Поучения Кирилла Туровского




Выполнила Антонова Оксана, 19ИПД2

Литература в период феодальной раздробленности

Особенности развития древнерусской литературы в период феодальной раздробленности

Образование самостоятельных полугосударств на северо-востоке, юго-западе, северо-западе и юге Руси приводит к формированию на базе литературы Киевской Руси местных литературных «школ»: Владимиро-Суздальской, Новгородской, Киево-Черниговской, Галицко-Волынской, Полоцко-Смоленской и Турово-Пинской.

Характер и своеобразие этих «школ» проявляется, прежде всего, в летописании и агиографии, прославлявшей местные святыни. Однако через традиции Киева литературы этих областей устанавливали общие связи и продолжали отстаивать идею единства Русской земли.

Вершиной литературы этого периода является «Слово о полку Игореве», созданное в Киево-Черниговской Руси.

Еще с середины XI в. значительное место в развитии русской культуры занимает Новгород. С 1136 г. он становится самостоятельной феодальной городской республикой, управляемой вечем и советом господ во главе с епископом. С 1036 г. в Новгороде ведется местная летопись. Краткость и простота становятся характерными ее особенностями. Главное внимание летописцы уделяют хозяйственной жизни города и области, внутренним «гражданским интересам».

На основании местных устных преданий в конце XII – начале XIII в. в Новгороде пишется первое агиографическое произведение – житие Варлаама Хутынского (1-я ред). Благоприятную почву в Новгороде нашел жанр хождений. Здесь создаются «Сказание о Софии в Царьграде», «Книга паломник» – о путешествии в Царьград Добрыни Ядрейковича в 1200 – 1204 гг. и «Повесть о взятии Царьграда фрягами» (крестоносцами) в 1204 г.

Крупным политическим и культурным центром становится в XII в. Смоленск. О характере его духовной жизни позволяет судить житие Авраамия Смоленского, написанное Ефремом, и литературная деятельность Климента Смолятича, избранного в 1147 г. собором русских епископов на митрополичий престол.

Традиции «Повести временных лет» были продолжены Киевской летописью, которая много внимания уделяет княжеским междоусобным распрям. В ее составе находится повесть об убиении Игоря Ольговича во время восстания в Киеве в 1147 г. Интересуют летописца и события северо-восточной Руси: под 1175 г. он помещает повесть об убиении Андрея Боголюбского. Под 1185 г. помещена пространная историческая повесть о походе на половцев Игоря Святославича Новгород-Северского.

В XII – первой половине XIII в. политическая роль Киева падает. Выдвигаются новые культурные центры – Чернигов, Переяславль Южный, Владимир Волынский, Холм, Галич. Галицкие князья держат в своих руках торговые связи Руси с Западной Европой, сдерживают натиск венгерских и польских феодалов.

Из литературных памятников этой области до нас дошла лишь Галицко-Волынская летопись, да и то в неполном составе. Это связано с тем, что в XIV в. прикарпатская Русь была захвачена польскими феодалами, которые насаждали там католичество, а католическое духовенство истребляло памятники древнерусской национальной культуры.

Галицко-Волынская летопись, дошедшая до нас в составе Ипатьевской летописи, состоит из двух частей: Галицкой летописи, излагающей события с 1205 по 1264 г., и Волынской – с 1264 по 1292 г.

С середины XII в. на северо-востоке Руси крупным политическим и культурным центром становится Владимир. Деятельный «властодержец» Андрей Боголюбский превращает его в столицу Суздальской земли, противопоставляя боярскому Ростову. Он участвует в составлении летописи, создании культа иконы Владимирской Богоматери, идеологически обосновывая права Владимиро-Суздальской земли на политическую и религиозную самостоятельность. Пропаганде идей небесного покровительства владимирскому князю и его земли служили такие произведения, как «Слово о милости божией к Андрею Боголюбскому» и «Сказание о победе над болгарами 1164 года и празднике Спаса», а также «Сказание об обретении мощей Леонтия Ростовского». Важным этапом в развитии исторической повести явилась «Повесть об убиении Андрея Боголюбского», в которой фактографическая основа сочетается с публицистичностью. Во Владимиро-Суздальском княжестве появилось такое выдающееся произведение, как «Слово» Даниила Заточника.

 

Поучения Кирилла Туровского

Кирилл, известный аскет-столпник и епископ города Турова, обращался к своей пастве с торжественными поучениями, посланиями и «словами» в 50— 80-ые гг. XII в. Кириллу принадлежит обличение ростовского епископа Федорца, послание к Андрею Боголюбскому (до нас не дошло), восемь торжественных «слов», два поучения, около двадцати двух молитв и один канон.

Если для летописи было характерно стремление во что бы то ни стало раскрыть объективный смысл времени, то для торжественного поучения время переживается, предстает как субъективно окрашенное личное откровение. Итак, проповедник предлагает слушателям "увидеть" евангельские события. Кирилл Туровский учит постигать непреходящий смысл новозаветных сюжетов «духовными очима», т. е. с помощью особой религиозно-нравственной интуиции.

Следуя в точности трехчастной структуре жанра, святитель Кирилл, епископ Туровский, не повторяет слепо композиционных приемов своего предшественника, митрополита Илариона. Как заметил известный исследователь творчества туровского епископа И.П. Еремин, вторая часть торжественных поучений Кирилла представляет собой, как правило, своеобразную эпическую вставку. Само «повествование» центральной части (средника) служит наглядной иллюстрацией того или иного праздника. При этом известный слушателям сюжет как бы обрастает новыми подробностями, становится условным вольным пересказом (риторической парафразой). Переход от похвалы к сюжетной части осуществляется иногда с помощью специальных риторических приемов. Так, предлагая слушателям представить сцену уверения Фомы, проповедник просит "мысленно" посетить Сионскую горницу, где и происходило описываемое евангельское событие.

В поучениях используется прием многоголосия. Автор изображает весь созданный Богом мир, который по-своему откликается на события вселенского масштаба. Поэтому церковный писатель активно использует прием риторического диалога и монолога. Герои обращаются друг к другу с речами, живо реагируют на происходящее, активно сопереживают оратору.

В сочетании перечисленных риторических фигур и поэтических средств состоит своеобразие "поучений" Кирилла Туровского, который развил и преумножил достижения ораторского искусства Киевской Руси.
«Эпидиктическая» традиция Кирилла повлияла на развитие средневековой литературы восточных славян, в том числе и на старорусскую словесность. «Праздничные слова» Кирилла Туровского включались в специальные сборники, «Торжественники» и «Златоусты», цитировались наряду с поучениями величайших проповедников восточнохристианского мира. Риторика Кирилла была востребована русскими агиографами эпохи Куликовской битвы. Следует помнить и о том, что риторическая основа многих средневековых жанров восходила к торжественному витийству XII в. Так творчество туровского епископа прочно вошло в историю средневекового искусства слова.

«Летописец Даниила Галицкого»

Галицкая летопись представляет собой связное высокохудожественное повествование о княжении Даниила Галицкого. Составитель летописи отходит от хронологического принципа изложения, он ставит в центр повествования историческую личность князя и создает его биографию. Главное внимание уделяется политическим и военным событиям: борьбе Даниила Романовича с боярами, нашествию монголов. Церковная жизнь вовсе не интересует летописца.

Галицкая летопись отличается от других летописных сводов Древней Руси не только оригинальностью жанровой структуры, нетрадиционностью содержания, но и неповторимостью стилевых решений. Знаток в области языка Галицко-Волынской летописи А. И. Генсиорский доказал, что памятник содержит около 40 слов и выражений из области военной лексики и фразеологии, которые не встречаются в других источниках.

Для стиля Галицкой летописи характерно пристрастие к трехчленным конструкциям, где разного типа повторы (звуковые, лексические, синтаксические) создают особый ритм, по-военному резкий и четкий, как чеканный шаг солдат. Динамизм повествованию придает обилие глагольных форм.

Создатель "Летописца Даниила Галицкого" демонстрирует прекрасное знание традиционных формул воинской повести, однако в использовании их проявляет оригинальность: вводит готовые формулы в развернутые и подробные батальные описания. Из живой речи дружинников в Галицкую летопись могли попасть такие выражения, как "совокупить вои", "приступить ко граду", "исполнить полки", "взять град копьем" и т.п.

Другая яркая черта своеобразия памятника связана с афористичностью его стиля, меткостью "речений" героев летописи. Галицкий летописец не ограничивался библейскими изречениями ("не оставлешюся камень на камени"), а украшал текст памятника мудрыми выражениями, пришедшими в литературу из народного обихода, близкими по форме к пословицам и поговоркам.

Галицко-Волынская летопись является уникальным памятником истории, причем не только одного княжества, ибо содержит сведения о международных контактах Древнерусского государства с соседними европейскими державами. В условиях ордынского ига "Летописец Даниила Галицкого" формирован сознание будущих победителей на поле Куликовом, воплощая героический идеал эпохи. Летопись Галицко-Волынского княжества оказала определяющее влияние на развитие в древнерусской литературе темы воинского подвига. Ее отзвуки слышны в памятниках Куликовского цикла, в "Казанской истории", в повестях об Азове.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: