1)Справедливость (аль-адль): божественная справедливость предполагает свободу человеческой воли, способность бога творить только наилучшее (аль-аслах) и невозможность нарушения богом установленного им извечного порядка вещей;
2)Единобожие (ат-таухид): строгий монотеизм мутазилитов отрицает не только политеизм и антропоморфизм, но также — вечность божественных атрибутов, в том числе отрицает вечность атрибута речи, поэтому мутазилиты говорят о сотворенности Корана;
3)Обещание и угроза (аль-ваад валь ваыд): бог непременно осуществит свои обещание и угрозу, если он обещал покорным рай, а непокорным угрожал адом; ни ходатайство Пророка, ни милосердие Всевышнего не в состоянии изменить характер воздаяния за совершенные человеком деяния; это основоположение сближало мутазилитов и хариджитов;
4)Промежуточное состояние (аль-манзиля бэйн аль-манзилятэйн), или Наименования и суждения (аль-асма ва аль-ахкям): мусульманин, совершивший тяжкий грех, выходит из числа верующих, но не становится неверующим, находясь в «промежуточном состоянии» между ними;
5)Повеление и одобрение (аль-амр би аль-мааруф ва ан-нахй би аль-мункяр): мусульманин обязан способствовать всеми средствами торжеству добра и бороться со злом; это положение — общее для шиитов, хариджитов и мутазилитов.
1) Абу Мухаммед Абдаллах, более известный как Ибн аль-Мукаффа (араб. ابن المقفع — букв. «сын человека с отсохшей рукой»; ок. 721, 723 или 724, Гур, — 757, 759 или 760, Басра) — арабско-персидский писатель.
Принадлежал к знатному персидскому роду; при рождении получил древнее иранское имя Рузбих, которое при обращении в ислам, уже в зрелом возрасте, сменил на Абдаллах. Его отец Дадое служил Омейядам в качестве сборщика податей; будучи подвергнут проверке, сопровождавшейся пыткой, потерял возможность владеть левой рукой и получил прозвище аль-Мукаффа («человек с отсохшей или скрюченной рукой»). Дадое готовил своего сына к государственной службе, для которой был обязательно владение арабским языком. В Басре, куда переехала семья, Ибн аль-Мукаффа под руководством известных наставников освоил язык и граматику.
|
Занимая должность секретаря у Исы ибн Али, дяди халифа аль-Мансура, Ибн аль-Мукаффа вмешался в аббасидские интриги и был казнён.
Переводил на арабский язык «Категории» Аристотеля, «Худай-наме» (источник для «Шах-наме» Фирдоуси) и «Калилу и Димну» (иначе — басни Бидпая); последнее сочинение, с его версии, было переведено по несколько раз на все языки, как восточные, так и европейские, и оказало громадное влияние на народную словесность.
Муваллады (исп. muladí, мн. ч. «muladíes») — испанские христиане, перешедшие в ислам. Одна из многих общественно-религиозных групп, присутствующих в Иберийском полуострове в Средние века в период существования Мусульманской Испании Аль-Андалус, составляя около 5-10 % её населения. Термин имеет арабское происхождение и означает «отпрыск». Перешёл в испанский и португальский языки, и, в более позднее время, стал одним из возможных этимологических истоков слова «мулат», которым испанцы и португальцы называли потомков от браков между европейцами и негроидами. В мусульманской Испании термин муваллады употреблялся сразу в нескольких близких значениях.
|
Билет 8
1. Аль-Джахиз – литератор-философ. Книга о скупых.
2. Возникновение древнего суфизма
Аль-Джахи́з Абу Усман Амр ибн Бахр (араб. الجاحظ; 775—868), арабский писатель, богослов, основоположник арабской литературной критики. Наиболее значительны его сатирические произведения: «Книга о скупых» (сборник анекдотов) и «Послание о квадратности и округлости» (обличения, речения и новеллы, высмеивающие различные облики тупоумия и догматичности учёного, не желающего знать ничего нового).
В честь Аль-Джахиза назван кратер на Меркурии.
Родился в 775 в Басре. Юный ал-Джахиз нередко проводил дни и ночи в книжных лавках. Басра в те времена была вторым после Багдада научным и литературным центром, и вокруг Басрийской мечети собирались видные ученые и литераторы города. Эти собрания посещал и ал-Джахиз. Переселившись в Багдад, ал-Джахиз познакомился с писательским мастерством, и здесь же к нему пришла известность. Халиф ал-Мамун приблизил его ко двору. Когда халифом стал противник мутазилитов ал-Мутаваккил, ал-Джахиз пытался бежать из Багдада, но был пойман и возвращен в город. В преклонном возрасте больной литератор вернулся в Басру, где провел остаток своих дней. Ал-Джахиз был страстным библиофилом. Ему даже приписывают смерть, связанную с любовью к книгам. Его обыкновение раскладывать вокруг себя стопы книз закончилось трагически – одна из таких стен, состоящих из тяжелых фолиантов, обрушилась и убила его. Умер ал-Джахиз в Басре в 868.
Будучи верующим человеком ал-Джахиз не был набожным, его привлекало вольнодумство рационалистов-мутазилитов, взгляды которых он исповедовал. С его именем связано одно из направлений в мутазилизме – «джахизийа». Число сочинений ал-Джахиза достигало, по некоторым сведениям, двухсот, однако многие из них не дошли на наших дней. По своему содержанию они представляют собой в совокупности энциклопедию знаний в области науки и литературы, известных его эпохе. Это и богословие (учение мутазилитов), и политика, и экономика, и изложение взглядов на социальную жизнь, мораль. и сведения по географии, естествознанию, математике, этнографии, а также по литературе, поэзии, филологии. Ал-Джахиз блестяще владел языком, популяризировал знания и создавал руководства для читающей публики и школьных учителей, в занимательной форме преподнося научные и нравственные истины. При этом он стремился не просто преподать сведения о том или другом предмете, но и научить читателя думать, подвергать всякое знание суду разума, проверять его через сомнение. «Глаза ошибаются, и органы чувств лгут; только разуму принадлежит достоверное знание» (Послание о квадратности и округлости). В Книге о животных, одном из главных своих сочинений, ал-Джахиз писал: «Первое условие всякого знания – сомнение, и пятьдесят сомнений лучше одной уверенности».
|
Его книги пересыпаны шутками, но также и едкими выпадами против презираемых им персонажей и даже издевательствами над некоторыми хадисами. Показательны в этом отношении Послание о квадратности и округлости и Книга о скупых. В последней книге собраны рассказы и анекдоты о скрягах, о постоянном споре между скупостью и щедростью. Весело порицая скаредность, жадность, ал-Джахиз с похвалой говорит о бережливости – качестве, необходимом в хозяйстве. И через все это дается представление об образе жизни горожан, обычаях, языке, фольклоре.
Обладая универсальными познаниями, ал-Джахиз сумел соединить в форме живых, веселых рассказов почти все, чем владела наука его времени, и воспринимался в арабском мире как своего рода наставник. Его творчество привлекало внимание не только современников. но и литераторов последующих поколений, видевших в нем образец для подражания.
1.2 (?) "Книга о скупых" - своеобразный трактат, порицающий скупость и восхваляющий разумную щедрость, в котором повествование перемежается многочисленными занимательными рассказами, создающими яркую картину быта и нравов средневекового арабского города.
2. Возникновение древнего суфизма.
Суфи́зм (также суфийский ислам или тасаввуф (араб. تصوف), предположительно от арабского «суф» (араб. صوف) — шерсть) — мистическое течение в исламе, одно из основных направлений классической арабо-мусульманской философии. Под этим термином объединяются все мусульманские учения, целью которых является разработка теоретических основ и практических способов, практикуя которые человек постигает Бога.
Суфизм — это путь очищения души от скверных качеств (нафса) и привития похвальных качеств духу (рух).
После эпохи пророка Мухаммеда исламское наследие трансформировалось в различные науки: фикх, хадисоведение, науки Корана. С расширением халифата и сосредоточением в нём огромных богатств среди мусульман возобладали материальные устремления. Вместе с тем труды по фикху становились всё более «сухими»: они больше описывали подробности исполнения обрядов, виды наказаний и другие подобные вопросы. В это время начали появляться учёные, которые стали призывать людей вернуться к простому образу жизни. Они делали упор на искренность, борьбу со своим нафсом, искоренение таких болезней души, как зависть, высокомерие, скупость. Это направление, получило название тасаввуф (суфизм).
Богослов аль-Газали (1058—1111) считал, что суфизм — это сама суть ислама. Заслуга Аль-Газали заключается в том, что он попытался устранить противоречия между исламской ортодоксией и суфизмом. Согласно Аль-Газали, критерием истинного суфизма является отсутствие противоречий с Кораном и сунной пророка Мухаммада.
Традиционно историю данного течения делят на четыре периода:
- VIII — конец IX века — становление учения. В это время происходит выделение сторонников исламского аскетизма в отдельное религиозно-философское учение.
- X — конец XII века — зарождение основных мистических школ, продолжение оформления учения.
- XIII — XV века — возникновение «братств» или «суфийских орденов».
- XVI — XVII века — поздний этап.
Течения:
- Классический суфизм — суфийские тарикаты, вероубеждение и практика, общие положения которой восходят к установлениям Корана и достоверной сунны пророка Мухаммада. Основные братства (практики) сформировались и устоялись в 10-13 веке.
- Нетрадиционные течения суфизма — суфийские тарикаты, на вероубеждение и практику которых сильное влияние оказали местные традиции в Индии (например йога), Малой Азии, Кавказе. Сформировались в постклассический период начиная с 16 века. На сегодняшний день такой род суфизма можно встретить в Индии, Малайзии, традиционный ислам совмещается с йогой и это называют суфизмом.
Возникновение мистического течения в исламе — суфизма, происходит в конце VII века, как аскетического направления религии. На протяжении следующих столетий данное учение распространяется на обширные территории мусульманского Востока, оказывая огромное влияние на духовную и материальную культуру местного населения.
Профессор Е. Э. Бертельс одной из причин зарождения суфизма видел в социально-экономическом положении, создавшемся после смерти пророка Мухаммада в мусульманской общине. Проанализировав жизнь общества и степень его социального расслоения при первых двух халифах - Абу Бакре и Омаре, и сравнив с последующими изменениями в политической конъюнктуре на Аравийском полуострове, учёный приходит к выводу, что:
“...Можно с довольно большой уверенностью полагать, что как в годы правления Мухаммада, так и в годы правления его первых двух «заместителей» Абу Бакра и Омара, арабское общество Мекки и Медины представляло собой своеобразную религиозную общину, в которой светской власти в полном смысле этого слова, в сущности, не было... Можно думать, что образ жизни Абу Бакра и Омара действительно мало чем отличался от образа жизни любого члена общины, в том числе даже и наименее материально обеспеченного.”
Аналогичные причины выдвигает и А.А. Хисматулин, который также указывает, что возникновение мистического направления связано с вопросом преемственности власти, нуждавшегося в новой идеологической обработке.
Также основной базой для зарождения мусульманского мистицизма стали сложные социально-экономические процессы в мусульманской общине раннего ислама.
Важно отметить, что существуют и иные теории о возникновении суфизма. Так собственно суфийская традиция относит возникновение учения к пророку Мухаммаду, называя в числе основателей многих его сподвижников - Салман Фариси, Абу Дард, Абу Зарр и других. По этому мнению, существовала группа Асхаб ас-Суффу численностью от 70 до 300 человек, которая отдавала приоритет духовной и аскетической практике. Впрочем, данная гипотеза выводится из постулата, что на момент смерти пророка ислам был окончательно оформлен.
Билет 9
1. Творчество Абу-Нуваса.
2. Творчество Башар ибн Бурда
Одни поэты хранили верность освященным временем доисламским преданиям, другие искали новые средства для выражения новых впечатлений, а некоторые смогли облечь в художественную форму вопросы, совершенно отсутствовавшие в кругозоре старинной поэзии и принадлежавшие областям этики, религии, философии.
Типичный представитель «нового стиля» – Абу-Нувас.Поэтическое наследие Абу Нуваса очень велико. Его перу принадлежат стихи всех традиционных жанров, кроме того, он считался создателем особого жанра охотничьих стихов — тардийят. Славу ему принесли его стихи о вине. Это обычно длинные многосюжетные стихотворения со сложной композицией.
Для любовной лирики Абу Нуваса свойственно употребление множества деталей, применение разнообразных метафор, риторических оборотов и прочих поэтизмов. В лирических стихотворениях сохраняется диалог, ни в чём не нарушается живой поток речи.
Противник бедуинского «псевдоклассицизма», он является виднейшим представителем «нового стиля», отразившего более утончённые формы быта и настроения богатого горожанина в период превращения халифата из замкнутого арабского государства в державу международного значения. Во многих стихах Абу Нуваса высмеивается почти весь набор штампов древнеарабской поэзии: оплакивание истлевших остатков бедуинских шатров, «бедуинские» женские имена Лейла, Хинд, Асма… и множество других. Только в панегириках поэт старался следовать традиционному канону.
Средневековый литератор ибн Джинни говорит, что «Абу Нувас знал наизусть 700 урджуз». Будучи прославленным поэтом, Абу Нувас убеждал своих учеников в необходимости досконально знать старую поэзию — неиссякаемую сокровищницу образов. Он говорил: «Приобретайте знания — это мудрость». Правда, после того как ученики демонстрировали свои знания в этой области, он требовал, чтобы они «забыли всё, что выучили наизусть». Это означало, что он против слепого подражания штампам, а отнюдь не против самой старой поэзии.
Его песни собраны некоторыми арабскими учёными в «Диван» (сборник): изданы в немецкой обработке Кремером (Вена, 1855). Европейские исследователи называют Абу Нуваса «арабским Анакреоном» и «арабским Гейне». Чувственность нашла немалое отражение в его творчестве; но среди чувственных и просто порнографических любовных стихотворений (обычно в честь возлюбленных своего же пола) выделяется цикл нежных и изящных песен, посвящённых невольнице Джинане.
Будучи представителем гедонизма в своей поэзии, Абу Нувас, согласно преданиям, переносил идеалы своей поэзии в жизнь, вёл жизнь крайне легкомысленную и беспутную; об его любовных и пьяных похождениях, ещё в своё время ставших легендарными, рассказывают «Тысяча и одна ночь» и специальные сборники фривольных стихов и анекдотов. Значительная часть этих анекдотов представляет собой бродячие сюжеты.
В честь Абу Нуваса был назван кратер на Меркурии.
Башшар ибн Бурд (714—783) — арабский поэт. Активно участвовал в различных дискуссиях, в том числе — о декларируемых литературных достоинствах Корана или отсутствии у него таковых.
Был сыном перса-раба, слепым, уроженцем города Басра. В 762 году перебрался в Багдад. Отличался смелостью, независимостью, ироничностью. О любви писал просто и ясно, отказываясь от условностей и иносказаний. В соответствии с текстами дошедших до нас его стихов, пил вино. Считается создателем нового стиля арабской поэзии. При жизни был весьма популярен как поэт — с легкостью собирал толпы слушателей, особенно в родной Басре.
Башар критиковал Коран как литературное произведение, ставил некоторые свои стихи выше него по уровню. Некоторые его сочинения выражали идеологию шуубии. В конце концов что-то в его поэзии (относительно подробностей мнения расходятся) вызвало недовольство калифа Аль-Махди, Башшар был заключён в тюрьму и убит.