Том 152. Западноевропейская поэзия XХ века




Библиотека всемирной литературы. Серия вторая.


 

ПОЭТИЧЕСКАЯ КАРТА ЕВРОПЫ*

 

Давайте попробуем представить себе поэтическую карту Европы.

То есть давайте вспомним всех более илп менее значительных поэтов, живших (или живущих) на Европейском континенте. Только объединим их по языкам и страпам.

В общем-то, такую карту представить себе можно.

Правда, я не знаю, как на ней обозначать поэтов. Может быть, кружочка­ми — как города?

Маленький кружочек — небольшой поэт, кружочек побольше — и, соот­ветственно, поэт позначительней. Совсем крупный кружок (нечто вроде сто­личного города) — огромный поэт.

Но, во-первых, Европа тогда окажется сплошь забитой кружочками — маленькими, средними, большими и огромными. Сплошные города будут на поэтической карте этого континента. Для селений и хуторов не хватит места. И для полей не хватит, и для лесов. Одни города.

А во-вторых, выйдет, что в большинстве европейских стран появится сразу несколько столиц. Заранее скажу, что споры, какая из этих столиц значительнее, какая из них представительнее и ярче, будут бессмыс­ленными...

Можно пойти но другому пути и условно обозначить самых великих поэ­тов так, как на географических картах обозначают вершины гор.

Но тогда в Европе не останется равнин, и современный Непал со всеми своими Джомолунгмами будет выглядеть — по сравнению с такой Европой — просто холмистой местпостыо.

Этим я ничуть не хочу как-то принизить поэзию других континентов. Нет, там вполне достаточно своих гигантов, своих вершин.

Я только хочу сказать, что Европе повезло с поэзией.

А поэтическая карта континента нужна для того, чтобы легче было раз­бираться в именах, датах и стихах.

Тем более что в этой книге не вся Европа, а только часть ее. И не за все века, а лишь за последние семьдесят пять лет.

Но даже одно перечисление стран, представленных на нашей поэтичес­кой карте, впечатляет: Австрия, Англия, Бельгия, Германия (до 1945 г. и ФРГ), Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Нидерлан­ды, Норвегия, Португалия, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция.

А ведь если заменить названия стран фамилиями некоторых поэтов, то — я уверен — впечатление будет еще более ярким:

Австрия — Райнер Мария Рильке, Стефан Цвейг, Георг Тракль...

Англия — Томас Гарди, Томас Стернс Элиот, Роберт Грейвз...

Германия — Герхарт Гауптман, Герман Гессе, Оскар Лёрке...

Ирландия — Уильям Батлер Йейтс, Джеймс Джойс, Остин Кларк...

Италия — Умберто Саба, Сальваторе Квазимодо, Чезаре Павезе...

Франция — Поль Валери, Гийом Аполлинер, Сен-Жон Перс, Поль Элюар...

Видпте, я перечислил только несколько стран, несколько фамилий. И, поямлуйста, не надо думать, что в неперечисленных странах поэзия хуже или что неперечислепные поэты слабее. Прочтите эту книгу, и вы сами убеди­тесь, что это не так.

Английский поэт Уистен Хью Оден однажды заметил:

 

Затянутых в талант, как в вицмундиры,

Поэтов по ранжиру ставим мы...

 

Так что не надо ранжира. В поэзии его не существует. Не будет ран­жира н на нашей поэтической карте. Лучше давайте поговорим о самой поэзии.

У нее есть «вечные» вопросы: что такое Я? Зачем Я? Что значит Время? На них отвечает каждый па протяжении всей жизни.

А еще у нее есть «вечные» темы: рождение, детство, юность, любовь, ма­теринство, творчество, старость, смерть, мечта, надежда — онн неисчерпаемы, как сама жизнь...

В этой книге вас непременно захватит точность чувства, точность мысли, точность поэтического образа и слова.

 

Сад вздрагивает и бормочет,

Доверчиво грозой пленен,

А ливень тонкой сетью хочет

Связать с землею небосклон...

(Анри де Ренье)

 

Вы увидите все многоцветие мира, всю его неуловимость и всю опреде­ленность.

А когда вы будете читать Джона Мейсфилда, вам покажется, что в лица ваши летят брызги соленых океанских волн, а прямо над головой скрипят и раскачиваются мокрые мачты.

 

...Опять меня тянет в море,

где небо кругом и вода.

Мне нужен только высокий корабль

и в небе одна звезда,

И песни ветров,

и штурвала толчки,

и белого паруса дрожь,

И серый, туманный рассвет над водой,

которого жадно ждешь...

 

Вы наверняка почувствуете пронзительную правду стихотворного диа­лога «Мать» итальянского поэта Альдо Палаццески. Это короткое стихотво­рение похоже на конспект многотомного романа.

 

— Мать, твой сын тебе лгал.

— Он мой, как прежде.

— Мать, твой сын дурной человек.

— Он мой, как прежде.

— Мать, твой сын украл.

— Он мой, как прежде.

— Мать, твой сын убил.

— Он мой, как прежде.

— Мать, твой сын в тюрьме.

— Он мой, как прежде.

— Мать, твой сын не в своем уме.

— Он мой, как прежде.

— Мать, твой сын бежал.

— Он мой, как прежде.

— Мать, твой сын мертв.

— Он мой, как прежде.

 

Поэты, отмеченные на поэтической карте Европы, были разными. Они были простодушными и утонченными, нелюдимыми и экстравагантными. Они могли быть любыми и не могли только одного: не могли придумывать себя.

Потому что за это поэзия мстит.

Человек, придумавший себя, очень скоро перестает писать настоящие стихи...

Поэтическая карта, конечно же, не равнозначна карте политической. Однако сопоставление этих карт порою бывает небезынтересным.

Например, большие поэты, как правило, влияют на поэзию не только своей страны, но и других страп.

Такое влияние запросто перешагивает любые государственные гра­ницы. Так что в этом случае и недремлющие пограничные заставы, и самые строгие таможенные службы пе являются помехой. И можно вспомнить время, когда границы устойчивого влияпия, скажем, французской поэзии проходили так далеко от Парижа, что это вряд ли снилось и самому Напо­леону.

Происходит и взаимопроникновение, взаимовлияние поэзий различных стран. Этот очень непростой процесс — своеобразный обмен художествен­ными ценностями иногда затухает, а после — с появлением новых имен — разгорается опять.

И все-таки ничто так не влияет па литературу, ничто так пе влияет па поэзию, как политика.

Она влияет, не переставая. Ежедневно. Еятечасно.

Влияет даже тогда, когда некий конкретный поэт думает, что «уж он-то вне всякой политики...».

Да и как может быть иначе, если во время первой мировой войны в Ев­ропе местожительством миллионов разноязыких людей на долгое время ста­ли окопы, а самой распространенной одеждой тех же миллионов — солдат­ские шинели.

Европе везло не только с поэзией. Ей катастрофически «везло» и с ко­личеством войн.

И время, когда — по словам итальянского поэта Джузеппе Унгаретти — «чувствуешь себя, как на осенних деревьях листья», не могло по отразиться на творчестве поэтов разных стран.

Не могло не отразиться на их творчестве и послевоенное разочаровапие, охватившее почти все слон общества.

Резкие строки португальского поэта Фернандо Песоа, по-моему, наи­более четко выражают это состояние:

 

Это всё — и не будет иного.

Но и звезды, и холод, и мрак,

и молчание мира немого —

все на свете не то и не так!

 

Но если «всё... не так», то что делать дальше? С кем идти? И во имя чего?

Поэзия не смогла бы ответить на эти вопросы, если бы она не была связана с общественной жизнью своих стран. А в этой общественной жизни все явственнее ощущалось влияние Великой Октябрьской рево­люции.

И вы почувствуете биенне общественного пульса западноевропейской поэзии, ощутите его наполненность во многих стихах, представленных в книге.

Надо еще сказать, что в те годы в самых разных странах с какой-то но­вой силой зазвучали голоса поэтов высочайшего класса. И тех, кто был уже прославлен раньше, и самых молодых, тех, чья слава была впереди.

В то же время некоторые поэты, растерявшись и устав от большой и маленькой лжи буржуазного мира, пытались поселиться в «башнях из сло­новой кости», хотели уйти от «суеты», служить «чистой» поэзии, быть «над схваткой».

Но почти каждый раз башни оказывались не слишком прочными, а в сугубо «чистую» поэзию то и дело врывались вполне конкретпые политические мотивы.

В общем, как пишет португальский поэт Мигел Торга:

 

Радостью утро дышало.

Думал подняться к вершинам гор,

думал пить воду чистейших озер,

думал уйти в бескрайний простор...

Да жизнь помешала.

 

Именно так все и бывает.

Только в конце концов оказывается, что жизнь не «помешала», а по­могла. Причем помогла в чрезвычайно важный, переломный момент истории.

Ибо однажды получилось так, что самые удобные места, пригодные для наблюдения над жизнью с птичьего полета, были заняты фашистскими бомбардировщиками. «Над схваткой» тоже шел бой.

Сначала была Испания. Гордые и бессмертные месяцы защиты Респуб­лики. Время Интербригад. Мужество и трагедия Мадрида. Слова «лучше умереть стоя, чем жить на коленях!» — звучали, как стихи. И это никого не удивляло. Потому что все великие лозунги звучат, как стихи. И — как клятва...

Большая война вновь покатилась по Европе. Страшная, всепоглощаю­щая война. Вторая мировая. Горели города и книги. Гибли люди. Тысячи, миллионы людей.

Фашизм, развязавший эту войну, пытался перекроить не только поли­тическую карту мира. Он хотел уничтожить и мировую культуру. Истребить даже память о ней.

В эти страшные для всего человечества дни — казалось бы, узкоте­оретическая — проповедь «ухода от действительности» и «невмешательства в мирскую суету» граничила с преступлением, объективно служила врагу.

И тогда старое слово «Сопротивление», будто родившись заново, напол­нилось особым героическим смыслом.

Сопротивление! А ведь уже почти вся Западная Европа оккупирована фашистами.

Сопротивление! А в тюрьмы и концентрационные лагеря брошены де­сятки миллионов людей. И круглосуточно дымят трубы крематориев Освен­цима, Майданека и других фабрик смерти.

Сопротивление! Летят под откос гитлеровские эшелоны. С фашистами сражаются все — от мала до велика. Кажется, что — как в старых народных сказках и легендах — даже природа не хочет, не может оставаться в стороне от этой борьбы.

 

И льется с неба мрак.

Ведь было бы изменой

Струить лазурь над Сеной,

Когда в Париже враг...

 

Это стихотворение французского поэта Жюля Сюпервьеля.

Поэзия Сопротивления! Она возникла в пламени войны и прошла по огненным дорогам Европы от начала до конца. Она создавалась на разных языках, но на любом языке — воевала! Воевала честно и вдохновенно. Не щадила себя. И недаром ее страницы окрашены кровью поэтов, павших с оружием в руках.

Поэзия Сопротивления победила.

Победила потому, что была частью сражающегося народа и выражала самые сокровенные, самые истинные чаянья этого народа.

Но и после разгрома фашизма забот у поэзии не убавилось. Книга дает возможность вникнуть в эти заботы, вглядеться в будни и праздники европей­ской поэзии.

Судя по антологии, эта поэзия не желает сдавать завоеванных позиций. Она остается многозвучной и многокрасочной.

Стоит отметить еще и высочайшее формальное мастерство многих поэ­тов. Я имею в виду не холодный формализм, а блестящее, порою даже изо­щренное владение стихотворной техникой. Доведение ее до таких высот, ког­да сама техника стихосложения абсолютно незаметна. И ты не можешь понять, как сделаны стихи, не знаешь, почему они па тебя действуют. А уж в том, что стихи действуют на читателя, в том, что оии волнуют по-настоящему, вы смо­жете убедиться сами...

Поэтический язык XX века перестал быть салонным. Поэзия вышла на улицу. Причем не на ту — единственную, центральную улицу го­рода, где стоят холодные дворцы и надменные особняки.

Поэзия ушла на окраины. Она восприняла язык рабочих и студентов, моряков и крестьян. Вобрала в себя говор заводов и рынков, причалов и дешевых закусочных. Она переварила все мыслимые и немыслимые сленги, обу­чилась бесконечной скороговорке торопящегося века и категорической крат­кости его рекламы.

Все это она перевела на свой язык — язык поэзии. И стала сочнее, резче, иногда — грубее, но всегда — отчетливее, выразительнее.

Так что если теперь поэзия и появляется на центральной улице города, то только в рядах демонстрантов...

Невероятно расширилась и тематика стихов. Здесь — и продолжение «вечных» тем, и возникновение новых. Тихий лирический шепот и открытый, почти баррикадный крпк. Доверчивая утренняя улыбка ребенка и философ­ская грусть уходящего дня.

При всем этом — постоянное осмысление жизни, ее проблем, ее надежд, разочарований и новых надежд.

 

Жизнь нам дается даром.

Как не ценить даровщины?

Даром — небо и тучи,

Даром — холмы и лощины.

Дождь и распутица — даром,

Даром — дымки выхлопные,

Даром — узоры лепные

Над входами в кинотеатры

И вывески над тротуаром.

Вот брынза и хлеб — за денежки;

Даром — вода натощак.

Свобода — ценой головы.

Рабство — бесплатно, за так.

Жизнь нам дается даром.

 

Кажется, что этим стихотворением турецкий поэт Орхан Вели вместе со своими коллегами из других стран участвует в продолжающейся дискус­сии о том, какой должна быть поэзия: ангажированной или не ангажиро­ванной?

Иными словами: должна ли быть поэзия активной, наступательной, тес­но связанной с жизнью или пе должна?

И опять спор этот далеко не так безобиден, как может показаться. Сухим академизмом и не пахнет.

Дело в том, что «сильных мира сего» настораживает возросшая актив­ность поэзии, пугает влияние такой поэзии па молодежь.

И поэтому теоретики «неангажированности» все чаще говорят о том, что главная задача поэтов — создавать стихи для вечности. Для нее одной. И как можно меньше интересоваться политикой, как можно меньше заниматься се­годняшним днем.

Но у поэзии с вечностью взаимоотношения довольно странные: дока­зано, что если ты, поэт, не сумел (или не захотел) выразить сегодняшний день, если этот день тебе не интересен, то вечность не станет интересоваться ни то­бой, пи твоими стихами.

Это почти закон.

Ибо полная аполитичность, помимо всего прочего, еще и — равнодушие.

А настоящий поэт не может быть равнодушным. Во всяком случае, сре­ди больших поэтов равнодушных не было никогда...

Большие поэты остаются большими, о чем бы они ни писали.

Вы прочтете в этой книге стихи Дэвида Герберта Лоуренса и Франка Ведекинда, Луи Арагона и Назыма Хикмета, Янниса Рицоса и Гудмундура Бэдварссона, Эйно Лейно и Эрика Акселя Карлфельдта, Мориса Карема и Ганса Магнуса Энценсбергера. Вы почувствуете, что эти и другие поэты болели не только (и не столько!) за свою судьбу. Вместе с ними вы будете радоваться и негодовать, улыбаться и плакать. Перед вами они не будут скрывать ничего — ни слабости своей, ни силы.

Вы заметите, что многие из них умеют говорить серьезно, даже созда­вая насквозь иронические стихи. Вот Жак Превер:

 

Все меньше и меньше остается лесов:

Их истребляют,

Их убивают,

Их сортируют

И в дело пускают,

Их превращают

В бумажную массу,

Из которой получают миллиарды газетных листов,

Настойчиво обращающих внимание публики

На крайнюю опаспостьистребленья лесов.

 

Лежит перед вами и передо мной поэтическая карта Европы. А я по-прежнему не знаю, как поточнее обозначить на ней поэтов.

Но зато твердо знаю другое: если они города, то это города очень доб­рые, предельно открытые. Города, где каждый путник может найти себе в лю­бое время суток и кров и очаг.

А если они вершины, то — какими бы высокими, какими бы заоблачными они ни были,—на них никогда не нарастает вечный лед, на них никогда не ле­жит вечный спег. Это теплые, живые вершины. Я знаю, что там всегда растут цветы. И еще я знаю, что вершины эти сами излучают свет. Свой, собственный свет. И поэтому даже у самых подножий этих великих гор нет мрачных уще­лий, оползней и обвалов. Даже здесь — внизу — никому из людей не бывает зябко.

А уж если ты поднимешься наверх, если ты пересилишь боязнь высо­ты, пересилишь усталость и, ахнув, застыпешь там, на уровне полета орлов, если ты широко распахнешь глаза свои и душу, то обязательно увидишь не только прошлое земли, но и будущее ее.

Вот какую удивительную силу имеет поэзия. Вот что может твор­чество.

Кстати говоря, тема творчества, тема его истоков и осмысления не чужда поэтам. Вы найдете в книге стихи и на эту тему.

В общем-то поэты по-разному отвечают на вопросы: «Что такое поэзия? Как создаются стихи?» Отвечают иногда шутливо, а чаще — всерьез.

 

Разберите стихи на слона,

отбросьте бубенчики рифм,

ритм и размер.

Даже мысли отбросьте.

Провейте слова на ветру.

Если все же останется что-то,

это

и будет поэзия.

 

Так формулирует свой ответ испанец Леон Фелипе. А француз Раймон Кено начинает свое стихотворение «Искусство поэ­зии» так, как обычно пишутся рецепты в кулинарной книге:

 

Возьмите слово за основу

И на огонь поставьте слово,

Возьмите мудрости щепоть,

Наивности большой ломоть,

Немного звезд, немножко перца,

Кусок трепещущего сердца

И на конфорке мастерства

Прокипятите раз, и два,

И много-много раз все это.

Теперь пишите! Но сперва

Родитесь все-таки поэтом.

 

Итак, «сперва родитесь все-таки поэтом...». Пожалуй, добавить к этому нечего.

Но в странной и прекрасной профессии поэтов есть нечто объединяющее всех пишущих, независимо от языков, стран и времен.

Когда стихи закончены, то они уже не принадлежат тебе. Точнее, в эту самую минуту они начинают принадлежать не только тебе одному.

 

Стою у окна, его отворив пошире,

и белым платком машу, навсегда прощаясь

с моими стихами, которые к вам уходят.

 

Ни радости не испытываю, ни грусти.

Что делать — удел стихов, он таков от века.

Я их написал и скрыть их от вас не смею,

когда б и хотел, не мог поступить иначе —

цветок не умеет скрыть своего цветенья,

и скрыть не может река своего теченья,

и дереву скрыть плоды свои пе удастся.

 

Все дальше мои стихи от меня уходят,

и я, к моему немалому удивленью,

отсутствие их ощущаю почти до боли.

 

Кто ведает, чья рука их перелистает?

Неведомо, кто развернет их и прочитает...

 

Ступайте же, о стихи мои, уходите!

Умирают деревья — семена их уносит ветер.

Засыхают цветы — а пыльца всо равно бессмертна.

Реки в море текут — а вода пребывает с ними.

 

Ухожу, оставаясь, — как всё в этом мире.

(Ф. Песоа)

 

Поэты рождаются, стареют, умирают. Поэзия остается. И вот перед вами поэтическая карта Западной Европы. Сейчас вы отпра­витесь в путь. Я вам завидую. Я знаю, что путь этот обязательно будет счаст­ливым.

Потому что встреча с настоящей поэзией — всегда счастье.

 

РОБЕРТ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

 

АВСТРИЯ

 

ГУГО ФОН ГОФМАНСТАЛЬ

 

ВСЕЛЕНСКАЯ ТАЙНА

 

Да, глубь колодца знает то,

Что каждый знать когда-то мог,

Безмолвен и глубок.

 

Теперь невнятны смысл и суть,

Но, как заклятье, все подряд

Давно забытое твердят.

 

Да, глубь колодца знает то,
Что знал склонявшийся над ней —
И утерял с теченьем дней.

 

Был смутный лепет, песнь была.

К зеркальной темной глубине

Дитя склонится, как во сне,

 

И вырастет, забыв себя,
И станет женщиной, и вновь
Родится в ком-нибудь любовь.

 

Как много познаёт любовь!

Что смутно брезжило из тьмы,

Целуя, прозреваем мы.

Оно лежит в словах, внутри.

Так нищий топчет самоцвет,

Что коркой тусклою одет.

 

Да, глубь колодца знает то,

Что знали все... Оно сейчас

Лишь сном витает среди нас.

 

ТВОЕ ЛИЦО

 

Твое лицо отягощали слезы.

Я смолк, я стал смотреть и вдруг воочью

Увидел прежнее. Вдруг все всплыло!

Я так же предавался ночь за ночью

 

Долине — ибо я ее любил

Безмерно — и луне, и голым склонам,

Где мелкие скользили облака

Между худых разрозненных деревьев,

 

Где серебристо-белая река,
Всегда журчащая, всегда чужая,
Текла сквозь тишину. Вдруг все всплыло!


Вдруг все всплыло! То прежнее томленье,

В котором предавался я часами

Бесплодной красоте долин и рек,

Пробуждено твоими волосами

И блеском между увлажненных век.

 

РАЙНЕР МАРИЯ РИЛЬКЕ

 

* * *
Как в избушке сторож у окошка,

вертоград блюдя, не спит ночей —

так и я, господь, твоя сторожка,

ночь я, господи, в ночи твоей,—

виноградник, нива, день на страже,

старых яблонь полные сады,

и смоковница, на камне даже

приносящая плоды,—

 

ветви духовитые высоки,

и не спросишь, сторожу ли я —

глубь твоя взбегает в них, как соки,

на меня и капли не лия.

 

* * *
Господь! Большие города

обречены небесным карам.

Куда бежать перед пожаром?
Разрушенный одним ударом,

исчезнет город навсегда.

 

В подвалах жить все хуже, все трудней.

Там с жертвенным скотом, с пугливым стадом

схож твой народ осанкою и взглядом.

Твоя земля живет и дышит рядом,

но позабыли бедные о ней.

 

Растут на подоконниках там дети

в одной и той же пасмурной тени.

Им невдомек, что все цветы на свете

взывают к ветру в солнечные дни,—

в подвалах детям не до беготни.

 

Там девушку к неведомому тянет.
О детстве загрустив, она цветет...
Но тело вздрогнет, и мечты не станет,—
должно закрыться тело в свой черед.
И материнство прячется в каморках,
где по ночам не затихает плач;
слабея, жизнь проходит на задворках
холодными годами неудач.
И женщины своей достигнут цели;
живут они, чтоб слечь потом во тьме
и умирать подолгу на постели,
как в богадельне или как в тюрьме.

МАЛЬЧИК

 

О, быть бы мне таким же, как они!

Их кони мчат, безумны и строптивы,

и на ветру вздымаются, как гривы,

простоволосых факелов огни.

Я первым был бы, словно вождь в ладье,

как знамя, необъятен и весом,

весь черный, но в забрале золотом,
мерцающем тревожно. А за мной

десяток порожденных той же тьмой.

И так же беспокойно блещут шлемы,

почти прозрачны, замкнуты и немы.

А рядом — вестник с громкою трубою,

которая блистает, и поет,

и в черное безмолвие зовет,

и мы несемся бурною мечтою;

дома за нами пали на колени;

предчувствуя со страхом нашу мощь,

проулки гнутся, зыбясь, точно тени,

и кони хлещут землю, словно дождь.

 

БЕЗУМИЕ

 

Все-то шепчет она: — Да я... Да я...

— Кто же ты, Мари, скажи!
— Королева твоя! Королева твоя!

Припади к ногам госпожи!

 

Все-то плачет она: — Я была... Я была...
— Кем ты, Мари, была?
— Побирушкой была, без угла, без тепла...

Кабы я рассказать могла!

 

— Как же может, Мари, дитя нищеты

Королевою гордой быть?..
— Вещи — все не те, вещи — не просты,

Если милостыню просить.

 

— Значит, вещи дали тебе венец?

Но когда?.. Мари, объясни!
— Ночью. Ночью... Лишь ночь придет наконец, -

По-иному звучат они.

Я узнала, что улица до зари

все равно, что скрипки струна...

Стала музыкой, музыкой стала Мари,

и пустилась плясать она.

 

Люди шли, как нищие, стороной,

боязливо к домам лепясь...

Королеве одной, королеве одной

в пляс идти дозволено, в пляс!

 

ОСЕННИЙ ДЕНЬ

 

Да завершится летний зной,— пора,

Всевышний, брось густую тень на гномон,

в замолкший гомон пашен кинь ветра.

 

Плодам последним подари тепло

календ осенних, солнечных, отрадных,

и сделай сладость гроздий виноградных

вином, что так темно и тяжело.

 

Бездомному — уже не строить дом,

покинутому — счастья ждать не надо;

ему осталась горькая услада:

писать посланья, и в саду пустом

бродить, и ждать начала листопада.

 

ЗА КНИГОЙ

 

Я зачитался. Я читал давно.
С тех пор, как дождь пошел хлестать в окно.
Весь с головою в чтение уйдя,
Не слышал я дождя.
Я вглядывался в строки, как в морщины
Задумчивости, и часы подряд
Стояло время или шло назад.
Как вдруг я вижу — краскою карминной
В них набрано: закат, закат, закат.
Как нитки ожерелья, строки рвутся,
И буквы катятся, куда хотят.

Я знаю, солнце, покидая сад,
Должно еще раз было оглянуться
Из-за охваченных зарей оград.
А вот как будто ночь, по всем приметам,
Деревья жмутся по краям дорог,
И люди собираются в кружок
И тихо рассуждают, каждый слог
Дороже золота ценя при этом.

 

И если я от книги подыму
Глаза и за окно уставлюсь взглядом,
Как будет близко все, как станет рядом,
Сродни и впору сердцу моему!
Но надо глубже вжиться в полутьму,
И глаз приноровить к ночным громадам,
И я увижу, что земле мала
Околица, она переросла
Себя и стала больше небосвода,
А крайняя звезда в конце села —
Как свет в последнем домике прихода.

 

СОЗЕРЦАНИЕ

 

Деревья складками коры
Мне говорят об ураганах,
И я их сообщений странных
Не в силах слышать средь нежданных
Невзгод, в скитаньях постоянных
Один, без друга и сестры.

 

Сквозь рощу рвется непогода,
Сквозь изгороди и дома.
И вновь без возраста природа,
И дни, и вещи обихода,
И даль пространств, как стих псалма.

 

Как мелки с жизнью наши споры,

Как крупно то, что против нас!

Когда б мы поддались напору

Стихии, ищущей простора,

Мы выросли бы во сто раз.

Все, что мы побеждаем,— малость,

Нас унижает наш успех.

Необычайность, небывалость

Зовет бойцов совсем не тех.

 

Так ангел Ветхого завета
Нашел соперника под стать.
Как арфу, он сжимал атлета,
Которого любая жила
Струною ангелу служила,
Чтоб схваткой шим на нем сыграть.

 

Кого тот ангел победил,
Тот правым, не гордясь собою,
Выходит из такого боя
В сознанье и расцвете сил.
Не станет он искать побед.
Он ждет, чтоб высшее начало
Его все чаще побеждало,
Чтобы расти ему в ответ.

 

ДАМА ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ

 

Растворит, готовясь к ночи, весь

облик, как снотворное в бокале,

в беспокойно блещущем зерцале,

и улыбку бросит в эту смесь.

 

И, когда запенится, вольет

волосы в глубь зеркала и, нежный

стан освободив от
белоснежной

ткани платья бального, начнет

 

пить из отраженья. Так она
выпьет все, о чем вздохнет влюбленный, -
недовольна, насторожена,—

 

и служанку кликнет полусонно,

лишь допив до дна и там найдя

свечи в спальне, шкаф и шум дождя...

СМЕРТЬ ВОЗЛЕ НАС

 

Великая молчунья возле нас

верна себе — и только. Никакой

нет почвы для острасток и прикрас.

Окружена рыданий клеветой,

 

стоит, как трагик греческий, она.

Не все на свете роли величавы.

Мы суетно играем ради славы,

а смерть играет, к славе холодна.

 

Но ты ушел со сцены, разрывая

малеванные кущи,— и в разрыв

свет хлынул, шум, упала ветвь живая,

действительностью действо озарив...

 

Играем дальше, реплики и жесты

всё машинальней воспроизводя.

Но ты, кому не стало в пьесе места,

но ты, кого не стало,— ты, уйдя,

 

действительностью подлинной проникнут,

врываешься в разрывы декораций —

и сброд актеров, паникой застигнут,

играет жизнь, не жаждая оваций.

 

ОСТРОВ

 

Прибой скользит в береговом песке,

и все в пути разглаживает он,—

лишь островок приметен вдалеке.

Извилистою дамбой окружен

 

мир островка, и жители его

во сне родились; там века и предки

сменились молча; разговоры редки,

и каждый — как поминки для того

 

необъяснимого и наносного,
что к ним морской волной занесено.
И это все, что взору их дано

 

с младенчества; как много здесь чужого,

того, чем беспощадно и сурово их
одиночество угнетено.

 

2
За круглым валом спрятан каждый дворик,

как в лунном цирке; деревца стоят,

удел которых по-сиротски горек

и жалок; буря много дней подряд

 

муштрует и причесывает их

всех ровно. По домам при непогоде

сидят семьей, и в зеркалах кривых

разглядывают — что там на комоде

 

за редкости? Под вечер за ворота

один из сыновей идет, и что-то

плаксиво на гармонике ведет —

 

в чужом порту так пелась песнь чужая.

А вдалеке, клубясь и угрожая,

над внешней дамбой облако растет.

 

3
Здесь только замкнутость, и ей чужда

другая жизнь, и все внутри так тесно

и переполнено, и бессловесно;

и остров — как мельчайшая звезда:

 

простор вселенной в грозной немоте

ее крушит, не глядя. И она,

неслышная и в полной темноте,

одна,

 

чтоб отыскать предел в просторе этом,

по собственному, смутному пути

пытается наперекор идти

галактикам, светилам и планетам.

ДЕЛЬФИНЫ

 

Те — царившие — своим собратьям

разрешали приближаться к трону,

и каким-то странным восприятьем

узнавали в них родных по статям,

и Нептун с трезубцем, и тритоны,

высоко взобравшись над водой,

наблюдали сверху за игрой

этих полнокровных, беззаботных,

столь несхожих с рыбами животных,

верных людям в глубине морской.

 

Весело примчалась кувырком

теплых тел доверчивая стая

и, переливаясь серебром,

и надеждой плаванье венчая,

вкруг триремы сплетясь венком,

словно опоясывая вазу,
доведя блаженство до экстаза,

виснет в воздухе одно мгновенье,

чтобы тут же, снова скрывшись в пене,

гнать корабль сквозь волны напролом.

 

Корабельщик друга виновато

ввел в опасный круг своих забот

и измыслил для него, собрата,

целый мир, поверив в свой черед,

что он любит звуков строй богатый,
и богов, и тихий звездный год.

 

ЕДИНОРОГ

 

Святой поднялся, обронив куски

молитв, разбившихся о созерцанье:

к нему шел вырвавшийся из преданья

белесый зверь с глазами, как у лани

украденной, и полными тоски.

 

В непринужденном равновесье ног
мерцала белизна слоновой кости,
и белый блеск, скользя, по шерсти тек,
а на зверином лбу, как на помосте,

сиял, как башня в лунном свете, рог

и с каждым шагом выпрямлялся в росте.

 

Пасть с серовато-розовым пушком

слегка подсвечивалась белизной

зубов, обозначавшихся все резче.

И ноздри жадно впитывали зной.

Но взгляда не задерживали вещи —

он образы метал кругом,

замкнув весь цикл преданий голубой.

 

ПЕСНЯ МОРЯ

 

Выдох древних морей,
бурный Борей,
ты не чужой и ничей,
ветер ночей.
Выйду на берег скорей —
спорит со мной
выдох древних морей,
ветер ночной.
Только для древних скал
воет простор.
Как налетает шквал!
Стонет инжир сквозной —
как он руки простер
там, под луной!

 

Начало формы

Конец формы

* * *
Не воздвигай надгробья. Только роза

да славит каждый год его опять.

Да, он — Орфей. Его метаморфоза

жива в природе. И не надо знать

 

иных имен. Восславим постоянство.

Певца зовут Орфеем. В свой черед

и он умрет, но алое убранство

осенней розы он переживет.

О, знали б вы, как безысходна смерть!

Орфею страшно уходить из мира.

Но слово превзошло земную твердь.

 

Он — в той стране, куда заказан путь.
Ему не бременит ладони лира.
Он поспешил все путы разомкнуть.

 

* * *
Где-то есть корень — немой,

в недрах, глубоко,

сросшийся с древнею тьмой,

с тишью истока.

 

Головы в шлемах, белей

кудри, чем луны,

братство и брани мужей,

жены как струны.

 

С веткою ветвь сплетена

гуще, теснее...

Только вот эта одна


вырвалась. Тянется ввысь.

О, не сломайся! Согнись

в лиру Орфея!

 

* * *
Я шел, я сеял; и произрастала

судьба, мне щедро за труды воздав,

но в горле слишком прочно кость застряла,

естественной, как в рыбьем теле, став.

 

Мне не вернуть Весам их равновесья,
не уравнять непримиримость чаш;
но в небе — знак, не знающий, что весь я
ушел в иной предел, покинув наш.

 

Ведь звездный свет сквозь вечные просторы

летит так долго, чтоб настичь людей,
что мой уход проявится нескоро,

как росчерк призрачный звезды моей.

КАРЛ КРАУС

 

ДЕТЕРМИНИЗМ

 

Нету масла, дороги овощи,
картошку — по многу часов ищи,
яйца — до желудка недоводимы.
Не хлебом единым — а что же едим мы?
Электричество надо беречь.
Печь без дров, зато в кране — течь.
Ввиду постоянных перебоев в снабжении
нужны запасы. Чего? Терпения.
Курение — запрещенный порок.
Мыла — на город один кусок;
есть подозрение, что Пилату
мыло везут во дворец по блату.
Есть ботинки, но без шнурков,
кофе без кофеина, котлеты — не из коров.
Бумаги в обрез, и она опечатана.
Ничто не может быть напечатано.
Государственный строй могуч.
Невыносимо воняет сургуч.
Идет победоносное наступление,
поэтому эмиграция — преступление.
Все это ясно без лишних слов.
Тем более что за слова сажают.
Тем более что нас уважают.
Мы вооружены до зубов.

 

СТЕФАН ЦВЕЙГ

 

ПАМЯТНИК КАРЛУ ЛИБКНЕХТУ

 

Один,

Как никто никогда
Не был один в мировой этой буре,—
Один поднял он голову
Над семьюдесятью миллионами черепов, обтянутых касками,

И крикнул
Один,
Видя, как мрак застилает вселенную,
Крикнул семи небесам Европы,
С их оглохшим, с их умершим богом,
Крикнул великое, красное слово:
— Нет!

 

БЛАГОДАРНОСТЬ ШЕСТИДЕСЯТИЛЕТНЕГО

 

Сумрак льнет легко и сладко

К стариковской седине.

Выпьешь чашу без остатка —
Видишь золото на дне.

 

Но не мрак и не опасность

Ночь готовит для тебя,

А спасительную ясность

В достиженье бытия.

 

Все, что жгло, что удручало,

Отступает в мир теней.

Старость — это лишь начало
Новой легкости твоей.

 

Пред тобою, расступаясь,

Дни проходят и года —

Жизнь, с которой, расставаясь,
Связан ты, как никогда...

 

БЕРТОЛЬТ ФИРТЕЛЬ

ПАМЯТНИК

 

Была их устремленьем Правота.

Учтем: цена за Правоту — могила.

И не забудем — смерть была люта;

Их, изощрясь, Неправота сгубила.

Кровь за Свободу отдали они.

И полагали — сделка равноценна.

Недожитое ими — наши дни;

Мы в прибыли от этого обмена.

 

Они, отдав свой день грядущим дням,

Всё отдали тем самым, что имели.

И это надлежит обдумать нам,

А камень сей послужит данной цели.

 

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД ДЕТЕЙ

 

Там! Стопами неисхоженные,

Тучами полуобложенные,

Пустоши небес пытает

Сирый взгляд.
К миру злобное, низложенное

Солнце кровь лесов глотает,

Скатываясь на закат.

 

Солнце книзу привод крутит
По пути за окоем;
И пускай навек пребудет
В антиподах! Что нам в нем!
В нем с его грядущим днем!

 

А меж тем, полны надежды,

Толпы светлые детей,

Пробудясь, возносят вежды

В жажде знаемых путей.

День их в рвении проходит,

Ночь в постельки их кладет —

Но сейчас ряды выводит

В путь крестовый их поход.

 

И распятий детских руки

Вознеслись,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: