По обращению, поступившему в органы прокуратуры Российской Федерации, должно быть принято одно из следующих решений:
· принятии к рассмотрению;
· прекращении проверки;
· передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;
· направлении в другие органы;
· приобщении к ранее поступившей жалобе.
Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки с одновременным уведомлением об этом заявителя.
Обращения, рассмотрение которых относится к компетенции нескольких подразделений, направляются в нижестоящую прокуратуру подразделением, указанным среди исполнителей первым.
Обращения, адресованные в органы Следственного комитета, а также обращения, относящиеся к компетенции следственных органов, направляются в соответствующие органы с одновременным извещением заявителей о принятом решении.
Если обращениях содержатся вопросы, разрешение которых отнесено как к их компетенции, так и к компетенции органов предварительного расследования, такие обращения подлежат разрешению в соответствующих прокуратурах.
Обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в 7-дневный срок с момента регистрации направляется соответствующему прокурору, другие органы и учреждения.
При направлении обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в случае необходимости у них может быть истребована информация о результатах рассмотрения обращения.
В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней со дня регистрации направляется по принадлежности.
При передаче поручений, взятых на особый контроль, об этом в обязательном порядке уведомляется организационное управление Главного организационно-инспекторского управления.
В органах прокуратуры Российской Федерации ведется раздельный учет обращений и обращений, взятых на особый контроль.
Так, предложения, обращения и жалобы граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в следующие сроки:
– не требующие дополнительного изучения и проверки, в их числе и те, по которым нужно дать разъяснения, – до 15 дней;
– требующие дополнительного изучения и проверки – до 30 дней.
Запрос или обращения следующих органов или должностных лиц разрешаются в сроки:
· парламентский запрос – в срок до 15 дней;
· запрос или обращение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – не позднее 30 дней;
· запрос Уполномоченного по правам человека – не позднее 15 дней, если в самом запросе не установлен иной срок;
· запрос Общественной палаты Российской Федерации – не позднее чем через 30 дней со дня его регистрации, а в исключительных случаях – не позднее чем через 14 дней;
· обращения Президента Российской Федерации, высших должностных лиц Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также обращения, разрешение которых взято на особый контроль, – безотлагательно.
Срок рассмотрения и разрешения обращений и запросов исчисляется с момента их регистрации в соответствующем органе прокуратуры. Окончанием срока рассмотрения и разрешения обращений (запросов) считается дата направления письменного ответа автору о принятом решении.
В случае проведения дополнительной проверки, запроса материалов и в других исключительных случаях срок разрешения обращений граждан, должностных или иных лиц продлевается прокурором либо его заместителем с одновременным уведомлением их авторов о причинах задержки ответа и характере принимаемых мер, но не более чем на 30 дней.
В ходатайстве о продлении срока проверки по обращению указываются причины продления срока и срок, в который обращение будет разрешено. Ходатайство оформляется не позднее, чем за 3 дня до истечения контрольного срока.
Доводы заявителей о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной оценки правоохранительных органов и нижестоящих прокуроров, проверяются, как правило, с выездом на место.
Для обеспечения полноты и объективности проверок к их проведению могут привлекаться специалисты, а в случае необходимости – заявители.
При рассмотрении обращения органами прокуратуры заявитель имеет право представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании.
По итогам разрешения обращений может быть принято одно из следующих решений:
1. «удовлетворено» – приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;
2. «удовлетворено повторное обращение» – обращение, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения. При этом первичное решение отменяется;
3. «отклонено» – требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;
4. «разъяснено» – по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств, разъяснены вопросы правового характера;
5. «принято иное решение» – обращение оставлено без разрешения, приобщено к материалам уголовного дела (надзорного производства), прекращена переписка;
6. «направлено» – обращение в 7-дневный срок направлено для разрешения в другую прокуратуру или другое ведомство по принадлежности.