Вариант – 1
1. Промышленный узел - это:
а. территориальное образование, интегрирующее промышленные и транспортные узлы, системы коммуникаций, города и населенные пункты;
б. сочетание различных технологически связанных производств с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры;
в. пересечение транспортных коммуникаций, как правило, сочетающееся с концентрацией производства и населения;
г. сочетание промышленных предприятий, одного или нескольких населенных пунктов, вместе с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры, размещенных на компактной территории.
2. Экономика предприятия - это:
а. избранная технология производства;
б. соотношение ресурсов на входе и выходе;
в. состав и квалификация кадров предприятия;
г. номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции.
3. Какое понятие наиболее полно отражает право собственности:
а. распоряжение;
б. владение;
в. использование;
г. верно 1 и 3.
4. Содержание производства предполагает наличие одного из следующих элементов:
а. квалификации рабочих;
б. предметов труда;
в. ассортимента продукции;
г. издержек производства.
5. Под производственным процессом понимается:
а. совокупность действий работника по преобразованию предмета труда;
б. совокупность взаимосвязанных естественных и трудовых процессов, направленных на изготовление продукции;
в. совокупность технологических, транспортных процессов, процессов контроля и испытаний готовой продукции;
г. нет верного варианта ответа.
6. К типам производственной структуры относятся:
а. предметный;
б. единичный;
в. массовый;
г. серийный.
7. Какие сведения из перечисленных должен содержать устав:
а. автобиографии учредителей;
б. адреса учредителей;
в. размер уставного капитала;
г. декларация о доходах учредителей.
8. Утрата элементами основного капитала потребительской стоимости – это:
а. материальный (физический) износ;
б. моральный износ 1-го рода;
в. моральный износ 2-го рода;
г. все ответы неверны.
9. В состав оборотных производственных фондов предприятия входят материально-вещественные элементы:
а. производственные запасы сырья, материалов, запасные части, топливо, полуфабрикаты;
б. прибыль предприятия;
в. станки, агрегаты, такелаж, приспособления;
г. готовая продукция, денежные средства в кассе.
10. Коэффициент текучести кадров - это:
а. все уволенные за определенный период времени;
б. отношение всех принятых и уволенных работников к среднесписочный численности за период времени;
в. отношение всех принятых работников ко всем уволенным;
г. отношение уволенных работников по неуважительным причинам к среднесписочной численности работников за период времени.
11. Тарифная система оплаты труда рабочих включает:
а. тарифные ставки, тарифные сетки, тарифно-квалификационный справочник, районный коэффициент;
б. тарифные сетки, должностные оклады, тарифные ставки;
в. должностные оклады, премиальные положения;
г. тарифно-квалификационный справочник, районный коэффициент, схема должностных окладов.
12. Увеличение реальной заработной платы приводит:
а. к увеличению индивидуального предложения труда;
б. к уменьшению индивидуального предложения труда;
в. сначала к увеличению индивидуального предложения труда, затем к его уменьшению;
г. сначала к уменьшению индивидуального предложения труда, затем к его увеличению.
13. Что из ниже перечисленного не является условием совершенной конкуренции:
а. свобода входа на рынок;
б. диверсификация производства;
в. большое число продавцов и покупателей;
г. свобода выхода с рынка.
14. Главная цель рекламы:
а. рост объема производства продукции;
б. формирование спроса на конкретный вид продукции;
в. повышение качества;
г. снижение затрат на производство.
15. Понятие «предложение» отражает:
а. структуру товара на рынке;
б. стоимость товара для реализации;
в. количественную оценку товара на рынке;
г. номенклатуру продукции, представленную на рынке.
16. Базой для составления производственной программы является план производства продукции:
а. в натуральных измерителях;
б. в стоимостных измерителях;
в. в трудовых измерителях;
г. в других измерителях.
17. Себестоимость продукции – это:
а. материальные затраты;
б. транспортные расходы;
в. текущие затраты на производство и реализацию продукции;
г. трудовые затраты.
18. Калькулирование себестоимости – это:
а. собирание всех расходов предприятия за отчетный период;
б. метод определения затрат на производство и реализацию единицы определенного вида продукции в денежном выражении;
в. сумма всех определенных материальных, трудовых и финансовых затрат на определенную дату;
г. вычисление себестоимости единицы на определенную дату.
19. С какой целью используется диверсификация цен:
а. завоевание рынка;
б. присвоения потребительского излишка;
в. увеличения объема реализации;
г. привлечения определенного потребителя.
20. К показателям качества относятся:
а. показатели надежности;
б. показатели сравнительной эффективности;
в. показатели экстенсивной нагрузки оборудования;
г. показатели прибыльности.
21. Нормативные документы по стандартизации включают:
а. только стандарты (государственные, отраслевые, предприятий и пр.);
б. только технические условия;
в. стандарты и технические условия;
г. нет верного варианта ответа.
22. Понятие «коммерческая эффективность» инвестиционного проекта характеризует:
а. результат от осуществления проекта за расчетный период;
б. превышение доходов федерального или местного бюджета над расходами в связи с осуществлением инвестиционного проекта;
в. финансовые, социальные, экологические последствия реализации проекта;
г. соотношение финансовых затрат и результатов от реализации проекта для его непосредственных участников.
23. Общая экономическая эффективность по вновь строящимся предприятиям определяется как отношение:
а. производственных капитальных вложений к годовому объему прибыли;
б. годового объема прибыли к производственным капитальным вложениям;
в. годового прироста прибыли к производственным капитальным вложениям;
г. нет верного варианта ответа.
24. В состав арендной платы входят:
а. стоимость материальных ресурсов;
б. заработная плата персонала;
в. часть прибыли;
г. отчисления от объема реализации продукции.
25. Ресурсное обеспечение сделки при разработке бизнес-плана содержит сведения:
а. о производстве продукции;
б. о рекламе и рынках сбыта;
в. об источниках и способах получения ресурсов предприятия;
г. о планируемых ценах реализации продукции.
26. Основными целями финансово-экономического анализа деятельности предприятия являются:
а. получение определенного числа показателей, характеризующих объективную картину финансово-экономического состояния предприятия;
б. составление сметы затрат на производство;
в. расчет себестоимости единицы продукции предприятия;
г. формирование оптовых цен предприятия.
Вариант – 2
1. Крупные организации, объединяющие в своем составе промышленные предприятия, торговые фирмы, банки, инвестиционные фонды и страховые компании - это:
а. финансово-промышленные группы;
б. предпринимательские союзы;
в. корпорации;
г. виртуальные организации.
2. Главная цель предпринимательской деятельности:
а. получение прибыли;
б. увеличение объемов производства;
в. решение социальных вопросов;
г. повышение качества продукции и расширение ее ассортимента.
3. Статус малого предприятия определяется:
а. размером уставного капитала;
б. числом учредителей;
в. средней численностью работников;
г. рентабельностью производства.
4. Результат материального производства:
а. расход материальных ресурсов;
б. заработная плата работников;
в. конечный продукт, обладающий заданными потребительскими свойствами;
г. занятость трудоспособного населения.
5. Уровень автоматизации характеризуют:
а. коэффициент автоматизации парка оборудования;
б. производительность автоматизированных производственных линий;
в. трудоемкость изготовления продукции на автоматической линии;
г. количество времени работы автоматической линии.
6. Производство отливок и штамповок осуществляется в цехах:
а. основных;
б. вспомогательных;
в. побочных;
г. подсобных.
7. В состав имущества предприятия входят:
а. только внеоборотные активы;
б. только оборотные активы;
в. сумма внеоборотных и оборотных активов;
г. капитал и резервы, долгосрочные и краткосрочные обязательства.
8. Эффективность использования основных производственных фондов характеризуется всеми показателями, кроме:
а. фондоотдачи;
б. фондовооруженности;
в. фондоемкости;
г. ликвидности
9. К собственным источникам формирования оборотных средств предприятия относятся:
а. уставной фонд;
б. амортизационные отчисления;
в. налог на добавленную стоимость;
г. фонд заработной платы.
10. К какой категории работников относится токарь-расточник:
а. служащий;
б. специалист;
в. младший обслуживающий персонал;
г. основной рабочий;
11. Из всего многообразия форм оплаты труда наиболее эффективна:
а. сдельная форма;
б. повременная форма;
в. бестарифная форма;
г. форма оплаты, в наибольшей степени соответствующая конкретным условиям производства.
12. К экономическим условиям формирования предпринимательства относятся:
а. предложение товаров и спрос на них;
б. стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде;
в. наличие законов, регулирующих развитие предпринимательской деятельности;
г. избыток и недостаточность рабочих мест.
13. Если производство в отрасли распределено между несколькими фирмами, контролирующими рынок, то такая структура рынка называется:
а. совершенной конкуренцией;
б. монополистической конкуренцией;
в. монополией;
г. олигополией.
14. При каком состоянии спроса производитель может не использовать рекламу:
а. при снижающемся спросе;
б. при негативном спросе;
в. при отрицательном спросе;
г. при чрезмерном спросе.
15. Понятие «спрос» отражает:
а. количество продавцов на рынке;
б. стоимость товара, представленного на рынке;
в. количество товара на рынке;
г. совокупную общественную потребность в различных товарах с учетом платежеспособности покупателя.
16. Принцип пропорциональности в организации производства – это:
а. одновременное выполнение операций и стадий производственного процесса;
б. рациональная организация перемещения изделия в процессе производства;
в. оптимальное сочетание производственных мощностей всех подразделений производства;
г. выпуск в равные промежутки времени одинакового (или возрастающего) количества изделий.
17. Производственная себестоимость продукции включает затраты:
а. цеха на производство данного вида продукции;
б. цеховую себестоимость и общезаводские расходы;
в. на производство и сбыт продукции
г. нет верного варианта ответа.
18. Какова цель группировки по калькуляционным статьям:
а. определение потребление в текущих затратах;
б. определение себестоимости единицы изделия;
в. определение структуры себестоимости произведенной продукции;
г. определение долевого участия в расходах на производство единицы продукции.
19. Какой принцип ценообразования используется, если временно назначается цена ниже прейскурантной, в некоторых случаях - ниже себестоимости, в целях активизации продаж в короткий интервал времени:
а. ценообразование по психологическому принципу;
б. стимулирующее ценообразование;
в. ценообразование по географическому принципу;
г. дискриминационное ценообразование.
20. Качество товара - это:
а. набор необходимых функциональных характеристик товара предназначенных потребителями обязательными;
б. способность товара выполнять свое функциональное назначение;
в. отсутствие у товара видимых дефектов;
г. правильного ответа нет.
21. При расчете экономического эффекта от повышения качества сырья и материалов используют:
а. показатель производительности труда;
б. норму расхода (удельный расход) базового и нового предмета труда;
в. относительную материалоемкость продукции;
г. коэффициент использования материала.
22. Сравнение различных инвестиционных проектов и выбор лучшего из них рекомендуется проводить по показателю:
а. объем реализованной продукции;
б. чистый дисконтированный доход или интегральный эффект;
в. рентабельность продукции;
г. величина прибыли.
23. Оптимальный размер производства определяется:
а. самой низкой себестоимостью производства единицы продукции;
б. самыми низкими удельными капиталовложениями;
в. минимумом приведенных затрат с учетом транспортного фактора;
г. минимумом приведенных затрат без учета транспортного фактора (расходы по доставке единицы продукции потребителю).
24. Какой из источников не используется при выплате кредита:
а. прибыль;
б. амортизационные отчисления;
в. выручка от реализации имущества;
г. фонд социального развития.
25. Что из перечисленного необходимо при составлении организационного
плана реализации бизнес-плана предприятия:
а. кто обладает правом подписи финансовых документов;
б. форма собственности, условия создания предприятия и партнерства;
в. структура промышленно-производственного персонала;
г. условия премиальной системы.
26. Прибыль предприятия может быть рассчитана как:
а. доходы минус налоги и амортизация;
б. доходы минус заработная плата;
в. доходы минус затраты на сырье и материалы;
г. доходы минус совокупные издержки.
Вариант - 3
1. Инфляция – это:
а. обесценивание денег;
б. постоянное возрастание общего уровня цен;
в. нарушение баланса денежной массы;
г. все перечисленное верно.
2. К ресурсам на входе относятся:
а. готовая продукция;
б. материальные ресурсы;
в. прибыль;
г. денежные средства.
3. К какому виду организаций относятся фонды, общественные и религиозные организации, потребительские кооперативы:
а. государственные организации;
б. крупные организации;
в. некоммерческие организации;
г. малое предприятие.
4. Производство уникального оборудования обеспечивается следующим типом организации производства:
а. массовое;
б. серийное;
в. единичное;
г. предметное.
5. Специализация - это:
а. сосредоточение производства на крупных предприятиях;
б. прямые производственные связи между предприятиями;
в. соединение на одном предприятии разных производств;
г. сосредоточение однородного производства, которое по своему типу является массовым или крупносерийным.
6. К производственным подразделениям предприятия относятся:
а. литейный цех;
б. цеховая столовая;
в. жилищно-коммунальный отдел;
г. цеховой медицинский пункт.
7. К пассивной части основных производственных фондов предприятия относятся:
а. здания;
б. измерительные приборы;
в. вычислительная техника;
г. токарный станок.
8. В состав основного капитала предприятия входят:
а. основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные инвестиции;
б. долгосрочные и краткосрочные инвестиции;
в. оборотные средства;
г. производственные и непроизводственные основные фонды.
9. Материалоемкость продукции характеризуют:
а. технический уровень производства;
б. экономное использование материалов;
в. общий вес материалов, израсходованных на изготовление продукции;
г. нормы расхода материалов на изготовление продукции.
10. Коэффициент сменности - это:
а. количество смен, отработанных одним рабочим;
б. количество смен, отработанных всеми рабочими;
в. отношение общего количества отработанных смен к численности рабочих в наибольшей смене;
г. сменный режим работы предприятия.
11. К выплатам стимулирующего характера относятся:
а. доплата за работу в ночное время;
б. надбавка за стаж работы;
в. доплата за вредные условия труда;
г. нет верного варианта.
12. Если цена готовой продукции вырастает, фирма, продающая готовую продукцию и покупающая труд на рынках совершенной конкуренции в краткосрочном периоде:
а. увеличивает спрос на труд;
б. уменьшает спрос на труд;
в. сохраняет спрос на труд;
г. возможен любой из указанных вариантов.
13. Уменьшение объема выпуска продукции приносит монополисту:
а. выгоду;
б. снижение цен;
в. потери;
г. увеличение средних постоянных издержек.
14. Рынок товаров потребительского назначения состоит из:
а. компаний, которые приобретают товары для их последующей реализации;
б. покупателей, приобретающих товары для личного пользования;
в. людей, приобретающих товары для личного пользования;
г. фирм-производителей товаров потребительского назначения.
15. На линии производственных возможностей рост производства одного вида продукта сочетается:
а. с уменьшением производства другого вида;
б. с ростом производства другого вида;
в. с постоянным объёмом производства другого вида;
г. возможен любой из указанных вариантов.
16. Показатель производительности труда включается:
а. в производственную программу;
б. в план капительного строительства;
в. в финансовый план;
г. в план по труду и кадрам.
17. Коммерческая себестоимость продукции включает затраты:
а. на производство и сбыт продукции (коммерческие расходы);
б. цеховую себестоимость;
в. производственную себестоимость;
г. предприятия на управление производством.
18. Какова цель классификации затрат на производство по экономическим элементам затрат:
а. расчет себестоимости единицы конкретного вида продукции;
б. основание для составления сметы затрат на производство;
в. исчисление затрат на материалы;
г. определение затрат на заработную плату.
19. Какая из позиций не связана с диверсификацией цен:
а. резервированная цена;
б. пересмотр цен;
в. согласование цены;
г. доход покупателя.
20. Важнейшим этапом в системе управления качеством продукции является:
а. производство и реализация продукции;
б. эксплуатация и техническое обслуживание оборудования;
в. научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
г. утилизация.
21. Главная задача стандартизации:
а. создание опытно-промышленных образцов продукции;
б. содействие потребителям в выборе продукции;
в. создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции;
г. контроль безопасности продукции для жизни и здоровья потребителей.
22. Какие инвестиции называются реальными:
а. осуществляемые за счёт собственных средств;
б. вложение финансовых средств в физический капитал предприятия;
в. средства производства и капиталовложения в объекты недвижимости;
г. нет верного варианта ответа.
23. Какая характеристика означает допустимый риск:
а. потери, не превышающие запланированную прибыль;
б. потери, не достигшие границы банкротства, но превысившие плановую прибыль;
в. потери, превышающие плановую прибыль;
г. возможность возникновения потерь.
24. Какие организации признаются коммерческими:
а. любые организации, имеющие самостоятельный баланс или смету;
б. любые организации, получающие прибыль, независимо от целей своей деятельности;
в. организации, преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли;
г. все ответы верны.
25. К основным показателям производственной программы относится:
а. объем валовой, товарной и реализованной продукции;
б. объем капитальных вложений;
в. смета затрат на производство;
г. затраты на 1 рубль товарной продукции.
26. Какой из показателей хозяйственной деятельности промышленного предприятия не участвует в оценке эффективности производства:
а. цена от реализованной продукции;
б. себестоимость единицы продукции;
в. постоянные издержки производства;
г. номенклатура реализованной продукции.
Вариант – 4
1. Общая экономическая эффективность на уровне народного хозяйства страны определяется как отношение:
а. прироста валового продукта к производственным капитальным вложениям;
б. прироста валового внутреннего продукта (или национального дохода) к производственным капитальным вложениям;
в. производственных капитальных вложений к объему валового продукта;
г. все ответы верны.
2. К ресурсам на выходе относятся:
а. денежные средства;
б. трудовые ресурсы;
в. финансовые ресурсы;
г. материальные ресурсы.
3. Увеличение правительством страны таможенных пошлин на ввозимые потребительские товары:
а. выгодно отечественным предприятиям, которые производят такие же товары;
б. выгодно отечественным предприятиям, работающим на экспорт;
в. выгодно потребителям;
г. выгодно только государству.
4. Главная цель производства:
а. повышение производительности труда;
б. освоение природных ресурсов страны;
в. обеспечение обороноспособности страны;
г. удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли.
5. Производственное кооперирование является следствием:
а. специализации производства;
б. комбинирования производства;
в. автоматизации производства;
г. технологизации производства.
6. К вспомогательным цехам относятся:
а. механический цех;
б. сборочный цех;
в. инструментальный цех;
г. кузнечно-прессовый цех.
7. Как в имуществе предприятия определяются объекты социальной сферы, а также объекты, с помощью которых осуществляется обслуживание персонала производства:
а. основные производственные фонды;
б. основные непроизводственные фонды;
в. амортизационные отчисления;
г. оборотные средства.
8. Уровень использования основных фондов предприятия характеризует показатель:
а. производительность труда;
б. коэффициент сменности;
в. фондоотдача;
г. трудоемкость.
9. Количество оборотов оборотных средств изменилось с 7,2 оборота в базовом году до 6,0 оборота в отчетном году. Количество дней в обороте:
а. уменьшилось на 5 дней;
б. уменьшилось на 10 дней;
в. увеличилось на 10 дней;
г. увеличилось на 25 дней.
10. Показателем, характеризующим производительность труда на предприятии является:
а. станкосменность;
б. трудоемкость;
в. материалоемкость;
г. фондоемкость.
11. Единицей измерения сдельной расценки является:
а. руб.;
б. компл./руб.;
в. руб./шт.;
г. руб./смену.
12. В каком из перечисленных случаев повышается производительность общественного труда:
а. опережение темпов роста национального дохода по сравнению с темпами роста численности работающих;
б. увеличение фонда времени работы парка основного технологического оборудования;
в. роста средней производительности оборудования;
г. сокращение целосменных простоев оборудования.
13. Какова стратегическая цель предприятия, если - ценовой спрос неэластичен, существует монополия на данный вид товара, наблюдается дефицит товара, существуют возможности по производству и закупкам, рынок потребления ограничен:
а. максимизация прибыли;
б. удержание рынка;
в. обеспечение сбыта;
г. лидерство по показателям качества.
14. Согласно маркетинговой концепции, для эффективного функционирования в условиях рыночной экономики предприятие должно стремиться к получению максимальной прибыли от своей деятельности за счет:
а. поддержания максимальных, допускаемых конъюнктурой рынка, цен на товары (услуги);
б. максимального снижения издержек производства;
в. наилучшего удовлетворения спроса клиентуры на товары наиболее выгодным для предприятия образом;
г. верного ответа нет.
15. Определите, в каких случаях происходит сдвиг кривой предложения вправо:
а. при предоставлении субсидий фирмам-производителям;
б. при росте цен на товары заменители;
в. при увеличении числа продавцов данного вида товара;
г. во всех перечисленных случаях.
16. Производственная функция показывает:
а. какие затраты нужно осуществить на тот или иной объём выпуска;
б. наиболее выгодный выпуск при данных ценах на ресурсы;
в. максимальное количество продукта, которое можно получить используя различные сочетания ресурсов;
г. минимальное количество продукта, которое можно получить используя различные сочетания ресурсов.
17. Затраты на управление и организацию производства находятся в:
а. прямых затратах;
б. в косвенных затратах;
в. в переменных затратах;
г. в затратах по эксплуатации и обслуживанию оборудования.
18. К группировке затрат по экономическим элементам относятся затраты:
а. топливо и энергия на технологические цели;
б. основная заработная плата производственных рабочих;
в. амортизация основных фондов предприятия;
г. расходы на подготовку и освоение производства.
19. Какой показатель не участвует в формировании оптовой цены предприятия:
а. уровень рентабельности, рассчитанный по производственным фондам;
б. себестоимость единицы продукции;
в. уровень рентабельность, рассчитанный по себестоимости;
г. норма прибыли.
20. К показателям надежности машин и оборудования относятся:
а. производительность машин и оборудования;
б. ремонтопригодность;
в. соотношение стандартных и оригинальных составных частей продукции;
г. нет верного варианта ответа.
21. Сертификацию продукции производят:
а. предприятия - производители продукции;
б. конечные потребители продукции;
в. вышестоящие над предприятием-производителем организации;
г. третья сторона, независимая от производителей и потребителей продукции.
22. Инвестиции в производстве предполагают:
а. текущие затраты на производство;
б. затраты на сырье и материалы;
в. затраты предприятия на производство и реализацию продукции;
г. капитальные вложения (капиталовложения).
23. Если долгосрочные средние затраты (издержки) производства единицы продукции по мере увеличения объема производства снижаются:
а. имеет место отрицательный эффект масштаба;
б. имеет место положительный эффект масштаба;
в. имеет место постоянный эффект масштаба;
г. данных недостаточно;
24. Лизинг – это:
а. производство продукции из собственного сырья;
б. получение кредитов банка на приобретение оборудования;
в. вид аренды машин и оборудования с последующей передачей их в собственность;
г. приобретение машин и оборудования от изготовителя по льготным ценам.
25. К основным показателям финансового плана относится:
а. объем товарной продукции;
б. ввод в действие производственных мощностей;
в. потребность в оборотных средствах;
г. численность работников.
26. Какой показатель экономической эффективности определяется как прибыль к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств:
а. рентабельность;
б. фондоотдача;
в. фондоемкость;
г. материалоемкость.
Приложение Д
Вопросы для подготовки к письменному экзамену
Блок А – Теоретические вопросы
1. Краткая характеристика промышленности и ее деление на отрасли.
2. Предмет и задачи курса экономика организации.
3. Понятие предпринимательства, предприятия.
4. Организационно-правовые формы предприятий.
5. Основы деятельности предприятия.
6. Порядок учреждения и ликвидации предприятия.
7. Основные принципы организации производства и характеристика методов организации производства.
8. Производственная структура предприятия. Типы производственных структур.
9. Типы организационных структур управления.
10. Уставный капитал, его формирование.
11. Понятие основных средств.
12. Состав и структура основных средств.
13. Оценка основных средств, их износ.
14. Амортизация основных средств, ремонт и модернизация.
15. Показатели использования основных средств.
16. Пути улучшения использования основных средств.
17. Назначение, состав и структура оборотных средств.
18. Источники формирования оборотных средств.
19. Нормирование оборотных средств.
20. Оборачиваемость оборотных средств.
21. Пути улучшения использования оборотных средств предприятия.
22. Значение и состав кадров.
23. Система норм труда.
24. Показатели и методы определения производительности труда.
25. Значение роста и пути повышения производительности труда.
26. Сущность и факторы, влияющие на уровень заработной платы.
27. Тарифная система.
28. Формы и системы оплаты труда рабочих.
29. Оплата труда ИТР и служащих.
30. Премирование работников предприятия.
31. Понятие себестоимости продукции. Состав затрат, включаемых с себестоимость продукции.
32. Классификация затрат, составляющих себестоимость продукции.
33. Калькулирование себестоимости продукции.
34. Основные направления и резервы снижения себестоимости продукции.
35. Принципы ценообразования.
36. Понятие производственной мощности и ее расчет.
37. Товарная и реализованная продукция.
38. Понятие прибыли. Прибыль балансовая и чистая.
39. Рентабельность производства и продукции.
40. Пути повышения рентабельности.
41. Понятие экономической эффективности производства.
42. Экономическая эффективность капитальных вложений.
43. Экономическая эффективность реконструкции и расширения действующих производств.
44. Экономическая эффективность от внедрения новой техники.