Апреля 2020 19.00
Психологическая онлайн-гостиная с Еленой Зыряновой
Тема: Как общаться с ребенком, чтобы слышал с первого раза.
Правило.
Прекратите общаться с ребенком из позиции «над» - замените воздействие на взаимодействие.
Инструмент самоконтроля – задаем себе вопрос, отслеживая и анализируя собственную коммуникацию – в какой позиции я нахожусь по отношению к ребёнку?
Как это сделать? – периодически проверяем себя, свое внутреннее настроение, с которым обращаемся к ребенку:
Я «ОК!» - ТЫ«ОК» Я «ОК» - ТЫ«НЕ ОК!»
Я «НЕ ОК» - ТЫ«ОК!» Я «НЕ ОК!» - «ТЫ«НЕ ОК!»
Повелительные и приказные обращения ЗАМЕНИТЕ НА | ПРОСЬБЫ: |
Физически вместо того, чтобы обращаться к ребенку из одной комнаты, когда он находится в другой, | - подойдите к ребенку и физически встаньте на уровень ребенка, чтобы ребенок видел вас и мог адресно воспринимать обращение в его адрес, а у вас будет возможность сразу видеть его реакции.(контакт «глаза в глаза) |
Вместо повелительных на расстоянии «Убери свои игрушки!», «Сложи кубики!», «Переоденься!» и т.д., | - давай посмотрим, все ли игрушки в своем домике лежат? Поставь, пожалуйста, лошадку на полку! А куда ты кубики положишь? - Переоденься, пожалуйста, грязную рубашку куда положишь? Какую рубашку ты выбираешь? |
Правило.
Пусть ваши слова не расходятся с действиями - будьте последовательны в своих обращениях и просьбах.
- Ребенок - это отражение родителей и отражает он то, что видит, слышит, ощущает, в том числе «скрытый смысл», который ребенок воспринимает эмоционально.
- Не используйте двойные послание: «Это кто тут у меня напроказничал!? (фраза осуждения, произнесённая в шутливой и веселой форме воспринимается ребенком как игра, как приглашение его к повторению того, что он сделал). Транслируйте в высказываниях те, чувства, которые соответствуют событиям: радость, беспокойство, огорчение, злость и т.д.
|
- Соблюдайте правило «Сказано – сделано!», действуйте в соответствии с тем, что было сказано ребенку, и сами показывайте пример.
Пример: «Лена, пора одеваться». Фраза была сказана глаза в глаза, и ребенок точно ее услышал. Но затем шло сообщение на гаджет и мама решила задержаться, при этом при этом все повторяет и повторяет: «Лена, ты готова?». Ребенок слышит одно, но видит другое. Будет делать в последующем так как делает мама.
Правило
Делите арбуз на части!
Этапы формирования компетентности: от Знаю - к Умею - к Владею
1 этап – Неосознанная некомпетентность (зона комфорта, ребенок не обладает нужными навыками и не знает об этом) | 2 этап – Осознанная некомпетентность Знаю, вижу, как делают и умеют другие, но сам не умею (комфорт/дискомфорт зависит от мотивации, желания, личной или социальной значимости) |
4 этап – Осознанная компетентность (зона комфорта, уверенности, роста самооценки) При выполнении действий, которые стали навыками применяет их активно на практике. | 3 этап – Неосознанная компетентность Знаю, осваиваю (учусь, овладеваю) (проблема способности, скорости овладения и применения в жизни осваиваемых умений и навыков) |
Обучение, приучение, развитие навыков во всем имеет свой промежуточный или конечный результат.
Важно родителю понимать этот результат (итоговой и промежуточные) и сообщать его/их ребенку, анализировать путь достижения результатов, размышлять о том, что получается, а что не получается.
|
Пример: Приучаем содержать в порядке свой стол, шкаф.
Зачем это нужно? - Конечная цель – Ты, мой сын (моя дочь) – аккуратный, упорядоченный и организованный человек.
Вопросы для исследования с ребенком конечной цели:
- Хорошо ли быть аккуратным, упорядоченным, организованным человеком?
- Для чего это нужно?
- Что будет, если ты будешь организованным?
- Что будет, если ты не будешь организованным?
Промежуточные задачи, действия, которые помогут быть аккуратным человеком.
- Что нужно делать, чтобы чувствовать себя аккуратным, организованным человеком?
(привести как можно больше примеров: коробка с игрушками, порядок в книжном шкафу, в плательном шкафу, на столе и т.д.)
- Как я могу тебе помочь научиться создавать и поддерживать порядок на столе?
(варианты помощи: напоминание, контроль, похвала, приз, поощрение и т.д.)
Правило
Общение и взаимодействие в форме игры.
Таким образом, можно направлять различные ситуации в нужное вам русло.
Одушевление игрушек (разговор с ребенком от имени игрушки, которую он бросает), формулирование просьбы, даем обратную связь «Маша, я так устал от твоего отношения ко мне…»
Душевный разговор с любимой игрушкой на проблемные темы.
Поменяемся ролями: теперь ты – мама, а я дочка Марина.
Придумывание сказок, чтение сказок и поучительных историй с обсуждением героев рассказов.
Формулирование просьбы от имени шкафа, стола
|
Кстати, сказки тоже можно отнести к моменту игры. Рассказывайте и сочиняйте их вместе с ребенком, и пусть один из героев будет похож на вашего малыша.
Правило
Слова «нет» и «нельзя» в повседневных просьбах заменяйте на условные «Да +»,
«Нет!» - это ответ, умейте аргументировать отказ и быть верным принятому решению
Ребенок: | Родитель: |
Я не хочу чистить зубы! | Допустим, ты не будешь чистить зубы, что тогда случится с ними? (подобрать с ребенком несколько вариантов последствий) Ты знаешь, что случается с людьми, которые не чистят зубы? |
А можно мне посмотреть мультики? | Конечно можно, только давай договоримся какие ты посмотришь и сколько времени это у тебя займет? |
Можно я еще поиграю? | Да, я понимаю, как сложно остановить игру в самом разгаре, только вспомни, в начале игры мы договаривались о том, что…. Как же наша договоренность? Получается твоя игра важнее того, что мы с тобой запланировали? |
Правило