О ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




В период пандемии SARS-Cov-19(?либо SARS-Cov-2, либо COVID-19) 2020–2021 годов в вузах Российской Федерации возникла(?была сформирована) база знаний в цифровом формате. К этому многие вузы шли(?, к чему многие учебные заведения стремились) начиная с 2010 года. В процессе обучения студентов применялись различные платформы обучения, в том числе Moodle, Mirapolis, Zoom.

Система дистанционного обучения СПбГУП состоит из двух ресурсов: Moodle и Mirapolis. Первая платформа содержит электронные курсы почти по всем дисциплинам и предназначена для оперативного обмена файлами между преподавателями и студентами, сообщениями между участниками образовательного процесса, тестирования остаточных знаний студентов, оценки письменных работ студентов, загрузки контрольных работ студентов заочной формы обучения и других ресурсов. Второй ресурс — Mirapolis — предназначен для проведения (?предполагает проведение) видеоконференций преподавателями во всех формах: лекция, семинар, лабораторная работа, консультация, зачет и экзамен.

Опыт, полученный преподавателями СПбГУП за период с 2010 по 2022 год, позволил создать полноценные электронные курсы, содержащие теоретические материалы, задания для индивидуального выполнения, тесты, форумы, справочную информацию. На кафедре информатики и математики все дисциплины имеют свои электронные курсы. Спецификой информационных технологий является изменение интерфейса прикладного программного обеспечения, что требует обновления методических указаний по выполнению лабораторных работ. Дополнительно следует отметить, что с появлением образовательных стандартов нового поколения требуется изменение содержания рабочих программ, а следовательно, и электронных курсов.

В заключение отметим, что внедрение дистанционных технологий в высшей школе способствует повышению мотивации как обучающихся, так и преподавателей. Новые времена требуют новых знаний и инновационных форм преподавания.

Литература

1. Путькина, Л. В. О приложениях теории графов в конфликтологии: опыт гуманитарного вуза / Л. В. Путькина, Р. Л. Седов. — Текст: электронный // ЦИТИСЭ. Серия «Педагогические науки». — 2019. — № 1 (18). — URL: https://ma123.ru/ru/2019/03/о-приложениях-теории-графов-в-конфлик/ (дата обращения: 15.05.2022).

2. Седов, Р. Л. О балльно-рейтинговой системе вуза и ее внедрении в систему дистанционного обучения средствами Moodle / Р. Л. Седов. — Текст: непосредственный // Международный научный журнал. — 2020. — № 3. — С. 115–120.

3. Седов, Р. Л. Об опыте использования облачных технологий и математического моделирования в гуманитарном вузе / Р. Л. Седов. — Текст: непосредственный // Научное обозрение: гуманитарные исследования. — 2016. — № 4. — С. 32–38.

 

Н. С. Зеликина,

доцент кафедры журналистики СПбГУП, кандидат исторических наук

ГУМАНИТАРНАЯ НАУКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ:

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

В современных условиях разнообразных социальных трансформаций происходят тектонические изменения в различных сферах. Эпоха развития узконаправленных отраслей научного знания подходит к своему завершению. Современные ученые все чаще сталкиваются с необходимостью осмысления научных проблем в междисциплинарном дискурсе. Думается, что в немалой степени актуальные аспекты объективного осмысления реальности возникают в связи с неизбежностью использования новых (цифровых) технологий.

В значительной степени подобная ситуация характерна как для гуманитаристики в целом, так и для отдельных научных направлений. Нас в первую очередь интересует область исторических исследований, поскольку, на наш взгляд, именно история как «наука претерпевает в современную эпоху наиболее значительные изменения в связи с развивающимся информационным обществом» (см., например: https://dep.nlb.by/jspui/handle/nlb/24244) и, следовательно, с изменением самого содержания понятия «информация», а также трансформацией методов ее обработки. Следует при этом обратить внимание и на то, что рассматриваемые изменения в значительной степени не только меняют методы работы историка-исследователя, но и отражаются на преподавании, обучении и воспитании студентов всех направлений подготовки.

Исторические исследования обратились к новому, нетрадиционному инструментарию (имеется в виду применение математических методов при анализе различных документальных источников) достаточно давно — в 1970–1980-х годах. И уже тогда началась дискуссия о возможности, целесообразности и эффективности использования данного феномена. Однако с появлением современной компьютерной техники и тем более Интернета становится ясно, что подобный инструментарий не только необходим, но и неизбежен. Это, в свою очередь, привело к осмыслению новых направлений исторической науки с точки зрения как методологии, так и частных методик работы с основным материалом историка — документом или текстом.

В частности, одной из важнейших и дискуссионных тем является проблема достоверности, или аутентичности, того или иного исторического источника. Для ее решения в условиях массовой цифровизации архивов и библиотек требуются принципиально иные методики.

Не менее значимыми для всей исторической науки являются процессы реформирования архивного дела, также вызванные происходящим формированием виртуальной реальности. При этом нельзя не отметить, что создаваемые в цифровом пространстве документы имеют по определению иную природу, нежели традиционные/бумажные, как в части их использования, так и в процессе их сохранения. Поэтому специалисты уже отмечают, что традиционное определение архива как места хранения определенного, значимого корпуса источников, на основе которого исследователи создают нарратив объективного характера, устаревает. В связи с чем изменяются и функции архивных учреждений — главной теперь все чаще становится функция управления контентом, что, в свою очередь, заставляет по-новому взглянуть на возможности рассмотрения текста вне зависимости от контекста, в котором он создавался.

Таким образом, нельзя не отметить, что цифровизация вследствие своей всеобщности не может не влиять на процесс институционализации культурной среды и таким образом изменять роль и функции различных отраслей гуманитарного знания.

 

Е. А. Бережная,

доцент кафедры социальной психологии СПбГУП,

кандидат искусствоведения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: