Зарождение воспитания как особого вида деятельности.




Описание историко-культурных процессов, происходивших на ранних стадиях истории человечества, основывается прежде всего на использовании данных археологии и этнографии, которые позволяют сопоставлять факты и явления материальной и духовной культуры различных народов на раннем этапе их развития. Особое значение имеют труды учёных, путешественников XVIII-XIX – начала XX века, в которых описывались жизнь и быт аборигенческих народов Африки, Австралии, островов Полинезии, Дальнего Востока, внутренних районов Сибири, племён Южной и Северной Америки и др., находившихся ещё на очень ранних стадиях развития. Труды такого рода представляют большой интерес для реконструкции общей картины воспитания на ранних этапах развития человечества, поскольку культура описываемых народов сохранила свою самобытность.

Принято считать, что приблизительно 3 млн лет назад из животного мира отпочковалась ветвь гоминидов, послужившее исходной формой предков человека – австралопитека и самых древних людей – архантропов и палеантропов, из которых сформировался в ходе истории современный человек.

Естественно, что а характере воспитания детей в ту, практически доисторическую эпоху достоверных данных нет. Можно предполагать, что оно мало отличается от того, что можно наблюдать ныне у человекообразных обезьян и обсуждать эти проблемы достаточно затруднительно. В общем, в пределах этого огромного хронологического интервала могут быть обозначены, и то условно, только основные этапы антропогенеза: от полутора миллионов до 300 или 200 тысяч лет тому назад эпоха архантропов и от 300-200 тысяч до 45-35 тысяч лет назад эпоха палеантропов - собирателей и охотников, когда начинается постепенное становление человека.

Зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности произошло 40-35 тысяч лет назад, когда в общинах палеонтропов начинается постепенный переход к коллективному труду.

Специально организованное воспитание в первобытном обществе отсутствовало, вместе с тем, как свидетельствуют данные археологов и этнографов, в этот период сложилась система включения подрастающего поколения в жизнь. В первобытной общине ребёнок прямо включался в доступную для него деятельность со взрослыми.

На ранних стадиях развития первобытного общества, в частности в дородовом обществе, выделялись три возрастные группы:

· дети и подростки;

· полноценные участники жизни и труда;

· пожилые люди и старики.

Родившийся ребёнок, первоначально находился на попечении матери. Когда он начинал сидеть, его приучали к жёсткой пище. Дети считались принадлежавшими всему роду. Специально за ними не присматривали, однако рядом всегда находился кто-то из взрослых. Дети пользовались большой свободой и самостоятельностью, наказания почти не применялись, их учили выносливости, элементарным приёмам труда. В совместном труде со взрослыми дети приобретали необходимые умения и навыки. Совместный труд со стороны взрослых носил характер научения, дети же подражали поведению взрослых.

Постепенное накопление приёмов и средств физической, трудовой и нравственной подготовки подрастающего поколения приводит к её качественным изменениям в условиях позднепервобытной общины.

В 8-5 тысячелетии до нашей эры у первобытных людей появляются новые формы деятельности. Наряду с собирательством, охотой они начинают заниматься земледелием и животноводством, то есть растёт дифференциация труда, усложняется социальная структура общества. Создание пищевых запасов позволяет значительно увеличить продолжительность жизни, повышается рождаемость в общине. Групповая форма брака сменяется парным браком. С возникновением семьи закладываются основы домашне-семейной формы воспитания. В младенчестве воспитанием ребёнка занималась в основном мать. Зачастую наряду с ней нянчат и кормят ребёнка другие женщины рода. Важным обрядом считалось наречение ребёнка, проводимое до трёх-четырёх лет. Обычно ребёнок получал имя деда – таким образом предок как бы возрождался в потомках. В период с 3-4 до 6-7 лет к воспитанию ребёнка подключаются другие родственники. В материнско-родовых общинах особую роль играл дядя – брат матери (т. н., авункулатвоспитание у дяди по материнской линии сохранился до формирования классового общества). В детях стремились развить такие качества, как преданность роду, коллективизм, задористость. Там, где велись постоянные войны, особое внимание уделялось воспитанию агрессивности.

Окончание детства совпадало с наступлением физической зрелости. К тринадцати годам дети вступали во взрослую жизнь. Перед в категорию взрослых сопровождался обрядами посвящения – инициациями, которые были особо сложными у мальчиков. Во время таких испытаний проверялась подготовка молодёжи к жизни: умение переносить боль, лишения, проявлять выносливость. Подготовка к инициациям осуществлялась поэтапно и раздельно для мальчиков и девочек. Инициируемые изолировались в специальные места – «дома юношей», «дома молодёжи», где старшие знакомили их с нормами морали, правами и обязанностями в семье и общине. Данная программа предусматривала определённую физическую, трудовую, социально – нравственную подготовку. Обучение зачастую сопровождалось ритуалами, служившими знаками причастности к классу взрослых (татуировка, обрезание и т. п.). Инициация завершалась общим праздником – возвращение посвящённых в общину. Таким образом постепенно выделяется группа лиц, которая непосредственно занимается воспитанием подрастающего поколения.

С развитием производительных сил, расширением трудового опыта, воспитание усложняется, приобретает планомерный и многосторонний характер. Дело воспитания родовая община поручает наиболее опытным людям, появляются зачатки военного воспитания (стрельба из лука, верховая езда, владение копьём и др.). В условиях родового общества воспитание выделяется в особую форму общественной деятельности и его осуществляют особые люди.

С появлением частной собственности, рабства и моногамной семьи наступает разложение первобытного общества. От родовой общины функции воспитания детей переходят к семье.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: