Периоды детского возраста




Введение

Педиатрия (от греческого paidos – дитя и iatrea –врачевание) – самостоятельная область медицинской науки, которая изучает закономерности развития ребенка, этиологию, патогенез, клинические проявления, лечение и профилактику заболеваний детского возраста.

В настоящее время хорошо известно, что ребенок не есть миниатюра взрослого, его организм обладает своеобразными анатомо-физиологическими особенностями и самая главная из них – незрелость органов и систем в анатомическом и физиологическом значении.

От здоровья детей зависит будущее страны. Только здоровое поколение с гармоничным развитием физических и духовных сил способно решать вопросы дальнейшего развития и укрепления общества, обеспечить его процветание.

Следовательно, основной задачей педиатрии является сохранение или возвращение (при болезни) состояния здоровья ребенку, позволяющее ему максимально полно реализовать свой врожденный жизненный потенциал.

Периоды детского возраста

В процессе роста и развития каждый ребенок проходит через определенные, общие для всех периоды. Для каждого возрастного периода характерны конкретные анатомо-физиологические особенности органов и тканей организма, свои морфологические и функциональные нормы, знание которых исключительно важно для решения вопросов организации питания, ухода, воспитания.

Характерными особенностями детского организма являются интенсивный рост и непрерывное развитие. В зависимости от изменений, происходящих в организме ребенка, различают следующие этапы его развития:

I – Антенатальный (внутриутробный) – длится от зачатия до появления родовых схваток и составляет 38-40 недель (280 дней).

II – Интранатальный – от начала появления родовых схваток до момента пережатия пуповины и рождения плода.

III – Постнатальный (внеутробный) этап включает:

1. Период новорожденности – от рождения ребенка до 28 дней.

· ранний неонатальный – первые 7 дней жизни ребенка;

· поздний неонатальный – с 8 -го по 28 -й день.

2. Период грудного возраста – с 29 -го дня до 12 -ти месяцев.

3. Период раннего детского возраста (преддошкольный период) – от 1 года до 3 лет.

4. Первый период детства (дошкольный период) – от 3 до 7 лет.

5. Второй период детства (младший школьный возраст, препубертатный) – девочки - 711 лет, мальчики - 712 лет.

6. Старший школьный возраст (пубертатный) – девочки - с 12 лет, мальчи­ки с 13 до 18 лет.

 

В соответствии с Международной конвенцией защиты прав ребенка к детям относят человеческие индивидуумы в возрас­те от рождения до 18 лет. Это положение в настоящее время принято ив Республике Беларусь. Возраст от 10 до 20 лет, со­гласно решению Комитета экспертов ВОЗ (1977), называется подростковым периодом, он подразделяется на два подпериода - собственно пубертатный (10-15 лет) и социального созре­вания (16—20 лет).

Антенатальный (внутриутробный) этап. За это время происходит формирование нового организма, характеризующееся исключительно быстрым его ростом. В течение первых 11-12 недель беременности происходит формирование органов и тканей плода. К концу 8 недели эмбрион приобретает человекоподобный вид. При этом четко различаются голова, туловище, конечности; на голове выявляются нос, рот, уши, глаза; на руках и ногах заметны пальцы. После 4 недель начинается сокращение сердца.

В этот период особенно опасно действие различных вредностей:

· физических факторов (механических, термических, ионизирующей радиации),

· химических (недостаток витаминов, микроэлементов, гипоксия, яды),

· биологических (вирусы, бактерии, простейшие).

Воздействие любого из этих факторов через организм матери на формирующийся плод может привести к развитию тяжелых пороков. Для нормального физиологического развития плода первостепенное значение имеют состояние здоровья матери и условия ее проживания.

Ранний неонатальный период наступает с момента перевязки пуповины и продолжается до 7-го дня жизни ребенка. В это время происходит адаптация ребенка к существованию вне организма матери. После рождения у ребенка начинают функционировать система внешнего дыхания, желудочно-кишечный тракт, меняется характер кровообращения. В этот период выявляются многие слабые стороны новорожденного. Он может быть недоношенным, незрелым, у него могут обнаруживаться пороки развития, дефекты, несовместимые с жизнью в новых условиях, требующие неотложных вмешательств. Со стороны ЦНС у новорожденного резко преобладают процессы торможения, и он спит почти непрерывно. В этот пе­риод проявляются ряд пограничных (физиологических) с патологией состояний: физиологическая желтуха, физиологическая убыль массы тела, транзиторная гипертермия, физиологическая эритема и т.д. В это же время проявляется несовместимость матери и плода по резус-фактору или антигенам системы АВО, проявления родовой травмы, некоторые наследственные заболевания, в частности анемии.

Поздний неонатальный период продолжается с 8-го по 28-й день жизни ребенка. В этот период идет дальнейший процесс адаптации к окружающей среде и интенсивное развитие анализаторов. При нормальной лактации у матери ребенок быстро прибавляет в массе тела. В первые недели новорожденный почти непрерывно спит. Однако в период бодрствования у него начинают вырабатываться условные рефлексы: вначале на вестибулярный анализатор, затем – зрительный, слуховой, тактильный. На 3-4 неделе многие дети начинают отвечать на обращение улыбкой.

Для всех основных систем новорожденного характерно состояние неустойчивого равновесия, поэтому даже небольшие изменения окружающих ребенка условий могут повести к серьезным нарушениям в состоянии здоровья. Новорожденные высоко чувствительны к гноеродной стафилококковой и стрептококковой инфекции, к условно-патогенным штаммам кишечной палочки, сальмонеллам, нередко вызывающим у них септические и токсико-септические заболевания. В то же время к иммунологическим особенностям новорожденных относится то, что они почти невосприимчивы ко многим острым детским инфекциям: кори, скарлатине, краснухе и другим.

Период грудного возраста. Наиболее характерная особенность ребенка в это время – значительное усиление обменных процессов при выраженной функциональной незрелости различных органов и систем, и прежде всего органов пищеварения, аппарата дыхания и нервной системы. В этот период наблюдаются более высокие, чем в последующие годы темпы физического и психического развития. Органы пищеварения и дыхания у грудного ребенка имеют очень ограниченные функциональные возможности. Наиболее подходящей пищей в таких условиях является грудное молоко. Отклонения в питании ребенка легко ведут к развитию острых расстройств пищеварения, хронических расстройств питания (дистрофий), рахита, спазмофилии, алиментарной анемии, диатезов. В связи со значительной незрелостью органов дыхания при отсутствии планомерного закаливания ребенка и нарушении режима легко возникают острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей. На первом году жизни идет быстрое созревание центральной и периферической нервной системы, приобретение и накопление условно-рефлекторных связей. К концу года на фоне замедления физического развития ускоряется психомоторное развитие.

В первой половине первого года жизни ребенок относительно редко заболевает острыми детскими инфекциями, что объясняется сохранением пассивного иммунитета. Относительной редкости этих заболеваний способствует и то, что грудной ребенок большей частью находится в относительной изоляции от более старших детей и взрослых. Кроме того, для защиты ребенка от инфекций в этот период особенно важны грудное вскармливание, хороший гигиенический уход, а также своевременное проведении вакцинации.

Период раннего детского возраста (преддошкольный период). Энергия роста в этот период хотя и ослабевает, но остается еще значительной. Быстро идет созревание ЦНС и совершенствование двигательных навыков. В этот период у ребенка значительно улучшает­ся координация движений, быстро развиваются речь и психи­ческие функции, существенно повышается двигательная ак­тивность.

Дети в этом возрасте очень подвижны, проявляют большой интерес к более старшим по возрасту детям и взрослым. В процессе общения у них совершенствуется речь, вырабатываются психические реакции, адекватные обстановке.

В этот период важное значение имеет выработка гигиенических навыков. Стремительно расширяются контакты с другими детьми. На фоне собственного формирующегося и пока несовершенного иммунитета, увеличивается угроза развития заболевания детскими капельными инфекциями, ОРИ.

Первый период детства (дошкольный период)

Совершенствуются функции различных органов и систем, нарастает мышечная масса туловища и конечностей, продолжает развиваться скелет, начинается смена молочных зубов на постоянные. У них значительно увеличивается подвижность, они много бегают. Продолжается интенсивное развитие интеллекта, физической силы, ловкости, усложняется игровая деятельность, улучшается память, совершенствуется речь. Ребенок легко запоминает стихи, пересказывает рассказы, усваивает иностранный язык, у него развиваются тонкие двигательный навыки. Появляются половые различия в поведении и играх мальчиков и девочек. Возрастает потребность в общении с другими детьми, подражание как хорошему, так и плохому.

Подражая взрослым, стремятся осваивать многие рабочие навыки. Отсутствие должной осторожности при этом нередко приводит к травмам. Дети дошкольного возраста часто болеют респираторными заболеваниями и детскими инфекциями. Нарастающая сенсибилизация к экзогенным и эндогенным аллергенам может быть причиной аллергических и иммунокомплексных заболеваний.

Второй период детства (младший школьный возраст, препубертатный). К этому возрасту завершается основная структурная дифференцировка тканей. Это период относительно стабильного роста, заканчивающийся пубертатным ускорением. Заметно возрастает мышечная масса, развиваются такие двигательные навыки, как быстрота, сила, выносливость, заканчивается развитие скелета, молочные зубы заменяются постоянными.Для функции высшей нервной деятельности характерны дальнейшее развитие и стабилизация тех навыков, которые были в дошкольном возрасте. Этому способствует школьные занятия и ритм жизни, который тренируют усидчивость, систематичность в работе. Нередко возникают хронические заболевания. Систематические занятия в школе и дома при несоблюдении гигиенических правил приводят к нарушению осанки и развитию близорукости. Им характерен травматизм, в том числе спортивный, полученный на занятиях физкультурой в школе.

Старший школьный возраст (пубертатный). Ведущим в физиологии ребенка этого возраста является процесс полового созревания. Сроки полового созревания в отдельных группах и у индивидуумов значительно колеблются. У девочек оно происходит в возрасте 12-16 лет, у мальчиков – 13-18 лет. Завершается физическое и психическое развитие, перестраивается работа эндокринной системы, усиливается деятельность половых желез. В этот период происходит формирование характера и личности подростка. Психические реакции часто бывают связаны с впервые появившимся чувством полового влечения. Из патологических проявлений характерны функциональные расстройства нервной и сердечно-сосудистой систем. С началом полового созревания выявляются дефекты развития полового аппарата, признаками которых могут быть дисменорея, аменорея и др. В связи с гормональной перестройкой возможны дисфункции эндокринных желез и отклонения в обмене веществ (зоб, гипертиреоз, ожирение и др.). Повышенная продукция андрогенов ведет к усилению функции сальных желез и образованию угрей на лице и туловище. Большая напряженность нервной, эндокринной систем и обмена веществ создает условия для обострения хронических заболеваний, развития туберкулеза. Увеличивается распространение токсоманий, наркоманий, заболеваний, передающихся половым путем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: