Какие четыре группы музыкальных инструментов включает симфонический оркестр?




Маршрутный лист на 21.04.2020 ученика 6 класса

Предмет: Музыка

Тема урока: «Соло и тутти»

Помотрите видеоурок Соло и тутти –музыка -6 класс – РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1128/

.

Прочитайте материал

Соло и тутти

Искусство сочетания оркестровых звучностей,
есть одна из сторон души самого сочинения…

(Н. Римский-Корсаков)

На прошлом уроке мы узнали лишь о нескольких музыкальных инструментах. Разумеется, и эти и другие инструменты могут использоваться в «чистом» виде: практически для каждого из них созданы специальные концерты, сонаты и пьесы. Кроме того, широко применяются и соло различных инструментов, входящих в многозвучные оркестровые сочинения. В таких фрагментах солирующие инструменты ещё ярче обнаруживают свои выразительные возможности, то просто пленяя красотой тембра, то создавая контраст различным оркестровым группам.

Но чаще всего они участвуют в общем составе симфонического оркестра, где сопоставления и переплетения тембров образуют картину поразительного звукового богатства. Ведь именно сочетания тембров придают музыке такую выразительность, делают доступной передачу практически любого образа, картины или настроения. Это всегда чувствовали большие мастера оркестра – Бетховен, Берлиоз, Глинка, Шостакович, которые, тщательно использовали все выразительные возможности музыкальных инструментов.

История симфонического оркестра насчитывает более трёх столетий. За это время был постепенно сформирован тот состав инструментов, которым пользуются и современные композиторы.

Современный симфонический оркестр включает четыре группы инструментов:
1) струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы);
2) деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты, фаготы);
3) медные духовые (трубы, валторны, тромбоны, туба);
4) ударные и клавишные (литавры, колокольчики, челеста, барабаны, тарелки и т. д.)

Эти четыре группы при их умелом сочетании способны создавать подлинные музыкальные чудеса. Они поражают слушателей то прозрачностью звучания, то необыкновенной силой, то еле уловимым трепетом.

Выразительность музыкальных тембров с особенно проявляет себя в произведениях, связанных с яркой изобразительностью. Давайте ещё раз обратимся к музыкальной сказке Н. Римского-Корсакова – опере «Сказка о царе Салтане», ибо где, как не в сказочно-фантастической музыке, можно «услышать» и картины природы, и различные чудеса, представленные в волшебных звуках оркестра.

https://yandex.ru/video/search?text=музыкальная%20сказка%20римского-корсакова%20сказка%20о%20царе%20салтане&path=wizard&parent-reqid=1587373467709249-477814628469719965600296-prestable-app-host-sas-web-yp-159&filmId=16273427325915104646

 

Вступление к последней картине оперы называется «Три чуда». Эти три чуда мы помним ещё по сказке А. Пушкина, где дано описание города Леденца – царства Гвидона.

Эти строки из пушкинской «Сказки о царе Салтане» составляют главное содержание музыки Н. Римского-Корсакова.

Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами…

Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом:
Белка в нем живёт ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра - чистый изумруд;
Белку холят, берегут.

Первое из трёх чудес - Белка, грызущая орешки и поющая свою беззаботную песенку. Второе – тридцать три богатыря, являющиеся из волн бушующего моря. И третье, самое чудесное из чудес,- прекрасная Царевна-Лебедь.

Музыкальное изображение Белки поручено ксилофону и флейте-пикколо. Обратите внимание на щёлкающий характер звучания ксилофона, точно воспроизводящего раскалывание золотых орешков, и на свистящий тембр флейты-пикколо, придающий песенке Белки характер насвистывания.

Но только этим не исчерпывается всё богатство представлений о «первом чуде». Второе проведение мелодии обогащается челестой - одним из самых «сказочных» инструментов, - рисующей образ хрустального дома, в котором живёт Белка.

Там ещё другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор -
С ними дядька Черномор...

Музыка «второго чуда» - богатырей - нарастает постепенно. В ней слышится и рокот разбушевавшейся морской стихии, и завывание ветра. Этот звуковой фон, на котором выступают богатыри, создаётся различными группами инструментов, рисующих образ сильный, могучий, несокрушимый.

Богатыри предстают в тембровой характеристике медных духовых - самых мощных инструментов симфонического оркестра.

А у князя жёнка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.

Наконец, «третье чудо» является нам в сопровождении арфы - нежного и пленительного инструмента, передающего плавное скольжение прекрасной птицы по глади ночного моря, освещённого луной.

Пение Лебедь-птицы поручено солирующему гобою - инструменту, напоминающему своим звучанием голос водяной птицы.

Момент превращения Лебедь-птицы в Царевну, вызывает у Гвидона такой восторг, такое беспредельное восхищение, что кульминация эпизода становится подлинным торжеством всего мыслимого света и красоты. Оркестр в этот момент достигает высшей полноты и яркости. В общем потоке звучания выделяются тембры медных духовых, ведущих свою торжественную мелодию.

«Три чуда» Н. Римского-Корсакова открывают нам неисчерпаемые чудеса музыкальных тембров. Оркестр в этом произведении достиг такой живописности, такой неслыханной красочности, что становятся понятными безграничные возможности музыки в передаче всего, что в окружающем мире достойно такой передачи.

Однако важно подчеркнуть и то, что музыка творит и свою собственную красоту, как творят её живопись, архитектура или поэзия. Эта красота, может быть, не выше и не лучше красоты реального мира, но она существует и, воплощённая в чуде симфонического оркестра, обнаруживает перед нами ещё одну тайну музыки, разгадку которой следует искать в пленительном разнообразии её звучаний.

Вопросы и задания:

1.Ответьте письменно:

1.

Какие четыре группы музыкальных инструментов включает симфонический оркестр?

2.Назовите ваши любимые музыкальные инструменты. Объясните, почему вы выбрали именно их тембры.

2.Поразмышляйте!

В чём заключается разница звучания между оркестром и отдельными музыкальными инструментами?

Как инструменты симфонического оркестра могут изображать музыкальный образ? Расскажите на примере одного из «чудес» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова.

Жду ваших ответов! Успехов!!!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: