IV. три слуховые косточки.




Всероссийская олимпиада школьников по биологии

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 2011/2012 уч. г.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР

Класс

 

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который Вы считаете наиболее полным и правильным, отметьте знаком «+»в матрице ответов.

1. Доклеточными формами жизни являются:

а) бактерии;

б) простейшие;

в) вирусы и бактериофаги; +

г) слизевики.

2. Фундаментальные свойства живого:

а) способность к росту и движению;

б) гомеостаз и индивидуальное развитие;

в) целостность и дискретность;

г) самообновление, саморегуляция и самовоспроизведение. +

3. Палочковидную форму имеют бактерии:

а) бациллы; +

б) стафилококки;

в) спириллы;

г) вибрионы.

4. Бактериостатический антибиотик обнаружен в клетках:

а) хламидомонады;

б) вольвокса;

в) водяной сеточки;

г) хлореллы. +

5. Одноклеточный мицелий имеют:

а) шампиньоны;

б) головня;

в) мукор; +

г) пеницилл.

6. Из перечисленных водорослей способны поглощать органические вещества из окружающей среды:

а) спирогира и фукус;

б) хломидомонада и хлорелла; +

в) ламинария и фукус;

г) спирогира и улотрикс.

7. К вторичному утолщению способны перейти корни:

а) плауновидных;

б) папоротниковидных;

в) однодольных покрытосеменных;

г) двудольных покрытосеменных. +

8. Пигменты водорослей находятся в:

а) хлоропластах;

б) лейкопластах;

в) цитоплазме;

г) хроматофорах. +

9. Место образования спор у плауна:

а) спороносные колоски на весенних побегах;

б) сорусы;

в) заросток;

г) спороносные колоски на боковых побегах. +

10. Наиболее крупная систематическая категория, в которую объединяют высшие растения:

а) царство;

б) класс;

в) семейство;

г) отдел. +

11. В умеренной полосе не сбрасывает листья на зиму:

а) брусника; +

б) черника;

в) рябина;

г) лещина.

12. Образовательной тканью в стебле древесного растения является:

а) наружный слой коры;

б) камбий; +

в) лубяная паренхима;

г) древесинная паренхима.

13. Запасные питательные вещества клубнелуковицы гладиолуса локализованы в:

а) стеблевой паренхиме; +

б) видоизмененных листьях;

в) почках;

г) столонах.

14. Функцию проведения продуктов ассимиляции у цветковых растений выполняют:

а) волокна луба;

б) волокна древесины;

в) клетки-спутницы;

г) ситовидные трубки. +

15. Кровеносная система у кольчатых червей:

а) незамкнутая;
б) замкнутая с двумя кругами кровообращения;
в) замкнутая с одним кругом кровообращения; +
г) отсутствует.

16. Основным хозяином печеночного сосальщика является:

а) крупный рогатый скот и рыба;

б) малый прудовик и рыба;

в) крупный рогатый скот; +

г) крупный рогатый скот и малый прудовик.

17. Способность некоторых животных к свечению связана с:

а) присутствием в тканях фосфора;

б) окислением запасенных в тканях жиров; +

в) излучением избытка накопленной энергии;

г) отражением света солнца или луны.

18. Морские коньки плавают в вертикальном положении в основном при помощи колебаний:

а) хвостового плавника;

б) брюшного плавника;

в) анального плавника;

г) спинного плавника. +

19. Земноводные, являясь холоднокровными животными с невысоким уровнем обмена веществ, ведут активную жизнедеятельность благодаря:

а) всеядности;

б) развитию с метаморфозом;

в) питанию богатой белками животной пищей; +

г) способности к длительному пребыванию под водой.

20. Возможность развития пресмыкающихся без метаморфоза обусловлена:

а) большим запасом питательного вещества в яйце; +

б) распространением в тропической зоне;

в) преимущественно наземным образом жизни;

г) особым строением половых желез.

21. Кровососами являются личинки у таких членистоногих, как:

а) блохи;

б) иксодовые клещи; +

в) тараканы;

г) мухи-жигалки.

22. Восковица у птиц является органом:

а) обоняния;
б) осязания; +
в) слуха;
г) дыхания.

23. В заботах о выводке принимают участие оба родителя у таких куриных птиц, как:

а) куропатки; +

б) глухари;

в) перепела;

г) тетерева.

24. После начала насиживания курицей яиц цыплята выклевываются из яиц к концу:

а) второй недели;
б) третьей недели; +
в) четвертой недели;
г) пятой недели.

25. «Барабанная дробь» дятла в лесу является:

а) своеобразной формой токования; +

б) побочным эффектом добычи пищи;

в) способом защиты от хищника;

г) предупреждением об опасности.

26. На аэродинамические свойства птицы в полете не влияют перья:

а) маховые;

б) пуховые; +

в) рулевые;

г) контурные.

27. Поперечно-полосатые мышечные волокна свойственны мышечным тканям, которые обеспечивают:

а) повороты глазного яблока; +

б) сжатие стенок лимфатических сосудов;

в) сужение зрачка;

г) сокращения мочевого пузыря.

28. При возникновении теплокровности решающим стал морфологический признак:

а) появление волосяного или перьевого покрова;

б) четырехкамерное сердце;

в) альвеолярная структура легких, увеличивающая интенсивность газообмена;

г) полное разделение артериальной и венозной крови в системе кровообращения. +

29. В отличие от взрослого человека у ребенка до 6-7 лет отсутствуют:

а) резцы;

б) клыки;

в) малые коренные зубы; +

г) большие коренные зубы.

30. Наибольшее количество тепла в организме млекопитающих и человека вырабатывается:

а) легкими;

б) желудком;

в) печенью; +

г) поджелудочной железой.

 

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Бактерии вызывают заболевания:
I. возвратный тиф. +
II. сыпной тиф. +
III. туляремия. +
IV. гепатит.
V. малярия.
а) II, III, IV;
б) I, II, IV, V;
в) I, II, III; +
г) I, III, IV.

2. У мака и сурепки корневой чехлик:

I. образован живыми клетками. +

II. состоит из мертвых клеток.

III. состоит из клеток, не содержащих крахмальных зерен.

IV. способствует продвижению корня в почве. +

V. защищает апикальную меристему от повреждений. +

а) I, II, III;
б) I, II, IV;
в) II, III.
г) I, IV, V. +

3. Признаками, характерными для пиявок, являются:

I. две присоски. +

II. паразитизм. +

III. отсутствие щетинок.

IV. гермафродитизм. +

V. всегда 23 сегмента тела.

а) I, II, IV; +
б) I, III;
в) I, II, IV, V;
г) II, IV.

4. Признаки, характерные только для хордовых животных:

I. двусторонняя симметрия.

II. нервная трубка на спинной стороне тела. +

III. жаберные щели в стенке глотки зародыша. +

IV. вторичный рот.

V. вторичная полость тела (целом).

а) I, II, V;
б) I, III, IV;
в) II, III; +
г) I, II.

5. Орган слуха земноводных содержит:

I. среднее ухо. +

II. барабанную перепонку. +

III. одну слуховую косточку. +

IV. три слуховые косточки.

V. евстахиеву трубу. +
а) II, III, V;
б) I, IV,V;
в) I, III, V;
г) I, II, III, V. +

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать –10.

1. По способу питания плесневые и шляпочные грибы являются сапрофитами. +

2. Стенки клеток хвоща пропитаны кремнеземом. +

3. Сосудисто-волокнистые пучки листа называются жилки. +

4. Для коралловых полипов характерна восьмилучевая и десятилучевая симметрия.

5. В состав кожно-мускульного мешка круглых червей входит два слоя мышц.

6. Белая планария относится к классу ленточные черви (Cestoda).

7. Крылья у насекомых расположены на среднегруди и заднегруди. +

8. Боковое искривление позвоночника называется лордоз.

9. Сыворотка крови – это плазма без белка фибриногена. +

10. Свойство нервной ткани передавать возбуждение называется возбудимостью.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 баллов. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1. [мах. 5 баллов] Установите соответствие между особенностями строения и функциями кожи и классом позвоночные животные, для которых эта особенность характерна.

Особенности строения и функции кожи:

А) обеспечивает поступление воды в тело;+
Б) защищает от высыхания;
В) имеет роговую чешую;
Г) содержит много желез;

Д) участвует в газообмене;

Е) выделяет обильную слизь.

Класс позвоночные:

1 – Земноводные;

2 – Пресмыкающиеся.

Особенности строения и функции А Б В Г Д Е
Класс позвоночные            

 

2. [мах. 5 баллов] Установите соответствие между тканями растений и особенностями их строения и функциями.

Особенности строения и функции:

А) клетки содержат много хлоропластов;+
Б) клетки с толстыми прочными стенками;
В) выполняют роль скелета;

Г) выполняют функцию образования органических веществ из неорганических на свету;

Д) служат опорой для растения;

Е) придают растению постоянную форму.

Ткани:

1 – Механическая;

2 – Фотосинтезирующая.

Особенности строения и функции А Б В Г Д Е
Ткани            

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: