Методы спортивной тренировки




ЗАДАНИЕ: Составить конспект по лекции

Домашнее задание: составить реферат либо презентацию, либо доклад: «Теория и методика тренировочного процесса»

Планирование и организация учебно-тренировочного процесса, по теме: «Теория и методика тренировочного процесса»

Содержание:

Введение 3

1. Спортивная тренировка 4

1.1 Цели и задачи спортивной тренировки 4

1.2Принципы спортивной тренировки 4

1.3Средства спортивной тренировки 6

1.4Методы спортивной тренировки 6

2. Спортивная подготовка как многолетний процесс 6

2. 1 Структура спортивной подготовки 6

2.2 Методические положения спортивной подготовки 7

Заключение 9

Литература 10

Введение.

 

Чтобы стать сильным и выносливым необходимо долго и тщательно тренироваться. Но как тренироваться? Какими способами и средствами? Ведь одним подходят одни методы, другим – другие.Каждый из нас осознает, что спорт является важной составляющей полноценного развития личности!

Спорт в системе физического воспитания занимает видное место. Он служит для физического развития и укрепления здоровья людей, подготовки их к труду и защите Родины. Систематические занятия спортом расширяют границы функциональных возможностей организма человека. Спорт — важное средство формирования человека: он воспитывает трудолюбие и волю.

Суть спорта заключается в соревновательной деятельности и в подготовке к ней спортсменов и команд. Непосредственной целью такой деятельности и подготовки является достижение высоких спортивных результатов или победы над соперником.

Спортивная тренировка - реализует возможности оптимального физического развития людей, всестороннего совершенствования свойственных каждому человеку физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность: обеспечивает на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим общественно важным видам деятельность. Из вышесказанного вытекает актуальность планирования и организации учебно-тренировочного процесса

1. Спортивная тренировка

1.1 Цели и задачи спортивной тренировки.

Спортивная тренировка — это педагогический процесс, направленный на достижение спортсменом или командой наивысших спортивных результатов.

Целью спортивной тренировки являются подготовка к спортивным состязанием, направленная на достижение максимального возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего достижения запланированных спортивных результатов.

Задачи тренировки многообразны, и конкретная формулировка каждой из них обусловливается возрастом и подготовленностью футболистов, периодом тренировки, социальными, географическими условиями и т.п. Следует, однако, выделить главные задачи тренировочного процесса:

1) Воспитательные,решение которых позволяет сформировать мировоззрение и высокие моральные и нравственные качества спортсменов;

2) Образовательные, решение которых приводит к формированию специальных знаний о выборном виде спорта, к развитию необходимых каждому спортсмену физических качеств.

3) Освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины.

4) приобретение практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.

5) Воспитание необходимых моральных и волевых качеств

1.2 Принципы спортивной тренировки

Спортивная тренировка осуществляется на основе общих для всех видов спорта принципов. Однако при их применении учитывают и специфические особенности того или иного вида спорта.

1. Единство общей (неспецифической) и специализированной подготовки.

В многолетней подготовке спортсменов используется множество различных упражнений: от простых (бег, прыжки, метание) до самых сложных (тактико-технические, игровые). Воздействие каждого из этих упражнений неодинаково и различается как по величине, так и по направленности.

Правильным будет такое использование тренировочных средств, когда потенциальные возможности, создаваемые неспецифическими упражнениями, будут повышаться и реализоваться при применении специфических упражнений. Следует учитывать и постоянно действующий механизм адаптации организма к нагрузке.

2. Единство соревновательного и тренировочного процессов.

В течение календарного года спортсмены участвуют в большом количестве тренировок (от 50 до 100). Для каждого этапа многолетней подготовки должен быть свой объем тренировочных занятий. Объем занятий должен быть таким, чтобы тренер имел возможность одновременно решать две, часто не совпадающие задачи. Во-первых, волнообразно повышать величины нагрузок и особенно количество занятий с предельными и около предельными нагрузками в течение многих лет. Только так можно достичь успеха. И, во-вторых, обязательно уменьшать нагрузки к концу меж тренировочных циклов (их число всегда на одно меньше, чем число тренировок: если тренировок 100, то меж тренировочных циклов — 99). Это нужно делать, чтобы спортсмены подошли к очередным соревнованиям в оптимальном состоянии. При таком подходе удается обеспечить единство тренировочных и соревновательных нагрузок.

3. Направленность на максимальные достижения.

Высшая цель для каждого спортсмена - выступать за сборную России. Это, естественно, удается не всем, Но ставить максимально высокие для себя задачи и стараться решить их необходимо. Таким образом, этот принцип определяет цель спортивной тренировки и реализуется в зависимости от ее эффективности.

4. Непрерывность тренировочного процесса.

Как известно, в общем виде этот принцип реализуется, если тренировочные эффекты следующих одно за другим занятий взаимосвязаны и во времени. В связи с этим понятие непрерывности тренировки предполагает, что временные интервалы между занятиями должны обеспечить взаимосвязь срочных тренировочных эффектов по всем видам подготовки.

5. Вариативное изменение тренировочных нагрузок.

Варьирование нагрузок в спорте исключительно важно

1.3 Средства спортивной тренировки

Основными специфическим средствами спортивной тренировки в видах спорта,характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения.

Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: 1) избранные соревновательные упражнения — это целостные двигательные действия которые являются средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами состязаний по избранному виду спорта; 2) специально подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей. Состав специально подготовительных упражнений в решающей мере определяется спецификой избранной спортивной дисциплины; 3) общеподготовительные упражнения являются преимущественно средствами общей подготовки спортсмена.

Методы спортивной тренировки

В спортивной тренировке под термином метод следует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера. В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов:

1) общепедагогические, включающие - словесные и наглядные методы;

2) практические, включающие - метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.

2. Спортивная подготовка как многолетний процесс

2. 1 Структура спортивной подготовки

Процесс подготовки спортсменов можно условно разделить на три взаимосвязанные составляющие: построение процесса, его реализация и контроль за ходом подготовки. В процессе построения спортивной подготовки целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый

порядок объединения компонентов (подсистем, сторон и отдельных звеньев, их закономерное отношение друг с другом и общую последовательность.

Структура тренировки характеризуется, в частности: 1) порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки (средств, методов общей и специальной физической,тактической и технической подготовки и т.д.); 2) необходимым соотношением параметров тренировочной нагрузки (ее количественных и качественных характеристик объема интенсивности); 3) определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей,этапов, периодов, циклов), представляющих фазы или стадии данного процесса, во время которых тренировочный процесс претерпевает закономерные изменения.

Многолетний процесс спортивной подготовки от новичка до высот мастерства может быть представлен в виде последовательно чередующихся больших стадий, включающих отдельные этапы многолетней подготовки, связанные с возрастными и квалификационными показателями спортсменов. Следует отметить, что в отдельных видах спорта нет четких границ между стадиями и этапами многолетнего процесса, как и строгих временных рамок этих стадий и этапов. Рациональное построение многолетней спортивной тренировки осуществляется на основе учета следующих факторов: оптимальных возрастных границ, в пределах которых обычно достигаются наивысшие результаты в избранном виде спорта; продолжительности систематической подготовки для достижения этих результатов; преимущественной направленности тренировки на каждом этапе многолетней подготовки; паспортного возраста, в котором спортсмен приступил к занятиям, и биологического возраста, в котором началась специальная тренировка; индивидуальных особенностей спортсмена и темпов роста его мастерства

2. Методические положения спортивной подготовки.

Многолетний процесс тренировки и соревнований спортсмена строится на основе следующих методических положений.

1. Единая педагогическая система, обеспечивающая рациональную преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп.

2. Целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки для всех возрастных групп.

3. Оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетней тренировки.

4. Неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется. Из года в год увеличивается удельный вес объема средств специальной подготовки по отношению к общему объему тренировочной нагрузки и соответственно уменьшается удельный вес общей подготовки.

5. Поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующими периодами предыдущего годичного цикла.

6. Строгое соблюдение постепенности в процессе использования тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно в занятиях с детьми, подростками, так как всесторонняя подготовленность неуклонно повышается лишь в том случае, если тренировочные и соревновательные нагрузки на всех этапах многолетнего процесса полностью соответствуют его биологическому возрасту и индивидуальным возможностям спортсмена.

7. Одновременное воспитание физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого. В школьные годы имеются возможности для развития всех физических качеств, если обеспечено эффективное педагогическое воздействие, которое, однако, не должно принципиально изменять закономерности возрастного развития тех или иных сторон двигательной функции человека.

Преимущественная направленность тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки определяется с учетом этих сенситивных периодов развития физических качеств. Вместе с тем целесообразно уделять внимание воспитанию тех физических качеств, которые в данном возрасте активно не развиваются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и скоростных способностей, в развитии общей выносливости и силы, т.е. тех качеств, в основе которых заложены разные физиологические механизмы.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что основная подготовительно-тренировочная деятельность спортсмена осуществляется в условиях спортивной тренировки. Она является основной формой подготовки спортсмена, которая представляет собой специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений и направленный на управление спортивным совершенствованием спортсмена, обусловливающий его готовность к достижение высших результатов.

Какими теоретическими знаниями и методиками спортсмен вместе с тренером будет пользоваться, будет зависеть только от них. Ведь моя работа показала, что в настоящее время существует большой выбор методов спортивной тренировки.

Специфическим для спорта является то, что конечной его целью является физическое совершенствование человека, реализуемое в соревновательной деятельности, без которой он существовать не может. Соревновательная деятельность осуществляется в условиях официальных соревнований с установкой на достижение высокого спортивного результата.

Достижение высоких спортивных результатов невозможно без достаточно хорошо отлаженной системы подготовки спортсмена. Она представляет собой совокупность методических основ, организационных форм и условий тренировочно - соревновательного процесса, оптимально взаимодействующих между собой на основе определенных принципов и обеспечивающих наилучшую степень готовности к высоким спортивным достижениям.

Спорт как многогранное общественное явление является сферой подготовки человека к трудовой и другим видам деятельности, удовлетворение духовных запросов общества, упрочения и расширение интернациональных связей, а также одним из важных средств этического и эстетического воспитания.

 

Использованная литература:

1. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2006. – 528 с.

2. Барчуков И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник под общ. ред. Г. В. Барчуковой. — М., 2011. Бишаева А. А.

3. Виноградов М.И. 1965. Сб. «Достижения собр.физиол.нервной и мышечной системы». - М., стр.129.

4. Евсеев Ю. И. Физическое воспитание. — Ростов н/Д, 2010.

5. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента: учеб. пособие. — М., 2013.

6. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического твоспитания и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2004. – 480 с.

7. Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е. Акмеология физической культуры и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – Академия, 2007. – 208 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: