ВВЕДЕНИЕ
Кубизм (франц. cube — куб) — течение буржуазного искусства, возникшее во Франции накануне 1-й мировой войны. Его основоположники — Ж. Брак (р. 1881) и П. Пикассо (р. 1881), абсолютизировавшие выдвинутый в конце XIX в. формалистический принцип П. Сезанна (1839— 1906): «Все в природе моделируется как шар, конус, цилиндр». Кубисты пытаются выразить в наукообразной форме сугубо субъективистское «познание» предметов или человеческого тела, также трактуемого как предмет. [8х]
Русские художники же объединяли кубизм с итальянским футуризмом и создали направление кубофутуризм. Самые известныепредставители кубофутуризма – это К. Малевич(рис. 1), Д. Бурлюк, И. Клюин и др.
Интерес к кубизму обусловлен тем, чтоон ярко проявил себя в архитектуре, заложив базу многим современным стилям. Было создано немало знаменитых зданий за рубежом и в России. Например, когда данное направление только зарождалось в архитектуре в Париже в 1912 году был выставлен «кубистский дом». В качестве ещё одного примера можно упомянуть дом «У черной Божьей Матери», однако в наше время это здание может показаться обычным, несмотря на то что в процессе постройки такой дизайн был примером необычного решения.
Задачей реферата является исследование модернистского направления на основе анализа монографий, а также представления собственного проекта в стилистике кубизма.
(рис. 1 – К. Малевич «Черный квадрат»)
ИСТОРИЯПРОИСХОЖДЕНИЯКУБИЗМА
Кубизм–этонаиболеезначительноенаправлениевмодернизме,котороевозниклопо причинежеланияизменитьпринятыевтовремяканонывискусстве.
ВXXвекемногиепочувствовали,чтоустоявшиесяпринципывискусствеи,жизнивцелом,ужеотжилисвоё.Наэтоповлияломножествофакторов–Перваямироваявойна,индустриализация,бесчисленныереволюции.Людинуждалисьвпеременах.Творческаяэлита как разбылаготовакперевоплощению.Мастераискусствавсерьёзстализадумыватьсяоновомремесле,ведьреализмсталчем-тозаурядным,нежелиособенным.Пикассонебылисключением. Онначалосваиватьафриканскоеискусство,чтоположилоначалорисунку«LesDemoisellesD’Avignon» (рис. 2),которыйнадолгозапомнился,какноваторскийшедевр,содержащийвсеберасколотыеплоскости.Данныйрисунокговорилотом,чтопроизошелокончательныйразрывснатуралистическимитрадициямизападногоискусства.
|
(рис. 2 – РисунокПикассо«Les Demoiselles D’Avignon»)
Английский искусствовед Эрнст Гомбрих считает, что кубизм зародился ещё втворчестве французского художника Поля Сезанна, приводя в пример его работы «Гора Сент-Виктуар со стороны Бельвю» (рис. 3) и «Горы в Провансе», потому что в них видна ритмическая, геометрическая структура.Также берется во внимание его цитата: «трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса…». Он имел в виду, что необходимо помнить об этих формах при составлении композиции картины. Однако Пикассо и его друзья восприняли совет буквально.Такпоявилсярисунок«Авиньонскиедевицы» (рис. 2),которыйизаложилдорогукубизму.
(рис. 3 – Рисунок П. Сезанна «Гора Сент-Виктуар со стороны Бельвю»)
Предварительныенаброски,изображенныенараздробленномфонеиотсутствиеперспективы,какбудтоперевернуливесьмиррисунка.Какиследовалоожидать,нетрадиционноеизображениеполюбилосьнекаждому.Некоторыедаженачалираспускатьслухи,чтоухудожникапсихологическиеотклонения,сопровождаяфразой:«Боже,какаяпотерядляфранцузскойживописи!»[4],аколлекционеры,скупавшиеобычновсеегоработы,вовсеповернулисьспиной.
Вэтожевремя,выходецизпарижскойШколыизящныхискусствЖоржБракпосетилвыставкукартин вСалонед’Отомибылвпечатлен,большевсегоеговоодушевили«Большиекупальщицы» (рис. 4).Воктябре1907годаонпознакомилсясПаблоПикассоиониначалиработатьнадсозданиемновогометодаизображения.Такимобразом,насветпоявился«Натюрмортсножом» (рис. 5).Этакартинасодержитразрушенныеобразыпредметов,словноразбитыхнаотдельныеформы и напоминает коллаж.Послевыпускапроизведениявсвет,людибылишокированы,ведьсовмещениеразныхдекоративныхтехниквыгляделосвежо.Сложнонезаметить,какизображенныепредметынакартинахбылиразбитыначасти,ноприэтомобъединенывцелое.Этотприемсоздавалсложный для восприятия рисунок.Япредполагаю,чтоименноэтотфакторнепослужилвсеобщемупризнанию.Неменеелюбопытноито,прикакихобстоятельствахпоявилосьнаименованиестиля.ВгалерееПарижав1908году,подруководствомарт-дилераДаниэля-АнриКанвайлера,Браквыставилнесколькопейзажей,одинизкоторыхбылзамеченхудожникомАнриМатиссом.Онподметил,чтокартина«ДомавЭстаке» (рис. 6)похожанадетскиекубики.Помимоэтого,одинизжурналов,насмехаясь,написал,чтоПаблоиБрак«сводятизображенияккубам».Вскоре,всеначалииспользоватьназвание«кубизм»дляобозначениякубистскоготворчества.
|
(рис. 4 – Рисунок П. Сезанна «Большие купальщицы»)
(рис. 5 – Ж. Брак и П. Пикассо)
|
(рис. 6 – Ж. Брак «Дома в Эстаке»)
Стоиттакжеупомянуть,чтоуизвестныххудожниковбылииученики.Например,ФернанЛеже,РоберДелонеиМарсельДюшан.Нопомимоизвестныхличностей,былиите,ктопростопыталсякопироватьпопулярныепроизведения.ОтакихкритикАрденгоСоффичиговорил,что«онидеформируютигеометризируютформыипространствобезкакой-либояснойцелиикое-как,внадеждескрытьзаквадратами,треугольникамиидругимифигурамисобственныебанальностьиакадемизм»[4].Втечениевременистилькубистовменялся,поэтомубыла созданасхема,разделяющаякубизмнафазы.Первым,полагаетсясчитатьпромежутокс1907по1912года,которыйназывают«аналитическим»кубизмом.Этовремязарождениянаправления.Характернымиегочертамивыступаютотказотперспективы,разбивкакомпозициинакубы,изображениепредметовсразныхсторон.Затемнаступает«синтетическийкубизм», которого также называют коллажным.Художникиначинаютразбрасыватьпохолстуотдельныеэлементы,отказываютсяотобъема.ВэтотпериодкПикассоиБракуприсоединяетсяХуанГрис,отворчествекоторогоговорят«болеематериальноеиполнокровное»«болеерассудочное,чемуПикассо».Неожиданно,ноименноГрисбудетработатьисовершенствоватькубизмдоконцажизни.Впрочем,англичанинДугласКупер,разбирающийсявисторииискусств,создалдругуюсхемуфаз,которуюподробноописалвкниге«Кубистскаяэпоха».Онасостоитизтрёхэтапов:С1906по1908год-«Раннийкубизм».Направление,развивающеесявстудияхПаблоиЖоржаБрака.С1909по1914-«Высокийкубизм»-период,вкоторомпоявилсяГрисХуан.С1914по1921год-«Позднийкубизм»-времякардинальногоавангардногодвижения.
Самымгромкимпериодомпо-прежнемусчитаетсявремядо1914года.Посленегокубизмтовозвращался,топропадал.Например,поокончанииПервоймировойвойны,благодарядилеруЛеонсуРозенбергу,кубизмсновавернулсядосередины1920-хгодов.Затеммногиекубистыначалиразвиватьсявдругихнаправлениях.НонестоитзабыватьовыставкеРозенбергав1918году,вгалереесовременногоискусстваиовозрожденииСалона-de-la-Sectiond’Orв1920году.
Как говорилось ранее, кубизм содержит много теории. Самым известным является труд Глеза А. и Метценже Ж. «О кубизме », ставший учебником направления. В нём находятся сотни советов по тому, как не копировать чужие работы, а найти свой стиль интерпретации модернистского движения. К примеру, одно из предложений – это сделать объекты в картине независимыми друг от друга, для того чтобы разделить полотно – «Второй способ разделения полотна заключается в том, что зрителю предоставляется самому установить единство произведения, воспринимая элементы его в том порядке, как их создала творческая интуиция художника, а потому все части картины со всеми их особенностями оставляются совершенно независимыми одна от другой, и пластическая непрерывность произведения является разбитой на тысячи неожиданных взрывов огня и темноты.»
Французский кубизм в 20 веке положил начало и русскому авангарду. Большинство русских художников так или иначе соприкоснулось с кубизмом. А.А. Экстер была одной из первых художников, кто заинтересовался движением. Она началарегулярно привозить в Россию из Парижа картины.А с 1909 года в собрании С.И. Щукина стали появляться произведения Пикассо. Спустя год на подобной выставке побывали К.С.Малевич, В.Е.Татлин, Л.С.Попова и другие, она была настолько впечатляющей что М.В. Матюшин в своей работе «Русские кубофутуристы» вспоминал: «О Ван Гоге, Гогене и Сезанне мы кое-что услыхали в 1904–1906 годах, а через два года – о французском кубизме и затем и об итальянском футуризме. Зимой 1910 года я был в Москве у Щукина и он мне показал работы Пикассо <...> я от изумления <...> не мог оторваться <...> поражённый смелой трактовкой цвета целыми планами, сказал Щукину, что это самый интересный художник его собрания». [2] Также кубизм пропагандировали и другие, например выставки-салоны журнала «Золотое руно». В 1912 году Д.Д. Бурлюк выпустил статью «Кубизм» в журнале «Пощёчина общественному вкусу».В ней онписал, что кубизм это с плоскостное понимание мира, а также, в отличие о западных теоретиков кубизма, Бурлюк восхвалял «скульптурные» свойства фактуры, с помощью которых можно различными приемами организовать поверхность холста. Автор создал свои термины и считал, что эта фактура может быть, как «сильно блестящей, блестящей, мало блестящей, мерцающей, матовой», так и «занозистой, крючковатой, землистой (матовой и пыльной), раковистой (плоско, глубоко), крупно- и мелкораковистой, совершенно и несовершенно раковистой».
Выступлений, печатных изданий и выставок было много, в каждом из них показывали собственные подходы к стилю. К примеру, Малевич в манифесте «От кубизма к супрематизму» дал второе понятие кубизму - «диссонанс», происходящий в результате «встречи двух форм». Он писал: «В принципе кубизма лежит ещё очень ценная задача, не передавать предметы, а сделать картину. <...> в нашей эре кубизма художник уничтожил вещь как таковую с её смыслом, сущностью и назначением» [2]
В начале 1920-х у художников и искусствоведов поменялось отношение к кубизму. В своей книге «Выходы из кубизма» Н.Н. Пунин утверждал, что кубизм – это не только живописное явление, но и «явление культуры», главной чертой которого является «новое чувство времени». Для него модернистское направление «разрушило старое понимание формы <...>, разломало предмет, показав, что форма слагается из элементов материала (цвета, в частности) и пространства; последующей его задачей было собрать в синтетическую (интегрированную, как выражались кубисты), новую форму обломки старых миров» (цит. по: Пунин 2001. С.56–58). В общем, Николай Николаевичсчитал кубизм переломным моментом, который породил новое искусствокак в России, так и в мире. [2]
Подводяитоги,можноподчеркнуть,чтоблагодарясвоейобширнойтеоретическойсоставляющей,кубизмможнодаже сравниватьсреализмом,супрематизмомиостальныминаправлениями.
КакговорилрусскийфилософНиколайБердяевсказал:«Кубизм—полнаяирадикальнаяреволюциясовремёнРенессанса».Ибылправ.Именноэтареволюцияположиланачаловажнейшимнаправлениямсовременногоевропейскогоиамериканскогоискусства,такимкакабстракционизм,реди-мейдидадаизм.