Как уже сообщалось в предыдущей главе, мини-заводов в республике Башкортостан по производству бетона достаточно большое количество. Для анализа рынка мы выбрали следующие предприятия:
ООО «УРАЛБЕТОН»
Контактная информация
Контактное лицо: Эльбрус Макаев
Общая информация
Тип компании: производитель
Предоставляемые товары и услуги: Бетон, Раствор
Потребляемые товары и услуги: ПГС, Песок, цемент,
Адрес: ул. Бакалинская 1, Уфа, Республика Башкортостан, Россия
Телефон: 89273289102, 89191564102 Факс: (347) 282-05-45
Организационно-правовая форма и капитал
Организационно-правовая форма: общество с ограниченной ответственностью
ООО «БашинвестдомПром»
Контактная информация
Контактное лицо: Игорь Ситников
Общая информация
Тип компании: производитель
Предоставляемые товары и услуги: Бетон, Раствор
Потребляемые товары и услуги: ПГС, Песок, цемент
Адрес: ул. Рабкоров 2, Уфа, Республика Башкортостан, Россия, 450106
Телефон: 8 (347) 255-11-26, 8 917-04-700-92 Факс: 8 (347) 255-11-26
Организационно-правовая форма и капитал
Организационно-правовая форма: общество с ограниченной ответственностью
ООО «УфаБетонСервис»
Контактная информация
Контактное лицо: Римма Ильясова
Общая информация
Тип компании: производитель
Предоставляемые товары и услуги: бетон, раствор
Потребляемые товары и услуги: ПГС, Песок, цемент
Адрес: ул. Гурьевская, 41А, Уфа, Республика Башкортостан, Россия, 450001
Телефон: 256-83-63, 8-927-951-63-08 Факс: 256-83-63
Организационно-правовая форма и капитал
Организационно-правовая форма: общество с ограниченной ответственностью
Фирмы-конкуренты проводят рекламную кампанию, размещая объявления в строительных газетах и журналах, Интернете - на различных рекламных сайтах.
В таблице 4.1 производится оценка факторов конкурентоспособности нашего предприятия и конкурентов. Оценка осуществляется по пятибалльной шкале.
Таблица 4.1
Оценка факторов конкурентоспособности
| Факторы конкурентоспособности | «БетонРБ» | «УРАЛБЕТОН» | «БашинвестдомПром» | «УфаБетонСервис» |
| 1. Товар | ||||
| Качество | ||||
| Технико-экономические показатели | ||||
| Престиж торговой марки | ||||
| Надежность | ||||
| 2. Цена | ||||
| Продажная цена | ||||
| % скидки с цены | ||||
| Сроки платежа | ||||
| 3. Каналы сбыта | ||||
| 1) Формы сбыта | ||||
| Прямая доставка | ||||
| 2) степень охвата рынка | ||||
| 4) система транспортировки | ||||
| 4. Продвижение товаров на рынках | ||||
| 1) Реклама | ||||
| Для потребителей | ||||
| 2) Индивидуальные продажи | ||||
| Стимулирование потребителей | ||||
| Подготовка персонала сбытовых служб | ||||
| 5) продажа товара через СМИ | ||||
| 6) продвижение товара через Интернет | ||||
| Общее количество баллов |
По данным предоставленной таблицы можно сделать вывод, что наше предприятие, среди рассматриваемых конкурентов, можно считать новичком. По общим количествам баллов ближайший конкурент ООО «БашинвестдомПром».
Но по технико-экономическим показателям и по нескольким разделам продвижения товаров на рынках, ООО «БетонРБ» опережает конкурента. По многим другим факторам уровни конкурентоспособности одинаковые.
Из таблицы следует, что расхождение по баллам не составляет 40%, следовательно, конкуренты выбраны правильно. Лидирующую позицию занимает предприятие ООО «УфаБетонСервис», в основном компания выделилась продвижения товара через Интернет.
Также можно сделать вывод о том, что сильными сторонами наших конкурентов являются престиж торговой марки и система охвата рынка, это можно объяснить сроком работы на рынке на протяжении нескольких лет, система транспортировки, также обучение персонала сбыту.
Для оценки слабых и сильных сторон нашего предприятия по отношению к конкурентам проведем анализ и продемонстрируем в таблице 4.2, в которой:
позиция 1 - лучше, чем любая фирма на рынке, явный лидер в отрасли;
позиция 2 - выше среднего уровня;
позиция 3 - средний уровень, достаточно устойчивые позиции на рынке;
позиция 4 - фирме следует позаботиться об улучшении своих позиций на рынке;
позиция 5 - кризисная ситуация - необходимо скорейшим улучшение позиции на рынке.
Таблица 4.2
Оценка сильных и слабых сторон ООО «БетонРБ»
| Группа показателей | Оценка позиций | ||||
| I. Финансы | |||||
| 1) Структура активов | х | ||||
| 2) Потребительский кредит | х | ||||
| 3) Инвестиционные ресурсы | х | ||||
| 4) Движение денежной массы | х | ||||
| 5) Положение по безубыточному ведению дел | х | ||||
| 6) Отношение объема продаж и стоимости активов | х | ||||
| 7) Отношение основного и оборотного капитала | х | ||||
| 8) Эффективное выполнение бюджета предприятия | х | ||||
| 9) Новые инвестиции | х | ||||
| II. Производство | |||||
| 1) Использование производственных мощностей | х | ||||
| 2) Гибкость перехода на продажу новых товаров | х | ||||
| 3) Количество рабочей силы | х | ||||
| 4) Производительность труда | х | ||||
| 5) Запасы сырья | х | ||||
| 6) Объем продаж на одного работника | х | ||||
| 7) Объем продаж на единицу капиталовложений | х | ||||
| 8) Возраст технологического оборудования | х | ||||
| 9) Контроль качества | х | ||||
| 10) Своевременность поставок готовой продукции | х | ||||
| 11) Оптимальность размещения оборудования | х | ||||
| III. Организация и управление | |||||
| 1) Отношение численности административно-управленческого персонала к численности работающих | х | ||||
| 2) Система коммуникаций | х | ||||
| 3) Четкость разделения полномочий в аппарате управления | х | ||||
| 4) Текучесть управленческих кадров | х | ||||
| 5) Скорость реагирования управления на происходящие изменения | х | ||||
| 6) Число уровней управления | х | ||||
| IV. Маркетинг | |||||
| 1) Доля рынка, контролируемая фирмой | х | ||||
| 2) Репутация товаров на рынке | х | ||||
| 3) Престиж торговой марки | х | ||||
| 4) Расходы по сбыту | х | ||||
| 5) Уровень обслуживания потребителей | х | ||||
| 6) Организационные и технические средства для сбыта продукции | х | ||||
| 7) Торговый аппарат фирмы | х | ||||
| 8) Цены на товары и услуги | х | ||||
| 9) Качество поступающей информации о рынке | х | ||||
| V. Рабочая сила | |||||
| 1) Общее количество работников фирмы | х | ||||
| 2) Производственный персонал | х | ||||
| 3) Торговый и сбытовой персонал | х | ||||
| 4) Менеджеры высшего уровня | х | ||||
| 5) Менеджеры среднего уровня | х | ||||
| 6) Расходы по обучению и подготовке кадров | х | ||||
| 7) Текучесть кадров | х | ||||
| VI. Технологии | |||||
| 1) Технология изготовления продукции | х | ||||
| 2) Внедрение новых технологий | х |
По данным предоставленной таблицы можно охарактеризовать положение нашего предприятия по отношению к конкурентам как стабильное.
Показателей лучше, чем любая фирма на рынке, к сожалению нет, но есть ряд показателей выше среднего уровня, такие как: инвестиционные ресурсы, гибкость перехода на продажу новых товаров, контроль качества, своевременность поставок готовой продукции и другие.
Также следует заметить, что кризисная ситуация тоже не наблюдается, но есть ряд показателей над которыми нужно позаботиться, для улучшения своей позиции на рынке, это следующие показатели: эффективное выполнение бюджета предприятия, использование производственных мощностей, объем продаж на одного работника, объем продаж на единицу капиталовложений, число уровней управления, доля рынка, контролируемая фирмой.
Анализ производственного и хозяйственного профиля основных конкурентов и их рыночной стратегии приведен в таблице 4.3.
Таблица 4.3
Анализ хозяйственного профиля конкурентов
| Группа показателей | «УРАЛБЕТОН» | «БашинвестдомПром» | «УфаБетонСервис» |
| I Рынок | |||
| 1) Размеры рынка | 3% | 2,2% | 2,5% |
| 2) Особенности внедрения на рынок | Реклама и качество | Низкие цены и качество | Реклама и качество |
| 3) Рыночный спрос | Приспосабливаются к различным ситуациям на рынке | ||
| 4) Рыночная диверсификация | Производство и доставка | Производство и доставка | Производство и доставка |
| II Продукция или услуги | |||
| 1) Освоение производства изделий | Основное производство | Основное производство | Основное производство |
| 2) Жизненный цикл продукции | Не ограничен | Не ограничен | Не ограничен |
| 3) Ассортимент | Все виды бетона и раствор (кроме М-450) | Все виды бетона и раствор (кроме М-450) | Все виды бетона и раствор (кроме М-450) |
| 4) Пересмотр ассортимента | По желанию потребителя | ||
| III Цены | |||
| 1) Выпускающаяся продукция | средние | низкие | средние |
| IV Продвижение | |||
| 1) Реклама | высокая | низкая | средняя |
| 2) Расширение каналов сбыта | Увеличение объемов производства | Увеличение рекламы и тесная связь со строительными организациями | Тесная связь со строительными организациями |
| V Организация сбыта на рынке | |||
| 1) Размеры каналов сбыта | средние | средние | средние |
| 2) Контроль за каналами сбыта | Осуществляется руководством предприятия |
На основе данной таблицы можно сделать вывод, что слабой стороной конкурентов является, слабые каналы сбыта и недостаточность рекламы. Следовательно, ООО «БетонРБ» следует обратить внимание на данные показатели, а именно качественная и активная реклама, и организации сбыта на рынке.
На основе проведенных анализов и составленных таблиц, можно сделать общий вывод, что наша организация достаточно конкурентоспособна и может добиться своих целей для завоевания места на рынке строительства.
Сильными сторонами являются: невысокие цены, качество производства и обслуживания, также стимулирование потребителей. Но следует заметить, что следует уделить внимание рекламе и продвижение предприятия на рынке.
План маркетинга
Основная стратегия маркетинга нашего предприятия - это увеличение объемов поставок товарного бетона на строительный рынок г. Уфы и республики Башкортостан. Для достижения данных целей, необходима активная реклама компании, также постепенное увеличение объемов производства.
В настоящий момент на рынке товарного бетона республики Башкортостан наблюдается некоторый разброс цен на данную продукцию.
В таблице 5.1 представлена информация о ценах на товарный бетон на рынке республики.
Таблица 5.1
Уровень цен на товарный бетон на рынке республики Башкортостан
| Марка бетона | Минимальная цена, руб. | Средняя цена, руб. | Максимальная цена, руб. |
| М 100 | |||
| М 150 | |||
| М 200 | |||
| М 250 | |||
| М 300 | |||
| М 400 |
Как мы уже говорили в одной из предыдущих глав, основное влияние на формирование цены бетона оказывают стоимость сырья - цемента, щебня, песка - и отчасти расходы, связанные с их доставкой на заводы.
При выходе на рынок товарного бетона, планируется установить минимальный уровень рыночных цен на выпускаемую продукцию, что с учетом хорошего качества даст хорошее конкурентное преимущество. Низкие цены на бетон и хорошее качество всегда притягивают покупателей, так мы постепенно займем нужную долю на рынке.
После проникновения на рынок, цены постепенно будут увеличиваться. В случае если конкуренты понизят цены, то наше предприятие также понизит цены на товарный бетон, возможно, не всех марок.
Также не будем забывать, что увеличение цен на бетон, в первую очередь зависит от увеличения цен на сырье. Мы надеемся, что наши покупатели к увеличению цен отнесутся с пониманием.
Учитывая специфичность товарного бетона как продукции, единственно возможной схемой поступления товара на рынок является прямая продажа.
Живучесть бетона - ориентировочно 45 минут. Для того чтобы увеличить это время, используют спецтранспорт - автобетоносмесители, в народе более известны как: миксеры-бетоновозы. Данный вид транспорта является основным при транспортировке товарного бетона и позволяет увеличить показатель его живучести до 120 минут. Однако, некоторые строители, доставляющие бетон посредством самовывоза, используют самосвалы - в этом случае географическая близость поставщика к объекту строительства играет важную роль.
Изначально, наше предприятие будет осуществлять доставку, используя миксеры-бетоновозы, арендуемые у специализированных фирм, которые занимаются предоставлением строительной техники в аренду. Арендовать автобетоносмесители планируется у компании ООО «Энергия». Данная фирма уже долгие годы сотрудничает со многими предприятиями республики Башкортостан. Также, что для нас очень важно, цены на аренду транспорта гораздо меньше, чем у других фирм.
Таблица 5.2
Организация каналов сбыта
| Каналы сбыта | Как реализуется на фирме | Преимущества и недостатки |
| 1. Продажа организациям и предприятиям | Любая строительная организации, либо частное лицо, обращается к нам одним из следующих способов: по телефону, по Интернету, также напрямую через завод. | Надежность, сотрудничество, оперативность выполнения сделки. |
| 2. Заказы по телефону | Очень удобная и простая форма заказа нашего товара, заказчик звонит и узнает нужную ему информацию, заказывает бетона, после оплачивается полная стоимость и ждет доставки. | Удобность, простота, оперативность выполнения сделки. |
| 3. Реализация через Интернет |