ЛЕКЦИЯ 4
В начале 20 века наметился кризис интроспективной психологии сознания.
Запросы практики невозможно было удовлетворить прежними субъективными
методами. Появилась необходимость в разработке новых объективных методов.
Кризис психологии сознания был подготовлен также и результатами
исследований в области невропатологии и психиатрии. Эти исследования доказали
существование бессознательной области человеческой психики. Исследования по
экспериментальному анализу бессознательного развернул Шарко (1825— 1893), под
руководством которого начали работать выдающийся французский психолог Пьер
Жане (1859—1937), и основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856—1939).
Выдающийся французский психолог Альфред Бине начал разработку тестов для
определения уровня развития интеллекта детей. Интроспективный метод отступил
на второй план по сравнению с объективным анализом психических функций.
Таким образом, в начале XX в. экспериментальное изучение психики вело к
утверждению, что психология не может быть определена как наука о сознании.
Большое влияние в этот период на развитие психологии оказало эволюционное
учение Ч.Дарвина, которое доказывало, что невозможно рассматривать психические
явления в отрыве от окружающей среды, от приспособительной деятельности
живого существа.
Все эти разнообразные влияния и определили возникновение в психологии ряда
новых психологических течений, представители которых пытались дополнить или
заменить психологию сознания новой концепцией психики.
Бихевиоризм
В начале XX в. возникает направление, которое видит свой объект не в
сознании, а в поведении человека. Поведенческая психология получила особое
развитие в США. Появление нового направления ознаменовалось выходом статьи
американского психолога Джона Уотсона «Психология, как ее видит бихевиорист»
(1913 г.). Бихевиоризм — это прагматическое направление в психологии, и его
появление было обусловлено запросами быстро развивающейся капиталистической
экономики. Цель бихевиористов сводилась к тому, чтобы превратить психологию в
область знания, способную «управлять поведением и предсказывать его».
Уотсон отходит от категории сознания как ненаучной, ссылаясь в своей работе
на методику И.П.Павлова об условных рефлексах. Основная гипотеза бихевиоризма
— в поведении человека нет ничего врожденного, поведение есть цепь реакций на
внешнюю стимуляцию, управляемое по формуле «стимул—реакция». И таким
образом, под руками бихевиористов психологическая наука превратилась в
«психологию без психики».
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 4.
Уотсон утверждал, что манипулируя внешними раздражителями, можно
«изготовить» человека любого склада, с любыми константами поведения.
Отрицалось значение не только врожденных факторов, но и собственных убеждений
индивида, установок и отношений личности. Уотсон провозглашал: «Дайте мне
дюжину нормальных детей и специфическую среду для их воспитания, и я
гарантирую, что, взяв любого из них в случайном порядке, я смогу превратить его в
специалиста любого типа — доктора, юриста, артиста, купца или же нищего или
вора безотносительно к его таланту, склонностям, тенденциям, способностям,
призванию, а также расе его предшественников».
Но уже в 30-е годы психологи стали понимать, что анализируя психику
человека, необходимо принимать во внимание, с одной стороны, роль социальной
среды, а с другой — отношение к ней индивида: не только его внешние реакции, но
и его мотивы, настроения, установки. Видный американский психолог Роберт
Вудворте — один из создателей функциональной психологии (1869—1962), писал:
«Мы можем в большинстве случаев управлять руками, ногами и вокальными
органами людей, только управляя их желаниями». Отклонив предложенную бихе-
виоризмом схему «стимул—реакция», он включал в нее промежуточное звено —
организм и его установки, разработав учение о мотивации.
Так началась реформа поведенческой психологии. Ее возглавили Эдвард Толмен
и Кларк Халл, а новое направление получило название «необихевиоризм».
Необихевиористы считали что между реакцией и стимулом стоят «промежуточные
переменные», под которыми понимается совокупность познавательных и
побудительных факторов (мотивы действий). Но введение новой переменной не
помогло объяснить сами психологические механизмы человеческого поведения, и в
частности научения и даже научения животных.
Таким образом, бихевиоризм на протяжении всей своей истории выступал под
лозунгом превращения психологии в естественную науку о поведении организма.
Главный порок бихевиоризма и необихевиоризма — механистическая философия
человека, согласно которой детерминанты поведения крысы идентичны
детерминантам поведения человека в «лабиринте жизни». Но как показывают
результаты, эта методология оказалась несостоятельной.
Фрейдизм
Ни одно психологическое учение не вызывало столь резких расхождений в
оценках, как учение австрийского невропатолога, психиатра и психолога Зигмунда
Фрейда (1856—1939), основоположника психоанализа. Фрейдизм претендовал на
создание новой «картины человека», нового мировоззрения.
Многочисленные наблюдения психиатров и невропатологов показывали, что
человек не является тем интеллектуальным существом, каким его изображала
психология 19 в. В их наблюдениях психическая жизнь человека предстала как глу-
боко насыщенная аффектами и эмоциями, влечениями и страстями,
противоположными друг другу стремлениями и желаниями, нередко искажающими
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 4.
восприятие и мышление человека. При этом оказывалось, что человек часто не
осознает мотивы, побуждения своих поступков и убежденно отрицает у себя нали-
чие некоторых знаний, воспоминаний, которые, однако, воспроизводятся им в
состоянии гипноза. Эти наблюдения и стали источником построения
психоаналитической фрейдистской теории. Одна из причин ее широкого
распространения заключалась в том, что эта теория раскрывала сложность
психической жизни человека. В работах Фрейда в качестве серьезной
психологической проблемы был поставлен вопрос о сексуальной жизни человека.
З.Фрейд начинал свой научный путь в физиологическом институте, и как врач
он считал, что организм представляет собой движущую силу поведения. Фрейд был
практикующим врачом-невропатологом. Его пациенты страдали нервно-
психическими расстройствами, но нельзя было понять причины их страданий из
устройства нервной системы. И Фрейд был поставлен перед дилеммой: подойти к
механизмам мотивации (побуждений, влечений, аффектов) с анатомо-
физиологической схемой или обратиться к неопределенным психологическим
факторам.
В своей лечебной практике Фрейд стал широко применять метод свободных
ассоциаций. Он считал, что каждая ассоциация возникает под действием каких-то
причин и демонстрирует истинные мотивационные установки личности. С помощью
ассоциаций он стремился проследить мысли своих пациентов, скрытые не только от
врача, но и от них самих.
Первоначально он представил психическую жизнь построенной из трех уровней:
бессознательного, предсознательного и сознательного. Бессознательное является
источником инстинктивного заряда, управляющего мотивационной сферой человека.
Оно насыщено сексуальной энергией. Эта сфера закрыта от сознания в силу
запретов, налагаемых обществом. Фрейдом была предложена модель воздействия
бессознательного на психику человека: вытесненное влечение, сталкиваясь с
внутренней цензурой сознания, ищет различные обходные пути и разряжается в
формах, внешне нейтральных, но имеющих второй символический план.
Вытесненные импульсы все же ищут для себя выход и проявляются в состоянии сна
(в виде сновидений) и в состоянии бодрствования (в виде различных обмолвок,
описок, забывании определенных вещей; сюда же он относил шутки, различные ка-
ламбуры). Все это не что иное, как мгновенная разрядка напряжения, созданного
ограничениями, которые накладывают социальные нормы.
Центром представлений Фрейда служила идея метаморфоз, претерпеваемых
сексуальным инстинктом, появление которого датировалось моментом, когда
ребенок касается материнской груди. Согласно фрейдистской концепции об
инфантильной сексуальности, ребенок проходит до 5—6-летнего возраста сквозь ряд
фаз. Между 6 годами и юностью — период, когда половой инстинкт находится в
скрытом состоянии. Особое место отводилось так называемому эдипову комплексу,
под которым понималась определенная мотивационно-аффективная формула от-
ношений ребенка к своим родителям. Греческий миф о царе Эдипе сводится, по
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 4.
мнению Фрейда, к извечному тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному
комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как
соперника, вызывающего одновременно ненависть и страх перед наказанием.
В зрелые годы взгляды Фрейда на структуру личности претерпевают изменение.
Он предлагает иную трехчленную модель личности. Согласно этой модели
личность состоит из трех основных компонентов: «ид» (Оно), «эго» (Я) и «супер-
эго» (сверх-Я). «Ид» — наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов
(например, сексуального инстинкта - либидо): будучи иррациональным и бессозна-
тельным, он подчиняется принципу удовольствия. «Эго» следует принципу
реальности — учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения.
Наконец, «супер-эго» служит носителем моральных стандартов, это та часть
личности, которая выполняет роль критика и цензора. Если «эго» примет решение о
совершении поступка в угоду «ид», но в противовес «супер-эго», оно испытывает
наказание в виде чувства вины, укоров совести. Поскольку требования к «эго» со
стороны «ид» и «супер-эго» несовместимы, оно неизбежно пребывает в состоянии
конфликта, создающего напряжение. От этого напряжения «эго» спасается с
помощью специальных «защитных механизмов» — вытеснения, сублимации и т.д.
Вытеснение означает неосознаваемое личностью устранение из сознания
чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного,
они продолжают мотивировать поведение и переживаются в виде чувства бес-
покойства. Сублимация —механизм, посредством которого запретная сексуальная
энергия разряжается в форме других видов деятельности, приемлемых для общества,
например в творчестве.
Основной категорией в психоанализе была категория мотива. Психоанализ
претендовал на то, чтобы вскрыть истинные причины поведения человека, возможно
не известные ему самому. Но Фрейд противопоставил мотивацию сознанию. У него
сознание само по себе бессильно. Вся энергия черпается, в конечном счете, из
глубин бессознательного. У Фрейда психическая энергия равна биологической и
выступает в роли главного двигателя общественного развития.
С позиций психоанализа Фрейд пытался анализировать не только психическое
развитие индивида, но и всю историю человеческой культуры, ища в ее продуктах
воплощение все тех же комплексов, тех же сексуальных сил.
Гештальтпсихология
Очень долгое время объектом исследования молодой экспериментальной
психологии являлось главным образом ощущение, образный аспект психической
жизни не исследовался. Категория образа неизбежно должна была стать предметом
теоретического анализа и эмпирического исследования. Категория образа стала
предметом исследования гештальтпсихологии, сформировавшейся в атмосфере
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 4.
господства идеалистической философии, что отразилось на ее направленности и
результатах.
Свое имя эта школа получила от немецкого слова гештальт, что означает
«форма», «целостная конфигурация», т.е. организованное целое, свойства которого
не могут быть получены из свойств его частей. Во время зарождения гештальтизма
особую остроту приобрела проблема целого и части. Психологи пытались
рассматривать психическую жизнь в ее целостности, внутренней связности.
Все это было предпосылкой возникновения гештальтпсихологии как школы: ее
представителями были М.Вертхеймер, В.Келлер и К.Коффка, основавшие в 1921 г.
журнал «Психологические исследования», а также Д.Катц, Е.Рубин и др.
Интересные факты, говорящие о целостности восприятия были получены
датским психологом Рубином, изучавшим феномен «фигуры и фона». Фигура
воспринимается как замкнутое, выступающее вперед целое, отделенное от фона
контуром, тогда как фон кажется простирающимся позади. Об их различии
убедительно говорят так называемые двойственные изображения, когда рисунок,
например, воспринимается то как ваза, то как два профиля.
Но главным экспериментом школы гештальтпсихологии было изучение
Вертхеймером так называемого фи-феномена. С помощью тахиостоскопа он
экспонировал с различной скоростью один за другим два раздражителя (прямые
линии). Когда интервал был относительно большой, испытуемый воспринимал их
последовательно и раздельно. При очень коротком интервале они воспринимались
как данные одновременно (одна длинная линия), а при оптимальном интервале
(около 60 миллисекунд) возникало восприятие движения, т.е. глаз видел
перемещение линии вправо или влево, а не две линии, данные последовательно или
одновременно. В определенный момент, когда временной интервал начинал
превышать оптимальный, испытуемый воспринимал чистое движение, т.е.
осознавал, что движение происходит, но без того, чтобы перемещалась сама линия.
Это явление и было названо фи-феноменом.
Фи-феномен не может быть получен как соединение отдельных сенсорных
стимулов, а представляет собой самостоятельный сенсорный феномен. Эти опыты
опровергали концепцию о сложении ощущений в целостную картину.
Трактуя интеллект как поведение, направленное на решение проблем, Келлер
провел свои знаменитые опыты над человекообразными обезьянами. Создавались
ситуации, в которых подопытное животное для достижения цели должно было найти
обходные пути. Главная проблема состояла в выяснении того, каким способом
решается задача: происходит ли слепой поиск решения путем проб и ошибок или
обезьяна достигает цели благодаря инсайту — «озарению», внезапному,
спонтанному схватыванию отношений, пониманию ситуации. Келлер высказался за
второе объяснение. Он объяснял удачные решения животного тем, что поле его
восприятия обретает новую структуру, адекватную проблемной ситуации. Реальный
смысл этой гипотезы состоял в том, что она вскрыла ограниченность концепции
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 4.
проб и ошибок, но само по себе указание на инсайт никак не объясняло механизм
интеллекта.
Первая попытка теоретического объяснения гештальт-явлений была
предпринята Келлером («Физические гештальты в покое и стационарном
состоянии»). Келлер предлагал пересмотреть существующие нейрофизиологические
представления и создать новую физиологию — физиологию не изолированных
нервных элементов и путей, а целостных и динамичных структур, (воспринимающих
мир по принципу гештальтов). С этой целью Келлер наметил воображаемую
физиологию мозга, которая базировалась на физико-химических механизмах изо-
морфизма материальных (физиологических) и психологических процессов.
Согласно принципу изоморфизма, элементы и отношения в одной системе
однозначно соответствуют элементам и отношениям в другой.
Однако нельзя принять интерпретацию гештальтистов, которую они давали
открытым феноменам. Факторы, определяющие возникновение и трансформацию
гештальтов, остались невыясненными.
Гештальтизм претендовал на общую теорию психической жизни в целом, хотя
его реальные достижения группировались в пределах исследования только
категории образа. Пытаясь распространить свои объяснительные схемы на явления,
которые не могут быть представлены в категории образа, он сразу же наталкивался
на огромные трудности. Гештальтпсихология потерпела крах, поскольку в своих
теоретических построениях разъединила образ и действие. Ведь образ у
гештальтистов выступал в виде сущности особого рода, подчиненной собственным
законам. Его связь с реальным предметным действием оставалась загадочной.
Неспособность соединить эти две важнейшие категории, разработать единую схему
психической реальности явилась причиной распада школы геш-тальтпсихологии в
предвоенные годы.
Генетическая психология Жана Пиаже
Швейцарский ученый Ж.Пиаже - один из крупнейших представителей
генетического направления психологической науки, работавший в области развития
интеллекта ребенка.
Пиаже считал генетический метод главным методологическим принципом
психологического исследования. Лишь исследуя условия появления и динамику
развития психических явлений, можно объяснить их природу и закономерности
функционирования.
Пиаже подчеркивал, что формирование умственных механизмов у ребенка луч-
ше всего объясняет их природу и функционирование у взрослого. Эта идея стала
основой создания им генетической эпистемологии, т.е. науки о механизмах и
условиях формирования у человека различных типов познавательных операций,
форм мышления и т.д.
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 4.
Известно, что представители различных подходов по-разному понимали
сущность развития психики. Сторонники идеалистического, интроспективного
подхода пытались изучать замкнутый в себе психический мир; представители пове-
денческой психологии понимали развитие психики как наполнение первоначально
"пустого" организма навыками под влиянием окружающих условий. Оба эти
подхода Пиаже отвергал.
Интеллект Пиаже определял как свойство живого организма, формирующееся в
процессе контактов с окружающей средой. Психологические воззрения Ж.Пиаже
сложились на основе биологического понимания процесса развития как взаимосвязи
ассимиляции и аккомодации. При ассимиляции организм как бы накладывает на
среду свои схемы поведения, при аккомодации — перестраивает свои схемы в
соответствии с особенностями среды. В этой связи развитие интеллекта мыслилось
как единство ассимиляции и аккомодации, ибо посредством этих актов организм
адаптируется к своему окружению.
Первые книги Пиаже вышли в 20-х годах: «Речь и мышление ребенка» (1923),
«Суждение и умозаключение у ребенка» (1924), «Представление ребенка о мире»
(1926). По мнению Пиаже, интеллектуальное развитие ребенка проходит
несколько стадий.
Внешний мир осознается ребенком в форме объектов не сразу, а в результате
активного взаимодействия с ним. В ходе развития ребенок выделяет в объекте все
новые и новые характеристики, и у него формируются все более адекватные, тонкие
и сложные способы воздействия на мир с целью его познания и достижения
сознательно поставленных целей.
Пытаясь раскрыть стадии развития интеллекта ребенка, Пиаже сосредоточился
первоначально на детских высказываниях. Он применил метод свободной беседы с
ребенком. При этом вопросы, задаваемые детям, должны были быть близки к их
спонтанным высказываниям: что заставляет двигаться облака, воду, ветер? откуда
происходят сны? почему плавает лодка? и т.д. Анализируя детские высказывания,
Пиаже делал заключение о стадиях интеллектуального развития ребенка.
Отличительной чертой познавательной активности ребенка Пиаже считал его
эгоцентризм. Маленький ребенок является бессознательным центром собственного
мира. Он не способен встать на позицию другого, критически, со стороны взглянуть
на себя, понять, что другие люди видят вещи по-иному. Поэтому он смешивает
объективное и субъективное, переживаемое и реальное. Он приписывает свои
личные мотивы физическим вещам, наделяет все предметы сознанием и волей. Это
отражается в детской речи. В присутствии других ребенок рассуждает вслух, как
если бы он был один. Его речь служит своеобразным спутником, аккомпанементом
его реального поведения.
По мере взросления детская мысль утрачивает свою первозданность,
деформируется и начинает подчиняться «взрослой» логике, почерпнутой из процесса
речевого общения со взрослыми.
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 4.
В 30-х годах подход Пиаже к проблемам развития психики претерпел
изменения. Стадии развития интеллекта, по Пиаже, теперь соответствовали этапам
овладения логико-математическими операциями, а не особенностям и уровню
общения с другими людьми.
В 1941 г. вышли книги Ж.Пиаже «Генезис числа у ребенка» и «Развитие понятия
количества у ребенка». В центре этих работ — вопрос о том, как мышление ребенка
овладевает логико-математическими операциями, например, усваивает принцип
сохранения вещества, веса и объема предметов. Пиаже выяснил, что принцип
сохранения формируется у детей постепенно, сперва они начинают понимать
постоянство массы (8—10 лет), затем веса (10—12 лет) и, наконец, объема (около 12
лет). Постепенно у ребенка нарастает способность к умозаключениям и построению
гипотез. Мышление ребенка после 11 лет переходит на новую стадию —
формальных операций, завершающуюся к 15 годам.
При исследовании интеллекта Пиаже использовал так называемый метод
срезов: он предъявлял детям различного возраста одну и ту же задачу и сравнивал
результаты ее решения. Такой метод позволял увидеть, что зачатки более высоких
уровней интеллектуального развития ребенка зарождаются внутри предыдущих
этапов. Но переход к высшим ступеням мышления заключается не только в развитии
новых видов мышления, но и в изменении всех тех, которые возникли на
предыдущих ступенях. Развивается не мышление само по себе, а человек, и по мере
того, как он поднимается на высшую ступень, на эту высшую ступень поднимаются
все стороны его сознания, все аспекты его мышления.
Основной недостаток концепции Пиаже заключался в том, что главную
движущую силу развития интеллекта он видел в самом интеллекте. У Пиаже среди
факторов развития интеллекта нет такого фактора, как деятельность.
Метод Пиаже не раскрывал механизма формирования у ребенка нового
интеллектуального приема, понятия, знания.
И, наконец, Пиаже недооценивал роль обучения как важнейшего условия
перехода с одного уровня развития интеллекта на другой. Многочисленные
исследования, выполненные отечественными психологами, доказали, что развитие
мышления детей обусловлено обучением.
Современные тенденции развития зарубежной психологии
В конце 50-х—начале 60-х годов появляются новые направления
экспериментальных исследований, давшие начало новым направлениям психологии
— когнитивная психология (исследование познавательной деятельности),
гуманистическая психология, в области исследования человеческого сознания в
рамках наук о мозге — нейрофизиология, нейроморфология и нейропсихология.
Охарактеризуем кратко некоторые из названных направлений.
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 4.
Когнитивная психология возникла в 60-е годы в США. Основную область
исследований в когнитивной психологии составляют познавательные процессы —
память, восприятие, решение задач, мышление, внимание, воображение и
когнитивное развитие, психологические аспекты языка и речи. Наиболее яркие
представители когнитивной психологии — Дж.Брунер, Д.Норман, Л.Фестингер,
Ф.Хайдер, У.Найсер, П.Лиднсей, Г.Саймон.
Когнитивная психология возникла под влиянием описанных в кибернетической
литературе операций, выполняемых ЭВМ (получение, манипуляции символами,
сохранение в машинной памяти элементов информации, извлечение их из памяти и
т.д.). Все это побуждало искать аналогии познавательных процессов человека с
работой компьютера. Все формы человеческого познания рассматривались по
аналогии с ЭВМ как последовательные блоки сбора, переработки, хранения и
использования информации.
Когнитивная психология развивала представления о человеческом организме
как системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации.
Т.о. люди оказывают на информацию разного рода воздействия: перекодируют в
другую форму, отбирают определенную информацию для дальнейшей переработки
или исключают информацию из системы.
В настоящее время это направление представлено рядом вариантов. Наибольшее
распространение получил вычислительный вариант, где познавательные процессы
трактуются крайне механистически: психика выступает в виде устройства для
преобразования информационных сигналов.
Однако в целом в когнитивной психологии не была создана единая теория,
объяснявшая познавательные процессы.
Другим крупным направлением, которое, подобно когнитивной психологии,
возникло как антитеза бихевиоризму и психоанализу, является гуманистическая
психология. Одним из наиболее ярких представителей гуманистического
направления был Абрахаам Маслоу.
Основатели гуманистической психологии имели целью создать жизненную
психологию, исследующую здоровую творческую личность — задача, которую не
ставила никакая другая школа. Маслоу подчеркивал, что не следует изучать
психологию личности человека на основе изучения невротиков.
Маслоу использовал свой собственный метод — биографический. Изучая
истории жизни, биографии великих людей, он пришел к выводу, что основным
мотивом человеческой деятельности является непрерывное стремление человека к
самоактуализации, стремление к самовыражению.
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 4.
В чем же смысл самоактуализации? Потребность к самоактуализации
проявляется в стремлении приносить людям добро (по своей сущности человек
добр). Маслоу не согласен с идеей Дарвина, что выживают лишь агрессивные и
сильные животные, считая, что агрессия животного — вынужденное средство
приспособления, сытый лев не набрасывается на жертву.
Самоактуализация проявляется также в том, что человек обязан быть тем, чем
он может стать, используя все свои возможности и способности (человек обязан
выполнить свою миссию). Иными словами, человек должен реализовать то, что в
нем заложено, то, что он может. Если в нем заложены актерские способности, он
стремится стать актером, если способности мыслителя, ученого, — он обязан их
реализовать. И если он этого не делает, если условия жизни мешают этой
реализации, начинается конфликт, приводящий к неврозу.
С другой стороны, невроз, по мнению Маслоу, возникает у людей, лишенных
потребности в самоактуализации. Потребность в самоактуализации возникает только
у здоровых людей.
По мнению Маслоу, самоактуализация — явление врожденное, оно входит в
природу человека. Человек рождается с гуманистическими потребностями в добре,
нравственности, доброжелательности. В этом отношении Маслоу нанес удар
фрейдистам (для Фрейда социализация означала укрощение основных инстинктов).
Маслоу перечислял различные потребности человека, выстраивая их в
иерархический ряд: а) физиологические потребности; б) потребность в
безопасности; в) потребность в защите; и лишь над ними выстраивается четвертая
группа гуманоидных потребностей — г) потребность в истине, в добре, в
справедливости. Все вместе они и составляют содержание обобщающей потребности
в самоактуализации. Здесь есть один очень интересный нюанс: самоактуализация,
хотя она и врожденная, получает свое истинное широкое выражение лишь тогда,
когда удовлетворяются первые три группы потребностей. Но как раз здесь и заложен
основной дефект учения Маслоу — непонятно, как же гуманистические потребности
в справедливости, самоуважении, уважении других и т.д. формируются у людей, у
которых первые три группы потребностей не удовлетворены. То есть Маслоу,
оставаясь на антропологической позиции, не смог раскрыть социальную сторону
потребности.
В чем же главный недостаток теории Маслоу? По существу, она представляла
собой разновидность той же биологизаторской тенденции. Конечно, звучит
заманчиво, и приятно осознавать, что мы рождаемся добрыми, благородными и
становимся плохими не по своей воле. Но нравственные качества не являются
врожденными: нет людей, которые рождаются добрыми, и нет людей, которые
рождаются злыми. Они формируются таковыми. Само признание, что этическая
черта может быть врожденной, ведет к биологизации.