Хозяйственные занятия чеченцев




МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ

МИКОЛАЇВСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

Ім. В.О.СУХОМЛИНСЬКОГО

НАВЧАЛЬНО-НАУКОВИЙ ІНСТИТУТ ІСТОРІЇ ТА ПРАВА

 

Кафедра історіографії, джерелознавства

та спеціальних історичних дисциплін

 

МАТЕРІАЛЬНА ТА ДУХОВНА КУЛЬТУРА ЧЕЧЕНЦІВ

 

 

Реферативна робота з загальної етнографії

Студента інституту історії та права

Групи: 154

Маханькова Дмитра Вікторовича

 

Перевірила:

Викладач

Хрящевська Людмила Михайлівна

 

Миколаів – 2011

ЗМІСТ

 

Вступ 3

Матеріальна культура 5

Господарські заняття чеченців 11

Духовна культура 12

Висновки 15

 

 

Вступление

Чеченцы (самоназвание Нохчий, в ед. числе — Нохчо) — северокавказский народ, проживающий на Северном Кавказе. В настоящий момент абсолютное большинство чеченцев проживает на территории Российской Федерации, а именно — в Чеченской республике.

Верующие чеченцы - мусульмане-сунниты. Распространены суфийские учения двух толков - накшбанди и надири. Говорят на чеченском языке нахско-дагестанской группы. Диалекты: плоскостной, аккинский, чеберлоевский, мелхинский, итумкалинский, галанчожский, кистинский. Распространён также русский язык (свободно владеют 74%). Письменность после 1917 сначала на основе арабской, затем - латинской графики, с 1938 - на основе русского алфавита.

Чеченцы уверены, что самые глубокие их корни исторически тянутся к Шумерскому царству (30-й век до н.э.). Они считают себя также потомками древних урартийцев (9-6 вв до н.э.). Во всяком случае, расшифрованная клинопись двух этих цивилизаций указывает на то, что в чеченском языке сохранилось немало аутентичных слов.

Сложилось так, что в течение всей истории у чеченцев не было своего государства. Единственная попытка создать королевство Синсир в XIY веке пришлась не ко времени – эту едва рожденную идею задавила конница Тамерлана. Потеряв две трети своего народа в боях с восточными завоевателями, чеченцы покинули плодородные равнины и ушли в горы - оттуда было удобнее продолжать борьбу. Горы для чеченцев навсегда стали приютом, убежищем, родным, и даже святым, местом.

Кроме чужеземных завоевателей, хватало и местных недругов - воинственные отряды других кавказских этносов то и дело нападали друг на друга, таков был способ жизни. Все время приходилось быть при оружии. Чтобы эффективнее охранять свой дом, свое селение горцы объединялись в отряды ополчения, строили оборонительные линии. До сих пор по кавказским вершинам разбросаны сотни древних крепостных башен, выложенных из дробленого камня. Отсюда наблюдали за врагом, и, заметив его, зажигали костры, дым от которых был сигналом об опасности. Постоянное ожидание набегов, необходимость всегда быть в полной боевой готовности, конечно, милитаризировали сознание, но и воспитывали отвагу, презрение к смерти.

В битвах даже одна сабля играла большую роль, поэтому каждый мальчик с пеленок воспитывался жестко и сурово, как будущий воин. По словам ученого-этнолога Галины Заурбековой, матери четырех детей, и по сей день чеченская этика запрещает ласкать, баловать детей, потакать их капризам. И сегодня у колыбелей традиционно поются старинные песни, восхваляющие воинскую доблесть, отвагу, доброго коня, хорошее оружие.

 

Материальная культура

Материальная культура основной части нахского массива, располагавшегося в границах современной Чечни и Ингушетии, исследовалась многими учеными (Е. И. Крупное, MX. Багаев, М. Б. Мужухоев, Р. А. Даутова, С. У. Умаров, X. М. Мамаев и др.). Мы в данном разделе пользуемся, главным образом положениями и выводами археологов Р. А. Даутовой и X. М. Мамаева.

В эпоху раннего средневековья на Северном Кавказе сложились четыре этнокультурные области, выделяемые археологами: Закубанская, Центрально-Кавказская, Дагестанская и Предкавказская. В Центрально-Кавказской этнокультурной области, охватывавшей территорию от верховьев Кубани (на западе) до бассейна Аксай-Акташ (на востоке) выделяются два культурных типа - равнинный или аланский (предгорно-плоскостные районы верхней Кубани и Терека) и горный (характерный для предков карачаевцев, балкарцев, осетин, ингушей и чеченцев). В свою очередь, культура горных племен выделяется в три локальных варианта - западный (предки карачаевцев, балкарцев), центральный (предки осетин и частично ингушей) и восточный (предки ингушей и чеченцев). Таким образом, нахи Большого Кавказа сохраняли общие черты материальной культуры, но, вместе с тем, обнаруживались и локальные особенности. Это являлось свидетельством продолжения процесса распада нахской общности в эпоху раннего средневековья, о чем говорилось и выше.

Раннесредневековые поселения предгорно-плоскостной полосы на территории края представляли собой, как правило, земляные городища с оборонительными сооружениями из рвов, валов, дополненных глинобитными стенами, реже каменными сооружениями.

Городища сооружались на естественно укрепленных мысах рек и возвышенных местах, они обладали цитаделью площадь до 200-400 кв. м, рядом жилых сооружений и загонами для стад (до 1500-2000 кв. м), обнесенных валами и стенами из сырцового кирпича.

На территории Чечни и Ингушетии выявлено не менее 150 таких поселений и один крупный город: столица Алании - Магас. Здесь обнаружены дома турлучного типа с простыми очажными ямами четырехугольной и овальной формы. В городе выявлена и булыжная мостовая шириной около 3 м, места культового назначения - например, громадный зольник, где поддерживался веками священный огонь. К сожалению, источники оставили мало сведений о Магасе, хотя этот город был одним из крупнейших на Северном Кавказе. Видимо, он не имел значения торгово-ремесленнического центра, а носил аграрный характер, представляя собой скорее город, сложившийся вокруг культового центра.

Поселения горной зоны в эпоху раннего средневековья оставались небольшими и также располагались на естественно защищенных участках. Здесь мало были распространены рвы и валы. Но использовался прием подправления обрывов и скал, защитные каменные стены, сооружались башни. В горах рано начинается строительство башенных сооружений. Вначале это были так называемые циклопические постройки из огромных каменных блоков. В X-XI вв. каменные сооружения представляли собой двух-трехэтажные дома-крепости из строительного камня площадью основания от 160 до 400 кв. м. Построить такие сооружения могли позволить себе только богатые семьи. Первый этаж отводился для содержания скота, второй и третий являлись жилыми. Капитальные стены снабжались амбразурами, а по периметру плоской крыши складывались запасы камней для сбрасывания на противника. В горах сооружались каменные святилища и склепы. Нахские мастера, безусловно, участвовали в строительстве первых христианских храмов - Тхаба-Ерды и др.

Вблизи поселений располагались могильники, причем, погребальная обрядность различалась на равнине и в горах. Для равнин были более свойственны катакомбные захоронения, а жители горных районов хоронили своих покойников в каменных ящиках и обычных грунтовых ямах. Есть также горные могильники, где встречаются одновременно и катакомбы, и каменные ящики (Уш-калой, Фуртуог), что отражает, по-видимому, совместное проживание двух этнических, или двух конфессиональных групп населения. Видимо, северокавказские аланы и плоскостные нахи имели единые конфессиональные воззрения (между тем обряд захоронения степных и кавказских алан имел свои определенные различия).

Основным хозяйственным занятием равнинных нахов и местных алан являлось земледелие. Ввиду густой заселенности равнин южнее Терека и Сунжи использовался, видимо, подсечный способ высвобождения пахотных участков от леса с помощью железных топоров. В горах было распространено террасное земледелие. Для обработки земли использовались легкие плуги и сохи с железной рабочей частью, а также мотыжки. Для сбора урожая применялись железные серпы и небольшие косы-горбуши. Собранное зерно (более всего возделывались просо, пшеница, ячмень, рожь и овес) хранилось в специальных ямах и в больших толстостенных сосудах-хумах емкостью до 100 литров.

Из технических культур нахи были знакомы с коноплей и льном. Кроме того, в раннем средневековье они освоили садовые культуры и виноград. Путешественники того времени отмечали, что "много у них всяких благ, таких как мед, масло и фрукты в их долинах", у них "растут виноград, гранат, айва, яблоки, груши, абрикосы, персики и орехи...".

Основными отраслями скотоводства традиционно оставались овцеводство, разведение крупно-рогатого скота и коневодство. Для развития данной отрасли в крае были идеальные условия: равнинные и горные пастбища, степные зимние выгоны, богатые покосы и т. д. Судя по бронзовым изображениям лошадей того времени, здесь использовали в основном две породы - рослые быстро аллюрные лошади типа ахалтекинцев и небольшие лошади горного типа. Седлали их, согласно археологическим находкам, наконечниками из железа; боевые топоры, мечи и сабли с незначительно изогнутыми клинками; ножи и кинжалы. По крайней мере, с XVI в. в Чечне начинают распространяться ружья и кремневые пистолеты, а в XVIII в. можно говорить и о появлении огнестрельного оружия собственного производства ("нохчи топ" - чеченское ружье).

В состав защитного вооружения горцев входили металлические панцири и кольчуги, полусферические шлемы с кольчатой сеткой-бармицей (то есть "мисюрки"), предохранительные кольца и напалечники, круглые деревянные щиты, обтянутые кожей и укрепленные концентрическими железными кругами и др.

Лук и стрелы состояли на вооружении чеченцев не только в XVI-XVIII вв., но даже и в начале XIX в.

На равнине, в бассейне Терека и Сунжи заметную роль играло рыболовство: при раскопках обнаружены каменные и керамические грузила для сетей, крючки, крюки для багрения и т. д., а также костные останки осетровых. В лесах и горах водилось немало дичи, в том числе благородных оленей, диких баранов, медведей, косуль и т. д. Известно, что даже грузинские цари в XII в. ездили на охоту в "Аланию", которая отличалась богатством дичи.).

Ремесленные занятия населения края в раннесредневековую г-р. эпоху были заметными и разноотраслевыми. Tак, открыты сложные по устройству двухъярусные гончарные печи (с. Дуба-Юрт), установлено клеймение днищ гончарной посуды, что говорит о профессиональном ремесленничестве. Качество керамики, богатство форм и обжиг в XII-XIII вв. значительно улучшаются. Начинает производиться даже черепица (сел. Мартан-Чу).

Особой значимостью обладало оружейное производство, основанное на местной металлургической базе. Местные мастера освоили ряд операций по технике сварки железа и стали, термической обработке металла в различных режимах, ковку сложных форм и т. д. Возможно, что возникла и первичная кооперация труда ремесленников: один ковал клинок, другой украшал рукоять и ножны. Так, северокавказские сабли Х-ХП вв., найденные у сел. Мартан-Чу и ст. Змейской (Северная Осетия), были сделаны из упругой и вязкой стали, ножны и рукоять украшены позолоченным серебром со штампованным орнаментом и вставками из полудрагоценного камня.

Луки нахов были уже сложносоставными, наконечники стрел специализированными - бронебойные, для охоты и т. д.

Из оружия ближнего боя помимо сабель прямого типа были распространены железные топоры, секиры, боевые ножи. Из защитных доспехов могильники сохранили клепаные из железных пластин шлемы, латы, кольчуги и щиты.

Одежда раннесредневековых нахов и алан следовала модам степных народов, иранцев и византийцев, но сохранялись вместе с тем и местные формы, диктуемые климатом и особенностями ландшафта. Ткани использовались преимущественно яркие и узорчатые, в том числе и драгоценный шелк.

Люди того времени, как женщины, так и мужчины, широко использовали украшения из бронзы, драгоценных металлов и камней, стекла и т. д. Особенно интересны металлические амулеты-обереги. Они украшались солярными знаками, изображениями лошадей, всадников, диких животных и птиц. Из стран Восточного Средиземноморья и греческих городов Причерноморья на Северный Кавказ привозили мозаичные и глазчатые бусы, стеклянные и поливные сосуды. Из Константинополя шли золотые украшения, шелковые ткани поступали из Китая, Средней Азии и Сирии. Из Ирана к ним попадали серебряная и медная посуда, монеты, различные украшения. Грузия традиционно снабжала горцев вином, коврами, посудой, солью, тканями и т. д.

В целом, край являлся самодостаточным и даже на фоне восточных цивилизаций выглядел аграрно-цветущим.

Влиянием Востока объяснялось распространение в Чечне плоских шлемов-мисюрок, турецких и крымских ружей и пистолетов, а также холодного оружия из дамасской стали. Распространяется у чеченцев и оружие европейского типа - "франкские" пистолеты, мечи и сабли итальянского и немецкого производства.

В Чечне рассматриваемого времени сложился культ совершенного оружия. Образ героя исторических песен, как правило, получает законченность, если он обладает качественным оружием и благородным скакуном. Уже в XVIII в. в Чечне складывается несколько центров производства оружия, которое распространялось и за ее пределами. Вместе с тем, чеченцы отдавали должное и изделиям дагестанских мастеров, особенно кинжалам. Украшением оружия драгоценными металлами в чеченских аулах занимались, как правило, дагестанские "серебряки", использовавшие, однако, местные орнаментальные мотивы.

 

 

Хозяйственные занятия чеченцев

Комплекс археологических, этнографических, документальных источников XVI-XVIII вв. свидетельствует, что основными занятиями населения Чечни в исследуемый период было земледелие, скотоводство и ремесла.

Система полеводства была разнообразной. В XVI-XVIII вв. для равнинной части Чечни характерна переложная, а также двух- и трехпольная система земледелия. Применялся также черный пар и зябь. В горной зоне было развито террасное земледелие.

Недостаток пахотной земли в горах способствовал интенсификации земледелия. Средствами народной агротехники были: искусственное террасирование, удобрение, орошение и севооборот. Создание террасных полей требовало больших затрат труда и недюжинного умения. Для обработки террас применялась соха и другие разнообразные земледельческие орудия.

В плоскостных и предгорных районах Чечни земледелие было, по существу, преобладающим, вследствие того, что благоприятные природные условия позволяли заниматься здесь зерноводством и огородничеством в относительно широких масштабах.

Говоря об урожайности в притеречных районах Северного Кавказа, русский академик Фальк отмечал: "Неурожая почти не бывает. Обыкновенная жатва вознаграждает в 10 и 15 раз". Материалы свидетельствуют о резком росте запашки равнинных земель в указанное время.

Если в XVI в. нам известно выращивание в Чечне ячменя, проса и пшеницы, то в последующих веках ассортимент полевых культур значительно расширяется. В документах упоминаются: рис, овес, рожь, кукуруза, конопля, табак и др.

И в горной, и в плоскостной зонах имелись орошаемые участки. Уже источники XVII в. фиксируют поливное земледелие у окочан (ауховцев). Ирригационные системы исследуемого периода характеризовались наличием головных и боковых каналов, дамб, водоразделов, шлюзов и желобов.

В горной части Чечни применялось многообразное удобрение террас, окультуривание пахотных участков (вследствие скудности земли). Что же касается равнины, то здесь довольствовались сжиганием соломы и стерни осенью, внесением навоза и золы в весенний период. Обработка земли в плоскостных районах велась передковым плугом.

В соответствии с климатическими условиями происходило районирование зерновых и прочих культур: в притеречных районах население выращивало пшеницу, просо, ячмень, рис, овощи (как говорит документ, здесь было, "кроме фруктов, всего довольно ж"). Земли по берегам Сунжи служили, в основном, для посева "пшеницы и проса"; к условиям высокогорья были приспособлены ячмень и овес.

В рассматриваемое время во многих селах Чечни (и в горной, и в районной частях) имелось большое количество водяных мельниц. Это еще раз свидетельствовало о развитии зернового хозяйства. Имелись и ручные мельницы - "кахьар".

Из огородных культур выращивались лук, чеснок, редька, морковь; из бахчевых - арбузы, тыквы и дыни. Во второй половине XVIII в. определенное распространение получила новая зерновая культура - кукуруза, а из технических культур - конопля и табак. Садовые культуры в XVI-XVIII вв. в Чечне были представлены разнообразными сортами яблок, груш, слив, персиков, орехов и т. д. Развито было и виноградарство.

Полеводческие орудия в Чечне были весьма разнообразны и приспособлены к почвенно-климатическим условиям края. Трем основным земледельческим зонам соответствовали и три типа пахотных орудий: в равнинной зоне - тяжелый или передковый плуг, в предгорной - грядильный, в горной - яремный. Тягловой силой служили волы и лошади. Повсеместно использовалась вайнахами борона, которая делилась по виду и назначению на группы: борона-волокушка, борона с поперечной доской, рамная борона и "къомсар" (грабли). Молотьбу хлеба производили специальными молотильными досками и катками.

К ручным орудиям относились несколько типов заступа - "бел", мотыгообразные орудия для прополки - "аьсти", "цел", специальные ножи для садоводческих работ. В целом следует сказать, что в развитии земледелия XVIII столетии для плоскостной Чечни было переломным периодом. К этому времени освоение плодородных равнинных земель в основном завершилось, в результате чего изменился и характер ведения хозяйства. Возрос удельный вес земледелия, появились излишки, которые шли на вывоз и употреблялись для нужд домашних промыслов.

Важное значение для чеченцев в XVI-XVIII вв. имело и скотоводство, представленное тремя основными отраслями: разведением крупнорогатого скота, овцеводством и коневодством. Современный исследователь Б. В. Гамрекелидзе пишет: "Богатство и разнообразие терминов, обозначающих породы крупного рогатого скота и овец, их строгая дифференциация в зависимости от пола и возраста, - указывают на древние традиции скотоводства, на его значительную роль в истории хозяйственного быта на-хов и высокий уровень развития".

Широкое и повсеместное развитие у чеченцев в XVI-XVIII вв. скотоводства подтверждается результатами археологических изысканий и этнографическими данными. Еще в XVI в. чеченские феодалы пригоняли царским воеводам овец, снабжали лошадьми русские посольства в Грузию. В перечне имущества чеченского (окоцкого) феодала Батая Шихмурзина за 1609 г. указывались "животины" - лошади, быки, коровы, "овец множество". Более поздние документы (XVIII в.) говорят, что горцы "овцами, коровами... богаты", что их основное "богатство и промышленность состоит в скотоводстве".

Скотоводство в Чечне исследуемого периода носило экстенсивный характер. Ранней весной скот выпасался в притеречных и затеречных районах, а затем, по мере усиления летних температур, перегонялся в горы, где имелись богатые альпийские луга. Согласно документу 1757 г., "скот их (в данном случае чеченцев. - Я. А.) в жаркое время содержут в горах, в крепких местах". В зимнее время скот, в особенности крупнорогатый, содержался в стойлах. Для его кормления проводились, согласно источникам, значительные заготовки сена. Для зимовки скота сооружались различные строения: "г!ота" (подземный загон для овец), "бо-жал" (сарай для крупного рогатого скота).

Преобладающей отраслью животноводства было разведение крупного рогатого скота. Это было связано с оседлым типом зем-ледельческо-скотоводческого хозяйства населения Чечни. Скот использовался как тягловая сила для обработки земли, перевозки грузов и людей, давал удобрение для полей. Основным видом рабочего скота являлись волы. Кроме того, чеченцы разводили и буйволов, высокоценимых вследствие жирности молока и большой физической силы. Основную долю молока, масла и сыра в хозяйстве горцев давали коровы; проводилось некоторое улучшение их породности путем скрещивания.

Из обработанной кожи быков и коров изготовлялись обувь, сбруя; рога домашних животных шли на изготовление рукояток шашек и кинжалов, для других костяных поделок. Одной из самых продуктивных и развитых отраслей хозяйства чеченцев являлось овцеводство. В условиях Чечни овцеводством занимались практически все жители. Овца давала горцам мясо, молочные продукты для стола, шерсть для суконных и войлочных изделий, кожу, овчины.

Коневодство в Чечне, несмотря на значительное количество поголовья, уступало уровню соседней Кабарды, которая славилась породными скакунами на весь Кавказ.

Распространенные у чеченцев породы домашних животных отличались хорошими бонитетными данными и были приспособлены к местным природным условиям. Разводились так называемые "тушинские" и "карачаевские" породы овец, породы крупного рогатого скота, известные как "горские", а также скаковые типы лошадей. Важная роль скотоводства у чеченцев объяснялась и тем, что овцы, быки, коровы, лошади служили, по традиции, мерилом стоимости и основной платежной единицей при торговых сделках, при выкупах, штрафах и т. д. Горные чеченцы, благодаря доходам от скотоводства, восполняли недостаток в зерне, обменивая животноводческую продукцию на земледельческие продукты.

В XVI - XVIII вв. скотоводство в Чечне развивалось по восходящему пути. Равнинные угодья создавали новые возможности для освоения свободных пастбищных земель и увеличения воспроизводства скота за счет расширения кормовой базы; животноводство на равнине приносило значительные излишки мяса, молока, масла, сыра и т. д., которые использовались для продажи на внешних рынках.

К числу древнейших хозяйственных занятий чеченцев, как и всех нахов, относится пчеловодство (в более отдаленные времена - бортничество). В 1588 г. феодал Шихмурза в список своих услуг русскому царю внес мед, дарованный им терским воеводам. "Медвяной ясак" возили в русский Терский город жители Мич-кизского и Шибутского обществ Чечни.

Домашние промыслы горцев Чечни, согласно археологическим, этнографическим и письменным данным, были представлены обработкой шерсти, глины; i дерева, добычей соли, селитры, серы, нефти и некоторых металлов (меди, свинца, серебра).

Ряд домашних промыслов Чечни в XVI-XVIII вв. характеризовались как ремесла. Такие хозяйственные занятия, как кузнечное, оружейное, суконно-войлочное, деревообрабатывающее, строительное, гончарное в силу своей специфики предполагали отделение производителя от земледелия и скотоводства.

Наиболее распространенными видами промыслов и ремесел чеченцев являлись отрасли, связанные с обработкой шерсти и кожи. Их развитию способствовала хорошая сырьевая база. Так, один из европейских путешественников Готлиб Шобер, побывавший на территории края в 1718 г., писал: "овец на сей земле зело тучны бывает, только что едва ли в англицком государстве - таковые обрящутся. К тому же вкусом добрым и шерсть их такова мяхка, что с испанскою шерстью в равности будет".

Из шерсти овец чеченцы изготовляли различные сорта сукон, бурки, войлоки, войлочные ковры (истанг), паласы, ковры, пользовавшиеся хорошим спросом и за пределами края. Из выделенных овчин шили шапки, шубы, чехлы и т. д. Распространение получила выделка кожи, из которой изготавливали одежду, конскую сбрую, пояса, ремни, обувь, бурдюки, походные мешки.

Потребности населения края в оружии, весьма значительные вследствие военизированного быта, почти целиком удовлетворялись за счет местных оружейников. Производилось холодное и огнестрельное оружие, в том числе ружья, пистолеты, шашки, кинжалы, доспехи, щиты и т. д. Некоторые из видов шашек - "терсмаймал", "гурда" получили общекавказскую известность. В отдельных селениях, таких как Атаги, Дарго, Гаджи-аул, сложились прославленные оружейные центры, частично сбывавшие свою продукцию северокавказским соседям и терско-гребенским казакам. Так, в середине XVIII в. во владениях чеченского князя Р. Айдемирова находился аул, в котором были многочисленные "кузнечного мастерства служители", изготовлявшие на продажу не только топоры и косы, но также сабли и ружья. Мотыги, серпы, ножи, кумганы, къудал (сосуды для переноски воды) производились в селах Брагуны и Девлет-Гирей.

Мастера-кузнецы сел Чечни в основном специализировались на изготовлении сельскохозяйственных орудий труда - плуги, бороны, серпы, косы, топоры, ножницы для стрижки овец. Производили они и предметы домашнего обихода. Ковалось и простейшее оружие - ножи, кинжалы, боевые топоры. Имела место и определенная специализация, изготовление изделий на рынок.

Имело место изготовление ювелирных изделий. Например, обследованные склепы одного Цеча-ахкинского поселения (XII-XVII вв.) в горной Чечне дали 8 основных типов и 32 вида серег и подвесок из золота, серебра и бронзы. Все они местного производства (С. Ц. Умаров). Ювелирной обработке подвергались рукоятки и ножны шашек, кинжалов, металлические пояса, газыри, пороховницы.

Оружейники, кузнецы и ювелиры Чечни имели дело с разнообразными металлами, знали приемы сварки и закаливания, травления металла кислотами, чеканку, гравировку, чернь. Им было известно литье в земляных и каменных формах, литье по восковой модели, вытягивание проволоки, выбивание украшений по матрице и т. д.

Широко использовались чеченцами лесные богатства края. Помимо продажи строевого леса и таркалов, которые сплавлялись по Тереку и в русские поселения, развита была деревообработка. Из дерева изготовлялись транспортные средства (телеги и подводы чеченцев упоминаются в документах XVII-XVIII вв.), посуда, различная домашняя утварь, детали домов, ульи, сельскохозяйственный инвентарь, доски, арбы, колеса. Изделия из дерева украшались зачастую искусной резьбой. Некоторые предметы из дерева выменивались на другие изделия и продукты. Широко сбывались соседям арбы и колеса к ним, хорошие доходы извлекались от продажи обручей и бочарных досок. Часть изделий из дерева уже в XVI-XVII вв. делалась на токарном станке.

Развитие каменного строительства в горной части Чечни в средневековый период, представленное массовыми крупными сооружениями - башнями, склепами, замками, храмовыми строениями - привело к выделению определенного ремесла. В XVI-XVIII вв. строительное искусство каменных сооружений достигло расцвета, особенно в западных районах края. Отдельные образцы боевых башен ("б!ов", "воу") достигали 25-30 м высоты, сложными сооружениями являлись массивные жилые башни ("г!ала") в несколько этажей. Мастера-строители знали секреты обработки камня, готовили различные виды растворов для крепления блоков, использовали подъемные машины (вороты), блоки и сложные леса. И только в связи с появлением пороха и развитием огнестрельного оружия в XVI-XVIII вв. строительство оборонительных сооружений башенного типа стало приходить в упадок.

В ряде чеченских селений существовало специализированное гончарное производство. Изготовление керамической посуды производилось на гончарном круге. Кувшины, горшки, кружки, тарелки подвергались обжигу в специальных печах, украшались различными узорами и орнаментом. Знали мастера и секреты муравления.

На территории Чечни велась кустарная добыча отдельных полезных ископаемых. Так, в XVII в. русские люди ездили в чеченские и ингушские общества - "Калканы" (Галгай) и "Мул-кой" (Мулки) - для покупки свинца; добыча его продолжалась в XVIII и XIX вв., "в некоторых местах земель кистинских и в горной Чечне жители добывают свинцу... - говорит документ, - прежде добывали и серебро... не в значительном количестве". Для выработки пороха горцы использовали природную серу и выпаривали селитру. Выходы нефти в XVI-XVIII вв. были известны в нескольких районах Чечни - близ сел. Алды, Беной, на Качкалыковском и Терско-Сунженском хребтах. Нефть, добываемая из природных источников и искусственных колодцев, применялась для освещения, смазки колес и лечения кожных заболеваний. Из документов XVIII в. известно, что часть нефти шла на продажу, так, князь Казбулат извлекал немалые доходы с нефтяных колодцев, расположенных в его владениях.

Известный источник соледобычи - Даттых, располагавшийся на землях Карабулакского общества, послужил в средневековый период основой благосостояния фамилии Белхароевых. В более поздний период выпаренной из данного источника солью пользовались, согласно документам: "все кистинцы, все ингушев-цы, все карабулаки и часть чеченцев".

В рассматриваемое время чеченцам было знакомо шелководство, виноделие и собирание красильного корня - марены. Продукция этих отраслей шла в основном на продажу.

Различия в географическом положении чеченских обществ и аулов обуславливали специфику и уровень развития отдельных видов производства. Поэтому местный обмен в его натуральной форме между населением горным и плоскостным был развит издавна. Домашняя промышленность чеченцев (служившая необходимым атрибутом натурального хозяйства), земледелие и скотоводство давали некоторые излишки, служившие предметом как для внутреннего, так и для внешнего обмена.

Чеченцы вели меновую торговлю с северокавказскими соседями, с Грузией, странами Востока и Россией. Как и другие горцы Северного Кавказа, они вывозили пшеницу, просо, табак, фрукты, скот, меха, мед, воск, марену, шелк-сырец, лес, нефть, готовые изделия кузнецов и оружейников, сукна, бурки, войлоки и ковры.

Относительно оживленными были связи Чечни с ремесленными и торговыми центрами Дагестана, откуда вывозились изделия кубачинских мастеров, фрукты, ковры и т. д. В свою очередь, чеченцы сбывали народам Дагестана хлеб, шерсть и другую сельскохозяйственную продукцию.

Снабжая Кабарду пшеницей, фруктами, строевым лесом и оружием, чеченцы получали взамен лошадей известной на Кавказе кабардинской породы.

Ездили представители Чечни по торговым делам и в Крымское ханство, и в турецкие города на Черном море и на Азове. В 1792 г. чеченец Гасан-Хаджи показал, что он, кроме чеченских и дагестанских селений, "бывал так же на Таманском острове для торгового промысла". Документы XVIII в. свидетельствуют, что, в свою очередь, крымские купцы "проезжают через Чеченской и Брагунской деревни". Торговые связи с аулами Чечни завязывали турецкие и персидские купцы, привозившие сюда изделия восточных ремесленников, в основном, ткани, клинки, пряности, сахар, краски и т. д.

Ведущее место во внешней торговле Чечни в XVIII в. заняла Россия. Русские купцы вывозили на Северный Кавказ различные хлопчатобумажные ткани, бархат, парчу, посуду, ножницы, иглы, булавки, сахар, соль, железо и многое другое. Определенное количество русских товаров поступало в Чечню в виде подарков царского правительства местным феодалам. Торговля с Россией приводила к экономической ориентации горцев Чечни на русские рынки. Порою на пограничных заставах скапливалось до сотни арб чеченских торговцев, направляющихся на кизлярский рынок и в казачьи станицы. Особое значение имела торговля чеченцев с терско-гребенскими казаками, которая, вопреки противодействию царских властей, велась на равноправных началах, без пошлин и ограничений.

Внутренняя торговля населения Чечни сосредотачивалась в основном в нескольких плоскостных и горных аулах - Чечен-аул, Брагуны, Старый-Юрт (Девлет-Гирей аул), Гудермес, Дар-го, местность Шатой и др. Для осуществления торгово-экономических связей Чечни с соседними народами служили ряд путей и дорог: Мичкизская, Османовская, Черкесская, Грузинская и др.

Внешняя и внутренняя торговля народов Чечни осуществлялась в условиях господства натурального уклада в хозяйстве, труднодоступность многих аулов и обществ также препятствовала успешному развитию товарно-денежных отношений. Даже во второй половине XVIII в. внутренняя и внешняя торговля велась, зачастую, "не на деньги, но меною". Собственная монета отсутствовала, в ходу были, преимущественно, русские, иранские и грузинские серебряные деньги.

Вместе с тем, развитие торговли на Кавказе в XVI-XVIII вв. шло по восходящей линии, что стимулировало развитие экономики Чечни. Производство некоторых продуктов сельского хозяйства и домашних промыслов приобретало черты товарного производства, что способствовало развитию в Чечне товарно-денежных отношений.

В XVIII в. на Кавказе зарождаются своеобразные торговые центры, служившие посредническим звеном в товарообмене равнинной и горной частей. В селении Брагуны имелся даже квартал армянских купцов, ведущих здесь постоянную торговлю. В Дев-лет-Гирей-юрте осели горские евреи, занимавшиеся выделкой кож.

В Чечне росла и роль денежных отношений. Эта тенденция усилилась и в связи с активной торговлей с Россией, Грузией, странами Востока. В среде чеченцев выделяется торговая прослойка. Так, в XVIII в. торговцы Чечни настойчиво требовали от царской администрации на Тереке отмены дискриминационных ограничений, добиваясь свободной торговли без пошлин и платежей.

 

 

Духовная культура

В XVI-XVIII вв. чеченцы, особенно равнинные, уже имели письменность. Они пользовались арабской графикой и писали на литературном языке, так называемом «книжном тюрки», распространенном на Северном Кавказе и являвшемся языком межнационального общения. К концу XVIII в. в эпистолярном жанре расширяется использование собственно арабского языка. Надо отметить, что письма чеченских князей и обществ, направленные российским властям, порой достигают литературных высот, там встречается накал страстей, живая речь, сравнения, образные обороты, юмор.

В XVIII в. в Чечне уже были исламские богословы и муллы, безусловно знакомые с восточной литературой. Образование они традиционно получали в духовных центрах Дагестана, славившихся своими учеными на всем исламском Востоке. Духовные школы для детей (при мечетях) отмечены во всех крупных селах Чечни XVIII в. Сплошь грамотной была княжеская и богатая узденская прослойка. Одним из товаров, который охотно приобретали чеченцы, становится бумага.

Возникает даже своеобразная политическая публицистика в виде «прокламаций» и, по выражению царских властей, «возмутительных к воровству (то есть призывающих к восстанию против царизма. — Я. А.) писем».

Широким было знакомство чеченцев со священным Кораном. Он обильно цитируется во взаимной переписке чеченских деятелей, на него делаются ссылки, извлекаются полезные суждения политического и морально-этического характера.

Вместе с тем, мы не знаем наличия в Чечне XVI-XVIII вв. подлинно научных систематизированных знаний. Не было по существу и научной литературы. При этом наблюдался устойчивый интерес западноевропейских историков и географов, как к Кавказу, вообще, так и к Чечне, в частности. О горских народах писали итальянские, немецкие, французские и английские авторы эпохи Возрождения. Сведения о чеченских районах — «окуках» (Аух) и «мичкизах» (Нахч-Мохк) давали при европейских дворах русские послы. Богатые сведения о политическом положении нахских владений и обществ отложились в статейных списках русских посольств XVI-XVII вв. в Грузию. Наконец, в конце XVII в. голландский автор Николай Витзен привел небольшую справку о чечено-ингушских обществах в своем географическом труде.

В XVIII в. наибольший интерес к Северному Кавказу и Чечне начинают проявлять представители российской науки. Это были, как правило, немецкие ученые на русской службе — Готлиб Шобер, Иоганн Гербер, Якоб Рейнегсс, академики Иоганн Гюльденштедт, Фальк. Они непосредственно побывали на территории Чечни, а их труды были изданы не только на русском, но и на немецком языках. В них содержатся ценные сведения <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: