ВОЙНЫ С ГРЕКАМИ И РИМЛЯНАМИ




Б-II

Затем Радогощ, Крышень и Коляда,за ними - Удрзец, Сивый Яр и Дажьбог. А вот Белояр, Ладо, также Купала,и Синич, и Житнич, и Венич,и Зернич, Овсенич, и Просич,и Студич, и Ледич, и Лютич. /3/За ними вслед Птичич, Зверинич, и Милич,и Дождич, и Плодич, и Ягодинич,и Пчелич, Ирестич, и Кленич,Озернич, и Ветрич" Соломич,и Грибич, и Лович, Беседич,и Снежич, и Странич, и Свендич"и Радич, Свиетич, Корович,и Красич, и Травич, и Стеблич.За ними суть -Родич, Масленич, и Живич,и Ведич, и Листвич, и Цветич,И Водич, и Звездич, и Громич,и Семич, и Липич, и Рыбич,Березич, Зеленич, и Горич,и Страдич, и Спасич, Листвеврич,и Мыслич, и Гостич, и Ратич,и Стриничь, и Чурич - Родич,и тут Семаргл-Огнебог -он чистый и яростный, быстро рожденный.То суть - Триглавы всеобщие. Сюда ты придешь,и тут же служитель ворота откроет,и пустит сюда -в прекрасный сей Ирий.Течет Ра-река там,та, что разделяет небесную Сваргу и Явь.И Числобог наши дни здесь считает.Он говорит свои числа богам,быть дню Сварожьему, быть ли ночи.И дни отсекает,поскольку он - явский"он сам в божьем дне.В ночи ж никого нет,лишь бог Дид-Дуб-Сноп наш.Славься, Перун - бог Огнекудрый!Он посылает стрелы в врагов,верных ведет по стезе.Он же воинам честь и суд,праведен Он - златорун, милосерд!

Е -II

Как умрешь,ко Сварожьим лугам отойдешь,и слово Перуницы там обретешь:"То не кто иной - русский воин,вовсе он не варяг, не грек,он славянского славного рода,он пришел сюда, воспеваяМатерь вашу,Сва Матерь нашу, -на твои луга,о великий Сварог!"И Сварог небесный промолвит:"Ты ступай-ка, сын мой,до красы той вечной!Там увидишь ты деда и бабу.О, как будет им радостно, веселовдруг увидеть тебя!До сего дня лили слезы они,а теперь они могут возрадоватьсяо твоей вечной жизнидо конца веков!Той красе ты еще не внимал,ибо вои Ясуни не знали (?).Вы же все не такие, как греки,вы имели славу инуюи дошли до нашего Ирия,здесь цветы увидели чудные,и деревья, а также луга.Вы должны тут свивать снопы,на полях сих трудиться в жатву,и ячмень полоть,и пшено собиратьв закрома Сварога небесного.Ибо то богатство иное!На земле вы были во прахеи в болезнях все, и в страданиях,ныне ж будут мирные дни".Мы стояли на месте своеми с врагами бились сурово,и когда мы пали со славою,то пошли сюда, как и те.И вот Матерь Сва бьет крыламипо бокам своим с двух сторон,как в огне вся сияя светом,И все перья Ее - иные:красные, синие, рыже-бурые,желтые и серебряные,золотые и белые.И так же сияет, как Солнце-царь,и идет Она близ ясуни,и так же сияет седьмой красой,завещанной от богов.И Перун, увидев Ее, возгремитгромами в том небе ясном.И вот это - наше счастье,и мы должныприложить все силы,чтоб видеть,как отсекаютжизнь старую нашу от новой,так точно, как рассекаютдрова в домах огнищанских.И Матерь Славакрылами бьет.Идем мы под наши стяги,и это - стяги ясуни!

ИСХОД ИЗ СЕМИРЕЧЬЯ

III

Вот прилетела к нам птица, и села на дерево, и стала петь, ивсякое перо ее иное, и сияет цветами разными. И стало в ночи, какднем, и поет она песни о битвах и междоусобицах. Вспомним о том, как сражались с врагами отцы наши, которые нынес неба синего смотрят на нас и хорошо улыбаются нам. И так мы неодни, а с отцами нашими. И мыслили мы о помощи Перуновой, и виде-ли, как скачет по небу всадник на белом коне. И поднимает Он мечдо небес, и рассекает облака и гром гремит, и течет вода живая нанас. И мы пьем ее, ибо все то, что от Сварога, - то к нам жизньютечет. И это мы будем пить, ибо это - источник жизни божьей наземле. И тут корова Земун пошла в поля синие и начала есть траву ту идавать молоко. И потекло то молоко по хлябям небесным, и звездамизасветилось над нами в ночи. И мы видим, как-то молоко сияет нам,и это путь правый, и по иному мы идти не должны. И было так - потомок, чувствуя славу свою, держал в сердцесвоем Русь, которая есть и пребудет землей нашей. И ее мы оборо-няли от врагов, и умирали за нее, как день умирает без Солнца икак Солнце гаснет. И тогда становилось темно, и приходил вечер, ивечер умирал, и наступала ночь. А в ночи Велес шел в Сварге помолоку небесному, и шел в чертоги свои, и к заре приводил нас доврат (Ирия). И там мы ожидали, чтобы начинать петь песни и сла-вить Велеса от века до века, и храм Его, который блестит огнямимногими, и стояли мы (пред Богом), как агнцы чистые. Велес учил праотцов наших землю пахать, и злаки сеять, и жатьсолому на полях страдных, и ставить сноп в жилище, и чтить Егокак Отца божьего. Отцам нашим и матерям - слава! Так как они учили нас чтить бо-гов наших и водили за руку стезей правой. Так мы шли, и не былинахлебниками, а были русскими славянами, которые богам славу поюти потому - суть славяне.

А-I

В те времена был Богумир - муж Славы, и имел он троих дочерей идвух сыновей. Они привели скот в степи и там жили среди трав, каки во времена отцов. И были они послушны богам, и имели разум, всесхватывающий. И там мать их, которую звали Славуня, им приготавливала всенеобходимое. И сказала она Богумиру на седьмой день: "Мы должнывыдать своих дочерей замуж, чтобы увидеть внуков". Так сказала она, и запряг Богумир повозку и поехал, куда глазаглядят. И доехал до дуба, стоящего в поле, и остался ночевать укостра. И увидел он в вечерних сумерках, что к нему подъезжаюттри мужа на конях. И сказали они: - Здрав будь! Что ищешь ты? И поведал им Богумир о печалисвоей. А они ему ответили, что сами - в походе, дабы найти себежен. И вернулся Богумир в степи свои и привел трех мужей дочерям.Отсюда начало трем родам. И соединились они, и славны были. Отсю-да идут древляне, кривичи и поляне, ибо первая дочь Богумира име-ла имя - Древа, а другая - Скрева, а третья - Полева. Сыновья же Богумира имели имена - Сева, и младший - Рус. От нихидут северяне и русы. /4/ Три же мужа были, все три - Утренник,Полуденник и Вечерник. Создались роды те в Семиречье /5/, где мы обитали за морем вкрае зеленом, когда были скотоводами. И было это в древности доисхода нашего к Карпатской горе. И было это за тысячу триста летдо Германареха. И в те времена была борьба великая за берега моряГотского, и там праотцы наши возводили курганы из белых камней,под коими погребли мы бояр и вождей своих, павших в сече.

Б-I

Мы пришли из края зеленого к Готскому морю, и тут растопталиготов, которые были преткновением на нашем пути. И так мы билисьза эти земли и за жизнь нашу. А до этого были отцы наши на бере-гах моря у Ра-реки (Волги). И с великими трудностями для нас мыпереправили своих людей, и скот на сей берег, и пошли к Дону, итам готов увидели на юге и Готское море. И увидели мы против себявооруженных готов и так были принуждены биться за жизнь и прожи-вание свое, когда гунны шли по стопам отцов наших и, нападая наних, людей били и забирали скот. И так род славен ушел в земли, где солнце спит в ночи, и гдемного травы и тучных лугов, и где реки от рыб полны, и где никтоне умирает. Готы же были тогда в крае зеленом и немного опередили отцов на-ших, идущих от Ра-реки, Ра-река - великая, она отделяет нас отиных людей и течет в море Фасисте (Каспийское). Тут муж родаБелояру перешел на ту сторону Ра-реки и упредил там синьских куп-цов, идущих к фряженцам, поскольку гунны на острове своем поджи-дали гостей-купцов и обирали их. И было это за полстолетия до Алдореха. А еще раньше, в древнос-ти, род Белояров был сильным. И от гуннов торговцы прятались замужами Белояровыми и говорили, что дают серебро и два коня золо-та, чтобы пройти и избежать угрозы гуннской, и так пройти мимоготов, также суровых в битве, и дойти до Днепра. И кони у нихбесчисленны, и дважды берут они дань. Из-за того купцы, стекав-шиеся к нам, вернулись в Китай и не приходили уж никогда более.

А-I

Вот жертва наша - это мед Сурья о девяти силищ, людьми наСолнце-Сурье оставленный на три дня, затем сквозь шерсть проце-женный. И это - есть и будет нашей жертвой богам истинной, какуюсуть наши праотцы (давали). Ибо мы: происходим от Дажьбога, истали славны, славя богов наших, и никогда не просили и не молилиих о благе своем. И вот боги говорят нам: "Ходите по Руси и ни-когда к врагам!" Матерь Сва /6/ славу поет нам, чтобы мы воспевали походы наврагов, и мы верили ей, так как эта слава (исходит) от птицы выш-ней, по небу России летящей от нас. И вот князя нашего избрали,чтобы он заботился о нас. Так как перейдет враг на границу нашу,если он ее не будет оберегать, созывая рать. А какие мы сами - то Сноп знает, так как мы молили, славу воз-нося, но никогда не просили Его, и никогда не требовали с Негото, что необходимо нам для жизни. И вот смотрите на отца нашего Орея, по облакам ходящего, восхи-щающегося силою кованья Перунова. И видел там Орей, как Перун ко-вал мечи на врагов. И Он говорил ему во время кования: "Вот мы имеем стрелы и мечи на воинов тех. И не смейте ихбояться, так как повергнут они очи долу, и (число) воинов у нихбудет уменьшено до количества пальцев на руках, так как к землеони согнутся, и станут зверями, как поросята, измазанные грязью,и смрад свой понесут по следам своим. И будут говорить о них, чтоони - смрадные поросята и свиньи!" Так говоря, Перунько ковал мечи. И Орей об этом говорил, и тоОрей поведал отцам нашим. И такова была наша борьба за жизнь ибои витязей много веков назад. А ныне поверили, будто все было нетак. За-II Мы молили Велеса, Отца нашего, чтобы Он пустил в небо конейСурьи, чтобы Сурья взошла над нами вращать вечные золотые колеса.Ибо она и есть наше Солнце, освещающее дома наши, и пред ним бле-ден лик очагов в наших домах. И сему богу Огнику Семарглу говориммы: "Покажись и восстань на небесах и свети аж до мерцающегорассвета!" Мы называем его по имени Огнебоже и идем трудиться. Итак всякий день, сотворивши молитву и удовлетворивши тело едой,идем в поля наши трудиться, как боги велят всякому мужу, которомупредназначено работать ради хлеба своего. Дажьбоговы внуки - лю-бимцы божеские, и, божий плуг в деснице держа, воспеваем мы славуСурье, и думаем об этом до вечера. И пять раз в день прославляеммы богов, и выпиваем сурицу в знак благости и общности с богами,которые во Сварге также пьют за наше счастье. Как воспоем славу Сурье, так золотой конь Сурьи вскочит на не-беса. А когда мы приходим домой, потрудившись, там огонь зажигаеми идем ужинать. Говорим, что есть любовь божеская к нам, и затеммы отходим ко сну, ибо день прошел, и настала тьма. Так отдавалимы десятую часть отцам нашим и сотую - властям. И так мы пребы-ваем славными, ибо славим богов наших и молимся с телами, омытымичистой водой.

II

Богумиру же боги давали земные блага, и их мы не имели. И былоу нас по-иному. Старшего в роде мы избирали в князья, который встарое время становился нашим вождем, нанятым в тот раз всеми. Теже князья были долгое время, пока греки не пришли, и не насталэтому конец, и (ныне) мы должны обеспечивать из (княжьего) родапотомков, чтобы они правили нами. А после Богумира был Орей с сынами. А когда гунны затеяли вели-кую войну за образование своей великой земли, мы ушли вон оттудана Русь. Ныне пришли иные времена, и мы должны браться за гужи и тянутьвперед. И не будет о нас сказано, что мы оставили наши земли ивзяли иные, но скажут о нас, что мы сильно бились за себя. Борусичи не оставили грекам земли свои и бились за них. В тевремена Ра-река (Волга) была границей с иными землями, и тогдавозжаждали враги наши идти на нас, и должны мы были бороться завнучат наших, чтобы удержать степи наши и не отдать землю иным.Так же и мы должны были делать, чтобы не сжигать дубы и полясвои, а сеять на них и жать жниву в полях, ибо имели мы степитравные и должны были водить скот, оберегая его от врагов.

III

И был в те времена осевший огнищанин. И был он благ, и боги да-ли ему много овец и скота, пасущегося в степях. И было (в степях)много травы, и боги давали его скоту приплод и умножали его. И вот предстал пред его очами странник и сказал ему, чтобы егосыны пошли в землю иную в край чудесный - туда, где заходитСолнце, туда, где оно спит на золотом одре. И когда прискачет ту-да всадник, он скажет Солнцу: "Иди, Солнце, в свои синие луга. Ты должно подняться в колесни-цу свою и взойти с Зарей на Востоке И, так сказав, скачет он виные края. И вечер прискакивает вслед за ним. И этот всадник го-ворит: "Солнце зашло за горы свои и покинуло свою золотую колес-ницу. И ее ворожеи желают утаить". И тут приближается всадник,скачущий в иные края. И так Заря идет, и несет искры свои, иодежды Дажьбоговы трясет, и искры разлетаются до края небесного. Так он сказал. И тогда двое сыновей пошли туда, куда заходитсолнце, и видели они там много чудес и злачные травы. И возврати-лись к отцу и сказали ему, как прекрасен тот край. И многие племена, и роды изъявили желание следовать по тропетой, и пришли они все к тому осевшему (огнищанину). И тут приказал отец Орей сыновьям своим быть впереди всех ро-дов. И не захотели они делиться на этих и тех. И тогда князь еди-ный повел своих людей на полдень - отец Орей повел их в крайморской. И была там сушь великая и пустыня. И пошли они в горы, итам поселились на полвека, и собрали большую конницу, прежде чемидти в края чужие. И в тех краях воины встали на их тропе, и они принудил? их сра-жаться и были разбиты. И тогда они поили дальше, и увидели теплыеземли, и пренебрегли ими, так как многие чужие племена там сиде-ли. И шли они дальше. И так боги вели их как своих людей. И добрались они до горы ве-ликой. И, повоевав там с врагами, двинулись далее. И с тех пор мыдолжны были помнить об этом и тянулись за своими, и так же, какотцы наши, очищались мольбой, омываясь, и, умываясь, мольбы тво-рили о чистоте души своей и тела, поскольку это умывание устано-вил для нас Сварог, и Купалец указывал нам на это. И мы не смелиэтим пренебрегать, к мыли свои тела, и умывали дух свой в чистойводе живой. И шли мы трудиться, и всякий день мольбы творили, и сурью пили,которую прежде брали. И ее пили пять раз в день и хвалили боговнаших радостно, потому что сурья - молоко наше и пропитание наше,и корм, который идет от Коровы к нам, и тем мы живем, и травызлачные варим в молоке, и принимаем каждый свою часть. И тогда приходили мы к синей реке, стремительной, как время, авремя не вечно для нас, и там видели пращуров своих и матерей,которые пашут в Сварге, и там стада свои пасут, и снопы свивают,и жизнь имеют такую же, как наша, только нет там ни гуннов, ниэллинов, и княжит там Правь. И Правь эта истинная, так как Навьсовлечена ниже Яви. И это дано Свентовитом, и пребудет так во ве-ки веков. И это Заребог шел в этот край и говорил нашим пращурам, которыежили на этой земле и страдали повсюду, где приходилось быть и гдепережили много зла. И здесь они не имеют зла, они видят зеленыетравы. И внимают шелестам по воле божьей, и это счастье для техлюдей. И так мы должны будем увидеть степи райские в небе синем. И этасинь идет от бога Сварога. И Велес идет там править стадами, иступает по золоту и живой воде, и никому там не надо платитьдань, и нет там рабов, и жертву приносят, которую неверные незнают, - дают для моленья виноград, и мед, и зерно. И так провозглашали мы славу богам, которые суть - отцы наши, амы - сыны их. И будем достойны их чистотой телес и душ наших, ко-торые никогда не умрут. И не умирают они в час смерти наших тел.И падшему в поле Перуница давала выпить воду живую. И выпивший ееотправлялся к Сварге на белом коне. И там Перунько его встречал ивел в благие свои чертога. И там он будет пребывать в это время,и достанет себе новое тело, и так станет жить, радуясь и творямолитвы за нас ныне, и присно, и от века до века.

II

Когда Сурья сияет, мы поем хвалу богам, а также, огненномуПеруну, которого называем губителем-потятичем на врагов. И про-возглашаем великую славу отцам нашим и дедам, которые сейчас воCвapгe. Скажем так трижды и поведем стада свои на разнотравье. Аесли надо вести скот в иные стели, идем, другую хвалу богам воз-нося. Славу поем до полудня и возглашаем великую славу Хорсу зла-торунному, коловращающему Сурью. Пьем ее до вечера, а вечером,если костры сложены, - зажигаем их, и славу вечернюю поем Дажьбо-гу нашему, которого называем прадедом нашим, и идем мыться, чтобыбыть чистыми, и, совершив омовение, отойдем ко сну - и там мы бу-дем объяты великим ничто.

А-I

Это беспокойная совесть наша причиной тому, что мы своими сло-вами обличаем деяния. И так говорим во истину благое о роде нашеми не лжем! И ту истину рассказываем о первом господине нашем - с него пош-ли князи избираемые и сменяемые. Киська же тот шел, и вел родичейпо степям со скотом своим на полдень, и туда, где солнце сияет,прибыл. И, придя к нему, отец Орей сказал: "Мы оба имели детей, имужей, и жен. А старшие имели войны с врагами. И так решали, что-бы племена соединяли овец своих и скот и становились племенемединым. И это же боги предлагают нам. Мы же видели доблесть их стех пор и во веки вечные". А когда подсчитывать стали (голоса), одни - рекли, чтобы бытьедиными, другие рекли - иначе. И тогда отец Орей отвел стада своии людей от них. И увел их далеко и там сказал: "Здесь мы воздвиг-нем град. Отныне здесь Голунь /7/ будет, которая прежде была го-лой степью и лесом". И Киська ушел прочь. И также увел людей своих в иные места,чтобы не смешались они с людьми отца Орея. И те предки наши, так сотворив, на землях тех осели. И такКиська отошел со своими людьми и создал землю иную. И там посели-лись они, и таким образом отделились и отмежевались, и решилибыть чуждыми один | другому. Все они хлеб и соль имели и не пере-чили друг другу. И был Киська тот славен, и люди отца Орея слав-ны, так как в ту пору слава текла к ним и поля знали их мечи истрелы.

Б-I

И пришли язи в его край, и начали забирать скотину. И тогдаКисек напал на них. Бился с ними сначала день, потом второй, илюди его бились. И грех пришел в те места, и многие ели останки,и людей убивали мечами. И так сказал отец Орей: "Грешим мы с родичами своими, и потомуот мертвых черно и мертвечину едят, что мы сдерживаем себя".(?) И стало мерзко на сердце Ориевом, и возопил он родичам: "Под-держите Кисека и людей его! Седлайте все коней!" И тогда броси-лись все на язов и бились с ними до тех пар, пока не разбили их.И тут начали ведать истину, что мы имели силу лишь, когда быливместе - тогда никто не мог одолеть нас. То же истинное, что насне одолели обоих, ибо мы - русские и себе славу получили от вра-гов, проклинающих нас. Они же, видя житье наше, искушались взять братьев наших, и се-ребро с наших мечей, и гончарные горшки, из которых их сыны елибы. Но житье наше в степях до конца нашего! Нам предрекали онииную жизнь, а сами нужды в Свете не имеют. И эта слова наши - суть истина, а их слова ложны, ибо они ложьговорят и не внимают (истине).

А-I

Кисек (обращался) к людям своим перед нападением, и они возне-навидели врагов, и пошли на них, и победили. И это мы имели знактого могущества, которого не могла дать явь врагам. Сами мы былислабыми - и так получили большую силу, а враги не такую большую,ибо мы - русские, а врага - нет. И там, где пролита кровь наша, - там и земля наша. И это врагизнают. И так они стремятся (захватить землю). Но их старания ксмерти приведут, как это было в старину во времена отцов наших.Говорили мы эти слова наизусть, и ни одно слово из тех слов небыло утрачено. И говорили мы братьям нашим, что сила божеская бу-дет на вас, и вы окончательно победите врагов ваших, которые хо-тят ваших земель. И тогда они уста свои наполнят, полакав жидкойгрязи, и не будут браниться. Будьте сынами своих богов, и сила их пребудет на вас до конца! Не имели мы хлеба, чтобы насытить наше чрево, ибо он сожжен ог-нем. И коровы наши страдали, так же как и мы, пока быстро мы неохватили юг сталью и не стали сильнее врагов наших.

Г-II

И тот Орей, старый отец, сказал: "Идем из земли той, где наших братьев убивают. А то они и ста-рого отца забьют, как забивают коров и зверей. Они и скотину нашукрадут, и детей убивают". Как только старый отец это изрек, мыушли в иные земли, в которых течет мед и молоко. И эти земли ис-кали все три сына Орея. И это были - Кий, Пащек и Горовато, откоих истекли три славных племени. (...) сыновья были храбрыми,водили дружина, садились на коней и ехали... И за ними шли дружи-ны юношей, скот, коровы, повозки с запряженными в них быками...овцы... дети, охраняемые старцами, а также больные люди. Так шли на юг к морю и мечами разили врагов, шли до горы вели-кой, до долины с травами, где много злаков. И там освоился Кий,который начал обустраивать Киев, ставший русским... вести... пре-небрегли злом, и пошли туда, куда Орей говорил... коровы есть...и кровь наша просто... Русичи, не слушайте врагов, которые говорят недоброе... отецОрей, идам... 7з-II Так говорим мы, что имеем прекрасный венец нашей веры и недолжны мы принимать чужую. И тут князь наш говорил, что мы должныидти к ясуни боярской, чтобы мы предохранили ее от вражеской по-беды. Рано или поздно наступит время последнего конца, и пусть мыбудем иметь силу нашу во степи Матери Солнца. Она стережет нас (?) и крылья распускает во все стороны, а тела(наши) в середине, и голова ясуни на плечах в венце славном, онане может ее лишиться в сече. Голова (Матери) Сваясунь, и уберега-ли ее до этого дня. И когда чехи (пошли) к закату солнца с воина-ми своими и хорваты забрали своих воинов, тогда некоторая частьчехов поселилась с русскими, а также их земля не отделилась, и сними образовалась Русколань. Кий же уселся в Киеве. И мы ему подчинились, а с ним Русь соб-ралась воедино, а если будет с нами иная сила (?), то не пойдемна нее, потому что она с Русью.

Б-II

Вначале мы были там, где заходит Солнце, а оттуда пошли кСолнцу до Непры-реки (к Днепру), и взял там Кий укрепленный град,в котором пребывали иные славянские роды. И там мы поселились,огни, зажигая Дубу и Снопу, которые и есть Сварог - пращур наш. И в тот раз напал на нас новый враг, который в этой сечи кровьпращуров наших пил. И рати свои устремил на них Кий, увидя вра-жеских воинов. И воины Перуна бросились на них, и тратили силу дотех пор, пока те не побежали, показывая свои зады. И вот племя язов напало на нас, и сеча была великая, и похищенобыло все до последнего. И видя это, наши воины говорили: "Боги наши прогонят врагов наших, ибо Вышень грядет насмертных!" И говорил он нам: "Дети, огораживайте свои города отнападений, чтобы были они суровыми и крепкими! И это Сварог посы-лает меня к вам... чтобы сила небесная была с вами... также гово-рил вам... бережет...".

Б-I

И вот отец Орей шел перед нами, а Кий вел русов, и Щек вел своиплемена, а Хорев своих хорват, и шли они из земель тех. И так бы-ло внушено богами, когда отошли Хорев и Щек отсюда, чтобы мы селив Карпатских горах. И там были другие города, построенные иными,и нажили иные соплеменники богатство великое. И вот враги напали на нас, и мы побежали к Киеву-граду и доГолуни, и там поселились, огни свои возжигая до Сварги и жертвытворя в благодарность богам и также себе. И тут Кий умер, тридцать лет владев нами. А после него былЛебедян, его же называли Славер, и тот жил двадцать лет. Потомбыл Верен из Великограда - также двадцать. Затем Сережень - де-сять. С теми львами побеждали витязи врагов, несшихся лихими тысяча-ми-тьмами на сынов наших и грядущих на нас и на вас. И тут готы пришли в степи, зло, творя нам. И тогда доблесть по-лучили праотцы наши, боясь за жизнь. И стали славянами, ибо сла-вили богов. И так мы - от богов внуки Сварога нашего и Дажьбога.И тогда мы терпели зло, а прежде силу имели великую и защищалисьот нашествия готов-врагов почти шесть лет. И тут ильмеры нас поддержали, и мы побили вражеских витязей. Итак десять царей взяли - тех, что были как волки, принявшие льви-ную храбрость. Когда мы на них напали, те начали хитрить: "Мол,мы - иные!" И для иной брани они мечи сохранили, и стали менятьовец и овощи, и клялись (?) самим небом.

А-I

Предрешено было в старые времена, чтобы мы сплотились с иными исоздали (Русколань?) великую. Рождена была Русколань наша близГолуни, где стало у нас триста городов и сел - дубовых домов сочагами. Там и Перун наш, и земля наша. И вот птица Матерь Свапоет о дне том. И мы со всеми ждали время оное, когда завращаютсяСварожьи колеса у нас. Это время после (песни?) Матери Сва насту-пит. Говорили мы Матери Сва, когда терпели беды: "Хорошо обороняйземлю нашу!" Вендов, которые ушли на запад Солнца и там передврагами землю пашут и шаткую веру имеют, всегда побеждают из-заиной веры. Боровин же говорил, что он силен, и люди его верятсловам тем. А иные сами глупцы изумленные и не верили в это дотех пор, пока не прозрели. Венды! Вернитесь на земли наши в степи древние? И поглядите навспаханные поля, которые были бедными до прихода нашего из Пяти-речья (Семиречья?), пока от врагов-дасу нами не были очищены. Иптица Сва говорит, когда огонь и смерть несется к нам, превращаяГолунь в погорелище: "Боги, поливайте и дождем дождите! Ибо таземля бедная, и разоренная, и конями затоптанная, так как язи за-бирают сыновей ее, протекая на конях по земле". Это боги сюда в степи посылают демонов-дасу, из-за того, что мыпренебрегаем богами. И мы должны были их слушаться не так, как вовремена антов. Те анты многих побеждали мечом, а иные погребены илежат в домах ваших, которые чужды нам и которые строят по-иному.

РУСИЧИ В СИРИИ И ЕГИПТЕ

А-II

Принеся в жертву белых коней, ушли мы из Семиречья с горИрийских из Загорья и шли век. И так как пришли в Двуречье, мыразбили там всех своей конницей, и (затем) пошли в землю Сирии. Итам остановились, а после шли горами великими, и снегами, и льда-ми, и притекли в степи со своими стадами. И там скифами перво-на-перво были наречены наши пращуры. Правь их охраняла от Нави, ибов великой борьбе она силы дает отражать врагов. И вот после этих битв мы пришли к Карпатским горам, и там пос-тавили над собой пять князей, и города и села (строили), и былитеснимы многими врагами.

В-II

Эта земля за Явью. Мы решили строить сто городов: Хорсунь ииные, затем возведенные. Но Русколань раздирали смуты, творив-шиеся на юге, а борусы на севере много претерпели. Потому что(враги) не хотели нашего породнения, чтобы русские роды соедини-лись. А в Русколани те же два рода оборонялись в Суроже, и звалисуренжане русов и борусов на битву и борьбу. И была эта... (суро-вой?) битва и борьба. И долгая вражда между родами раздиралаРусь... И вот праотцы наши были словно медведи с мечами. И так им встарые времена говорили: делайте железо и берите коней, которыетекут от богов к нам. И так была Русколань сильной и твердой. И было это из-за Перу-на, поддерживавшего нас. Сколько раз мы извлекали меч и отражаливрагов от себя, ибо вожди Ориевых родов были сильны, как послепитья солнечной сурьи. Было это в старину. В это же время мы не имели единства. И былимы как овца без Велеса... А он говорил нам, что мы должны ходитьпрямо, и никогда - криво, но мы его не послушали. Напрасно мы не остерегались, и потому (нас) праотцов забрали -и были угнаны русы Набсуром. И случилось это из-за вражеских (на-шествий), и напали на нас отсюда и до светлого моря, и пошли мыклонить головы свои под вражеские бичи. И те сильные (враги) наРусь напали с трех сторон. И наши люди пошли под Набсура-царя. Азатем ушли в солнечный Египет. И долго в те годы давали мы дань.Но прошли дни, и русы убежали от Набсура! Ибо (мы) праотцы...

Г-II

...не потекли за ним, а пошли к краям нашим. И там мы сложилипесни наши об Индре и Валу. И бились мы, как львы... бились вмес-те с богами, и к своим богам наших отцов не принуждал никто.Единственно к смеху то, что мы должны были платить подать-мыто, иникогда не смели... если дань терпели. А князем был тогда Набсур, который нас под себя взял. И мы от-давали ему своих юношей для войны, и тогда мы претерпевали побоипалками по половым органам, и чреслам, и щекам, и не могли этостерпеть. Мы не могли так. И говорили, что это нам не по сердцу. И былоэто в тот день, когда случилось великое землетрясение, и землявертелась, и многие возносились к Сварге. И тогда кони и волы ме-тались и ревели. И забрали мы свои стада, и бросились к северу, испасли наши души. И так, если будем мы хранимы богами, не утратиммы своих сынов, дочерей, а также жен, и будем мы просто переда-вать им наследство. И не будем мы сметены, потому что не пойдемвпереди рати (Набсура). И дань будет наша. Мы ходили, словно по-томки псов, и могли быть горды, что не берегли себя. И вот Магура поет песни свои к сече. И эта птица от Индры изош-ла, ибо Индра был и пребудет навеки тем самым Индрой, которыйвместе с Перуном все брани (начинает). И было так, и вещала онаправду ярую до полуночи (?). И лучше нам погибнуть, нежели бытьпод данью и жертвы приносить их богам!

III

Были они у Карани, /8/ и это был маленький город на берегахморских русских. И там был князь, который повелел бить эллинов иотогнать их от Руси. И он снарядил рать и конницу, и пошел наних, и боролся с ними. А эллины плакали о печали своей и просили,чтобы им платить дань. И собирали с них дань-овец на заклание ивино. И тогда эллины, видя, что русичи много пьют, решили на них наб-роситься и побороть их. И пришел волхв на заклание и брат егоСоловей. И они сказали русичам: "Не напивайтесь этими дарами!" Норусичи их не послушали. И вот напились. И в тот день эллины наб-росились на них и разбили их. И, погибель свою видя, русичи отош-ли в степи. И там осели, и силы свои собрали, и пошли обратно на врагов, ипобедили их, ибо боги нас поддержали, и руки наши укрепили, и мыодержали победу. И вот бьются враги и так говорят, что они расстригут овец и са-ми будут тем краем владеть, так как он прекрасный, и они его неотдали. И вот мы Триглаву молились великому и малому. И тот Триг-лав предостерегал нас, и быстро он скакал на коне, врагов пора-жая. И мы увидели то, что боги берут верх над врагами. И увидели,что убитые богами мертвы. И нам за ними следует убивать и видетьмного мертвых тел и то, как великая рать Перунова набросится наних и их разобьет. И вот Сварожичи слева идут, и принесли они нашу победу в своихруках роду славному, поддержавшему славу отцов. И до сего дня наполе (не могут) противостоять враги могучему (Богу). И вот Желяжалуется над врагами, и Горыня горюет о смерти, в которую повер-гаются они руками божьими. И вот Карна плачет о тех мертвых, ко-торые стояли на тропе божьей и умерли. И поля эти заполненымертвыми кощюнниками и отсеченными головами, и членами, отрезан-ными от тел. И все это лежит на траве, и смрад идет от этого по-ля. И вороны летят сюда клевать останки мертвых тел, и есть неж-ное человечье мясо. И вот Сварог, который создал нас, сказал Орею: "Сотворены вы из пальцев моих. И будут про вас говорить, что вы- сыны творца, и станете вы как сыны творца, и будете как детимои, и Дажьбог будет отцом вашим. И вы его должны слушаться, и онвам скажет, что вам иметь, и о том, что вам делать, и как гово-рить, и что творить. И вы будете народом великим, и победите вывесь свет, и растопчите роды иные, которые извлекают свои силы изкамня, и творят чудеса - повозки без коней, и делают разные чуде-са без кудесников. И тогда всякий из вас будет ходить, словно кудесник, и пропита-ние для воинов будет создаваться с помощью заклятий. Но воиныстанут рабами многословия, и от многих тех словес вы лишитесь му-жества, и станете рабами дани и золотых монет, и за монеты захо-тите продаться врагам. И тогда вам боги скажут: "Любите завет отца Орея! Он для вас - свет зеленый и жизнь! Илюбите друзей своих, и будьте мирными между родами!" И с тех пор было семьдесят князей наших, таких как Мезислав,Боруслав, Комонебранец и Горислав. И тогда иных избирали на вече,а других на вече отлучали, если люди не хотели их. В то время князи много трудились. И был тогда Кышек велик имудр. И умер он, а после него были иные, и каждый творил что-ни-будь хорошее. И русичи это удержат в памяти, потому что мы всегдаих славим на каждой тризне. Трижды почитается память их сы-новьями, и никто не смеет об этом забыть, так как получит прок-лятье божеское и человеческое и люди имя его охают навеки.

III

От морских берегов Готского моря шли мы до Днепра, и нигде невидели иных бродяг, таких же как русские, а видели свободные пле-мена гуннов и языгов. И сами их бояр увидели, которые с нами ста-ли воевать и раздирали нас на части. От утра до утра мы видели зло, которое творилось на Руси, иждали, когда придет добро. А оно не придет никогда, если мы силысвои не сплотим и не дойдет до нас одна мысль, которую глаголетнам глас праотцов. Внимайте ему - и потому ничего другого не делайте! И тогда пой-дем мы в степи наши бороться за жизнь нашу, ибо мы - воины кня-жеские, а не скоты бессловесные, которые не ведают (что творят).

СЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА

А-I

И были князья Славен с братом его Скифом. И тогда узнали они ораспре великой на востоке и так сказали: "Идем в землюИльмерскую!" И так решили, чтобы старший сын остался у старцаИльмера. И пришли они на север, и там Славен основал свой город.А брат его Скиф был у моря, и был он стар, и имел сына своегоВенда, а после него был внук, который был владельцем южных сте-пей. И крови много там лилось оттого, что была распря великая за по-севы и пашни по обе стороны от Дона и до гор русских, и допастбищ карпатских. И там они начали рядить и выбрали Кола, и был он для них вож-дем, а также он отпор врагам творил. И поразил он их, и отбилсяот них. И о том с родом своим говорил, созвав единое вече, чтобысоздалась земля наша. И после стояла земля та пятьсот лет, а затем началась междурусскими усобица, и враждовали мы, и силу тратили и имели междусобой беспокойство и разлад. И тогда пришли враги на отцов нашихс юга и сразились с Киевской землей за морское побережье и степи.После отошли на север и сговорились с фряжцами, которые тожепришли на помощь врагам. И в таком положении Скифия оказалась, исразилась с вражьей силою, и победила ее. И так были гунны попра-ны, которые на Русь наступали, и были они в тот раз отбиты. И этобыл знак: мол, если будем то и ныне творить, это же будем иметь.

Б-I

Мы вернулись, чтобы хранить степные пастбища, так же как отцынаши и праотцы, которые пастбища брали, имея свои степи. И онитравы свои и цветы умели хранить, кровь свою проливая. И такГолунь нашу мы оставили врагам. И та Голунь кругом (валом) была(окружена?), но враги притекли прямым путем. И мы должны были наши грады кругами ставить (валами окружать?),так же как и отцы наши, которые в старину боролись за землю нашу.И всякий отрок-воин припадал к земле, и целовал ее, и там же уми-рал. И на степь нашу не шли воины, потому что куда бы они ни пош-ли - нигде не нашли бы укрытия. И это мы говорили о том, как отцы наши боролись. И если мы былитогда повержены - Перун приходил к нам. И он вел нас, и тогда,сколько бы ни было праха на земле - столько было воинов Сва-рожьих. Это была помощь от рати, идущей от облаков к земле. И этодед наш Дажьбог был впереди их. И как было тогда не победить от-цам нашим? А мы не понимали, мог ли быть он впереди? И так возносили мо-литву богам нашим, чтобы они поспешили на помощь нам и дали побе-ду над врагами! Молились еще о земле нашей, которая попрана пога-ными ногами вражескими. И так мы видели, как это было и, как ско-лоты (?) потекли на оных (врагов), и окунали их в грязь, и не по-заботились о ранах вражеских, пока не убили тех, которые на нихнападали. О том мы поведали вам!

А-II

Муж правый не тот, кто совершает омовения и хочет быть правым,а тот, у кого слова и деяния совпадают. Об этом было сказано вдревности, чтобы мы всегда творили хорошее, так же как деды наши.И мы вспахиваем полосы и будем со временем весьма славными. Но Борусь и Русь были разбиты рукой вражеской, и творились тог-да злодеяния. И князь наш был немощен, и послал он сынов своих набрань, и полегли они, сраженные врагом, ибо пренебрегли тем, чторешило вече. Не уважили (решение) и потому были разбиты, и потомуу нас взяли дань. И не так ли мы решаем ныне: "Князья - суть наши, и не следуетим ходить на полдень (на юг), чтобы добывать землю для нас и длянаших детей". А там (на юге) греки нападали на нас, как толькоБорусь от нас отделилась. И была сеча великая, и много месяцев(она продолжалась). Сто раз возрождалась Русь - и сто раз быларазбита от полуночи до полудня (от севера до юга). И так водили скот праотцы наши, и были отцом Ореем уведены вкрай русский, потому что, оставаясь, претерпели бы многое. И кон-чились ранения, и не стало холода, как только дошли до сего местаи поселились огнищанами на земле русской. И вот прошли две тьмы, а за этими двумя тьмами пришли варяги иотобрали землю у хазар, на которых мы работали и кому платилидань. И еще


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: