Для успешного выполнения прокурорами возложенной на них функции по осуществлению надзора за исполнением экологического законодательства им предоставлены необходимые полномочия. Эти полномочия подразделяются на три группы: - полномочия, направленные на выявление нарушений законов и установление обстоятельств, способствующих этим нарушениям; - полномочия, направленные на устранение нарушений законов и способствующих им обстоятельств; - полномочия, направленные на привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушения законов.
Первая группа полномочий включает право прокурора:
- по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения предприятий, учреждений, организаций и других органов, вне зависимости от форм собственности и подведомственности;
- иметь доступ к документам и материалам этих предприятий, учреждений, организаций и других органов;
- проверять исполнение законов в связи с имеющимися сведениями о их нарушении;
- требовать от руководителей предприятий, учреждений, организаций и других должностных лиц, руководителей коммерческих организаций: а) предоставлений необходимых документов, материалов, статистических и других сведений; б) проведения проверок, расследований, ревизий деятельности подконтрольных и подведомственных предприятий, учреждений, организаций, структурных подразделений и подчиненных им должностных лиц; в) выделения специалистов для выяснения возникающих у прокурора вопросов; г) проведения проверок в связи с поступившими в прокуратуру материалами, обращениями граждан и другими сведениями. Прокурор вправе также потребовать проведения ведомственных и вневедомственных экспертиз, в том числе экологических. Ему предоставлено право вызывать должностных лиц и граждан в прокуратуру или иное место своего нахождения для истребования устных или письменных объяснений по поводу нарушения закона.
В целях устранения нарушений законов прокурор вправе:
- опротестовать противоречащие законам правовые акты;
- вносить представления об устранении нарушений законов;
- освобождать лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию или аресту несудебными органами (вторая группа полномочий). Прокуроры могут, кроме того, направлять информации в органы представительной и исполнительной власти о состоянии законности в регионе и принимаемых прокуратурой мерах по ее укреплению.
В целях привлечения правонарушителей к установленному виду ответственности прокурор вправе:
- ставить вопрос перед соответствующими должностными лицами о привлечении виновных в нарушении закона лиц к дисциплинарной ответственности, а также о возмещении причиненного материального ущерба за счет виновных лиц;
- возбуждать производство об административном правонарушении или уголовное дело (третья группа полномочий).
Перечисленные выше требования прокурора обязательны для исполнения всеми органами, должностными лицами и гражданами, к которым они обращены. За неисполнение требований прокурора они несут ответственность в установленном законом порядке.
Прокуроры наделены правом обращения с исками (заявлениями) в суды общей юрисдикции и арбитражные суды в защиту законных интересов граждан, так и государства.
Прокурорские проверки преимущественно могут проводиться: в природоохранных органах при поступлении сведений о нарушении ими законов или ненадлежащем исполнении должностных обязанностей (проверки в этих органах могут проводиться и при отсутствии подобных сведений); при совершении аварий, катастроф, залповых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, причинивших или могущих в будущем причинить вред окружающей среде или здоровью людей (в этих случаях прокурор может, не проводя проверки, возбудить уголовное дело); когда экологическое правонарушение привлекло повышенное внимание и вызвало острый резонанс общественности; при поступлении в прокуратуру материалов из природоохранных и иных органов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В последнем случае прокурор может, не проводя проверки, истребовать необходимые документы и сведения из природоохранного органа. Только после тщательного изучения поступивших материалов, а при необходимости и проведения проверки, установления наличия признаков преступления может быть возбуждено уголовное дело. Прокурорские проверки исполнения экологического законодательства могут проводиться и в иных случаях, например, когда в регионах, где их надлежит провести, не имеется природоохранных органов, либо работники этих органов по какой-то причине не могут их провести.
4. Заключение.В заключении хотелось бы отметить, что, к сожалению, с каждым годом число экологических правонарушений возрастает, что негативным образом сказывается на всем человечестве. Всё это диктует необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека. Охрана окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности – одна из актуальных, первоочередных, острых проблем современности, затрагивающая все стороны жизни общества, интересы всех граждан как нашей страны, так и других стран. Речь в первую очередь идет об охране от вредного воздействия земель, недр, вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, в том числе рыбных запасов; о сохранении в первозданном виде природных ландшафтов; о рациональном, бережном, экономном использовании природных ресурсов в особенности невозобновляемых; о поддержании благоприятной экологической среды обитания людей и в конечном итоге – о сохранении здоровья и самой жизни населения.
В оздоровлении окружающей природной среды, обеспечении экологической безопасности исключительно велика роль права. Ведь право – это претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений, в том числе и в сфере природопользования и охраны среды обитания людей, в целях разумного устройства человеческого общества путем определения меры свобод, прав и обязанностей. Что особенно важно, право содержит нормы – санкции, применяемые в отношении физических и юридических лиц в случаях неисполнения ими экологического законодательства.
Право основывается на принципах добра, гуманизма, справедливости и сохранения окружающей природной среды. Последний принцип является одним из важнейших. Сохранение окружающей природной среды – это одна из неотъемлемых функций права, пока, правда, признанная не всеми учеными. Это обстоятельство необходимо подчеркивать при проведении учебной, воспитательной и иной работы, формируя тем самым соответствующее общественное мнение о неоценимой социальной роли права в обеспечении экологической безопасности.
Что же касается законов и подзаконных нормативных актов, то они представляют официальное, нормативное выражение права. Обретая форму закона, право получает статус реальной всеобщности и общеобязательности. Оно получает в свое распоряжение атрибуты государственной власти, готовой подтвердить его обязательность для физических и юридических лиц силой государственного принуждения.
Составной частью российского права является экологическое право, регулирующее общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Подытоживая сказанное, можно сформулировать следующее определение. Правовая охрана окружающей природной среды – это система обязательных взаимосвязанных и взаимодополняемых мер, закрепленных в соответствующих нормативных актах и направленных на сохранение, восстановление и улучшение природы и ее ресурсов, необходимых для нормальной жизни граждан и развития материального производства.
5. Список использованной литературы:
1. Конституция РФ. М.: 1993.
2. Гражданский Кодекс РФ
3. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", принят Государственной Думой 18 октября 1995 г. N 2202-1. (в ред. 2 января 2000г).4. Федеральный закон "Об охране окружающей природной среды" от 10 января 2002г.5. Уголовный кодекс РФ.
6. Петров С. - Экологическое право (Конспект лекций) – 2010г.
7. Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес- школа "Интел-Синтез", 1997.
8. Бринчук М.М. Б87 Экологическое право: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2003.
9. Боголюбов С.А. Экологическое право. М., 1998г.
10. Материалы, взятые из интернета.