ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ— ПОЧЕМУ И КАК ОНИ ЛЕТАЮТ
Летательные аппараты (ЛА) - это технические устройства, тяжелее или легче возду, предназначенные для выполнения определенных задач в воздушной среде. На все типы ЛА в полете действует сила земного притяжения (сила тяжести). Для ее преодоления ЛА должны создавать во время полета подъемную силу. Способ создания подъемной силы определяет принцип полета ЛА и их классификацию.
По принципу полета Л А можно разделить на следующие группы:
- ЛА с аэростатическим принципом полета, в которых подъемная сила создается благодаря выталкивающей (архимедовой) силе, действующей на находящееся в воздухе тело, более легкое, чем воздух в объеме этого тела;
- Л А с аэродинамическим принципом полета, где подъемная сила создается в результате силового воздействия воздуха на тело, которое в нем перемещается;
- Л А с ракетодинамическим принципом полета, где подъемная сила создается силами реакции при отбрасывании части массы летящего тела;
- Л А с баллистическим принципом полета, в которых подъемная сила определяется силой инерции, запасенной на начальном участке траектории полета.
Аэростатические ЛА (их часто называют воздухоплавательными) используют для полета подъемную силу газов, более легких, чем воздух.
Воздухоплавательный принцип создания подъемной силы можно объяснить, используя закон Архимеда, одинаково справедливый как для жидкой, так и для воздушной среды:
«Сила, выталкивающая целиком погруженное в жидкость или газ тело, равна весу жидкости или газа в объеме этого тела».
К летательным аппаратам, основанным на аэростатическом принципе, принадлежат воздушные шары или аэростаты
|
а — аэростат свободный сферический, б - стратостат; в - дирижабль.
Аэростаты, предназначенные для полетов в стратосферу, называются стратостатами. Они отличаются от обычных аэростатов наличием герметической кабины. Управляемые аэростаты, оборудованные двигателями, называются дирижаблями. Оболочка дирижабля обычно бывает удлиненной формы. Кроме гондолы, он имеет силовую установку, создающую силу тяги, необходимую для перемещения его в воздухе; органы устойчивости (вертикальное и горизонтальное оперение) для обеспечения устойчивости полета; рули, с помощью которых можно по желанию летчика изменять направление движения.
Основные достоинства аппаратов легче воздуха заключаются в том, что они могут подниматься и спускаться вертикально и даже неподвижно «висеть» в воздухе (без дополнительных затрат энергии), достаточно грузоподъемны и экономичны. Недостатки этих аппаратов — плохая маневренность, малая скорость полета, необходимость надежных средств для швартовки на стоянке.
Летательные аппараты тяжелее воздуха, у которых подъемная сила создается по аэродинамическому принципу, составляют наиболее многочисленную группу (рис. 2.2).
Прежде всего к ним относятся самолеты различного типа и назначения. Подъемная сила создается несущими поверхностями, в основном крылом, при перемещении самолета относительно воздуха в результате работы силовой установки. При этом сила тяги, создаваемая силовой установкой, позволяет самолету преодолевать сопротивление воздуха. Планеры, в отличие от самолета, не имеют двигательной установки, но подъемная сила, так же как и у самолета, создается крылом при перемещении планера в воздухе.
|
К этой же группе относятся вертолеты и автожиры. У вертолетов подъемная сила создается несущим винтом, приводимым во вращение силовой установкой. У автожиров подъемную силу создает специальный винт, который вращается от набегающего потока воздуха, а поступательное движение осуществляется благодаря силовой установке.
К группе ЛА, использующих ракетодинамический принцип полета, относятся ракеты различного назначения, к баллистическим Л А — в основном спутники Земли и межпланетные корабли.
Авиационные модели — это тоже летательные аппараты. В уменьшенном виде они или копируют, прототип, или схематически воспроизводят его.
Летающие модели по характеру полета делятся на свободнолетающие, кордовые и радиоуправляемые.
Свободным называется полет, во время которого между летающей моделью и моделистом отсутствует всякая связь, кроме визуальной. Свободнолетающими являются модели планеров, самолетов с резиновыми и с поршневыми двигателями (таймерные), вертолетов (рис. 2.3).
Полетом кордовой модели моделист, находящийся на земле, управляет посредством нерастягивающихся нитей — тонкой стальной проволоки или тросиков.
Кордовыми моделями могут быть скоростные, гоночные, пилотажные моде ли «воздушного боя» и копии реальных самолетов (рис. 2.4).
Во время радиоуправляемого полета моделист, находящийся на земле, управляет моделью, подавая радиокоманды.
Управляемыми по радио могут быть летающие модели планеров, самолетов и вертолетов, а также модели-копии реальных летательных аппаратов (рис. 2.5).