Перечень признаков осложненного поведения ребенка для выполнения задания 1




Задание к зачету по курсу «Детская практическая психология»

 

Преподаватель: Гошева Е.Н.

Выполните одно задание на выбор.

Выполненное задание вышлите в электронном виде на адрес преподавателя Эл. адрес:GoshevaEN@yandex.ru

 

Задание 1

1. Проанализируйте особенности поведения одного из воспитанников Вашей группы/знакомого ребенка (не анализируйте, собственных детей), используя представленный ниже в Таблице 1 перечень признаков осложненного поведения. Для этого выпишите из таблицы выделенные Вами признаки.

2. Определите на основе проведенного анализа, требуется ли данному воспитаннику помощь педагога-психолога (она требуется, если у ребенка постоянно наблюдается от 6 признаков и более из 29). Если да, то сформулируйте и запишите своими словами примерный запрос на работу с ребенком для педагога-психолога.

3. Укажите возможные направления педагогической работы по коррекции особенностей поведения данного ребенка или приведите примеры приемов коррекционно-развивающей работы с ним.

 

Задание 2

1. Познакомьтесь с представленным ниже в Приложении 1 описанием психолого-педагогической типологии мотивов нарушения поведения у воспитанников Р. Дрейкурса.

2. Подберите и запишите примеры из собственной педагогической практики или личного опыта, демонстрирующие одну из стратегий поведения ребенка, в основе которой лежит один из четырех описанных ниже мотивов. Укажите возможные стратегии реагирования (приемы педагогического воздействия) на данное поведение ребенка со стороны воспитателя или родителя с целью его коррекции.

Приложение 1

Мотивы нарушения дисциплины по Р. Дрейкурсу

Привлечение внимания - некоторые дети выбирают «плохое поведение», чтобы получить особое внимание взрослого. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая воспитателю проводить занятия, другим детям играть или слушать взрослого.

Власть - некоторые дети «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над воспитателем, группой. Часто они демонстрируют своим поведением: «Ты мне ничего не сделаешь» - и разрушают тем самым установленный в группе порядок.

Месть - для некоторых детей целью (часто неосознанной) становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из взрослых, детей или всему миру, который «так несправедлив к ним».

Избегание неудачи - некоторые дети так боятся поражения, неудачи, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям воспитателя, родителей или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они часто мечтают, чтобы их оставили в покое, и остаются в изоляции, неприступные и «непробиваемые» никакими методическими ухищрениями педагога.

Рекомендуемая литература:

1. Базулина, И.В. Три направления коррекционной работы с детьми 5-6 лет с нарушениями поведения/ И.В. Базулина//Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2016.- № 12.- С. 30-42.

2. Буданова Т. 28 игр для профилактики эмоционально-поведенческих нарушений у старших дошкольников/ Т. Буданова// Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2017.- № 3.- С. 23-35.

3. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Особое внимание к обидчивым детям/ Б.С. Волкова, Н.В. Волкова // Воспитатель ДОУ. - 2013.- № 2.- С.112-118.

4. Кремлякова, А.Ю. В группе демонстративный ребенок: как взаимодействовать/ А.Ю. Кремлякова//Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2016.- № 12.- С. 22-29.

5. Кудрявцев, В.Т. Маленькая энциклопедия капризов маленьких детей/ В.Т. Кудрявцев//Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2014.- № 1.- С. 50-57.

6. Фокина, А.В. Детские провокации: что делать/А.В. Фокина//Справочник педагога-психолога. Детский сад. -2016. - №11.- С. 34-47.

 

Таблица 1

Перечень признаков осложненного поведения ребенка для выполнения задания 1

   
5. Псевдоглухота Не выполняет просьбы, хотя слышит и понимает их.
6. Эмоциональная отгороженность С трудом включается в игру, избегает визуального контакта, стремиться уединению, занят своими делами и не замечает окружающих, часто не использует речь, как средство общения.
7. Вспыльчивость Демонстрирует внезапные и бурные эмоциональные реакции – даже по незначительному поводу.
8. Обидчивость Болезненно реагирует на замечания, обижается на проигрыш в игре, огорчается по самым мелким поводам.
9. Конфликтность Сам провоцирует конфликт, не уступает, не учитывает желаний сверстников в совместной деятельности.
10. Нерешительность Отказывается от ведущей роли в играх; избегает бесед; не отвечает, хотя знает ответ. Во время обращенной просьбы может краснеть, теребить в руках карандаш, одежду.
11. Дурашливость Реагирует смехом на замечания взрослого, передразнивает его.
12. Страхи Выраженные страхи (новых ситуаций, новых людей, резких звуков, собак, страх одиночества, темноты) – говорит «боюсь», убегает от источника, напрягается, плачет, кричит.
13. Тревога Блуждающий, отстраненный взгляд, ребенок не может объяснить причины своего избегательного поведения, неожиданно вздрагивает, проявляет немотивированную боязливость, осторожность. Усиление навязчивых движений (кручение волос, обкусывание ногтей)
14. Скованность Двигательно скован, неловок – особенно в новой ситуации, напряжен.
15. Заторможенность Не знает, чем заняться, бездеятелен, говорит очень тихо, темп движений замедлен, при выполнении действий по сигналу – запаздывает.
16. Эгоцентричность Считает, что все игрушки, вещи – для него, стремиться навязать своё мнение.
17. Избегание умственных усилий Не интересуется рассуждениями, быстро устает от доступных по возрасту умственных заданий (на сравнение, обобщение, действие по образцу)
18. Нарушение внимания Отвлекается, переспрашивает условия выполнения задания.
19. Двигательная расторможенность (гиперактивность) Поспешно планирует собственные действия, темп действий ускорен, их количество избыточно (много лишних), быстро возбуждается и медленно успокаивается, начинает действовать раньше установленного сигнала. Стремиться воплотить в действиях все свои идеи.
20. Навязчивые действия Движения руками (круговые, потряхивающие) перед глазами, множественное дотрагивание до предметов, другого человека, кручение предметов в руках.
21. Речевая расторможенность Говорит слишком быстро, громко, переговаривается на занятия, на замечания не реагирует.
22. Непонимание сложных многоходовых конструкций Путает последовательность действий по инструкции взрослого.
23. Непонимание простых словесных инструкций Ориентируется на наглядный образец, а не на объяснения.
   
24. Застреваемость Навязчив, с трудом переключается, многократно повторяет одно и то же действие
25. Сниженная работоспособность (умств.) Утомляем в интеллектуальной деятельности, требующей активности и времени.
26. Сниженная работоспособность (физич.) Устает от физических действий.
27. Чрезмерная фантазийность В беседе – соскальзывание в свои фантазии, стремление рассказывать о них разным людям, в рисовании – гиперувлеченность любимым сюжетом.
28. Непохожесть на других. Внешность
29. Неожиданные реакции. Монотонный громкий звук в ситуации эмоционального напряжения.
Характер нарушения поведения Проявление данного нарушения поведения
   
1. Агрессивность Ломает игрушки, толкает сверстников, бьет, щипается, кусается, плюется, ругается, хватает за волосы, провоцирует (скрытая форма агрессии)
2. Аутоагрессия Кусает себя, бьет себя, раздирает одежду на себе, выбирает волосы
3. Негативизм Делает всё наоборот, отказывается даже от интересной игры, часто говорит «не буду», «не хочу»
4. Демонстративность Поворачивается спиной к собеседнику, утрирует движения, стремиться обратить на себя внимание, делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих, «

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: