ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ В ДОУ




 

 

 

 

Культура здорового питания детей в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации. Много знаний получают дети в дошкольном возрасте, но, к сожалению, редко их учат следовать правилам культуры питания. Адаптация детей в коллективе, процесс обучения, умственные и физические нагрузки повышают потребности организма в основных пищевых веществах и энергии. Однако культура питания дошкольников резко снизилась. Когда речь идёт о питании, редко используется слово «культура». Жаль! «Живём не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить», - часто цитируем мы, и формируем представление о питании как о процессе обеспечения «техническим топливом», на котором организм должен работать. Главное, организовать поставку «топлива», а уж когда и как оно будет доставлено – это имеет второстепенное значение. Между тем Антон Павлович Чехов – вот уж кого можно считать образцом подлинно культурного человека – утверждал, что тот, кто не придаёт питанию должного значения, не может считаться интеллигентом, и достоин всяческого осуждения в «приличном обществе». А какого человека можно считать культурным в плане питания? Не претендуя на строгую научность определения, скажем, что это тот, кто способен организовать своё питание в соответствии с потребностями организма, способствуя тем самым сохранению и укреплению здоровья. В основе культурного питания лежат принципы регулярности, разнообразия, безопасности и удовольствия. Опыт показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует формированию культуры здорового питания дошкольников. Биологическая реакция организма дошкольника зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды. Многие параметры образовательной среды регламентируются санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья дошкольников. Данная программа направлена на воспитание детей, основанное на принципах рационального питания. В реализации программы «Культура здорового питания» задействованы: администрация образовательного учреждения, воспитатели, медицинские работники и технический персонал. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ Воспитание физически и психологически здорового ребенка в пространстве ДОУ и раскрытие его социально-ценностного направления, используя современные здоровье сберегающие педагогические технологии. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1. Способствовать совершенствованию уровня культуры здорового питания детей 2. Популяризация преимуществ культуры здорового образа жизни, расширение кругозора дошкольников в области здорового и рационального питания ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Ребенок здоровый физически, психологически, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни. Участники программы · дети, воспитатели, медицинская сестра, родители ПРИНЦИПЫЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ, ИХ СВОЙСТВА И ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА. Основным принципом правильного питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей, фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить малышей всеми необходимыми им пищевыми веществами. Исключение из рациона тех или иных продуктов из названных групп неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей. Мясо, рыба, птица, яйца, молоко, кефир, творог и сыр являются источником высококачественных животных белков, способствующих повышению устойчивости детей к действию инфекций и др. неблагоприятных внешних факторов. Молоко и молочные продукты – источник белка, один из основных источников легкоусвояемого кальция, необходимого для образования костной ткани – витамина В12 (рибофлавина). Кефир, йогурт, ряженка способствуют нормальному пищеварению и угнетают рост болезнетворных микроорганизмов в тонком кишечнике. В питании дошкольников необходимо применять разнообразные овощи, фрукты и плодоовощные соки. Плоды и овощи, особенно свежие – важнейший источник аскорбиновой кислоты, биофлавоноидов (витамин Р), бета-каротина. Бета-каротин является мощным антиоксидантом и обладает иммуностимулирующим действием. Источники - тыква, морковь, зелёный лук, щавель, шпинат, салат, капуста, помидоры, красный перец, брокколи, грейпфруты, сливы, персики, дыни, абрикосы, хурма, крыжовник, черника, чёрная смородина. НЕОБХОДИМОСТЬ СОБЛЮДЕНИЯ САНИТАРНЫХ И ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ Профессиональная обязанность воспитателя детского сада – обучить детей правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, в играх, в беседах, так и во время приема пищи. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих. Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе. Воспитать у ребят привычку есть разную пищу – дело достаточно трудное, но выполнимое. Необходимо рассказывать детям о блюдах, которые они едят, их составе и значении для здоровья человека. Детей, у которых не сформирован навык самостоятельного приема пищи, надо докормить, при этом предоставлять возможность проявлять самостоятельность, не забывая поощрять ее. В понятие «культура поведения за столом» входит и воспитание культурно-гигиенических навыков в соответствии с возрастом. Задачи воспитания культурно-гигиенических навыков ЯСЛИ: Необходимо приучать детей есть аккуратно. Продолжать учить их с помощью взрослых, мыть руки перед едой. После мытья, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, тщательно пережевывать пищу, держать ложку правильно, пользоваться салфеткой. Воспитывать умение выполнять элементарные правила культурного поведения, не выходить из-за стола, не окончив еды, говорить «спасибо». МЛАДШАЯ ГРУППА: Учить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно вешать полотенце на свое место. Формировать навыки еды: не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу с закрытым ртом. Учить правильно, пользоваться ложкой, салфеткой. СРЕДНЯЯ ГРУППА: Совершенствовать навыки аккуратной еды: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать. Есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой), салфеткой, полоскать рот после еды. СТАРШАЯ ГРУППА: Совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом. Продолжать воспитывать навыки культурного поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА: Закрепить навыки культурного поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой. МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ: Дидактические игры «Овощи и фрукты, и разные полезные продукты»; «Накорми куклу», «Накрой стол для обеда», «Подбери чайную посуду и столовые приборы»; муляжи овощей и фруктов. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Для этого требуется четкая преемственность между ними. Нужно стремиться к тому, чтобы домашнее питание дополняло рацион детского сада. С этой целью в группах организованы уголки питания, где вывешивается меню на каждый день. Рекомендуется для домашних ужинов использовать продукты, которые ребенок в этот день в детском саду не получал. В выходные и праздничные дни рацион ребенка лучше приближать к «детсадовскому». Важно помнить о том, чтобы утром, до отправления ребенка в детский сад, его не кормили, так как это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита, в таком случае ребенок плохо завтракает в детском саду. Однако если ребенка приводят в учреждение рано, за 1-2 часа до завтрака, то ему можно дома дать стакан сока или фрукты. Конечно, нужно учитывать семейные традиции и вкусы ребенка, но необходимо   помнить, что питание – это очень серьезно: это здоровье нации! Говоря о питании, важным является и вопрос воспитания культуры поведения детей за столом. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у детей. Умение вести себя за столом, способствует их общему развитию, развитию социальной компетентности, вкуса. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ   · Детей надо кормить в строго отведенное время Давать в пищу только то, что полагается по возрасту и правильному рациону питания · Кормить ребят надо спокойно, терпеливо, давая возможность хорошо пережёвывать пищу · Ни в коем случае не кормить ребенка насильно · Не отвлекать от еды игрой · Не применять поощрений за съеденную пищу, угроз и наказаний за не съеденную. Надо поощрять: · Желание ребенка есть самостоятельно · Стремление малышей участвовать в сервировке и уборке стола Надо приучать детей: · Перед едой мыть руки · Жевать пищу с закрытым ртом ∙Есть только за столом ∙Правильно пользоваться столовыми приборами · Окончив еду, благодарить. Вставая из-за стола, проверить свое место: достаточно ли оно чисто, при необходимости самостоятельно убрать. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Программа «Культура здорового питания» предполагает постоянную работу по её выполнению и совершенствованию. Следует уделить особое внимание решению следующих задач: Регулярно выявлять уровень культуры здорового питания дошкольников Создать условия для обеспечения культуры здорового питания детей и формирование здорового образа жизни Просвещать родителей в вопросах культуры здорового питания Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включенности педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым воспитателем значимости стоящих перед ним задач.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: