Попытка «бегства» в произведении В.Железникова «Чучело»




Мотив «бегства» в литературе 80-90-х годов

Попытка «бегства» в произведенииГ.Щербаковой «Вам и не снилось»

 

Повесть о первой любви, которая может существовать только в пятнадцать лет, произрастая на благодатной почве молодого счастья, юной искренности и пронзительной трогательности.

(вышла в печать в 1982 году.)
В центре повествования - крепнущая с каждым днем любовь двух подростков. Но против чувства Романа и Юли сплоченным фронтом выступают родители. Щербаковой важно проследить, как Противостояние юной любви родительскому равнодушию, ревности и закомплексованности.

В центре внимания становится конфликтдетьми и родителями по причине юношеской любви.

Подростковая первая любовь - чувство всегда романтическое,уязвимое, хрупкое, остающееся в душе на всю жизнь. Любовь Романа и Юли так чиста и красива, что некоторые взрослые относятся к ней с уважением и пониманием.

Противостояние родителей только помогает этим чувствам окрепнуть, пройти испытание на прочность. Мы видим все этапы зарождения и развития первой любви: встречи, свидания, беседы ни о чем, серьезные разговоры о будущей жизни, трепетные объяснения в любви, ревность, глубокие переживания в разлуке. Главное внимание писательницы сосредоточено на чувствах, которые испытывают подростки, начинающие понимать родительский замысел.

Большую популярность повесть приобрела из-за актуальной проблемы – значимости первой любви в становлении личности человека

Щербакова утверждает, что любовь, даже юная, неокрепшая, обладает неимоверной силой: она дает любящим друг друга способность противостоять враждебному миру. Это и доказывает нам история подростков. Но любовь может в один миг обратиться своей страшной противоположностью - ревностью, может в любой момент стать страшной силой в руках тех, кто не может оценить этот дар. Именно так случилось с родителями Романа и Юли. Нереализованные чувства любви, а также и реализованные (любовь матери к сыну), способны убить состоявшуюся любовь.

Единственный из взрослых, кто понимает серьезность чувств ребят,– классный руководитель Татьяна Николаевна. Будучи юной, Таня, поддавшись увещеваниям мамы, отказалась от своей первой любви. Прошли годы, и Татьяна заплатила за тот отказ одиночеством. Вот и пытается она «достучаться» до родителей своих учеников с просьбой о невмешательстве. Частично Татьяне это удается – отец Ромы и мать Кати смогли понять первую любовь своих детей. Но мама Ромы остается непоколебимой. Она сначала увозит сына летом на юг, потом переводит его в другую школу, а поняв, что чувства Ромы не остыли, отправляет его подальше от неугодной девчонки в Ленинград – ухаживать за якобы пережившей инсульт бабушкой.

 

 

В повести присутствует мотив бегства: роман понимая, что он предан близкими, прибегает к попытке отчаянного самоубийства.Рома был намерен покинуть реальный мир, понимая, что близкие лишают его шансов на счастье

К сожалению, именно поэтому сложнее простить предательство, тем более предательство близких. Родители Ромы и Юли не поняли мятущиеся души своих влюблённых детей, из-за своих молодых обид и недосказанностей не поняли, не захотели понять детей. И если мама Юли в конечном итоге отступает, то мама Ромы упражняется в коварстве до последнего. Как жаль, что подчас слепая родительская вера в неподвластные логическим построениям идеалы, может разрушить судьбы.

Попытка «бегства» в произведении В.Железникова «Чучело»

В маленький городок Поленовоприезжает двенадцатилетняя Лена Бессольцева, к своему дедушке, одинокому, мягкому и доброму человеку. Николай Николаевич Бессольцев занимается поиском и собиранием картин, когда-то написанных его дедом, крепостным и неизвестным художником. Бессольцев видит в этом занятии единственную цель и радость в жизни. Однако приехавшая к нему внучка быстро становится для него новым утешением и смыслом.

В новой школе, куда поступает учиться Лена, одноклассники принимают её с насмешками и относятся к ней свысока, но девочка всё равно рада общению и дружбе. У неё завязывается дружба с Димой Сомовым, самым популярным мальчиком в классе, что вызывает новые насмешки и скрытое недоброжелательство. На улице у Димы случаются конфликты с одноклассником Валькой, который ловит и сдаёт на живодёрню бродячих собак. Дима подвергается угрозам и запугиванию со стороны старшего брата Вальки. Лена во всём поддерживает Диму и восхищается его храбростью.

Незадолго до осенних каникул классу объявляют новость – на каникулах детей ожидает поездка в Москву. Дима предлагает ребятам заработать самим на поездку – помогать жителям и предприятиям, трудиться во дворах и огородах. Большинство поддерживает предложение, и работа начинается, проходит весело и дружно. Нужная на поездку сумма набирается быстро, и ребята находятся в предвкушении желанной поездки.

В последний день школьных занятий класс решает сбежать с урока в кино. Случается так, что Дима признаётся в этой шалости учительнице, Маргарите Ивановне, при этом мальчик не решается сообщить о своём поступке классу. Класс в наказание за прогул занятий лишают поездки в Москву, что вызывает у детей возмущение. Они ищут виноватого в своей среде, и Лена, видя замешательство Димы, берёт на себя его вину. Миронова, заправляющая в классе девочка по прозвищу Железная Кнопка, предлагает объявить Лене бойкот, что все поддерживают. Возражает только Васильев, изгой и затравленный в классе мальчик, тогда как Дима пытается держать нейтралитет.

 

В повести вырисовывается главной проблемой детская жестокость, способность детей быть беспощадной силой, способной растоптать и уничтожить. Из за жестокости и травли со стороны группы подростков во главе Мироновой, Лена Бессольцева вынуждена была уехать к родителям, оставив дедушку.

Даже встретив Лену на вокзале, компания подростков продолжала злорадствовать:

  • - Перед нами исторический экспонат - Бессольцева! - Впервые губы Мироновой растянулись в сдержанную улыбку, а голос зазвенел: - Она пришла за билетом!.. Она уезжает!
    Ленка резко повернулась ко всем спиной и подошла к кассе речного пароходства.
    - Точно! - крикнул Лохматый. - Она уезжает!

    - Сила победила! - радостно поддержал его Рыжий.
    - А знаете, что мы ей посоветуем? - Миронова озарилась вдохновением: - Чтобы она запомнила наш урок на всю жизнь.
    Валька, кривляясь, изгибаясь спиной, на цыпочках подбежал к Ленке и постучал костяшками пальцев по ее спине:
    - Бессольцева, ты запомнила наш урок?
    Ленка не отвечала. Она стояла не шелохнувшись.
    - Не отвечает, - разочарованно сказал Валька. - Выходит, не запомнила.
    - Может, оглохла? - пропищала Шмакова. - Так ты ее... встряхни.
    Валька поднял кулак, чтобы садануть Ленку по ее тоненькой худенькой спине.
    - А вот этого уже не надо, - остановила его Миронова, - ведь она уезжает. Значит, мы победили. Нам этого достаточно.
    - Пусть катится, откуда приехала! - крикнул Рыжий.
    И другие тоже заорали:
    - Нам такие не нужны!
    - Ябеда!

 

При этом проблемой другой стороны становится стремление выжить в коллективе, не перестать при этом быть добрым и честным, необходимость бороться и отстаивать своё право быть личностью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: