30 сл/мин | |
35-45 сл/мин | 50-60 сл/мин | |
65-70 сл/мин | 75-80 сл/мин | |
80-85 сл/мин | 90-95 сл/мин |
Сформированность навыка чтения вслух (правильность, способ, темп) в III- IVчетверти 2 класса определяется такими критериями:
Отметка | Характеристика результатов учебных достижений обучающихся |
Обучающийся читает по слогам, допуская пропуск, перестановку букв и слогов, ошибки языкового характера, многочисленные ошибки в окончаниях, ударении слов. Темп чтения существенно ниже нормы (на 10 и более слов от меньшего нормативного числа). | |
Обучающийся читает словами и слогами. Чтение монотонное в темпе ниже меньшего показателя нормы на 5-6 слов). Часто допускает ошибки в произношении, ударении слов. | |
Обучающийся читает словами, плавно, правильно, в темпе незначительно меньше нормы. Возможны отдельные ошибки в ударении слов, несколько орфоэпических, речевых ошибок. | |
Обучающийся читает словами и группами слов, правильно, плавно, в темпе, соответствующем большему показателю нормы, с соблюдением норм литературного произношения. |
Отметка за чтение стихотворения наизусть выставляется в колонку без указания даты.
Ориентировочные требования к качеству чтения наизусть для обучающихся 2-4 классов:
Отметка | Характеристика результатов учебных достижений обучающихся |
Обучающийся нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст; читает нечётко, допускает орфоэпические ошибки, не использует средства выразительности. | |
Обучающийся читает наизусть, но при чтении обнаруживает недостаточное знание текста, допускает орфоэпические ошибки, неправильно использует средства выразительности. | |
Обучающийся знает стихотворение наизусть, но при чтении допускает перестановку или замену слов, отдельные орфоэпические ошибки, самостоятельно исправляет допущенные неточности; иногда неточно передает интонационный рисунок. | |
Обучающийся твердо знает текст наизусть, читает выразительно, с соблюдением норм орфоэпии, уместно использует языковые средства выразительности речи. |
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК
Объектами проверки и оценки являются:
· речевые умения по аудированию, говорению, чтению, письму;
· сформированность определенного круга языковых знаний, умений и навыков, которые позволяют обучающимся овладевать устной и письменной формами украинской речи.
Во 2-3 классах формируется умение пересказывать короткий текст по рисунку и плану,
Чтение вслух
Во 2 классе в конце IV четверти можно проверять умение правильно читать слова, предложения, небольшие тексты и понимать прочитанное. Ориентировочная скорость чтения – 25-30 слов в минуту.
При оценке сформированности умения читать во 2 классе учитываются: способ чтения (слогами, целыми словами); правильность чтения; скорость и понимание прочитанного.
Во 2 классе в конце IV четверти проверяют умение употреблять усвоенные буквы украинского алфавита при письме, умение списывать. Для этого предлагают небольшой текст для списывания.
Ориентировочные требования к оцениванию списывания,