Из знатного польского рода




 

Из всех подруг жизни Сергея Яковлевича Лемешева только Наталье Ивановне Киселевской можно смело от‑дать предпочтение ее родословной. Родовое древо рода Киселевских берет свое начало с 1698 года. Именно в этом судьбоносном году произошла историческая встреча Петpa I с Антоном Киселем в маленьком домике в центре города Львова. Сейчас там музей, и главным экспонатом его является картина, на которой запечатлена эта встреча. Из всех известных потомков, пожалуй, самое первое место принадлежит великому русскому актеру Ивану Платоновичу Киселевскому. Его творческий путь начался на подмостках провинциальных театров, а впоследствии он блистал своим ярким талантом в театрах у Николая Николаевича Соловцова, Федора Адамовича Корша и в легендарной Александринке в Санкт‑Петербурге. Мало кому известно, но именно Киселевский впервые вывел на сцену молоденькую, никому доселе не известную Веру Федоровну Комиссаржевскую.

А случилось это в 1893 году в дачном театре Кусково под Москвой в спектакле «Денежные тузы» М. Балуцкого. Имя Ивана Платоновича Киселевского с почитанием и по сей день произносят театралы. Его репертуар был обширен. Он с блеском играл в пьесах русских и европейских драматургов. И не случайно его прах покоится в самом престижном некрополе России в Александро‑Невской лавре.

И. П. Киселевский. 1895 г.

А. П. Киселевская. 1905 г.

Н. И. Киселевская в роли Форнарины («Рафаэль» А. Аренского). 1900 г.

Н. И. Киселевская в роли Софи («Вертер» Ж. Массне). 1905 г.

С.Лемешев и Н.Киселевская. 1924 г.

 

В древе рода Киселевских встречается и еще одно славное имя – Анны Петровны Киселевской – великой оперной дивы России. Многие годы она служила в лучших театрах России – в Киеве, Одессе, Москве. Ее партнерами были Собинов, Шаляпин, Баттистини.

Обладая красивым сопрано, она пела главные оперные партии. Среди них Татьяна в «Евгении Онегине», Мария в «Мазепе» Петра Чайковского, Шарлота в «Вертере» Жюля Массне… Получив прекрасную вокальную школу от маэстро Мазетти, Анна Петровна на многие годы сохранила любовь к пению. Она оставила карьеру, когда полностью посвятила себя семье. Ее избранником стал педагог, а впоследствии профессор Московской консерватории Иван Николаевич Соколов.

От их брака родились дети: Наташа (1906) и Коля (1904). Наталье Ивановне Киселевской судьба уготовила сложную жизнь. Так же, как и мать, она пошла по стезе певицы, ее обучение проходило в Московском музыкальном училище у педагога Озерской. В 1924 году на музыкальных средах своего отца она познакомилась с его студентом, Сергеем Лемешевым. Первое чувство чистой любви не заставило долго ждать. В том же году они повенчались в маленькой церкви в Трубниковском переулке у Старого Арбата. В 25‑м, после окончания консерватории, Сергей подписал контракт и уехал в Свердловский театр оперы и балета имени A.B. Луначарского. Их семейная жизнь еще не успела окрепнуть и сразу получила закалу на прочность. Они виделись не часто, но переписка тех лет говорит о нежном отношении друг к другу. В 1927 году, окончив училище, Наталья Ивановна уезжает к супругу, но их совместная жизнь длилась недолго. В этом же 27‑м Сергея приглашают в Харбинскую оперу на ведущие партии. И снова они живут письмами. Теплыми были их послания, но отдаленность друг от друга постепенно охладила их чувства. В один из приездов в Харбин Наталья Ивановна узнает о неверности Сергея и не может простить ему. Ее летучая фраза: «Я вчерашних щей не ем» определяет их судьбу. Брак, который длился четыре года, распался, но чувство первой любви на всю жизнь останется у Сергея, и в тяжелое время для Натальи Ивановны он проявит подлинное благородство души. Но все это будет потом, а сейчас она солистка Свердловской оперы и с жаром готовит свои первые партии. Оксану в «Черевичках», Иоланту в «Иоланте», Пастораль в «Пиковой даме», Наталью в «Опричнике» Петра Чайковского. Эти партии раскрыли ее актерское и вокальное мастерство. И в 1930 году она получает приглашение в Бакинскую оперу. Здесь, в Баку, она впервые исполняет партию Татьяны в «Евгении Онегине» Петра Чайковского. Талант Натальи Ивановны был по достоинству оценен публикой. У нее появились свои поклонники. Среди них дед известного певца Муслима Магомаева. Отработав два сезона в Баку, Наталья Ивановна возвращается в Свердловск. Готовит новые партии. Среди них:

Антонида в «Иване Сусанине» Михаила Глинки, Марфа в «Царской невесте», Ольга в «Псковитянке», Снегурочка в «Снегурочке», Ганна в «Майской ночи», Оксана в «Ночи перед Рождеством» Николая Римского‑Корсакова, Тамара в «Демоне» Антона Рубинштейна.

Н. И. Киселевская – Тамара («Демон» А. Рубинштейна)

Н. И. Киселевская – Царевна‑Лебедь («Сказка о царе Салтане» Н. Римского‑Корсакова)

Н. И. Киселевская – Ольга («Псковитянка» Н. Римского‑Корсакова)

Н. И. Киселевская – Татьяна («Евгений Онегин» П. Чайковского)

Н. И. Киселевская. Свердловск, 1949 г.

С. Я. Лемешев. Фото с дарственной надписью А. П. Киселевской

 

1934 год стал для Натальи Ивановны счастливым в ее личной жизни. По стечению судьбы, она знакомится в поезде, который следовал из Москвы в Свердловск, с Григорием Ивановым. Их любовь была с первого взгляда. В том же году состоялся их брак, и от него на свет появился первый и единственный их сын Анатолий. Уже к тому времени Григорий Иванович был директором Свердловского государственного театра Рабочей молодежи.

Любовь Натальи Ивановны и Григория Ивановича несомненно имела бы свое продолжение, если бы не настал 1937 год. Он разлучил их навсегда. По ложному доносу Григорий Иванович был арестован и расстрелян. Только через три года Наталья Ивановна узнала о судьбе супруга. Нелегко пришлось ей – «жене врага народа» – с маленьким сыном на руках перенести боль утраты. Именно в тот год она получила письмо от Сергея Яковлевича с просьбой уничтожить их переписку. Многие письма были сожжены, но часть из них, как самое дорогое, долгие годы хранились у Натальи Ивановны. Сергей Яковлевич очень боялся за ее судьбу, так как два сезона работал за границей в Харбине. А это могло иметь тяжелые последствия для нее как бывшей его жены. Но судьба уберегла Наталья Ивановну, и в этом немалую роль сыграл ее третий муж, Федор Родионович Богданов. В то время он занимал должность главного хирурга Уральского военного округа. Они закрепили свой брак в 1940 году. И все годы тяжелого времени своей жизни Наталья Ивановна и ее сын были под защитой и опекой Федора Родионовича. Его любовь к Наталье Ивановне была истинным подарком судьбы. Уже после войны Федор Родионович возглавлял кафедру общей хирургии Свердловского медицинского института, а за год до окончания войны создал в Свердловске Научно‑исследовательский институт восстановительной хирургии травматологии и ортопедии, был его директором и научным руководителем. Все это время, до 1949 года, Наталья Ивановна служила в театре. Ее репертуар насчитывал 25 оперных партий. Многие из них по праву вошли в золотой фонд театра, такие, как: Микаэла в «Кармен» Ж. Бизе, Софи в «Вертере» Ж. Массне, Маргарита в «Фаусте» Ш. Гуно, Недда в «Паяцах» Р. Леонкавалло, Баттерфляй в «Чио‑Чио‑сан» Дж. Пуччини, Эльза в «Лоэнгрине» Р. Вагнера.

В 1946 году за партию Дездемоны в «Отелло» Джузеппе Верди Наталья Ивановна была удостоена Сталинской премии, а в 1948 году представлена к званию заслуженной артистки республики. Уход из театра в 1949 году был связан с заболеванием сердца. Она перешла на педагогическую работу в Свердловскую государственную консерваторию и работала там до 1958 года.

Причиной ухода из консерватории послужило направление Федора Родионовича в Киев, где ему было предложено возглавить Киевский научно‑исследовательский институт травматологии и ортопедии. Авторитет Федора Родионовича в мировой медицине был огромен. Он являлся экспертом Всемирной организации здравоохранения при Организации Объединенных Наций и имел научную степень – член‑корреспондент Академии медицинских наук.

Все последующие годы Наталья Ивановна целиком посвятила семье. Ее сын Анатолий стал замечательным актером и пять сезонов работал в Театре русской драмы имени Леси Украинки в Киеве. А с 1965 года стал ведущим актером Театра имени Н.В. Гоголя, потом служил в театре «Детектив» под руководством Василия Ливанова и в театре «Вишневый сад» А.М. Вилькина.

Наверное, жизнь Натальи Ивановны длилась бы еще долго, но судьбе было угодно оборвать ее в 1964 году. 3 мая, в день ее рождения, в Москве умирает ее брат Николай, и она приезжает на похороны. По возвращении 6 мая она уезжает на дачу и погибает в автомобильной катастрофе.

Только 58 лет жизни отпустил Бог этой удивительной женщине. Уже многие годы ее нет среди нас, но ее помнят в Свердловском оперном. Когда там отмечалось 75‑летие театра, ее сыну Анатолию Григорьевичу был прислан пригласительный билет. Это ли не благодарность за самоотверженный труд, который стал частью истории театра и, конечно же, России.

И сейчас, по истечении многих лет, внучка Натальи Ивановны – Елена Анатольевна Давыдова лелеет мечту разыскать в фондах звукозаписи голос своей бабушки, дивной певицы и первой жены Сергея Яковлевича Лемешева, и подарить их музею певца на его малой родине в Тверском крае. И тогда гости музея, почитатели таланта певца, услышат голос той, которая была первой его любовью.

 

В студии Станиславского

 

Сергей Яковлевич Лемешев, заканчивая главу в своей книге «Путь к искусству», посвященную учебе в студии Константина Сергеевича Станиславского, встреча с которым состоялась в 1924 году, писал: «Мне трудно представить себе, как бы сложилась вся моя сценическая судьба, если бы я не встретился со Станиславским». Вот какую запись сделал сам Константин Сергеевич в том же 24‑м в своей записной книжке: «Лемешев – консерваторец, бледный, худой, голодный…»

Безудержная жажда к постижению тайн актерского мастерства, зародившаяся еще в драмкружке сельской учительницы, привела Лемешева в студию великого реформатора русского театра. Студия размещалась тогда в Леонтьевском переулке, в доме № 6, в который только что переехал Константин Сергеевич.

Его единомышленниками были известные певцы Большого театра A.B. Богданович и Е.И. Збруева, а также педагог по классу вокала Надежда Григорьевна Кардян.

Режиссерами студии были брат и сестра Станиславского – B.C. Алексеев и З.С. Соколова.

С Зинаидой Сергеевной Соколовой Сергей Яковлевич занимался актерским мастерством по системе Константина Сергеевича, а с Владимиром Сергеевичем Алексеевым – ритмикой. В тетради посещения уроков актерского мастерства Зинаида Сергеевна запишет впоследствии:

«Лемешев часто пропускает занятия, слушает внимательно, но ничего не спрашивает и не отвечает на вопросы». Эта запись создает в некоторой степени образ легкомысленного студента. Однако мало кому известно, что в период учебы в консерватории и в студии Станиславского Лемешев был военнослужащим в штабе войск конвойной стражи СССР, поэтому пропуски занятий в студии были обоснованными.

Константин Сергеевич Станиславский и Зинаида Сергеевна Соколова

Москва, Леонтьевский пер., 6. Дом К. С. Станиславского, где размещалась его оперная студия

С. Я. Лемешев в партии Ленского (Студия Станиславского). 1924 г.

Репетиционный зал студии К. С. Станиславского. Современная фотография

Опера «Евгений Онегин» в постановке К. С. Станиславского в его оперной студии. 1926 г.

 

Интересный случай, произошедший с Сергеем Яковлевичем в этот период, мне рассказала ученица Константина Сергеевича Ольга Станиславовна Соболевская.

Это было в марте 1925 года. В студии шли репетиции оперы H.A. Римского‑Корсакова «Царская невеста». Сергей Яковлевич готовил партию Лыкова. И вот на одной из репетиций произошел курьезный случай. Как всегда, собрались все участники спектакля. Лемешев задерживался, чего никогда не было – он всегда аккуратно посещал репетиции, которые вел сам Константин Сергеевич. Прошло полчаса – Лемешева нет. Прошел час, но его по‑прежнему нет. Все участники спектакля стали просить Константина Сергеевича начать репетицию без Лемешева. Тот наотрез отказался. По истечении полутора часов пришел Сергей Лемешев. Константин Сергеевич строго обратился к нему с требованием объяснить опоздание. Сергей рассказал, что причиной тому сильный проливной дождь, который застал его в пути, и ему пришлось переждать непогоду, дабы не простудиться. Константин Сергеевич спросил, почему Сергей не воспользовался услугами извозчика, на что Лемешев ответил: «На такую роскошь у меня просто денег нет, да и обувь слишком плоха». И он показал на свои полуразвалившиеся ботинки. Раздражение Станиславского как рукой сняло. Репетиция прошла хорошо. А через несколько дней Станиславский послал письмо на службу Сергея, отпечатав его на бланке Государственной оперной студии имени К.С. Станиславского.

 

«Начальнику штаба войск

конвойной стражи СССР

тов. Г.А. Гольцу

Дирекция Оперной студии имени народного артиста республики К.С. Станиславского просит Вас не отказать в переводе красноармейца Конвойного полка тов. Лемешева на штабную работу во вверенный Вам штаб ввиду того, что этот перевод даст возможность тов. Лемешеву, обладающему хорошим голосом, совмещать службу в армии с работой в Студии, и он сможет продолжать совершенствовать свои незаурядные артистические данные. Для Студии тов. Лемешев является очень ценным и полезным работником.

Директор народный артист Республики

К. Станиславский».

 

«Это письмо сделало свое дело, – напишет впоследствии Лемешев в автобиографических записках. – Но более всего для меня важно в этом документе признание самим Станиславским моих артистических данных. Это укрепило мою веру в свое будущее как оперного артиста, заставило еще более активно работать».

Работа в студии познакомила его с великим шедевром музыкальной классики – оперой П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Свою знаменитую партию Ленского Сергей Яковлевич готовил с Константином Сергеевичем. Этот образ он пронес как завет великого мастера через всю творческую жизнь. Более пятисот раз пел Лемешев роль Ленского – своего любимейшего оперного героя. Годы учебы в студии Станиславского помогли раскрыться таланту Лемешева, сказались на становлении его как артиста будущей профессиональной оперной сцены.

 

Генеральная репетиция

 

Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех. Творчество – всегда поиск. Становление таланта – процесс долгий, требующий кропотливой работы. Признанию таланта предшествуют годы учения, годы проб и поисков. В нашем представлении имя Лемешева неразрывно связано с Большим театром. Но, наверное, мало кому знакома та часть творческой биографии певца, которую по праву можно назвать генеральной репетицией. Это период перевоплощения студийца Лемешева в артиста. Началом этого периода стал уход из студии К.С. Станиславского. Молодому Лемешеву захотелось попробовать свои силы в самостоятельном творчестве. Прослушивание в Большом театре прошло успешно. Но, получив приглашение на малые роли, Лемешев почувствовал некоторую неудовлетворенность. Вот тут‑то и произошла встреча с директором Свердловского театра Борисом Самойловичем Аркановым, который сумел убедить молодого певца попробовать свои силы на главных ролях в Свердловской опере. Предложение было принято, и с 1926 года Лемешев подписывает договор со Свердловским оперным театром.

В те годы Свердловский оперный блистал знаменитыми именами, среди которых Г.С. Пирогов, Д. Агроновский, В. Сабинин, Е. Сливинская, Я. Лубенцов, В. Ухов, дирижеры Л. Штейнберг и П. Палицын. Главным режиссером театра был Н. Боголюбов. В театре ставились такие оперы, как «Борис Годунов», «Хованщина» Мусоргского, «Садко»

Римского‑Корсакова, «Валькирия» Вагнера. Первой ролью Лемешева в театре стала партия Берендея в «Снегурочке» Римского‑Корсакова. Эта партия была ему хорошо знакома. Еще в консерваторские годы в доме Ивана Николаевича Соколова Лемешев познакомился с этим музыкальным образом. Дебют на Свердловской сцене прошел успешно.

Вторым спектаклем в репертуаре певца стал «Севильский цирюльник». В партии Альмавивы Лемешеву удалось найти новые краски в голосе, он уже свободно владел актерским мастерством. С теплотой вспоминает Сергей Яковлевич о своих старших товарищах по сцене, о том, как заботливо и дружелюбно они относились к его первым профессиональным шагам. Значительной работой свердловского периода явилась партия Альфреда в «Травиате» Дж. Верди. За один свердловский сезон Лемешев спел двенадцать партий ведущего репертуара. После Берендея, Альмавивы, Альфреда были Индийский гость, Владимир Игоревич, Юродивый, Андрей Хованский, Зибель, Фауст, Леопольд, Кассио и, конечно же, Ленский. Работа в Свердловске пошла на пользу. Еще за три месяца до окончания сезона Лемешева приглашают в Харбин на сцену Русской оперы. До этого один летний месяц Сергей проводит в Уфе, а на остальное время до сентября уезжает в деревню. Помогает матери на огороде, ходит за грибами, ловит рыбу, а вечерами поет на улице песни с деревенскими девчатами и парнями.

В сентябре 1927 года Лемешев уезжает на сбор труппы в Харбин.

Здесь основной его работой является шлифовка уже исполняемого им репертуара. Из новых ролей появились Баян в «Руслане и Людмиле» Глинки, Билли в опере‑мелодраме «Трильби» Юрасовского, получившей большую популярность в 1920‑е годы.

Свердловск, 1926 г. Сергей Лемешев – солист оперы

Екатеринбург (Свердловск). Академический театр оперы и балета им. А. В. Луначарского

Зрительный зал Свердловского академического театра оперы и балета им. А. В. Луначарского

 

В репертуаре Харбинского театра была и оперетта. Лемешеву досталась роль лирического героя Люсьена в «Жрице огня» Валентинова. Театр в Харбине подарил певцу общение с выдающимися музыкантами А. Пазовским и Я. Позеном. Именно здесь, в Харбине, американская фирма «Виктор» сделала первые записи голоса Лемешева на пластинки. После двух сезонов, в марте 1929 года, Лемешев навсегда простился с Харбином и вернулся в Москву.

Обратившись в Посредрабис, в который присылались заявки из разных театров, Лемешев получил предложение работать в Перми. Проработав полтора месяца в оперном театре, спев «Фауста», «Травиату», «Севильского цирюльника» и не найдя в труппе творческого горения, он снова едет в Москву, и ему предлагают работу в Тбилисском театре оперы и балета.

Директор театра И. Мочабели определяет судьбу певца на два сезона. Он дает согласие на выплату пятисот рублей в месяц при норме семь спектаклей. Договор был подписан, и с начала сезона 1929 года Лемешев становится солистом прославленной Тбилисской оперы. А опера эта, ее мастера были действительно прославленными. Именно на подмостках ее сцены получил свое первое признание юный Шаляпин. Кумиром публики первых десятилетий века был выдающийся грузинский тенор Вано Сараджишвили.

После революции театр заблистал своими оперными звездами, укоренил традиции национальной школы пения. В труппе театра Лемешеву посчастливилось работать с такими великолепными мастерами, как Д. Андгуладзе, Н. Кумсиашвили, Г. Венадзе, из приезжих – с Е. Поповой, М. Баратовой и И. Гореловым. Дирижерами театра были И.П. Палиашвили и А. Павлов‑Арбенин. На протяжении двух сезонов в Тбилиси Лемешеву удалось петь вместе с выдающимися мастерами русской оперы – А. Пироговым, К. Держинской, С. Мигаем, В. Сливинским, М. Максаковой, Д. Головиным.

Сергей Лемешев – солист Тифлисской оперы. 1929 г.

 

Первым спектаклем тбилисского периода Лемешева был «Евгений Онегин». Дебют прошел успешно, и, как бы в подтверждение первого успеха, Лемешев получает весь ведущий теноровый репертуар и ряд новых партий, среди которых – Герцог в «Риголетто», Рудольф в «Богеме» и Джеральд в «Лакме». В партию Герцога певец внес свою собственную трактовку образа. Публика, посещавшая театр, была более сведущей в музыке, нежели в Свердловске и Харбине. Лемешев стал кумиром поклонников оперы.

Особо хочется отметить и еще одну встречу певца в стенах старейшего театра. Она стала началом дружбы на многие десятилетия с Александром Шамильевичем Meлик‑Пашаевым, талантливейшим музыкантом, примером истинного служения музыке.

Сергей Лемешев в партии Ленского («Евгений Онегин» П. Чайковского). Свердловск, 1926 г.

В партии графа Альмавивы («Севильский цирюльник» Дж. Россини). Тифлис, 1929 г.

Тифлис. Академический театр оперы и балета

 

Работа в Тбилисской опере вселила в Сергея Яковлевича уверенность в своих творческих силах. Он пишет письмо на имя Б. Арканова (который к тому времени уже работал заместителем директора Большого театра) с просьбой предоставить дебют в партиях Берендея и Герцога. Ответ пришел скоро. Спектакли назначались на 20 и 24 февраля 1931 года.

Спектакль «Снегурочка» 20 февраля прошел успешно, но второй спектакль пришлось отменить из‑за несогласованности в работе администрации театра. 26 февраля Лемешев получает приглашение спеть в Большом театре в спектакле «Лакме». Имеет успех. Наутро, после беседы с Е.К. Малиновской, тогдашним директором, получает предложение работать в труппе в качестве солиста, а с 16 августа 1931 года Лемешева зачисляют в состав солистов Большого театра СССР.

Берендей («Снегурочка» Н. Римского‑Корсакова). Большой театр

 

Алиса

 

«Дорогая мамочка. По приезде в Москву я встретил очень милую, хорошую во всех отношениях женщину, безумно ее полюбил и сегодня на ней женился. Чувствую себя таким счастливым, каким никогда не был. Думаю, что ты меня поймешь и будешь рада моему счастью.

Сергей.

Июнь 1929 г., Москва».

 

Их встреча произошла в доме Ивана Николаевича Соколова, человека, с которым его связывали родственные узы. Ей уже было тридцать два, а ему – двадцать семь. Он выглядел совсем юным и удивительно красивым, с тонкими чертами лица, а она смотрелась старше своих лет. Мудрый взгляд проницательных глаз, совершенные формы подчеркивали зрелость ее женственной и царственной фигуры.

Она очаровала его своим мягким голосом, роскошными косами и не менее изысканными манерами. Внутренняя культура, исходившая от нее, была той притягательной силой, которую одинаково ценят молодые и умудренные жизнью мужчины. Все это ей досталось в наследство от раннего брака с блестящим морским офицером царской армии Владиславом Адольфовичем Багрин‑Каменским. Он был страстно влюблен в нее, когда ей минуло всего двенадцать лет.

Алиса Михайловна Корнева‑Багрин‑Каменская. Санкт‑Петербург, 1915 г.

 

В своем имении под Псковом ей, дочери управляющего, он дал прекрасное образование. И уже к пятнадцати годам она владела французским, прекрасно танцевала. Он просил разрешения Святейшего Синода на брак и представил ее своим товарищам по офицерскому собранию. Их брак длился шесть лет. В 1918 г. он был расстрелян новой властью. Она долгие годы носила траур по своей первой и, может быть, последней, как ей казалось тогда, любви.

И вот встреча с Сергеем Лемешевым – натурой нежной, простой, открытой. Его обаяние покорило Алису. В ней снова проснулась любовь – искренняя, чистая, светлая. Всем существом она стала подтягивать его к той внутренней планке культуры, которая была присуща ее натуре. Она привнесла в сознание Сергея новые для него правила жизни. Их отъезд в Тифлис и совместное семейное счастье с каждым годом становилось прочнее. Когда его пригласили в Большой театр, они поселились в двухэтажном особнячке на ул. Москвина, 6. Любовь к нему чувствовалась во всем. Она понимала, что ему – молодому солисту Большого театра – необходима моральная поддержка, и всячески шла на ее укрепление. Она завязывала дружеские отношения с его поклонницами и была с ними в переписке. Он любил бывать на родине в деревне, и она почти каждое лето приезжала с ним в простую избу, купалась и загорала на пляже, ходила по грибы, запросто общалась с крестьянами.

Все годы жизни с Лемешевым были наполнены страхом за него. Не было ночи, чтобы она не переживала в ожидании его после прибытия машины от Сталина.

Его известность стала фантастической с выходом на экраны страны киноконцерта и фильма «Музыкальная история».

Ее мягкое сердце не вынесло ударов, которые он уготовил ей. Они расстались. Она удачно вышла замуж, прожив сорок лет с новым мужем.

Когда Алиса Михайловна умирала в возрасте девяноста двух лет, последним ее желанием было увидеть фотографию самого дорогого ей человека – Сереженьки Лемешева.

 

В Большом театре

 

Сергей Лемешев в книге «Путь к искусству» писал: «В Большом театре я спел почти все ведущие лирические партии, которые знал: от Ленского до Фауста. Эти годы явились для меня школой высшего мастерства, которую ничто не могло бы заменить – ни крупнейшие педагоги, ни лучшие провинциальные сцены. Нигде больше я не встретил бы такого оркестра и хора, которые не позволяют солисту, если у него есть чуткое ухо и музыкальная душа, петь неточно, небрежно, некрасиво».

Заочное знакомство с Большим театром произошло у Лемешева в доме Квашнина. С того самого момента, наверное, и появилась у него мечта петь в Большом театре. Прошли годы, и этот день настал. 7 сентября 1931 года. Эту дату помнят москвичи и все те, кому дорого творчество Сергея Яковлевича Лемешева. Певец впервые выступил в этот день в качестве солиста Большого театра в партии Ленского в спектакле «Евгений Онегин».

Москвичи тепло приняли молодого дебютанта, и он стал их кумиром на многие годы. Несмотря на молодость, в репертуаре Лемешева было уже пятнадцать главных оперных партий. Ему уже посчастливилось узнать успех у публики. Пять лет в театрах Свердловска, Харбина и Тбилиси дали знания и опыт, которые явились лучшими помощниками для дальнейшей работы в труппе знаменитого театра страны. В 30‑е годы театр блистал своими замечательными мастерами оперной сцены.

Большой театр. 1930‑е годы

Сергей Лемешев в партии Альфреда («Травиата» Дж. Верди). 1930‑е годы

В партии Дубровского («Дубровский» Э. Направника). 1930‑е годы

С. Я. Лемешев в гримерной Большого театра. 1940‑е годы

Лемешев в партии графа Альмавивы («Севильский цирюльник» Дж. Россини). 1940‑е годы

Лемешев – Ромео («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно). 1930‑е годы

Лемешев в партии Ромео. 1940‑е годы

 

В группе теноров были С. Юдин, А. Богданович, Н. Озеров, Б. Евлахов, Н. Ханаев, И. Козловский, А. Алексеев. Самой яркой звездой в этой плеяде был великий Собинов. В театре пели А. Нежданова, Е. Степанова, В. Барсова, К. Держинская, Н. Обухова, М. Максакова. Среди баритонов выделялись Л. Савранский, С. Мигай, Д. Головин. В группе басов блистали В. Петров, А. Пирогов, М. Рейзен, В. Лубенцов – трудно перечислить все имена, снискавшие славу Большому театру. Музыкальной частью руководили В. Сук и Н. Голованов. Среди дирижеров выделялись Л. Штейнберг, В. Небольсин, А. Чугунов, А. Мелик‑Пашаев. Главным хормейстером был У. Авранек. Среди режиссеров наибольшим авторитетом пользовались Л. Баратов, В. Лосский, Н. Смолич. Работа с такими мастерами обязывала молодого певца относиться к делу еще более ответственно.

В первой декаде Лемешеву предложили два спектакля – «Евгений Онегин» и «Риголетто». А первой новой работой в Большом стала опера H.A. Римского‑Корсакова «Золотой петушок». Здесь певец пел партию Звездочета. Музыкальным руководителем спектакля был Николай Семенович Голованов. Его любовь к талантливым певцам, бережное отношение к ним создавали поистине творческую атмосферу на репетициях.

Состав ансамбля солистов, в который входили А. Пирогов, В. Лубенцов, Е. Степанова и Е. Катульская, предвещал успех премьере. Но… подвела режиссура. Н. Смолич превратил сатирическую сказку, полную глубокого и гневного пафоса, в бессмысленную пародию. Спектакль продержался в репертуаре театра лишь чуть больше года. Однако Лемешеву он принес пользу, так как партия Звездочета была не из простых, ибо предназначалась для высокого тенора‑альтино. С задачей своей певец с честью справился.

Следующей работой в Большом стала партия Филиппетто в итальянской комической опере Вольфа Феррари «Четыре деспота» по комедии Гольдони. Спектакль увлек Лемешева веселыми, занимательными сюжетными поворотами. Но музыка не восхищала. Зато в творческую жизнь певца вошла блистательная, вечно юная музыка Россини.

Новая постановка «Севильского цирюльника» дала свежий прилив творческой энергии. С образом графа Альмавивы Лемешеву уже доводилось встречаться на сценах Свердловска, Харбина и Тбилиси. Режиссерская интерпретация Л. Баратова оживила спектакль, сделала его для певца более привлекательным. Многие партии заискрились новыми красками. Альмавива Лемешева стал одним из значительных явлений в исполнительском искусстве. Его герой был юн, красив, изящен и с легкостью справился с вокальной техникой. Сам Сергей Яковлевич писал:

«После Ленского, во многом сделанного со Станиславским, Альмавива в Большом театре стал для меня первой настоящей ролью, а не партией». Школой мастерства явилось для Лемешева общение с выдающимися мастерами театра. Самое большое количество спектаклей было спето певцом с Валерией Владимировной Барсовой. С ней он спел и свой дебютный спектакль «Лакме». Образ офицера английских колониальных войск Джеральда, в сущности, не нес на себе глубокой психологической нагрузки, но вокальная партия была трудной, требовала от исполнителя большой выдержки и подлинного профессионализма. Лемешеву, по мнению прессы, партия Джеральда удалась. Он был достоин своей замечательной партнерши и с честью выдержал экзамен.

С Барсовой певец пел в «Травиате», «Севильском цирюльнике», «Риголетто», «Снегурочке», «Ромео и Джульетте», «Богеме». С гордостью вспоминает Лемешев и о совместной работе с Еленой Клементьевной Катульской, Еленой Андреевной Степановой и, конечно же, с Антониной Васильевной Неждановой. Каждая из партнерш подарила певцу незабываемые мгновения творческой радости.

Последующие постановки спектаклей «Богема» (1934), «Дубровский» (1936), «Риголетто» (1938) принесли певцу новый прилив творческой энергии. Особо надо сказать о партии Владимира Дубровского. Сам Сергей Яковлевич тепло вспоминает об этой роли: «Дубровский так и остался моим любимым героем. Его я пел долго, вплоть до 1951 года, когда участвовал в спектакле юбилейной декады, посвященной 175‑летию Большого театра».

 

Подвиг певца

 

Есть в творческой биографии Лемешева вехи, которые неотделимы от истории страны. 22 июня 1941 года в филиале Большого театра состоялся премьерный спектакль оперы «Ромео и Джульетта». Подготовка к нему велась долго, премьеру зритель ждал с нетерпением. И, несмотря на тревожное известие о начале войны, зал был полон. Дивная музыка Шарля Гуно рассказывала о вечной любви, звучала жизнеутверждающе. Ромео Лемешева олицетворял образ добра, юности, чистоты и света. Спектакль прошел два или три раза, и… занавес Большого театра опустился вплоть до 1943 года. Лемешев стал петь в концертах для формировавшихся на фронт частей, на призывных пунктах.

Театр решили эвакуировать в Куйбышев. С третьей группой 17 октября должен был уехать и Сергей Лемешев, но обстоятельства сложились так, что ему пришлось остаться. Лемешев сильно простудился во время ожидания поезда в день отправления. Простуда перешла в воспаление легких, затем давшее осложнение.

Немного подлечившись, Сергей Яковлевич приступает к работе. С группой артистов, оставшихся в Москве, которую возглавил Михаил Габович, он снова поет спектакли, среди которых «Евгений Онегин», «Травиата», «Севильский цирюльник». Но, не успев спеть в первую зиму и двух десятков спектаклей, Лемешев серьезно заболевает (осложнение дает о себе знать). Открывается активный процесс в правом легком. Долгих два месяца Лемешев прикован к постели, а в июне 1942 года его направляют на лечение в Елабугу. Казалось, лечение пошло на пользу. По приезде из санатория Сергей Яковлевич поет в опере «Риголетто», но процесс в легком вновь открывается. Врачи принимают единственно возможное решение – отключить от работы одно легкое. Однако Лемешев не оставил сцену. Только человеку с огромной силой воли и терпением было под силу такое тяжелое испытание. Во время пения воздуха не хватало, Сергей Яковлевич задыхался. Врачи совсем запретили петь. Но что значит не петь певцу – это равносильно смерти! Превозмогая тяжесть нагрузок, Сергей Яковлевич пробует выступать в спектаклях. Сначала по одному, потом по два спектакля в месяц, а затем, приспособившись, он значительно увеличивает их количество к 1948 году.

Этот факт биографии певца можно смело назвать подвигом. История мирового вокального искусства знает немного таких примеров. Певец продемонстрировал фанатичную преданность своему любимому делу. В 1944 году Сергей Яковлевич вновь исполнил партию Ромео.

В эти годы в Большом театре ставят ряд новых спектаклей. Так уж сложилось в жизни Сергея Яковлевича, что лишь после тридцатилетия творческого пути он вновь обращается к новым ролям. Это – Фра‑Дьяволо в одноименной опере Д. Обера (1955 г.), китаец Син Би‑У в опере Д. Кабалевского «Никита Вершинин» (1957 г.), Вертер в одноименной опере Ж. Массне (1957 г.) и Афанасий Иванович в «Сорочинской ярмарке» М. Мусоргского (1958 г.). Все эти работы певца отмечены выдающимся актерским мастерством, совершенством исполнения, чему способствовал опыт многих десятилетий.

Но ни одна роль Лемешева не была ему так дорога, как образ Ленского – его любимого оперного героя. С ним он вошел в мир оперы еще в студии Станиславского, с ним же открыл свой первый сезон в Большом театре.

С. Я. Лемешев провожает на фронт артистов Большого театра. Июнь 1941 г.

Во время выступления перед призывниками на фронт

 

В роли Ленского 30 июня 1972 года, в канун своего семидесятилетия, Сергей Яковлевич Лемешев прощался со своим любимым Большим театром.

 

Увлечение

 

Влюбленность была присуща его натуре. Постоянство в любви также не уживалось в нем. Его мятущаяся душа просила новых свежих чувств. В то с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: