Общие сведения об авторе музыки и текста




Муз. А. Арутюняна

Слова С. и А. Граши

Рус. текст А. Гаямова

Содержание

1. Историко-стилистический анализ…………………………………………..3

2. Музыкально-теоретический анализ…………………………………………7

3. Вокально- хоровой анализ…………………………………………………..10

4. Исполнительский анализ……………………………………………………13

Литература…………………………………………………………………...15

 

 

Общие сведения об авторе музыки и текста

 

Александр Григорьевич Арутюнян - (1920 — 2012) — армянский советский композитор, пианист, педагог. Народный артист СССР (1970). Лауреат Сталинской премии первой степени (1949).

Родился 23 сентября 1920 года в Эривани (ныне Ереван). В 1934—1941 годах обучался в Ереванской консерватории им. Комитаса по классам композиции у С. В. Бархударяна и В. Г. Тальяна, фортепиано — у О. А. Бабасян.

В 1942—1943 годах совершенствовался в классе фортепиано у К. Н. Игумнова, в 1944—1946 годах — в композиции и полифонии под руководством Х. С. Кушнарева в Ереванской консерватории им. Комитаса.

В 1946—1948 годах совершенствовался в студии при Доме культуры Армении в Москве по классу композиции и полифонии у Г. И. Литинского, классу инструментовки — у Н. И. Пейко, классу анализа — у В. А. Цуккермана, классу оркестровки — у Д. Р. Рогаль-Левицкого и А. М. Веприк, классу фортепиано - у Берлина Б.М. [3].

Выступал как пианист-солист, исполнитель собственных произведений.

С 1954 по 1990 год — бессменный руководитель Армянской филармонии.

С 1965 по 2008 год преподавал композицию в Ереванской консерватории, с 1977 — профессор.

Один из членов «Армянской могучей кучки».

Член Союза композиторов СССР с 1939 года, член правления Союза композиторов Армении, член Союза кинематографистов Армянской ССР с 1975 года.

А. Арутюнян — член жюри Международного конкурса исполнителей на духовых инструментах (Москва, 1957), член жюри конкурса композиторов на лучшее обязательное произведение к Международному конкурсу скрипачей им. Г. Венявского (Познань, Польша, 1967), председатель жюри Международного конкурса медных духовых квинтетов (Нарбонна, Франция, 1990), председатель жюри Международного конкурса трубачей (Москва, 1997).

Творческий стиль Арутюняна, развившийся в конце 1940-х годов, основан на богатом музыкальном наследии Армении и в то же время на принципах музыки классицизма и романтизма, что проявляется как в строгом соблюдении классической последовательности быстрых и медленных частей, так и в обращении к жанрам сюит и концертов. Важное значение в творчестве композитора имеют традиции народных армянских певцов — ашугов, музыка которых строится на разнообразных типах импровизационного развития. Сочинения Арутюняна наполнены экспрессией, чувственностью, ностальгией и иронией.

В творчестве композитора можно выделить несколько периодов: сочинения послевоенного периода и начала 1950-х годов характеризуются принципами тематического развития и сочетания масштабных структур, создающих большую эмоциональную интенсивность. Произведения этого периода — Праздничная увертюра, Симфония, Концертино для фортепиано с оркестром — приближаются по духу к работам А. И. Хачатуряна. В 1960-е — 1970-е годы композитор отказывается от драматических элементов в пользу большей ясности изложения и ориентации на классические формы. Крупнейшее достижение Арутюняна в этот период — опера «Саят-Нова» (либретто А. С. Ханджяна), а также многочисленные произведения в неоклассическом стиле, среди которых — Концерт для валторны с оркестром, Вариации для трубы с оркестром и др. Наконец, начиная с 1980-х годов в сочинениях Арутюняна наблюдается стремление к синтезу различных стилей, как, например, в концертах для тромбона и тубы с оркестром (первые концертные сочинения для этих инструментов в истории армянской музыки), а также скрипичный концерт «Армения-88», считающийся одним из лучших произведений композитора. Посвящённый памяти жертв Спитакского землетрясения, концерт сочетает в себе стиль музыки барокко, классическую форму и утончённый лиризм романтической палитры звучаний. Среди его исполнителей Сергей Хачатрян. Ряд произведений Арутюняна для духовых инструментов (в частности, концерт для трубы, посвящённый Тимофею Докшицеру) входят в репертуар ведущих мировых исполнителей. На многих сценах мира звучат ярко концертные пьесы для двух фортепиано «Армянская рапсодия» и «Праздничная» (с ударными), написанные в соавторстве с А. А. Бабаджаняном.

Анализируемое произведение «Заздравная» является первым номером кантаты о Родине А. Арутюняна, состоящей из 5 частей:

1. Заздравная

2. Красная площадь

3. Торжество труда

4. Колыбельная

5. Слава Родине

 

Кантата о Родине Александра Арутюняна - "…произведение, глубоко патриотичное по содержанию, стройное и цельное по форме, написанное выразительным и свежим музыкальным языком". Тихон Хренников

"В этой музыке есть свежесть, сердечность и, конечно, ярчайшая национальная суть. Это национальное - армянское, что уже означает сочетание красоты народного искусства и профессионального мастерства высшей пробы", - так сказала Александру Арутюняну Александра Пахмутова.

Кантата о Родине написана для меццо-сопрано, баритона, смешанного хора и симфонического оркестра.

Данное произведение воспевает любовь к своему Отечеству, родному краю, родной природе, это ода труду и человеку. Произведение раскрывает светлый, праздничный и яркий характер произведения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: