В изобразительном искусстве




 

Голос Лемешева как магнитом притягивал к себе людей. Кто‑то был счастлив получить от певца автограф, а кому‑то было необходимо общение с ним как с личностью незаурядной. Специалистам в области вокального искусства были бесценны встречи с Лемешевым‑мастером. Его советы первоклассного профессионала были для них как завет, напутствие на дальнейшую творческую жизнь. Ни для кого не секрет, что в сценических образах Сергей Яковлевич был удивительно красив. Вдохновение, исходившее из его души, было неповторимо. Может быть, поэтому облик его привлекал внимание живописцев. Кто‑то старался зафиксировать его позы, неуловимую мимику его лица. Но в конечном счете итогом всех поисков в Лемешеве был его образ. И не случайно с еще совсем молодого артиста Большого театра решил написать портрет также молодой талантливый художник Кении. Этот первый и очень удачный портрет певца переносит нас в 30‑е годы, когда звезда Лемешева только начинала мерцать среди звезд Большого театра.

Позже певец предстал на холсте Василия Прокофьевича Ефанова. Это уже знаменитый артист, удостоенный высоких правительственных наград. Здесь Сергей Яковлевич в возрасте сорока четырех лет. Красивое лицо, чуть с грустинкой глаза… Сейчас этот замечательный портрет хранится в фондах Государственного музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки. В юбилейные лемешевские даты он всегда открывает экспозиции музея, приуроченные к ним.

Герои Лемешева – о них так много сказано, но, наверное, только И.Г. Кадиной – талантливой московской художнице – как никому удалось донести сценические образы артиста. Это Ленский и Герман, Вертер и Альфред, Герцог и Ромео. Вот где воочию представляешь величие певца. Смотришь на гравюры художницы и подсознательно слышишь чарующий голос артиста. Добрые дружеские шаржи, они делались на многих современников. Не обошел стороной этот жанр и Лемешева. Знаменитые Кукрыниксы также оставили свой след в изображении певца.

Так уж случилось, что кисть художника зафиксировала лик Лемешева в разные моменты его жизни. В 1976 году к образу артиста обратился Александр Максович Шилов. Перед нашим взором – убеленный сединой артист. Глубокий взгляд, степенность и, невзирая на преклонный возраст, по‑прежнему красивое лицо. Вот как художник описал свою работу над портретом: «Горжусь и счастлив, что судьба свела меня с великим певцом. Имя его для нашей семьи было святым и являлось эталоном исполнительского искусства. Общаясь с Сергеем Яковлевичем Лемешевым в течение двух месяцев работы над портретом, я проникся светом его доброй души. Для меня Сергей Яковлевич пример служения искусству и людям».

В 1952 году образ Лемешева привлек к себе молодого скульптора Федора Андреевича Никулина. Это единственный прижизненный скульптурный портрет певца. По воспоминаниям друзей, Лемешев был доволен этой работой. Она хранится в фондах Театрального музея Санкт‑Петербурга. Впоследствии к образу певца Никулин обращался неоднократно.

 

Художница

 

Живопись – этот жанр искусства вошел в духовный мир Лемешева в ранней юности. Еще обучаясь в доме Николая Александровича Квашнина, Сергей Яковлевич познакомился с главным художником его школы Дмитрием Ниловичем Воробьевым. Любил бывать в его мастерской. Картинами, акварелями, рисунками самого Квашнина и его жены Евгении Николаевны были украшены стены красавца‑дома.

Здесь юный Сергей позировал своей первой учительнице по пению Евгении Николаевне. Долгие годы этот портрет хранился в доме Екатерины Михайловны Прилуцкой, но, к сожалению, был выкраден одной поклонницей под предлогом создания музея певца в Москве.

Самый живой интерес до конца своих дней был у Сергея Яковлевича к творческому наследию передвижников.

По воспоминаниям его жены Веры Николаевны, Сергей Яковлевич очень часто ходил в Третьяковскую галерею. Полотна Саврасова, Шишкина, Крамского, Ярошенко и многих других художников являлись для него вдохновением для создания образов. Мир красок и героев картин возбуждал его воображение.

Но, пожалуй, самыми дорогими картинами в памяти певца были пейзажи его малой родины.

Желание иметь их у себя дома запечатленными на холсте никогда не покидало Сергея Яковлевича.

И вот как‑то в один из очередных приездов на родину (1952 г.), прогуливаясь по лугу у реки, он увидел девушку с мольбертом. Она была так увлечена работой, что даже не заметила подошедшего сзади прохожего, да и если бы заметила – не обернулась. В работе над этюдами на пленэре это привычное дело.

Сергей Яковлевич долго следил за движением кисти художницы. И все же не выдержал и обратился к ней. Каково же было удивление девушки, когда она увидела перед собой Лемешева. Они познакомились и подружились. Ее этюды понравились Сергею Яковлевичу. Он заказал ей некоторые из них. Так началась их дружба.

Когда в 1986 году открылся музей Сергея Яковлевича на его родине, она снова приехала сюда. Так у меня завязалось знакомство с удивительно скромным человеком, московской художницей Татьяной Власьевной Бочаровой.

Немного позже я побывал в ее мастерской и увидел несколько десятков ее работ, на которых я узнал до боли знакомые места. Это была малая родина Лемешева.

По моей просьбе Татьяна Власьевна подарила музею тринадцать живописных работ. Теперь они являются неотъемлемой частью экспозиции музея Сергея Яковлевича на его родине в Князеве.

Еще в пору моего директорства в музее при проведении экскурсий меня часто просили рассказать о художнице Бочаровой. И, работая над этой книгой, я не мог обойти стороной рассказ о жизни и творчестве замечательной художницы.

Татьяна Власьевна Бочарова родилась в 1926 году в селе Руднево Тульской области. Ее отец, Влас Дмитриевич, по призванию был художник‑любитель, окончил гимназию в Щекинском районе Тульской области. Культура рода Бочаровых берет свое начало от прадеда Абрама – замечательного резчика по дереву.

Дед Татьяны Власьевны, Дмитрий Алексеевич, служил в имении Льва Николаевича Толстого в Ясной Поляне и был лично знаком с ним. После окончания гимназии Власа Дмитриевича направляют на курсы судей в Тулу. Сюда же он перевозит свое семейство. Многое в духовное воспитание привнесла и мать Татьяны Власьевны – Ольга Федоровна, в девичестве Шахова. По образованию культурный работник, она приучила своих детей к книгам, музыке, театру. Первые самые юные годы в школе связаны у Татьяны с любимой учительницей Екатериной Яковлевной Павловой. Ее уроки литературы и русского языка на всю жизнь запали в память.

1939 год стал для семейства Бочаровых переломным в судьбе. Власа Дмитриевича избирают в Верховный суд РСФСР, и семейство снова меняет место жительства. Теперь им становится Москва.

В 1944 году Татьяна оканчивает школу – и, снова как подарок судьбы, встреча в последние два года обучения с человеком незаурядным, преподавателем русского языка и литературы, внучкой Федора Тютчева, Анной Дмитриевной Тютчевой. Художественная натура Татьяны проявилась в полную силу, когда Анна Дмитриевна поставила пьесу А.Н.Островского «Снегурочка».

Поскольку школа была женская, то все роли играли девочки. Татьяне досталась роль Бобылихи. Она же была и художником спектакля. Музыкальным сопровождением спектакля стала музыка П.И.Чайковского.

В то время семья проживала в доме, где жили актеры М. Астангов, А. Лукьянов, Л. Леонидов. Кто‑то из них был на спектакле школы и высоко отозвался о нем и об игре Татьяны. Предложили также представить ее В.И. Качалову на предмет поступления в Школу‑студию МХАТ. Как знать, как сложилась бы судьба Татьяны Власьевны, если бы не убеждение отца.

Оставалась живопись. Еще в девятом классе Татьяна показала свои рисунки главному художнику МХАТа И. Гремиславскому, который посоветовал ей поступить в художественный вуз.

Так после окончания школы Татьяна поступает на подготовительное отделение в Институт декоративно‑прикладного искусства на отделение художественной обработки стекла и оканчивает его в 1951 году

Уже в 1952 году ее принимают в московское отделение Союза художников. Но осенью институт разделяют на ленинградское и московское отделения.

В это время в Москве организуют институт «Аэропроект» по проектированию новых аэровокзалов по Советскому Союзу. Здесь Татьяна Власьевна принимает активное участие в проектировании и непосредственном изготовлении витражей для Львовского, Красноярского и Рижского вокзалов.

В 1956 году мастерскую «Аэропроект» ликвидируют, и Татьяна Власьевна поступает на работу в Художественный комбинат на Волхонке. Там она занимается витражами для ипподромов по проекту И.В.Жолтовского, а в 1960 году получает задание по изготовлению витражей в Артеке (архитектор А. Полянский).

В 1961 г. A.A. Дейнека приглашает ее в группу для участия в оформлении вновь строящегося Дворца советов на Ленинских Горах. Однако работа по решению правительства была остановлена. Эскизы витражей ушли в архив.

Около 60 работ Татьяны Власьевны Бочаровой – а это мозаика, витражи, рельефы и роспись – украшают здания городов России.

Прошло много лет, а художница помнит своих учителей, тех, кто дал ей путевку в жизнь, – это Я.М.Соколов, В.Ф.Васин, Е.Ф.Зернова, А.Д.Гончаров, В.А.Фаворский, А.А.Дейнека.

И все же лемешевские места, встречи с Сергеем Яковлевичем Лемешевым запали в душу Татьяне Власьевне как самые дорогие воспоминания жизни.

Она ежегодно приезжает на лемешевские праздники, посещает места, где когда‑то встречалась с великим артистом, где завязалась их дружба, памятью о которой она всегда дорожит.

 

В наследство талант…

 

В своей книге «Путь к искусству» С.Я. Лемешев с любовью пишет о дочери Маше. Как сложилась ее судьба, какой путь избрала дочь певца – об этом меня часто спрашивают многие почитатели таланта Лемешева. Сегодня я и хочу рассказать вам о своих впечатлениях от встреч с Марией Сергеевной. Впервые я услышал о Марии Сергеевне от ленинградских театралов еще в годы своей учебы. Я знал, что она солистка Московского камерного музыкального театра, который возглавляет Борис Александрович Покровский. В 1984 году во время гастролей театра в Ленинграде мне в первый раз посчастливилось встретиться с Марией Сергеевной. Было это перед началом спектакля – оперой Дж. Россини «Брачный вексель».

Невысокая, миниатюрная – она сразу же напоминала Сергея Яковлевича, которого мне пришлось знать лишь по фильмам и фотографиям. Высокий лоб, большие выразительные глаза, типично «лемешевский» нос, мягкий овал лица – такой я впервые увидел дочь Лемешева. А через некоторое время уже слушал ее из зрительного зала. Мария Сергеевна пела партию Фанни. Ее героиня шутила, балагурила, играя гибким легким голосом, не скупясь, раздаривала жемчужные россыпи своего дара и прекрасной вокальной музыки Россини. Вспоминая и анализируя сейчас пение Марии Сергеевны, я сравниваю его с записями выдающейся русской певицы начала двадцатого столетия Е.А. Вронской… Ее пение, уникальная техника стаккато чем‑то близки Марии Сергеевне.

Мария Лемешева в роли Фанни в спектакле «Брачный вексель»

 

Наверное, судьба дочери Лемешева и не могла сложиться вне сцены. К этому вел и унаследованный природный дар не одного только отца. Мать – народная артистка РСФСР, в прошлом выдающаяся певица, солистка Большого театра Ирина Ивановна Масленникова. Она и была вокальным педагогом Марии в ГИТИСе. Окончив институт, Мария Сергеевна работала в Воронежском театре оперы и балета, исполняла главные оперные партии.

В 1972 году народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий Б.А. Покровский основал в Москве камерный музыкальный театр. Он и пригласил Марию Лемешеву в только что созданный коллектив. Работа в Воронежском театре не прошла даром: уже первые роли в камерном утвердили ее как певицу думающую, эмоциональную, гибко воспринимающую режиссерский замысел.

Пресса высоко оценила ее работы в спектаклях «Похождения повесы» И. Стравинского (партия Энн), «Не только любовь» Р. Щедрина (партия Нюры), «Много шума из‑за сердец» Т. Хренникова (партия Геро), «Скупой» В. Пашкевича (партия Любины). Подлинным откровением стала партия Прасковьи Петровны в опере М. Таривердиева «Граф Калиостро» по мотивам одноименного рассказа

А. Толстого. С каким блеском играет актриса свою героиню! Она проводит спектакль как бы на одном дыхании, очаровывая зрителя певческим талантом, актерским мастерством, женским обаянием.

В декабре 1985 года Мария Лемешева выступила в моноопере «Ожидание», специально для нее написанной Микаэлом Таривердиевым. Газета «Вечерняя Москва» писала: «Оркестр здесь тоже соучастник действия, но более деликатный постановщик расположил его за тюлем в глубине сцены, как бы уступая главное место певице М. Лемешевой, талантливой актрисе, в совершенстве владеющей своим серебристым голосом. С глубоким чувством создает она образ современной женщины, трогательно верящей в свое жизненное счастье».

Московскому камерному музыкальному театру сорок лет, столько же на его сцене певица Мария Лемешева. Вместе с театром она побывала на гастролях во многих городах России и ближнего зарубежья. Ее таланту рукоплескали Франция, Англия, Италия, Германия, Финляндия, Польша, Югославия, Чехословакия, Япония, Америка. Всюду ей сопутствовал успех. А иначе и не могло быть: настоящий талант всегда ценится. В 1998 году Мария Сергеевна удостоена звания заслуженной артистки России.

Мария Сергеевна Лемешева высоко чтит память своего отца. Узнав о созданном на его родине музее, она с 1987 года регулярно посещает его, пополняет музейные фонды новыми экспонатами. С 1992 года Мария Сергеевна является почетным гостем Лемешевских праздников песни.

Истинное проявление любви к своим корням выразилось у нее и в покупке дома на родине отца в деревне Князево. Дом этот, как и многие лемешевские места, стал сейчас своего рода памятником культуры, бережно хранящим память о великом русском певце Сергее Яковлевиче Лемешеве.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: