АРХИТЕКТУРА КУБИЗМА ХХ ВЕКА




В начале 20-го века художественное искусство связалось и с архитектурой. Несмотря на то, что между ними нет прямой связи, кубизм в архитектуре характеризуется гранением формы и пространственной неясностью. В проектах обычно встречается использование простых геометрических форм и распад/соединение трехмерных. Большинство архитектурных сооружений имеют прозрачную структуру. Благодаря упрощению проектирования зданий, использованию материалов, пригодных для промышленного производства и более широкому использованию стекла, с 1912 года кубизм стал популярным[9]. Первыми инициаторами внедрения стиля стали Павел Янак, Филиппо ТоммазоМаринетти, Пит Мондриан и ДжиноСеверини. Павел Янак даже написал книгу «Призма и Пирамида», в которой описал основы архитектурного кубизма. В своих архитектурный произведениях он за основу брал процесс кристаллизации. Любопытно, что были даже придуманы новые окна, название которых гексагональные. Необычной чертой также выступало создание кубистической мебели (рис. 7).До сих пор, самым известным кубистическим зданием считается Дом «У черной Матери Божьей» (рис. 8) с единственным в мире кубистическим кафе «Гранд кафе Ориент» (рис. 9), спроектированы Йозефом Гочаром в 1912 году. Это кафе называется кубистическим потому, что в его интерьере есть предметы, имеющие сходные черты с фасадом здания, например, форма кристалла. Также довольно популярны входные павильоны Дяблицкого кладбища 1914 года, созданные Властиславом Гофманом и жилые дома под Вышеградом (рис. 10)ЙосефаХохола.По сути, задачей архитектурного кубизма является создание сооружения на основе объемов пирамид, кубов и остальных геометрических фигур. В 1912 году в «Осеннем салоне» была выставлена архитектурная инсталляция, которую также стали называть «Кубистский дом». Название отсылало к геометрической прогрессии Древнего Египта. Посетители «Осеннего салона» просматривали 10 метровую гипсовую модель первого этажа фасада, спроектированного Дюшан-Вийоном. Впоследствии, «Кубистский дом» переехал в Нью-Йорк на «Арсенальную выставку».
Из зарубежных построек 20-го века известен комплекс зданий-кубов в Роттердаме (рис. 11), запроектированных архитектором Питом Бломом, который по сей день считается самым необычным комплексом домов. Квартиры этих домов имеют площадь 100 квадратных метров, при этом окна наклонены к полу под углом 54,7 градусов.

В России тоже были архитекторы-кубисты, например Эль Лисицкий. Он разработал концепцию проунов — «проектов утверждения нового» (рис. 12-13), которая подразумевала истолкование плоских рисунков в архитектурный объем. Как он говорил, это должна была быть «пересадочная станция по пути от живописи к архитектуре». Лисицкий считал, что творчество должно быть практическим. Он ставил себе цель разработать города будущего, с высшей функциональностью и комфортом. Так, экспериментируя с одной из своих работ, он придумал проект знаменитого горизонтального небоскреба (рис. 14), который можно было бы расположить в центре города. Проект так и не был реализован. Единственное здание, построенное по его чертежам, — типография журнала «Огонек» в Москве (рис. 15).

Из кубизма вышло много направлений, одно из них, самое распространенное – это конструктивизм. Считается, что этот стиль возник в советском союзе после октябрьской революции. Он характеризуется строгостью и монолитностью фасада, а его принципы были определены А.А. Весниным и М.Я. Гинзбургом. Самый яркий пример конструктивизма – это проектДворца труда в Москве (рис. 16), который имеет четкую структуру и железобетонный каркас. В этом здании как раз и прослеживается связь между данным стилем и кубизмом – за основу взяли простые геометрические фигуры – куб и параллелепипед и врезали друг в друга, а на фасад, в качестве декора, разместили между окнами прямоугольные полосы. Несмотря на то, что в 1930-х годах авангардистские движения подвергались критике, конструктивизм продолжил своё существование, изменился, и, теперь проявляется в современной архитектуре.


(рис. 7 – П. Янак кубистская мебель)


(рис. 8 – П. Янак «У черной Матери Божьей»)

 


(рис. 9 – Й. Гочар«Гранд кафе Ориент»)


(рис. 10 – Й. Хохол жилые дома под Вышеградом)

 


(рис. 11 П. Бломкомплекс зданий-кубов в Роттердаме)


(рис. 12 – Э. Лисицкий «Проекты утверждения нового»)

 

 


(рис. 13 – Э. Лисицкий «Проекты утверждения нового»)


(рис. 14 – Э. Лисицкий концепт горизонтального небоскрёба)


(рис. 15 – Э. Лисицкий типография журнала «Огонек» в Москве)

 


(рис. 16 – В. Веснины Проект Дворца Труда)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: