Жилищный кризис в развивающихся странах
Обеспечение жильём достаточного качества ещё одна серьёзная проблема развивающихся стран. Выделяются как минимум четыре аспекта управления жилищным фондом:
· качество жилья пригодной для употребления водой, канализацией, электричеством и пространством;
· количество жилья - наличие достаточного количества жилья, соответствующего спросу;
· пригодность и доступность жилья;
· владение жильём (личное жильё либо аренда).
Существует несколько путей решения жилищной проблемы:
· господдержка строительству жилья собственными силами для малообеспеченных граждан
· выделение субсидий на жилищное строительство;
· гибкие кредиты для помощи жителям трущоб;
· модернизация трущоб в центральных частях городов;
· улучшение частного и государственного арендного жилья;
· поддержка частного сектора/малого бизнеса, осуществляемого в домах;
· территориальные и обслуживающие схемы;
· поддержка общественных схем;
· создание сети учреждений здравоохранения и образования.
Дома городских бедняков
Правительства развивающихся стран не способны решать их жилищные проблемы, даже если подобные попытки проводились. Лучшее, что они могли бы сделать в условиях тотальной нищеты, это улучшить условия жизни. Они должны попробовать:
· сократить число людей, проживающих в плотности более 1,5 человека на комнату
· обеспечить доступ к электричеству и питьевой воде
· улучшить санитарные условия
· препятствовать переезду семей на территории, проживать на которых опасно для жизни
· поддерживать домохозяйства с целью улучшения качества их помещений
Разумный подход - сносить трущобы как можно реже, так как каждая семья с отселённых земель нуждается в переселении, при этом оно оказывает на них пагубное влияние. Правительства должны также не допускать строительства формального жилья для беднейших слоёв населения. Рационально правительства должны попытаться модернизировать жильё низкого качества, обеспечив его инфраструктурой и услугами надлежащего качества.
|
В развивающихся странах нет лёгкий путей решения городских проблем, потому что низкокачественное жильё - лишь одно из проявлений всеобщей бедности. Достойное жильё никогда не будет построено из-за широко распространённой нищеты.
Городское сельское хозяйство
Фраза "городское сельское хозяйство" первоначально звучит как противоречие в терминах. Однако значимость этого явления в странах третьего мира за последние 20 лет возросла. Доказательства, что в некоторых городах сельскохозяйственная земля может занимать до 35% от общей площади города, в сельском хозяйстве может быть занято до 36% населения города, городское сельское хозяйство может обеспечивать до 50% потребностей горожан в свежих овощах.
НОВЫЕ ГОРОДА
Для более развитых стран имеется множество вариантов. С одной стороны, появляются новые городки и крупные города, такие как Бразилиа в Бразилии, Канберра в Австралии, Седжон в Южной Корее. Седжон - проект стоимостью 42 миллиардов $, целью которого было уменьшить значимость Серла как столицы Кореи к 2020 году. Перемещение столицы необходимо для облегчения тотальной перенаселённости Сеула, перераспределения богатства государства и уменьшения опасности нападения со стороны Северной Кореи. Предыдущее развитие концентрировало в Сеуле большое количество денег, сил и примерно половину населения Кореи. Строительство началось в 2007 году. Ещё один впечатляющий проект - город Путраджая в Малайзии.
|
Устойчивое развитие в Куритибе
Куритиба - город на юго-западе Бразилии - яркий пример устойчивого развития города. Он испытал быстрый рост населения с 300 000 в 1950 году до свыше 2,1 милионов в 1990 году, но сумел избежать всех проблем, обычно ассоциируемых с этим. Этот успех был достигнут во многом благодаря инновационному планированию:
Общественный транспорт преобладает над частными автомобилями
· Окружающая среда используется, а не изменяется
· Дешёвые, низкотехнологичные решения используются вместо некоторых высокотехнологичных
· Развитие проходит через участие граждан (развитие снизу вверх) вместо развития сверху вниз (централизованное планирование)
Транспорт
Транспорт в Куритибе высоко интегрирован. Сеть дорог и система общественного транспорта имеют структурные оси. Это позволяет городу расширяться с сохранением тесной связи между магазинами, рабочими местами и жилыми домами. В городе есть пять основных осей трёх параллельных дорог:
· экспресс-трасса - центральная дорога с двумя автобусными полосами;
· основные трассы;
· дороги местного значения.
Система массового транспорта Куритубы базируется на автобусах. Межрайонные и фасадные автобусные маршруты дополняют автобусные экспресс-полосы движения вдоль структурных осей. Всё здесь направлено на увеличение скорости поездок и удобств пассажиров:
|
· Единый тариф позволяет пересаживаться с экспресс-маршрутов на межрайонные и местные автобусы;
· Очень широкие двери позволяют пассажирам быстро сесть в автобус;
· Двойные и тройные автобусы позволяют быстрее ездить в часы пик.
Рационализация автобусной системы была экономичной, а также устойчивой. Строительство метро стоит до 80 миллионов долларов на километр путей, тогда как экспресс-пути автобусов стоили всего 200 000 долларов на километр. Автобусные компании платят за количество километров дороги, которой они пользуются, вне зависимости от количества пассажиров. Это обеспечивает транспортную доступность всех районов города.
РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО
Жильё
Территории со стихийными постройками в Рио могут быть снесены без предупреждения. Однако власти не смогли предоставить достаточно альтернативного жилья, что привело к тому, что фавелы были построены снова. Сейчас власти разрешили этим постройкам стать постоянными.
Фавела "Проект Баирро" ("Соседский/Районный Проект") стартовал в Рио в 1994 году. Он был направлен на признание фавел официальными районами города с собственным правом и обеспечение их населения необходимыми услугами. Были выбраны примерно 120 фавел среднего размера (по 500-2500 хозяйств). Начальная стадия проекта была направлена на антропогенную среду, стремясь обеспечить:
· вымощение улиц и присвоение им имён
· поставляющие воду канализационные/дренажные системы
· детские сады, организации досуга и спортивные площадки
· переселение семей, проживавших до настоящего времени в местах, опасных для жизни, в частности, на землях, подверженных оползням
· канализирование рек для прекращения смены их русел
Следующая фаза проекта была предназначена для включения жителей в основное общество и недопущения среди них преступности. Это было сделано с помощью:
· повышения занятости, в частности, путём создания кооперативов портных, уборщиков и строителей, и помощи им в установлении на рынке труда;
· улучшения образования и обеспечения населения курсами, связанными с информационными технологиями;
· получения горожанами доступа к кредитам, благодаря которым они смогут купить материалы и отремонтировать своё жильё.
Этот проект был использован как образцовый проект такого типа. Также власти помогают людям стать владельцами своих домов.
Гористый рельеф Рио подразумевает, что ь нет большого количества пространства для постройки жилья. В результате этого развитие децентрализуется, перемещаясь в создающиеся города-спутники, такие как Барра-да-Тижука. Барра пример децентрализации богатых и высших классов.
Важное место в развитии занимают попытки улучшить качество системы образования. "Школьные друзья" стимулируют среди людей общества волонтёрство с помощью их навыков для улучшения возможностей, предлагаемых их местными школами. "Школьные гранты" ежемесячно дают финансовые поощрения малообеспеченным семьям, чтобы их дети остались в школах.
Росинья- центральная фавела с населением порядка 200 000 человек. Более 90% строений в настоящее время построены из кирпича, обеспечены электричеством, водопроводом и канализационной системой. Росинья имеет собственные газеты и радиостанцию. Здесь есть продуктовые магазины и магазины одежды, салоны видеопроката, бары, туристическое агентство, одно время здесь даже был МакДональдс. Многие из этих инноваций и достижений результат расположения России вблизи развитых районов, таких как Сан-Конраду и Копакабана. Многие жители Росиньи работают на этих богатых территориях, окружают их Росинью, и хотя их ежемесячные доходы довольно низкие, они не ниже, чем где-либо ещё в городе и во всей Бразилии. Эти регулярные доходы позволили местным жителям улучшать условия жизни собственными силами.
Транспорт
Эффективная автобусная служба, охватывающая все районы города и имеющая цены в пределах досягаемости всех людей 0,5$ за одну поездку. Наряду с организованными автобусными службами маршрутки функционируют на протяжении всех наиболее популярных маршрутов и берут за поездку такую же цену.
Система метро была построена и в настоящее время расширяется. Билеты в одну сторону стоят 0.66$. В настоящее время для большинства людей метро не является альтернативным транспортом, и оно недостаточно большое.
Линия Вермелья и Линия Амарела - две крупные дороги, которые были построены с целью решения проблемы пробок. Однако индикаторы показывают, что число машин на дорогах начало возрастать с момента их строительства, что уменьшает долгосрочное воздействие наличия этих дорог на ситуацию с пробками.
Загрязнение воды
Большая работа проделана Рио по улучшения систем канализации. Оздоровительная очистка должна также помочь возродить озеро ЛагоаРодригу-ди-Фрейташ, где в настоящее время установлено 4 километра новых канализационных труб.
Тематическое исследование: городские изменения в Шанхае
В течение 700 лет Шанхай был одним из крупнейших портов Азии, и его история на разных этапах активно менялась. Он процветал до 1949 года, когда Китай закрыл его для торговли с западом. Это изменило Шанхай из мирового центра производства и торговли внутренние-ориентированным городом. В течение 1970-х Китай начал постепенное снова открывать свою экономику для мира, и Шанхай был объявлен одним из 14 открытых городов. Шанхайская Экономическая Зона была создана в 1983 году, и в начале 1990-х была начата амбициозная программа восстановления, особенно в восточных внутренних районах вокруг Пудонга.
С начала экономических реформ в Китае в 1978 году от 150 до 200 миллионов китайцев переехали из сельской местности в города. Возможно, это крупнейшая миграция населения в истории человечества. Сейчас в Китае свыше 100 городов-миллионеров. Население Шанхая составляет свыше 17 миллионов человек, и ожидается его рост до 23 миллионов к 2020 году. Шанхай развивался на плоской, низинной аллювиальной равнине на берегах реки Янцзы. Шанхай также расположен на месте слияния рек Хуангпу и Сучжоу - это подразумевает идеальное расположение для развития судоходства и торговли. Начиная с 1844 года британские, французские, американские и японские торговцы присвоили себе земли в Шанхае. До 1920 года это был крупнейший и наиболее важный китайский город, однако после окончания Второй мировой войны и последующей Коммунистической Революции в 1949 году иностранное влияние снизилось.
Экономические изменения
В промежутке между 1949 и 1976 годами политические программы, такие как Большой Скачок (1958-1960) и Культурная Революция (1966-1976), уделяли мало внимания сельским регионам, иностранному влиянию и капиталистическому развитию. В течение этого периода более 1 миллиона человек вернулись в деревню.
Однако в 1979 году было создано первое поколение Особых экономических зон. Хотя Шанхай не был одной из них, он извлек выгоду из ослабления жилищных ограничений, таких, например, как разукрупнение и пересдача жилья в наем.
В 1984 году Шанхай был объявлен открытым для иностранного развития. Для большей части следующих 20 лет рост экономики Шанхая составил более 12% в год. В 1990 году в районе Пудонг был создан новый центральный бизнес-район. Банки, фондовые биржи и страховые компании переместились сюда. К 2000 году свыше 3000 небоскрёбов были построены, включая шанхайский финансовый центр. Имея на 1990 год установившуюся сильную индустриальную базу, город был удачно размещён для извлечения преимуществ из новых возможностей, которые даёт глобализация. Он стал крупным центром экспорта производства, основанного на автомобилестроении, биотехнологиях, химической и сталелитейной промышленности, и сектор сферы услуг (торговля, финансы, недвижимость, туризм, электронная коммерция) помог ему разнообразить его экономику. Между 1990 2000 годами Шанхай вновь стал одним из глобальных городов. Были привлечены иностранные инвестиции. Свыше половины мировых 500 ведущих транснациональных корпораций 57 из крупнейших промышленных предприятий расположены в Шанхае, внося в ежегодный региональный уровень экономического подъёма свыше 20% 20%, что вдвое больше национального ежегодного роста. В 2009 году Шанхай стал седьмым по численности населения городом мира, его население насчитывало 15 миллионов человек.
C 1990 года городской сектор промышленности неуклонно сокращается, теряя почти миллион рабочих мест, тогда как сектора бизнес-услуг, финансовых и жилищных услуг неуклонно растут. Растущий спрос на высококвалифицированный труд привёл к дальнейшей иммиграции людей в город, что в свою очередь привело к увеличению неравенства между богатыми и бедными. Опыт Шанхая является подтверждением гипотез, согласно которым, статус глобального города неизбежно приводит к увеличению разницы между богатыми и бедными.
В 2006 году был открыт глубоководный порт Яншань с целью размещения крупных кораблей, которые не могут войти в реки Хуангпу и Сучжоу. Янгшан был построен на острове в 40 километрах на юго-восток от Шанхая и соединён с ним 35-километровым мостом. Сегодня это один из крупнейших портов в мире.
В настоящее время Шанхай - город-государство в составе Китая. Он частично расположен в дельте реки Янцзы - наиболее быстрорастущим урбанистическом районе мира, состоящего из 16 глобальных городов, включая Шанхай. Население этой территории составляет 75 миллионов человек, она приносит 25% валового национального дохода Китая, половина из них - иностранные инвестиции. Город характеризуется как крупнейшая постройка в мире: 4000 зданий с более чем 24 этажами было построено на 2010 год.
Жильё и демографические вопросы
Наиболее остро стоят проблемы нехватки жилья и его переполненности. Почти половина населения живёт в менее чем 5% общей площади, в центральном Шанхае площадь населения составляет 40 000-160 000 человек на квадратный километр. Давление на население вызвано иммиграцией в город, переполненностью, разницей между благополучием и социально опасным положением Шанхайского "плавающего населения". Начиная с 1990-х целые районы были снесены. Свыше двух миллионов человек переехали в пригороды, чтобы жить в лучших жилищных условиях. Многие более бедные люди не знали о имеющихся у них правах. С ростом цен на собственность они не получали достаточной компенсации. Им не было представлено альтернативного жилья в их старых районах.
Власти Шанхая приняли ряд важных мер по решению этих проблем:
· комбинация широко распространённого семейного планирования и медицинской поддержки, которые контролировали бы уровень рождаемости среди молодых иммигрантов;
· принудительное устройство на работу;
· образовательные инициативы с целью улучшения возможностей иммигрантов по трудоустройству.
Эти инициативы помогли уменьшить плотность населения в центральных районах города и увеличить в пригородах и городах-спутниках, таких как Сонгджианг. Это была успешная стратегия, хотя для многих людей, сменивших место жительства согласно политике децентрализации, длинная дорога доработа в центре города не является преимуществом.
Экономический подъём привлёк часть увеличивающегося числа китайцев, живущих за границей, и иностранных мигрантов в Шанхай. Многие из них живут в роскошных, охраняемых апартаментах.
Вода и качество воздуха
Качество воды Шанхае беспокоит: перехватывается, обрабатывается и утилизируется менее 60% сточных и ливневых вод и менее 40% канализационных потоков. Утилизация отходов - также большая проблема: каждый день в реку Хуангпу поступает до 4 миллионов кубометров необработанных отходов человеческой жизнедеятельности. Строительная отрасль производит 30 000 тонн строительного мусора в день, и городские свалки достигли максимального размера. Тем не менее, с 1990 года здесь наблюдается улучшение санитарных условий, большинство домов имеют доступ к водопроводной воде, электричеству и средствам по очистке отходов. Городские естественные отходы используются в соседних сельских регионах как удобрение.
Шанхае самый высокий уровень смертности от рака в Китае, до недавнего времени он был также известен как один из десятки самых загрязнённых городов в мире. Промышленность производит свыше 72% выбросов углекислого газа, 9% выбрасывается транспортными системами, остаток приходится на домохозяйства. Теплоэлектростанции вырабатывают 75% электроэнергии Китая, но являются источниками серьёзных выбросов твёрдых пылевых частиц, оксидов азота и диоксида серы.
Выбросы транспортных средств более вредны при интенсивном солнечном освещении, когда формируется фотохимический смог. Его продуктом является низко- концентрированный озон, вредный раздражитель, вызывающий трудности с дыханием. Усилия по снижению уровня загрязнения воздуха были в целом успешными: выбросы оксидов азота сократились с примерно 40 частиц на миллион до 32-х, а выбросы диоксида серы снизились с 50 частиц на миллион до 32-х за аналогичный период. Уменьшение концентрации твёрдых частиц является более сложной задачей.
Власти реагируют на проблемы загрязнения природы путём усовершенствования
транспортных систем и попытками ограничить рост числа частных автомобилей.
Транспорт
Власти Шанхая вкладывают значительные суммы в транспорт. Через реку Хуангпу и под ней были построены восемь тоннелей и четыре моста. Шанхайская система метро с ежедневной пропускной способностью в1,4 миллион человек, сейчас связана аэропортом Пудонг самым быстрым в мире коммерческим поездом, левитирующим на магнитной подушке - МАГЛЕВ -, способный достигать скорости до 431 километра в час. Другие стратегии по улучшению безопасности были пешеходизация и сокращение числа велосипедов, в настоящее время оцениваемое в 9 миллионов и являющееся причиной множества дорожных инцидентов. Были введены автобусные трассы, а также было создано свыше 150 километров велосипедных трасс. Шанхай создал систему метро в 1995 году. Международный аэропорт был построен в 1999 году, в 2008 году введён в эксплуатацию второй терминал. Его планируется увеличить в четыре раза к 2015 году.
Прибрежные наводнения
Как и многие мировые порты, Шанхай находится под угрозой прибрежных наводнений, в частности, из-за его низкого расположения всего в 4 метрах над уровнемморя, но также из-за муссонов и тропических циклонов. В будущем стихийные бедствия будут усугубляться в связи с изменениями климат и возможностью повышения уровня моря. Эти проблемы смешаны с проседанием грунта, которое вызвано переполнением грунтовых вод и большого веса высотных зданий. Шанхай опустился в воду на 2,6 метра с 1921 по 1965 год, а к 2002 году - только на 10,22 миллиметра.
Шанхайский генеральный план
В 2002 году был принят новый Генеральный План Шагая на 2000-2020 годы. Он охватывает всю территорию города и развитие городов-спутников (новых городков). Последнее нужно для уменьшения пробок и плотности населения в центральном Шанхае.
Донгтан
Донгтанрасположен на аллювиальном острове Чонгминг. Это новый город, спроектированный без производства каких-либо отходов и с использованием чистых возобновляемых источников энергии, таких как ветер, солнце, биотопливо. На крышах зданий должна расти трава, а осадки - собираться. Город был спланирован компактным и свободным от машин - его жители будут добираться на работу, в школу, магазины и т.д. пешком или на велосипедах. Сообщение с центром Шанхая, расположенным в 50 километрах, осуществляется в том числе по новым мостам и тоннелям.
Однако эти пути сообщения приведут к смене устойчивого эко-города с пригородами среднего класса для шанхайских рабочих. Они будут также привлекать дачные дома и дома для пенсионеров.
Преимущества Донгтана:
· Жильё будет включать бюджетное жильё, а также роскошные квартиры
· Отходы будут очищаться вместо слива в реку Янцзы
· Будет использоваться возобновляемая энергия, в особенности, солнечные панели и ветровые турбины
· Продукты будут частично получаться от местных фермеров и рыбаков - около 1/3 территории Шанхая в настоящее время используется для производства пищи, и примерно миллион человек до сих пор работают на земле
· Сельское хозяйство станет более эффективным благодаря использованию органических удобрений
· Будет налажена прямая связь между местными фермерами и ресторанами Шанхая
· Будет поощряться агротуризм на время выходных
Проблемы, связанные с Донгтаном:
· Возможны конфликты из-за водных ресурсов - планируемые к постройке гольф-клубы будут использовать большое количество воды
· Первая очередь строительства в Донгтане - к 2016 году - построились, в основном, туристические объекты, что далеко до экологичного использования
· Маятниковая миграция Шанхая неизбежно приводит к созданию "тесто для среднего класса"
· В результате развития города природные территории пресноводных маршей,соляных маршей и приливных бухт испытают сильное антропогенное давление
Быстрое развитие Шанхая представлено властями и проектировщиками с некоторыми проблемами, не все из которых были решены. Вопрос в том, примет ли Шанхай принципы устойчивого развития при росте такими быстрыми темпами.