Лексикография как прикладная лингвистическая дисциплина




ЛЕКЦИЯ 1.

Вступительное слово.

Существует такой вид справочной литературы, который человек, независимо от специальности, использует всегда. Это – словари. Их роль чрезвычайно велика, например, в развитии и совершенствовании знания языка, культуры речи и т.п.

В наш век быстрого накопления информации резко увеличивается поток публикаций по всем отраслям знания. Все это неизмеримо повышает значение различного вида справочной литературы, предназначенной для скорого и удобного получения нужных сведений научного, прикладного или познавательного характера. Без словарей, без справочников в настоящее время обойтись невозможно, т.к. в них спрессованы огромные человеческие знания. Именно словари призваны отражать успехи развития нации в области материальной и духовной культуры. Недаром французский лексикограф Алан Рей метко заметил, что «современная цивилизация – это цивилизация словарей». Этим он хотел подчеркнуть ту важную, пронизывающую все аспекты нашей жизни роль, которую играют в современном мире словари.

Известный французский писатель Анатоль Франс писал: «Словари – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из нее».

Вместе с развитием языка совершенствуются его нормы. Нельзя раз и навсегда обучиться нормам литературного языка, необходимо постоянно совершенствовать свою речевую культуру. В таких случаях и обращаются за справками к различным словарям. Для филолога словарь – это еще и орудие, инструмент повседневной работы. Поэтому он должен уметь пользоваться словарем как специалист, а это требует профессиональных знаний о словарях. Филолог должен четко осознавать, когда и к какому справочнику необходимо обратиться, должен знать структуру каждого типа словаря, его достоинства и недостатки, чтобы выбрать не только нужный справочник, но и наилучший для данного случая.

Словари являются наиболее действенным орудием повышения речевой культуры, одним из основных средств проведения целенаправленной и научно обоснованной языковой политики. Так, словарь литературного языка не только отражает языковую деятельность определенного человеческого коллектива в определенный период, но и служит самым авторитетным законодателем норм современного словоупотребления. Но словари национального языка – не только могучее орудие культуры речи, но и вместе с тем продукт этой культуры. Поэтому работа по составлению словарей родного языка – важное национальное дело. Академик И.И. Срезневский в свое время писал: «Там литература как искусство стоит выше, где знание отечественного языка считается более необходимым, где, следовательно, лучше составлены словари его, где писатели часто к ним обращаются».

Большие толковые словари национальных языков строятся в основном на широкой базе литературно-художественных источников. Таким образом, словари – это и источники информации по национальной литературе и культуре.

Каждый словарь – это не только справочное пособие, но и теоретическое сочинение по тому или иному разделу языка, имеющее тот же научный статус, что и теоретическая лингвистика. Вот почему словарь является важнейшим орудием обучения. Словарь не только дает огромную экономию времени и сил, открывая путь к знаниям, накопленным предшествующими поколениями, но и делает это в соответствии с важнейшим требованием дидактики – учить тому, в чем ощущается в данный момент потребность, и прививать навыки, которые могут пригодиться в жизни. Следовательно, всякий словарь – прежде всего произведение, предназначенное для обучения. Наиболее ярко эта черта проявляется в специальных учебных словарях.

Являясь своего рода энциклопедией языка, словарь дает богатейший материал и в области теоретических исследований в области языкознания. Именно в словаре многие теоретические проблемы впервые получают свое решение. В словарях реализуются и проверяются результаты лингвистической теории, и нередко словари опережают науку практическими решениями еще не изученных проблем. Лексикографические описания сами по себе содержат результаты лингвистического анализа и тем самым имеют большое научное значение. Тем самым лексикография перестает быть «искусством составления словарей», как называл ее испанский лексикограф Хуан Кассарес, а все более начинает осознавать себя особой научной дисциплиной, со своим кругом задач, своим объектом изучения и своим назначением.

Лексикография тесно связана с другими лингвистическими дисциплинами и, конечно, зависит от них, но и другие дисциплины зависят от лексикографии, которая во многих случаях самостоятельно решает те или иные проблемы. Но в первую очередь лексикография тесно связана с лексикологией и как учебная дисциплина даже рассматривается как часть ее.

Словарь, таким образом, самостоятельное научное исследование, представляющее интерес и для теории языка. Определяя место словаря в развитии науки о языке, видный польский ученый В. Дорошевский писал: «Если мы ограничимся определениями, согласно которым лексикография — это составление словарей, наука о методах разработки словарей, а лексикология — это раздел языкознания, исследующий слова с точки зрения их значения и употребления, наука о словарном составе, теоретическая научная основа лексикографии, то мы можем сделать два вывода: во-первых, обе названные дисциплины тесно связаны с языкознанием, более того, развитие языкознания может зависеть непосредственно от лексикологических и лексикографических работ; во-вторых, т.к. существование фундамента определяется тем, что на нем будет построено, лексикографию можно понимать как дисциплину, в некотором смысле как вышестоящую по отношению к лексикологии, ибо результаты важнее замысла и по практическим результатам можно оценивать теоретические основы». (Из кн.: «Элементы лексикологии и семиотики». М.,1973, с.36).

 

Мы будем заниматься лексикографией как наукой, при этом рассмотрим некоторые проблемы лексикографии, такие как история лексикографии, общие принципы лексикографирования, принципы системного лексикографирования по Апресяну, лексикографические параметры, типологии словарей, макро- и микроструктура словаря, связанные с этим неразрешенные проблемы, двуязычная лексикография, учебная лексикография, компьютерные словари и др. вопросы. Это теоретические вопросы, но будет и практикум: сначала на уровне "расшифровать пометы, определить способ толкования слова, определить тип словаря по словарной статье, составить макет статьи определенного словаря", и пр., затем посложнее – по проблематике лексикографии.

 

В конце курса сдаете зачет.

В течение курса – тетрадь для занятий, распечатки-конспекты, все время работа со словарями в библиотеке.

 

Лексикография как прикладная лингвистическая дисциплина

Лексикографию можно считать одним из древнейших видов прикладной лингвистической деятельности. Результатами этой деятельности пользуется практически каждый грамотный человек. Существующее сегодня разнообразие словарей может натолкнуть пользователя на мысль, что составление словарей – это достаточно простое дело. На самом деле в процессе подготовки словарей лексикографам приходится решать достаточно большое количество проблем, связанных с тем, что лексика любого языка – это сложный объект.

Лексикография – это и наука, и искусство. Составитель словаря является не только профессиональным лингвистом, который старается аккуратно перечислить и объяснить слова, основываясь на своих знаниях о языковой системе, но и художником, поскольку для того, чтобы дать толкование слова, необходимо владеть стилем, языковой интуицией. При этом лексикограф-практик должен овладеть целым рядом специальных знаний, усвоить ряд приемов, с помощью которых лексику языка можно описать наиболее полным и в то же время экономным способом

Лексикографию принято определять как теорию и практику составления словарей. Этот раздел лингвистики характеризуется наиболее отчетливой направленностью на потребности рядового пользователя.

Каждый из нас хорошо знает, для чего нужны и как выглядят словари, однако дать лексикографически точное определение словаря большинство из нас с ходу не сможет. Поэтому введем еще одно определение: словарь – это определенным образом организованное собрание слов, обычно с приписанными им комментариями, в которых содержится информация об особенностях структуры и/или функционирования лексических единиц языка. Чаще всего комментируется семантическая структура слов, т.е. словам в словаре сопоставляются толкования их значений и контексты употребления, но возможны и другие типы комментариев. Помимо слов объектами словарного описания могут выступать более мелкие единицы языковой системы – это, как правило, морфемы. Также в словарях могут быть описаны и единицы более крупные, чем слово – это словосочетания различных типов. В этом случае мы имеем дело со словарями пословиц и поговорок, цитат, крылатых выражений.

Существуют также словари, в которых специальные комментарии при каждой единице словарного описания отсутствуют (например, орфографические и орфоэпические словари).

В современной лексикографии принято выделять два направления деятельности: теоретическое и практическое. Такое разделение существует в силу того, что эти направления решают разные задачи: теоретическое направление занимается теорией и историей лексикографии, а практическая лексикография – эта непосредственная деятельность по созданию словарей. Практическая и теоретическая лексикография различаются также по функциям, которые они выполняют в обществе.

Практическая лексикография выполняет несколько общественно важных функций. Во-первых, словари, которые являются результатом практической лексикографической деятельности, облегчают обучение языку как родному. так и неродному.

Поэтому первая функция практической лексикографии – учебная. Во-вторых, словари различных типов описывают и нормализуют родной язык, поэтому мы можем сказать, что практическая лексикография призвана выполнять функцию нормализации языка. Названные функции выполняются в первую очередь толковыми словарями, а также специальными одноязычными словарями, например, орфографическими, устанавливающими нормы правописания, или орфоэпическими, определяющими произносительные нормы. В-третьих, словари обеспечивают межъязыковое общение. Для этого создаются двуязычные словари и разговорники. Следовательно, третью функцию практической лексикографии можно назвать коммуникативной. Кроме того, на основе словарей проводятся исследования в рамках теоретической лингвистики: с помощью словарей лингвисты осуществляют научное изучение лексики языка. Четвертая функция практической лексикографии – исследовательская. Данные для исследований ученые черпают из этимологических, частотных, обратных и других специальных филологических словарей.

Что касается теоретической лексикографии, то она охватывает следующий комплекс проблем:

1) разработка обшей типологии словарей и словарей новых типов,

2) разработка макроструктуры словаря (сюда входят отбор лексики, принцип расположения слов и словарных, статей, выделение омонимов, вопросы включения в словарь иллюстраций или грамматических статей),

3) разработка микроструктуры словаря, г.е. структуры отдельной словарной статьи. На этом уровне лексикографы принимают решение о включении в словарь фонетического и грамматического комментариев к слову; здесь же решается вопрос о выделении и классификации значений у многозначных слов. Лексикографы должны также договориться относительно система используемых в словаре помет и специальных знаков, которые необходимы для того, чтобы упорядочить информацию и облегчить ее поиск.

Словарь и общество. О важности лексикографической деятельности говорит следующий факт: одним из показателей, по которым можно сулить о культуре нации, считается наличие академического толкового словаря национального литературного языка, основы для последующих лексикографических разработок. Заметим, что становление европейских академий наук шло практически параллельно с созданием первых национальных словарей.

Словари играют особую роль в сфере образования. Словарь является посредником между обществом, своеобразным «коллективным носителем речи», и конкретным человеком – пользователем словаря. Словарь необходим для того, чтобы отстранить расхождения между индивидуальным знанием языка и знанием всего коллектива.

С точки зрения практической лексикографии всех пользователей можно условно разделить на три категории: носители языка (прежде всего учащиеся), те, кто изучает иностранный язык, а также лингвисты, которые пользуются словарями в исследовательских целях. Такое деление, конечно, условно, но оно отражает тот факт, что представители каждой из названных групп имеют разные информационные потребности, поэтому при обращении к словарю будут решать принципиально разные задачи. На этого следует, что представители каждой из названных групп будут предъявлять к словарю свои требования, которые лексикограф обязан учитывать. Чтобы удовлетворить информационные потребности разных групп пользователей, лексикографы создают словари различных типов.

Какие общие требования предъявляют пользователи к словарю? Во-первых, для пользователей важно, чтобы сведения, которые содержатся в словаре, были современными, поэтому новизна – одна из важнейших характеристик словаря. Обычно словарь создается с ориентацией на языковые изменения. Лексикографы стремятся учесть новшества, систематизировать их. В то же время современность словаря – показатель относительный. Как правило, лексикографическая фиксация языковых нововведений в традиционных бумажных словарях опаздывает за языковыми изменениями.

Помимо новизны словарь можно описывать с точки зрения его открытости – конечности. Рядовой пользователь обычно полагает, что в словаре собраны «все слова» данного языка. Но мы не можем говорить об абсолютной полноте словаря, так как лексический состав языка подвержен изменениям в наибольшей степени. Конечность каждого созданного словаря – это в то же время открытость следующего, планируемого издания бумажного словаря или следующей версии словаря электронного. С этой точки зрения процесс создания словарей становится бесконечным, поскольку каждый уже завершенный словарь подталкивает его создателей к усовершенствованию.

Опрос:

1. Что такое лексикография, почему это и наука, и искусство?

2. Какие функции выполняет практическая лексикография?

3. Какие задачи решает теоретическая лексикография"

4. Какие требования предъявляют к словарям различные группы пользователей?

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Доп. мат-л – раздать распечатки «Пометы словарные».

Дом. задание: найти в СО (СОШ), МАС-2 и БТС (Ушаков) одинаковые слова, у которых разнятся стил. пометы. Дать комментарий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: