Исламская эсхатология — представление о конце света в исламе.




Билет 1

1. Периодизация арабской литературы.

2. Древнеарабская устная словесность. Понятие «Аль-Джахилийя»

 

1. Период первый – «Джахилийский» («незнание» – доисламский) до начала 7 в. Предания северных арабов говорят о доисламском прошлом Мекки, вассальных арабских царств, об эпических войнах бедуинских племен. Основной мотив в них – кровная месть. Предания передавали сказители прозой со вставными лирическими стихотворениями. Поэт, часто профессиональный, имеющий учеников, заучивающих его стихи, пользовался огромным влиянием. Он заменяет шаманов, его сатиры или хвалы приносят горе или удачу. Он оплакивает умершего, выступает в качестве дипломата. Корни арабской поэзии лежат в рифмованной прозе (садж) заклинаний и заплачек древних жрецов и в рабочей песне. Первые доставили рифму, вторые ввели ритм. Древнейшие жанры – вызов на бой, фахр – похвальба, хиджа – сатира, мадх – хвала, марса – заплачка, насиб – любовная песня, саар – песня мести и т.п. Потом такие отрывки стали соединяться в большую единицу – касыду, лирическую поэму. Отделы касыды не связаны переходами, отрывочны. Первые записи датируются 8 в. важнейшие сборники: «Муаллаки» — 7 касыд семи поэтов, «Асмаийят», «Джамхарат ашар». Кроме того огромная «Китаб-аль-Агани» (Книга песен, 10 в.), автор Абуль Фараджа Исфаганский.

Второй период (начало 7 – середина 8 в.) – переходный. Начало его – появление ислама, конец – воцарение Аббасидов. Период смены племенного начала государственным и завоевания арабов. Важнейшее произведение эпохи – Коран, собрание откровений в рифмованной прозе. С исламом появилась и религиозная лирика. Создавались «хадисы» — предания о делах и словах пророка. В поэзии появляются новые мотивы (вражда города и бедуинов, любовно-сентиментальные мотивы и легенды). Процветает сатира и хвалебная ода. В городах «золотая молодежь» культивирует поэзию любви (появляется новый жанр – газель) и прожигание жизни. Талантливейший поэт эпохи – представитель новой городской поэзии Омар –ибн-Аби-Рабиа.

Третий период (середина 8 – конец 9 вв.) – эпоха торгового капитала и абсолютизма. Культурный центр – город и двор, язык литературы – арабский, но большинство деятелей – сирийцы и персы. В общем культура имеет светский характер. Сирийцы-переводчики знакомят с греческой философией, математикой, медициной. Персы переводят свою старую литературу, часто индийского происхождения: Ибн-аль-Мукаффа (?-754) – «Книгу царей», прозаический источник «Шах-Намэ», а также знаменитый сборник индийских притч; другие «Синдибадову книгу», отдельные легенды-романы, «Хезар-Эфсанэ» — Тысячу сказок, основу будущей «1001 ночи» и т.д. в ходу любовная, застольная песня, описание сада, цветника. Появляются новые метры, старые модифицируются. Меняются сравнения и метафоры, получая отвлеченный и украшающий характер. Изобретаются фигуры. Характерны гиперболически-хвалебные оды, изящно-сентиментальные или безобразно-порнографические газели, протестующе –пьяный гедонизм (т.к. ислам запрещает вино) и грустная рефлексия, отречение от жизни. Представители: Муты-ибн-Айяс, Башшар-ибн-Бурд, Абу-Нувас, халиф Ибн –аль-Мутазз.

Четвертый период (конец 9-середина 11 в.) – феодальный. Крах халифата. Период заканчивается нашествием турков-сельджуков. Литературные центры – феодальные дворы и независимые интеллигентские кружки. Развивается рифмованная проза; в ней и в стихах внутренние рифмы, звуковые повторы. Усложняются метры, рифмы, в ходу самые сложные фигуры, дикие гиперболы, графически фокусы, в моде игра слов, ученые сравнения. Самый блестящий поэт эпохи – панегирист Мутанабби (ум.965), гениальнейший арабский поэт – Абу-ль-Аля Мааррийский (ум.1058). это эпоха энциклопедий и антологий. Почти все поэтическое наследие собрано в «Китаб-аль-Агани», современное – в «Ятиме».

Пятый период (середина 11 – конец 13 вв.) – эпоха нашествий и разорений (нашествия турок –сельджуков, затем монголов и крестоносцев). Всюду настроение безнадежности и ухода в себя. В поэзии – стиль декаданса. Потом на первый план выступают символисты-суфии (Омар-ибн-аль-Фарыд, Ибн-Араби). Суфизм развивается в кругах суфиев, людей, объединившихся под флагом пантеистических религиозных учений. Суфизм – не только арабское явление, были суфисты и среди персидских поэтов. Пассивное недовольство существующими порядками облекалось в суфийской поэзии в формы пантеистического утверждения своего «я» при подчеркнутом пессимистическом безразличии к реальности. Эти пессимистические настроения неизменно воплощались в эротических и вакхических образах. Поэты силой своего таланта как бы переносят себя в обстановку величайшего счастья, в рай. Этот прием должен зародить у читателя убеждение, что достижение этого счастья возможно при созерцании.

Шестой период (14-начало 19 вв.) – время упадка. Захват арабских стран турками-османами. Пишут много и вычурно. Продолжают возникать народные повести и анекдоты – материал для наставительных или развлекающих литературных сборников. Распространен аскетический суфизм.

 

2. Немногие и поздние надписи (со II-III в. до христ. эры) на северном арабском языке тоже не литературные памятники. Предания северных арабов, лучше сохраненные, говорят о доисламском прошлом Мекки (чудесное истребление птицами абиссинцев и т. д.), вассальных арабских царств — Хирского (зависимого от Персии) и Гассанского (от Византии), может быть и Пальмиры, об эпических войнах бедуинских племен — «днях арабов» (событиях, датах). Основной мотив в них — кровная месть. Предания передавали сказители — прозой со вставными лирическими стихотворениями; эпический сюжет целиком стихами не обрабатывался.

Поэт (ша’ир — вещий), часто профессиональный, имеющий «рауий», учеников, заучивающих его стихи, пользовался огромным влиянием. Он заменяет шаманов; его сатиры или хвалы приносят горе или удачу. Он (чаще она — «вопленица») оплакивает умершего, хранит от забвения славу и права (на колодезь и так далее) племени, выступает его представителем в дипломатических переговорах и на «муфахарах» (состязания племен в хвастливом перечислении подвигов). Корни арабской поэзии в рифмованной прозе (садж) заклинаний и заплачек древних жрецов и в рабочей песне. Первые доставили рифму (всегда обязательную), вторые ввели в ко̀лоны ритм. Важнейшую роль видимо сыграли песни погонщиков и наездников: аллюры верблюдиц сказываются в арабских метрах.

Самый древний — раджаз-диямб, сохранившийся гл. обр. для дидактических трактатов (учебников и т. д.). Древнейшие жанры — урджуза (раджазный экспромт, вызов на бой и т. д.), фахр — похвальба, хиджа — сатира, мадх — хвала, марса — заплачка, насиб — любовная песня, са’р — песня мести, уасф — описание и т. п. Потом такие отрывки (кыт’а) стали соединять в большую единицу — касыду, лирическую поэму. Одна и та же рифма проходит как в садж’е, через все стихотворение; это мешало развиться длинной

эпической поэме в стихах. Сохранившиеся произведения этой группы возникли не раньше конца V в.

Арабы джахилийи — кочевники, скотоводы, живущие племенным строем. Племя постоянного вождя не имеет, управляется демократически, личной свободы не стесняет; обычаи соблюдаются крепко, но добровольно. Бедуин — аристократ по воззрениям: чистота арабской крови и слава предков ценится выше личной. Между племенами вечные распри из-за кровной мести, пастбищ, угона скота и т. д. Принять выкуп от убийцы — позорно: «кровь дороже молока» (уплачиваемых верблюдиц). Права признаются лишь внутри племени за его членами, гостями, клиентами. В интересах обмена соблюдаются месяцы мира. Новорожденных девочек иногда зарывают в землю; у взрослой женщины меньше прав, но больше привилегий, чем у мужчины. Бить, убивать, изнасиловать даже пленницу-арабку позорно и опасно (месть); на ней, самое большее, женятся без «махра» (калым). Вернув махр, женщина может развестись; разводящийся муж теряет его; женщина гораздо свободнее до ислама. Рабов мало; отпуск на волю — в обычае.

Бедуин нерелигиозен: суеверий мало, святилища-оракулы редки (главное — Ка’ба в Мекке), жрецы-шаманы — невлиятельны. Много христиан — по имени; местами некоторые племена (оседлые) приняли иудейство. Горожан и земледельцев презирают. Грамотных почти нет. В пограничных царствах наследственные военные цари; там влияют византийская и персидская культуры.

Араб — реалист: скудная природа и жизнь развили не фантазию, а наблюдательность. Описания детальны, язык точен; фантастических образов почти нет; гипербола умеренная, трезвая: «лучший стих тот, о котором говорят: это правда» (Хасан-ибн-Сабит, нач. VII в.).

Поэт весь поглощен окружающей реальностью: эпитет часто заменяет название, подчеркивает (и перифраз тоже) конкретное, не обобщает; украшающих эпитетов нет, постоянных мало. Умственное сравнивается с чувственным, не наоборот. Стихи составляются «на случай»; место действия должно быть названо. На первом плане частность, эпизод; отделы касыды не связаны переходами; сравнение часто переходит в самостоятельную картинку. Стихотворение — лирическое, но обычно с намеками, требующими рассказа в прозе; целое получает таким образом полуэпический характер. Это не наивный реализм первобытной песни: у арабской поэзии уже в VI в. разработанный «лит-ый» яз., отличный от племенных говоров, профессиональные творцы с известными именами, общепризнанный канон рифмы и тематики касыды. Есть уже авторитетные судьи-критики. У придворных поэтов (Хиры) свои излюбленные метры, темы, культурно-городские образы; но основные черты те же, только гиперболы

смелее. Все передается устно, хранится памятью.

Первые записи в VIII в. Есть подправки: ислам устраняет явно-языческое, напр. имена богов, филологи — диалектизмы (иногда наоборот дорожат ими), в сатирах одни имена заменяются другими. Кое-что забывалось или присочинялось; были прямые фальсификации (очень искусные — Халяфа Ахмара, VIII в.), но в целом запись верна. Важнейшие сборники: «Му’аллаки» (см.) («нанизанные», «скрепленные») — семь касыд семи поэтов сост. «рауия» Хаммад [VIII в.]; «Муфаддалийят» [VIII в.]; «Асма’ийят» [VIII в.]; «Джамхарат аш’ар» [XI в.]. Антологии отрывков: 2 «Хамасы» («доблесть») Абу-Таммама [IX в.] и Бухтури [IX в.]. «Диваны» («собрания произведений»): «Племени Хузайлитов» [IX в.], «Шести поэтов» [XI в.] и отдельных поэтов джахилийи. Кроме того громадная «Китаб-аль-Агани» (см.) (Книга песен) Абуль-Фараджа Исфаганского [X в.]; в ней и у комментаторов сборников биографии поэтов и предания в прозе, менее надежные, чем стихи. Старые пословицы в сборнике Майдани [XII в.].

Замечательные поэты джахилийи — 7 авторов му’аллак: Имру-уль-Кайс (см.), Тарафа, ’Амр-ибн-Кульсум, Харис-ибн-Хиллиза, Антара (см.), Зухайр и Лябид; к числу му’аллак относят иногда поэмы еще двух поэтов: это А’ша и Набига Зубйанский (придворный поэт Хиры). Кроме них, два сказочных богатыря-поэта: Та’аббата Шарр и Шанфара, гл. произведения к-рых сомнительной подлинности; ’Алькама, знаменитый своими описаниями; идеал щедрости Хатим Тай; знаменитая заплачками Ханса; хирский городской поэт, христианин, персидски-культурный ’Ади-ибн-Зайд; ’ Уруа-ибн-аль-Уард, покровитель бедняков — «су’луков», организатор их разбоев; мекканец Мусафир, умерший от любовной тоски.

 

Билет 2

1. Понятие аш-шир в доисламской поэзии, жанры доисламской поэзии.

2. Творчество Имр-уль-Кайса

 

1. Арабская поэзия уходит своими корнями в устную словесность родоплеменного общества на территории Аравийского полуострова.
Древняя арабская словесность самобытна, чужеземные влияния в ней незначительны. Более всего она культивировалась среди кочевников-скотоводов (бедуинов), но получила распространение и среди полукочевого и оседлого населения земледельческих оазисов и городов. Арабская метрика (аруд, перс. – аруз), подобно латинской и греческой, основана на чередовании слогов неодинаковой долготы. Определенное сочетание кратких и долгих слогов составляет стопу, сочетание двух-четырех стоп образует полустишие, а два полустишия с обязательной цезурой составляют стих (бейт). В зависимости от чередования долгих и кратких слогов арабская поэзия знает 16 стихотворных размеров.
В каждом арабском стихотворении рифма остается единой на протяжении всех стихов (монорим). Поэтому арабские стихотворения часто именуются по их рифме: например, лямийа — стихотворение, все стихи которого оканчиваются на согласную л («лям»), нунийа — на н («нун») и т. д.

Основные композиционные формы арабской поэзии — небольшое стихотворение, не превышавшее двух-трех десятков стихов (кита, или мукаттата, букв. — отрывок), и небольшая поэма (касыда). Кита — стихотворение с единой темой и простой композицией — могла быть самостоятельным произведением или отрывком из касыды. Форма кита использовалась особенно широко в двух древнейших самостоятельных жанрах доисламской поэзии — хиджа (поношение, осмеяние) и риса (оплакивание умершего).

Но главной поэтической формой была касыда с более или менее устойчивой композицией. Касыда состояла из нескольких следующих друг за другом в определенном порядке частей, посвященных различным событиям бедуинской жизни или картинам аравийской природы. Все описываемые ситуации и картины были хорошо знакомы бедуинскому слушателю, и поэтому в его сознании отдельные части касыды без труда увязывались в единое целое, а начиная с VIII в. Плавность перехода от одной темы к другой достигалась поэтами и стилистическими средствами. Каждая такая часть, получившая в арабской поэтике определенное название, стала зародышем будущих самостоятельных поэтических жанров.

В начале касыды поэт вспоминает прошлое, женщину, с которой он когда-то расстался, своих товарищей, прошедшую юность. Затем его внимание переносится на настоящее, на его коня или верхового верблюда, и здесь касыда дает чрезвычайно яркое и восторженное описание скакуна. Затем поэт переходит к описанию прошлых битв, прославлению собственной храбрости и героических деяний его племени.

Не было ничего странного в том, что все поэты разрабатывали один и тот же сюжет. Сочинение касыд не становилось от этого скучной рутиной, напротив, оно превращалось в нечто вроде поэтического турнира, где каждый участник должен был проявить свой талант и оригинальность в строгих рамках схемы.

У истоков арабской поэзии прослеживаются трудовые, колыбельные, охотничьи, караванные песни; очень рано сложились

жанры поношения врага («хиджа»), похвальбы («фахр»), траурной заплачки, или элегии («риса»), песни мести («cap»), а также элементы любовной и описательной лирики («насиб») («воспевание женщины») и «васф».

«Хиджа» развилась из выкриков-угроз врагу, имевших первоначально значение магических заклинаний и предшествовавших сражению. При помощи «хиджа» бедуинский поэт разжигал ненависть к врагу, не пренебрегая при этом самыми грубыми и бранными выражениями, отражал подобные нападки противника и защищал честь своего племени.

В фахре поэт воспевает свои подвиги или славные деяния своего племени, высмеивает врага, призывает соплеменников к битве. В фахре племенной герой как бы отождествляется со всем племенем, становится носителем его доблестей и идеалов, интересов и судьбы.

С фахром тесно связана и генетически, и типологически другая самостоятельная часть касыды — мадх (панегирик), который позднее в поэзии зрелого арабо-мусульманского общества был широко распространен, он оттеснил на задний план, а иногда и вовсе вытеснил из касыды доисламские самовосхваления.

В рисе, согласно обычаю, женщины племени исполняли песни-причитания на похоронах. Значительную часть касыды составляет васф (описание аравийской природы, спутников бедуина — коня или верблюда, достопримечательных мест, покинутых кочевий или разрушенных поселений, а также сражений и единоборства, племенных собраний, традиционных игр и других событий племенной жизни). Васф, как и насиб, выполнял орнаментальную функцию и обычно служил своего рода поэтическим фоном, создающим у слушателей соответствующее настроение и подводящим к основной теме произведения. Именно васф придавал касыде эпичность, здесь чувства поэта перемежались с повествованием и описаниями и создавали гармонию между миром и жизнью, существующими «объективно», и их лирическим восприятием и осмыслением в других частях касыды.

Особое место в касыде занимают разнообразные изречения морального и общественного характера (хикма) в виде одного или нескольких стихов. Хикма у древних арабов, подобно греческим гномам, была основным способом формулирования норм общественной морали. В некоторых хикмах доисламских поэтов звучали мотивы бренности бытия, скепсиса и разочарования, симптоматичные для кризисной поры ломки родо-племенных отношений. С радостно-языческими описаниями в касыдах некоторых поэтов (Имруулькайса и особенно Зухайра) часто соседствуют горестные ламентации о давно ушедших патриархальных временах единства племени, сменившихся всеобщим ожесточением и враждой. Этим же настроением — тоской по невозвратному прошлому проникнуты и интимно-лирические вступления. Уже в доисламской касыде обычно в виде нескольких стихов часто присутствует тема вина и застольных радостей, которая впоследствии превратится в самостоятельный жанр застольной лирики (хамрийят), столь популярной в придворных кругах и среди горожан арабо-мусульманской империи. Начиная с VI в. В Аравии появляются первые придворные поэты-панегиристы, которые покидали родное племя и перебирались ко двору мелких феодальных князьков Северной Аравии, пытаясь найти

здесь материальную поддержку для себя и покровительство для своих соплеменников. Наиболее крупными фигурами среди них были ан-Набига, аль-Аша (ум. ок. 629) и аль-Хутайа (ум. в середине VII в.).

Арабскую поэзию в целом и доисламскую – в частности отличают яркая образность и обилие метафор. Есть гипотеза, что метафоры ведут свое происхождение от первобытного табуирования, когда люди избегали называть своими именами страшные или нежелательные вещи, предпочитая говорить о них иносказательно.

Доисламские поэты никогда не говорят «волк», «леопард», «гиена», а говорят: «поджарый темносерый», «пятнистый короткошерстый» и «гривастая вонючая». «Меч» называют «белый сверкающий», а «лук» – «желтый длинный». Вы должны учитывать, что при переводе эта особенность поэтического языка иногда пропадает. Вот как описывается поэтом долгий дождь с грозой:

«Лился крупный и обильный, из утреннего и ночного Несомого и отвечавшего другому грохотом…»

Таким образом поэты усваивали описательный метод высказывания, развивая богатый метафорический язык. Обилие метафор используется при описании любимого верхового животного, от силы и выносливости которого часто зависела жизнь всадника, и которое зачастую было его единственным богатством.

Такими же восторженными словами поэты описывали верховых верблюдиц, вообще служивших символом красоты. Часто с верблюдицей сравнивали любимую девушку.

В касыде также нашли отражение традиции древнейшего жанра «богатырской похвальбы». Согласно преданиям, воин, перед тем, как вступить в битву, произносил стихотворение, где всячески превозносил свою воинскую доблесть, хвалился своими соплеменниками и порочил своего врага.

Помимо образа идеального бедуинского воина, преданного своему племени, джахилийская поэзия сохранила образ поэта-изгоя – тарида. Эти романтические личности по причине своего гордого и неуживчивого характера были изгнаны из своего племени и жили в одиночку, промышляя набегами и охотой.

Жить в пустыне одному – означает ежеминутно рисковать жизнью и быть на грани голодной смерти, но гордый человек идет на это, чтобы не заискивать перед богатыми соплеменниками.

Центральной фигурой в доисламской поэзии является сам поэт, который выступает как бедуин, патриот своего племени.

Идеализированный образ поэта-бедуина раскрывается на фоне реальных картин кочевого быта, боевых и охотничьих сцен, видов аравийской пустыни. Основными литературными формами древнеарабской поэзии были касыда и аморфный фрагмент (кита, мукатта). Характерная особенность арабской поэзии — монорим; каждый стих, как правило, состоит из одного предложения и является самостоятельной смысловой эстетической единицей. Язык древнеарабской поэзии характеризуется колоссальным запасом слов, гибкостью синтаксических конструкций, многообразием конкретных изобразительных средств. Новые явления в поэзии наблюдаются в аристократической среде крупных городских центров Арабского Халифата (632-1258гг.), где получила развитие любовная лирика в виде коротких стихотворений. Ярким представителем этого жанра был Омар ибн Аби Рабиа из Мекки (641 — около 712 или около 718). Известны и другие поэты в Мекке (Ибн Кайс ар-Рукайат, Абу Дахбаль), Медине (Ахвас) и Дамаске (халиф Валид II). В бедуинской среде в Аравии выдвинулась плеяда певцов идеальной, или «узритской» (от племени узра), любви. Поэт и его возлюбленная составляли неизменную пару, умиравшую от неутолённой любви. Позднее о знаменитых парах (Джамил и Бусайна, Меджнун и Лейла, Кусайир и Азза и др.) были сложены романтические повести. Повесть о Меджнуне и Лейле приобрела мировую известность.

 

2. Самым крупным доисламским поэтом арабская традиция справедливо считает Имруулькайса (ум. в середине VI в.). Он с детства проявлял большие поэтические способности. Отец, киндский князь, пытался заставить его отказаться от «сочинительства» (видимо, изменялось отношение к ремеслу поэта, которое начало представляться делом недостойным для княжича) и в конце концов изгнал из дома. С группой друзей Имруулькайс бродил по пустыне, охотился, сочинял стихи. Однако, узнав о гибели отца, поэт поклялся отомстить за него; после ряда военных неудач он пытался заручиться поддержкой Византии в борьбе с союзниками Ирана — хирскими князьями, но на обратном пути из Константинополя умер.

В творчестве Имруулькайса сказалась некоторая двойственность положения поэта — выходца из знатного рода, глубоко связанного с бедуинским бытом и племенными традициями и вместе с тем уже знакомого с жизнью аравийских княжеств и даже Византии. В его стихах уже чувствуется влияние утонченной придворной культуры соседних с Аравией империй — Византии и Ирана.

Арабская традиция считает Имруулькайса создателем касыды со всеми ее композиционными элементами — оплакиванием следов кочевья, воспоминанием о возлюбленной и т. д. Шедевром Имруулькайса арабскими средневековыми филологами признается его муаллака. В Средние века арабы объявляли муаллаку Имруулькайса непревзойдённым образцом и даже художественным эталоном.

Имруулькайс по праву считается у арабов замечательным мастером пейзажной лирики, певцом суровой аравийской природы. Большое место в его поэзии занимает и любовная тема — наивные, откровенно чувственные описания прелестей возлюбленной и тайных любовных свиданий.

Порой в стихотворениях Имруулькайса звучат жалобы на судьбу, нотки скептицизма, разочарования в жизни, мотивы бренности бытия и размышления о неминуемой смерти. Эта пессимистическая струя навеяна, по-видимому, не только личной судьбой поэта-изгнанника, но и ощущением общего неблагополучия, распада и деформации старых, патриархальных связей и установлений.

 

Билет 3

1. Понятие «касыда»: основные характеристики ее стуктуры.

2. Творчество Антары ибн Шаддада

 

Касыда — самый «высокий» и устойчивый жанр арабской и вообще ближневосточной лирики. Название происходит от глагольного корня, означающего «направлять(ся) к цели», вероятно потому, что поэт здесь ставит определенную цель и должен идти к ней установленным путем. Целью бывает прославление или порицание племени (своего и чужого), позже восхваление покровителя и выпрашивание подарка.
композиция из пяти частей:
лирическое вступление (насиб)
описание чего-либо (васф)
путешествие поэта (рахиль)
восхваление (касд)
самовосхваление (фахр)
Отдельные части К. редко связаны переходами; они самостоятельны и пишутся отдельно. Признаки касыды: большой объем (до 200 бейтов), однозвучная рифмовка (по типу «aa ba ca da…»).Целое объединяется тематически (очень слабо).

Содержание её, тесно связанное с образом жизни араба-бедуина, моделировало представление о его системе ценностей и нормах общественного поведения. В структуре протокасыды сосуществовали в синкретическом виде элементы будущих лирических жанров (любовной, панегирической, дидактико-рефлективной лирики).

Обязательное упоминание в тексте имён, зачастую — событий и дат делает касыду важным историческим источником.
Сборник, состоящий из семи арабских стихов — касыд, называется Mu’allaqat (англ.).

 

А́НТАРА ИБН ШАДДА́Д араб. поэт 2-й пол. 6 в. Отец его принадлежал к родовой аристократии, мать — рабыня-негритянка. А. ибн Ш. был признан полноправным членом рода за личную храбрость. Сражался в многолетних межплеменных и внутриплеменных войнах и погиб в одной из битв. Осн. темы его поэзии — воспевание возлюбленной Абле и сцены многочисл. битв, в к-рых он участвовал. За боевой дух стихи А. ибн Ш. высоко ценились арабами, в особенности в период араб. завоеваний при первых халифах и Омейядах. Стихи сохранились в неполном виде: полностью дошла до нас лишь одна касыда (включена в сб. лучших семи произв. древнеараб. поэзии). Вокруг личности А. ибн Ш. сложился цикл легендарных рассказов, ему посвящен нар. роман «Деяния Антара» («Сират Антар»), типа европ. рыцарского романа. Традиция приписывает его популярному филологу 8 в. аль-Асмаи, однако первая редакция восходит ко времени крестовых походов (конец 12 в.). В «Сират Антар» сохранилось много перс. легенд; А. ибн Ш. характеризуется здесь как идеальный рыцарь: храбрый, верный, правдолюбивый, покровитель слабых, щедрый, поклонник женщин. Несмотря на множество анахронизмов и вымыслов в романе можно найти нек-рые несомненные черты биографии А. ибн Ш., точное отражение жизни бедуинов, их нравов и обычаев. Описания битв, приключения героя изложены живо и изящно. Роман написан рифмованной прозой, в к-рую включено более 10 тыс. стихов. В вост. изданиях (начиная с 1869) роман занимает 32 тома

Билет 4

1. Возникновение ислама

2. Коран как памятник истории и литературы

Ислам зародился на территории Аравийского полуострова в начале 7 века. В те времена большая часть арабов исповедовала язычество, поклонялась разнообразным божествам, камням, деревьям и т.д. Некоторые арабы приняли христианство, другие - иудаизм, а иные (в основном Бахрейне и Йемене) находились под влиянием зороастризма.
После похода на Мекку эфиопского царя (этот поход упоминается в Коране в суре Слон) в 570 году и чудесного спасения мекканцев на протяжении длительного времени центральная Аравия была предоставлена сама себе.
В 570 году в Мекке в роду Хашим племени Курайш родился Мухаммад. Когда ему исполнилось 6 лет, он, оставшись круглым сиротой, стал жить сначала в доме своего деда, после смерти которого мальчика приютил дядя. Когда Мухаммад вырос, он стал заниматься торговлей. В 600 году курайшиты решили реставрировать общеарабскую святыню Каабу. Мухаммад принял в этом активное участие.
Около 610 года Мухаммад произнес первые аяты (стихи) Корана. С этого времени Пророк начал свою проповедь.
Первое время, проповедь не нашла отклика в сердцах людей, новую веру- Ислам приняли лишь сам Мухаммад, жена его Хадиджа и двоюродный брат Али бен Аби Талиб (которому было тогда 9 лет), после к ним присоединился богатый купец Абу Бакр, и еще около 40 людей, ставшие ближайшими сподвижниками Пророка.в течение следующих лет количество мусульман росло, что вызвало недовольство мекканской знати, которая начала притеснения мусульман. В результате, в 622 году Мухаммад совершает хиджру (хиджра по-арабски означает переселение, связанное с разрывом связей человека с тем обществом, которое он покидает) в богатый оазис Йасриб (который после этого стал называться Мадинат ун-Наби, т.е. город Пророка)
В 630 году Мухаммад занял Мекку. К этому времени значительная часть Аравии была под контролем мусульман.Согласно преданию, Мухаммад послал письма правителям Египта, Эфиопии, Ирана и Византии, с призывом принять Ислам. Все правители приняли послов более менее почтительно, а иранский царь Хосров Парвиз в гневе растоптал это письмо, а через некоторое время после этого умер.
К 632 году Ислам приняли практически все арабские племена. В этом году умер Пророк.
После его смерти группа сподвижников Пророка избрала халифом (заместителем) Пророка Абу Бакра. Абу Бакр умер через два года после избрания, однако, за это время вернул к Исламу отколовшиеся арабские племена, которые говорили, что согласны подчиняться Пророку а Абу Бакру подчиняться не хотят, и начал боевые действия против Византии и Ирана, самых могущественных держав того времени. Пред смертью назначил своим преемником Омара.
Второй халиф Омар продолжил войну против Византии и отнял у нее Сирию, Палестину, Египет, часть Магриба (Северная Африка). В то же время мусульмане нанесли тяжелые поражения сасанидской армии (Сасаниды - династия, правившая в Иране примерно 500 лет) при иракском селении Кадисии (эта битва красочно описана в Шахнаме Фирдоуси) и Нихавенде, заняли столицу Сасанидского государства Ктесифон (около Багдада), а также провинции Ирак, Хузестан, Азербайджан, Армения, Мазендаран, частично Фарс, т.е. большую часть Ирана.
Кроме военных достижений, Омар произвел реформы и заложил основы государства, определил порядок налогообложения, установил законы. Политика Омара на покоренных территориях отличалась веротерпимостью. Например, Омар дал охранную грамоту христианам в Дамаске, которая гарантировала сохранность жизни, собственности и свободу вероисповедания и, кстати, продолжает действовать до сих пор.
После смерти Омара халифом был избран Осман, который мало проявлял внимания к государственным делам, на важные посты назначал своих родственников Омеядов, которые любили брать взятки и грабить. В конце концов, Османа стали критиковать и, в результате бунта, он был убит мятежниками. Организаторы мятежа и убийства Османа впоследствии пытались обвинять в своем преступлении четвертого халифа Али, и заодно захватить власть, организовали мятеж, но потерпели потерпели поражение. Важным достижением Османа является составление канонического текста Корана. До этого Коран хранился в памяти некоторых людей, хафизов, которые при жизни Мухаммада выучили все аяты Корана наизусть. Но после того, как в одной из битв погибло 70 хафизов, по приказу Османа был собран весь Коран в письменном виде.
После смерти Усмана халифом люди избрали Али бен Аби Талиба, известного своим мужеством, справедливостью и заслугами перед Исламом. Он начал бороться с коррупцией, пытался сократить разрыв между благосостоянием богатых и бедных за счет справедливого распределения государственных доходов, чем вызвал негодование Омеядов (Омеяды - семейство еще с доисламских времен настроенное враждебно по отношению к Хашимитам, из которых происходили Пророк и Али). Муавия Омеяд стал также обвинять Али в том, что тот убил Османа, а также, в личных письмах, требовал отдать ему в управление Сирию, которую он получил при Османе, в обмен на мир. Али совершил поход в Сирию и в битве под Сиффином почти победил войска Муавии, но тот приказал поднять на копья свитки Корана. Битва прекратилась, однако Муавия не отказался от своих претензий, правда, теперь он хотел уже весь халифат. Сирийцы активно его поддерживали. А жители Куфы (в Ираке) столицы Али отказывались воевать, искали любой повод, чтобы уклониться от боевых действий, за что в своих письмах Али их неоднократно упрекал. В 660 году Али погиб от рук предателя. Первые четыре халифа стали известны как халифы праведного пути. После смерти Али халифом стал его сын Хасан, который счел благоразумным и полезным для населения прекратить войну и позволил Муавии прийти к власти. Скоро Хасан умер в Медине, а некоторые говорят, что он был отравлен. После смерти Муавии престол занял его сын, обделенный всеми достоинствами, Язид. Брат Хасана Хусейн был приглашен жителями Куфы, чтобы управлять ими. Но Язид узнал об этом, послал войско в Ирак. Куфийцы испугались и помогли ему в борьбе против Хусейна. В 681 году в Ираке в местечке Кербела Хусейн и его семья были окружены воинами Язида, которыми командовал некий Шимр. Чтобы не брать на себя грех за убийство внука Пророка, они всей толпой напали на Хусейна и изрубили его. Голову Хусейна Шимр доставил Язиду, который, посмеиваясь, стал тыкать в нее палкой. После гибели Хусейна у власти утвердились Омеяды.
Эпоха с 6-ого по 12-ый век (т.е. первые столетия Ислама) считается золотым временем арабской культуры (хотя правильней говорить исламской, потому что, хотя многие труды были написаны на арабском языке, часто их авторами были аджами, т.е. не арабы). За первые три века Ислама сформировались основные религиозные школы, были сформулированы их правовые, философские, этические положения, различия между собой. Под покровительством поздних Омеядов и сменивших их Аббасидов развивалась литература, искусство, торговля, различные науки, такие как химия, медицина и география. Были сформулированы правила арабского языка (изучению языка уделялось особое внимание), составлены словари, выполнены переводы трудов греческих и римских философов, некоторых образцов индийской и иранской литературы (например, "Калила и Димна", "Сказки тысячи и одной ночи") на арабский язык.

 

 

Кора́н (араб. أَلْقُرآن‎‎ [qurˈʔaːn] — аль-К̣ур’а̄н) — священная книга мусульман (приверженцев ислама). Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание».

Коран был записан со слов Мухаммеда его сподвижниками. Передача Корана была осуществлена через ангела Джабраила и длилась без малого 23 года, а первое откровение Мухаммед получил в возрасте сорока лет, в Ночь могущества (месяц Рамадан).

В исламских странах Коран служит основой законодательства, как религиозного, так гражданского и уголовного.

Мусульмане верят в то, что Коран — это:

§ божественное руководство для человечества, последнее Священное Писание, ниспосланное Аллахом;

§ несотворенное Слово Всевышнего, вечное свидетельство пророчества и последнее небесное откровение, которое подтвердило истинность всех предыдущих священных Писаний, отменило провозглашенные ими законы и утвердило последнее и самое совершенное небесное законодательство;

§ чудо, одно из доказательств пророческой миссии Мухаммеда, кульминация серии божественных посланий. Божественные послания начались с Адама, включали в себя Свитки Авраама, Таурат (Тору), Забур (Псалтирь) и Инджиль (Евангелие).

 

В исламе священный Коран — это конституция, которую Всевышний (на арабском — Аллах) ниспослал Своему посланнику для того, чтобы каждый человек мог наладить взаимоотношения с Господом, с самим собой и обществом, в котором он проживает, и выполнить свою жизненную миссию так, как этого пожелал Господь миров. Является вечным чудом, которое нисколько не потеряет своей важности и актуальности вплоть до наступления Дня воскресения.

Уверовавший в него избавляется от рабства перед творениями и начинает новую жизнь, поскольку его душа словно рождается заново для того, чтобы он смог служить Всевышнему и заслужить Его милость.

Мусульмане принимают эту милость, придерживаются божественного руководства, следуют его предписаниям, подчиняются его велениям, избегают его запретов и не преступают его ограничений. Следование кораническим путем — это залог счастья и преуспевания, тогда как отдаление от него — причина несчастья.

Коран воспитывает мусульман в духе праведности, богобоязненности и благонравия.

Пророк Мухаммад разъяснил, что лучшим из людей является тот, кто изучает Коран и обучает других людей этому знанию

Для более чем мил



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: