Русская трагедия XVIII века




ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ТЕКСТЫ

(Минимум для обязательного чтения)

Произведения Петровской эпохи (по хрестоматии):

Юности честное зерца­ло.

Гистория о российском матросе Василии Кариотском.

Феофан Прокопович (по хрестоматии): О поэтическом искусстве. Владимир. Плачет пастушок.... К сочинителю сатир.

А.Д. Кантемир Сатиры (I, II, III, IV, VII).

B.K. Тредиаковский Новый и краткий способ к сложению российских стихов. Элегия о смерти Петра Великого. Стихи похвальные России. Ода торжествен­ная о сдаче города Гданска. Басни.

М.В. Ломоносов Письмо о правилах российского стихотворства. Ода на взя­тие Хотина. Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петров­ны 1747 года. Разговор с Анакреоном. Петр Великий. Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния. Утреннее размышление о божием величестве. Письмо о пользе Стекла. Кузнечик дорогой, коль много ты блажен....

А.П. Сумароков О русском языке. О стихотворстве. Лирика. О благородстве. Хор ко превратному свету. Димитрий Самозванец. Трагедия. Басни.

Ф.А. Эмин Адская почта. Непостоянная фортуна, или Похождения Мирамонда.

М.Д. Чулков Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины.

В.И. Майков Елисей, или раздраженный Вакх. Оды. Басни (По выбору студента).

И.Ф. Богданович Душенька.

Лукин В.И. «Мот, любовью исправленный», «Щепетильник»

Д.И. Фонвизин Лисица-казнодей. Послание к слугам моим.... Бригадир. Недоросль.

Я.Б. Княжнин Вадим Новгородский.

В.В. Капнист Ябеда. Оды, сатиры (по выбору студента)

И.И. Хемницер Сатиры. Эпиграммы. Басни. (По выбору студента).

М.Н. Муравьев Лирика. Баллады. (По выбору студента).

Н.А. Львов Песни.

Г.Р. Державин На смерть князя Мещерского. На рождение в Севере порфи­рородного отрока. Властителям и судиям. Фелица. Благодарность Фелице. Видение мурзы. Бог. На взятие Измаила. Водопад. Мой истукан. Вельмо­жа. На пребывание Суворова в Таврическом дворце. Заздравный орел. Памят­ник. К лире ("Петь Румянцева собрался..."). Снигирь. На смерть Суворова. Лебедь. Евгению. Жизнь Званская. Река времен в своём стремленьи....

А.Н. Радищев Вольность. Письмо другу, жительстующему в Тобольске. Житие Федора Ушакова. Путешествие из Петербурга в Москву.

И.И. Дмитриев Стонет сизый голубочек. Ах! когда б я прежде знала.... Мод­ная жена. Надписи. Эпиграммы. Басни.

И.А. Крылов Почта духов. Каиб. Трумф (Подщипа). Урок дочкам.

Ю.А. Нелединский-Мелецкий Песни.

Н.М. Карамзин Лирика. Письма русского путешественника (отрывки). Бедная Лиза. Наталья, боярская дочь. Остров Борнгольм. Сиерра-Морена. Марфа-посадница. История государства Российского (в сокращении).

 

Учебники, хрестоматии

 

Буранок О.М. Русская литература XVIII века. М.; Самара, 1995.

Федоров В.И. Русская литература XVIII века. М., 1990.

Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. М., 2001.

Русская литература XVIII века: Хрестоматия / Сост. Г.П. Макогоненко. Л., 1970. Русская литература XVIII века. 1700—1775: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. М. 1979.

Русская литература последней четверти XVIII века: Хрестоматия / Сост. В.А.Западов. М., 1985.

История русской журналистики XVIII—XIX вв. М., 1973.

История русской драматургии: XVII — первая половина XIX в. Л., 1982.

История русской литературы: В 4 т. Т. 1. Л., 1980.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ТЕКСТЫ

История об Александре, российском дворянине.

В.К. Тредиаковский Езда в остров любви. Роман. Тилемахида

М.В. Ломоносов Тамира и Селим. Демофонт. Драмы

А.П. Сумароков Хорев. Синав и Трувор. Трагедии. Третейский суд. Пустая ссора. Комедии.

М.М. Херасков Россияда (отрывки). Чесмесский бой (отрывки). Школа добродетели (или другая «слёзная драма»).

Я.Б. Княжнин Хвастун.

П.А. Плавильщиков Бобыль. Комедия.

 

Исследования

 

Белинский В. Г. Кантемир. Сочинения Державина // Белинский В.Г. Полное со­брание сочинений: В 13 т. Т. 8. М., 1955.

Берков П. Н. В.В.Капнист. М.; Л., 1950.

Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977.

Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия XVII-XVIII вв. М., 1988. Буранок О.М. Драматургия Феофана Прокоповича и историко-литературный

процесс первой трети XVIII века. Самара, 1992.

Буранок О.М. Петр I и Феофан Прокопович: диалог двух культур (К постановке

проблемы) // Монархия и народовластие в культуре Просвещения. М., 1995.

XVIII век: Сборники 1—22 М.; Л.; СПб., 1935—1998 (Издание продолжается).

Вацуро В.Э. Литературно-философская проблематика повести Карамзи­на "Остров Борнгольм" // Державин и Карамзин в литературном движении XVIII — начала XIX века. Л., 1968.

Гуковский Г.А. Ранние работы по истории русской поэзииXVIII века. М., 2001.

Дёмин А.С. Русская литература второй половины XVII — начала XVIII веков:

Новые художественные представления о мире, природе, человеке. М., 1977.

Добролюбов Н.А. Русская сатира в век Екатерины II // Добролюбов Н. Собрание

сочинений: В 9 т. Т. 5. М.; Л., 1962.

Западов А.В. Поэты XVIII века: М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин. М., 1979. Западов А.В. Поэты XVIII века: А.Кантемир, А.Сумароков, В.Майков, М.Херасков. М., 1984.

Западов А.В. Новиков. М., 1968.

Западов А.В. Гаврила Романович Державин. М., Л., 1965.

Западов А.В. Русский стих XVIII — начала XIX вв.: Ритмика. Л., 1974.

Кулакова Л.И. Д.И.Фонвизин. М.; Л., 1966.

Кулакова Л.И., Западов В.А. А.Н.Радищев. "Путешествие из Петербурга в Москву": Комментарий. Л., 1974.

Кочеткова Н.Д. Формирование исторической концепции Карамзина — писателя и публициста // XVIII век: Сб. 13. Л., 1981.

Лотман Ю.М. Эволюция мировоззрения Карамзина: 1789—1803 // Учё­ные записки Тартуского гос. ун-та. Вып. 51. Тарту, 1957.

Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М.: Книга, 1987.

Макогоненко Г.П. Радищев и его время. М., 1965.

Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин: Творческий путь.М., Л., 1961.

Макогоненко Г.П. Николай Карамзин — писатель, критик, историк II Ка­рамзин Н.М. Сочинения: В 2 т. Т. 1. Л., 1984. С. 5—50.

Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986.

Осетров Е.И. Три жизни Карамзина. М., 1985.

Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977.

Павлович С.Э. Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII века. Саратов, 1974.

Панченко А.М. Русская история и культура: Работы разных лет. – СПб.: Юна, 1999.

Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. М., 1954.

Подлесова С.Е. Роль композиции в раскрытии исторической концепции Н.М.Карамзина: На материале повестей "Наталья, боярская дочь" и "Марфа Посадница" // Культура и текст: Вып. 1: Литературоведение: Часть 1. СПб.;

Барнаул, 1997. С.62—63.

Н.М.Карамзина // Проблемы изучения русской литературы XVIII века: Ме­тод и жанр. Л.,1985.

Проблемы изучения русской литературы XVIII века / Науч. ред. В.А.Западов. Вып. 1 — 8. Л., 1974 — 1990 (Издание продолжается).

Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973.

Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова. М.; Л., 1966.

Серман И.З. Державин. Л., 1967.

Смирнов А.А. Литературная теория русского классицизма. М., 1981.

Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века. Л., 1985.

Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе: Эпоха классицизма. Л., 1981.

Степанов Н.Л. И.А. Крылов. М., 1969.

Травников С.Н. Писатели Петровского времени: Литературно-эстетические взгля­ды. Путевые записки. М., 1989.

Фёдоров В.И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. М., 1979.

Ходасевич В.Ф. Державин. М., 1988.

Эйхенбаум Б.М. Карамзин // Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л., 1969.

Справочная литература

Исторический лексикон XVIII век. М., 1996.

История русской литературы XVIII века: Библиографический указатель / Сост. В.П.Степанов, Ю.В.Стенник / Под ред. П.Н.Беркова. Л., 1968.

Русская литература XVIII века: Словарь-справочник / Под ред. В.И.Фёдорова. М.,1997.

Русские писатели: Биобиблиографический словарь. М., 1971. Русские писатели XI — начала XX века: Биобиблиографический словарь / Под ред. Н.Н. Скатова. М., 1995.

Словарь русского языка XVIII века. Вып. 1 — 8. Л., 1984—1995.

Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 1. Л., 1988.

 

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Семинар № 1

САТИРЫА.Д. КАНТЕМИРА, ИХ МЕСТО В ЛИТЕРАТУРЕ КЛАССИЦИЗМА

 

План

1. Два значения термина "сатира'': принцип художественного отражения действительности и особый жанр поэзии.

2. Связь произведений Кантемира с его современностью. Обли­чение общественных пороков, пропаганда просветительских идеа­лов.

3. Художественная организация сатир.

4. Составить лексический комментарий к текстам сатир: Cатира I На хулящих учения, Сатира II На зависть и гордость дворян злонравных.

5. Сатиры А.П. Сумарокова, их отличие от сатир А.Д. Кантемира.

 

Задание

1. Найти в тексте "Эпистолы о стихотворстве" А.П. Сумарокова и выписать строки, характеризующие жанр сатиры. Выписать опреде­ление понятия "сатира" из "Краткой литературной энциклопедии", либо из "Литературного энциклопедического словаря", либо из "Сло­варя литературоведческих терминов".

2. Изучить тексты первой, второй, четвёртой и седьмой сатир Кан­темира, авторские комментарии к ним, особенности проявления лично­сти автора и его оценок явлений действительности.

3. Рассмотреть, как в сатирах Кантемира реализуются принципы изображения характеров, присущие эстетике классицизма.

Тексты

Кантемир А.Д. Собрание стихотворений. Л., 1956.

Русская литература XVIII века: 1700—1775. Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. М, 1979. С. 59—82.

Ломоносов М.В., Сумароков А.П., Тредиаковский В.К. Стихотворения. Письма. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 544 с. (Школа классики).

Русская литература XVIII века Хрестоматия / Под ред. Г.П. Макогоненко. – М.: Изд-во Просвещение, Л., Лен. отд. – 1970.

Исследования и пособия

Белинский В.Г. Кантемир // Белинский В.Г. Полное собрание со­чинений: В 13 т. Т. 8. М., 1955.

Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1978.

Прийма Ф.Я. А.Д.Кантемир // Кантемир А.Д. Собрание стихот­ворений. Л., 1956.

XVIII век: Сб. 5. М.; Л., 1962 (см. статьи о Кантемире).

Соответствующие главы учебников.

Русская литература XVIII века: Словарь-справочник / Под ред. В.И.Фёдорова. М., 1997.

Лексический комментарий - используя словари и энциклопедии, составьте пояснения к непонятным словам, к архаической (устаревшей: историзмы, мифологизмы, библеизмы) лексике. По найденному значению «непонятного» слова определите, в каком значении (прямом или переносном) употреблено это слово.

 

 

В своих произведениях Кантемир постоянно пользуется пере­носом. В противовес трактату Тредиаковского Кантемир горячо от­стаивает и применение в русской поэзии белого, нерифмованного стиха (он его называет "свободным"): "Не могу согласиться, что такие без рифмы стихи некрасивы на русском языке".

В статье "Портретная галерея русских писателей. I. Кантемир" (1845) Белинский писал:

"Кантемир не столько начинает собою историю русской литера­туры, сколько заканчивает период русской письменности. Кантемир писал так называемыми силлабическими стихами, — размером, кото­рый совершенно не свойственен русскому языку; этот размер суще­ствовал на Руси задолго до Кантемира... но содержание, характер и цель его стихов были уже совсем другие, нежели у его предшествен­ников на стихотворном поприще. Кантемир начал собой историю свет­ской русской литературы. Вот почему все, справедливо считая Ломо­носова отцом русской литературы, в то же время не совсем без осно­вания Кантемиром начинают её историю".

 

Значение Кантемира в русской литературе велико. Он был не толь­ко родоначальником нашего классицизма, но и основоположником наи­более жизненного в нём сатирического направления. Кантемир явил­ся выразителем своей эпохи, он твердо сознавал себя поэтом-гражда­нином и старался своим творчеством воспитывать истинных сынов отечества. Как представитель своей эпохи, он нарисовал в сатирах идеал нового человека и боролся с теми, кто не отвечал этому граж­данскому идеалу.

В его литературных произведениях были затронуты почти все темы, характерные для русского классицизма. Важнейшей особенно­стью литературы XVIII века является просветительская традиция, и утвердил её именно Кантемир.

Антиох Дмитриевич Кантемир не только сатирами, а всей своей литературной деятельностью воздвиг себе скромный, но бессмерт­ный памятник в русской литературе.


 


Семинар № 2-4

ОДА КАК ЖАНР В ТВОРЧЕСТВЕ М.В.ЛОМОНОСОВА, А.П. СУМАРОКОВА, Р.Г. ДЕРЖАВИНА, А.Н. РАДИЩЕВА

 

 

План

I. Реформирование силлабической системы сти­хосложения и основные этапы реформы.

II. Ода как лирический жанр

1. Место оды в системе жанров классицизма.

2. Программный характер од Ломоносова и авторская позиция в них.

3. Требования Ломоносова к оде. Разновидности оды в творчестве Ломоносова.

4. Принципы изображения человека в одах Ломоносова. Образ просвещенного монарха в представлении автора.

5. Жанровая природа од Ломоносова, их поэтико-стилистические особенности.

6.Ода Сумарокова. Причины полемики Сумарокова с Ломоносовым по поводу оды. Вздорные оды Сумарокова.

7. Личность одического поэта в произведениях Ломоносова и Державина.

8. Композиционное и тематическое единство оды Державина "Фелица".

9. Образ Фелицы, степень соответствия прототипу.

10. Новое понимание специфики и задач жанра оды в творчестве Державина.

11. Проблематика и поэтика оды А.Н. Радищева "Вольность".

12. Основные пути эволюции жанра оды в русской литературе XVIII века (Ломоносов — Державин — Радищев).

 

 

Задание:

  1. Определите место оды в системе жанров классицизма, почему Ломоносов выделил этот жанр.
  2. Рассмотрите литературную позицию и эстетические манифесты Ломоносова.
  3. Изучите поэтику торжественной оды как ораторского жанра. Определите для себя, что такое одический канон. Рассмотрите принципы одического словоупотребления: абстрактные понятия и слова с предметным значением. Изучите типологию художественной образности и особенности «понятийного мирообраза торжественной оды» (Лебедева О.Б).
  4. Определите для себя, чем отличаются духовная ода от анакреонтической.
  5. Сопоставьте оды Ломоносова, Сумарокова, Державина, Радищева и выявите жанровые черты сходства и отличия. Что вы можете сказать о поэтике жанра и его типологии?
  6. Сравнив оды Ломоносова, Державина и Радищева, раскройте специфику оды в творчестве Державина и Радищева. Сопоставьте мнения исследователей об оде как жанре классицизма и основных путях ее эволюции жанра в русской литературе XVIII века. Сделайте свой вывод.

 

ЛИТЕРАТУРА

Западов А.В. Поэты XVIII века: М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин. М., 1979.

Западов А.В. Отец русской поэзии: О творчестве Ломоносова. М., 1961.

Западов А.В. Мастерство Державина. М., 1958.

Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1978.

Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю.Н. Поэти­ка. История литературы. Кино. М., 1977. С. 227—252.

Русская литература XVIII века: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Фёдорова. М., 1997.

Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия XVII—XVIII вв. М., 1988.

Западав А.В. Поэты XVIII века: М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин. М., 1979.

История русской драматургии: XVII — первая половина XIX века. Л., 1982.

КуриловА.С. Литературоведение в России XVIII в. М., 1981.

Серман ИЗ. Поэтический стиль Ломоносова. М., Л., 1966.

Щеблыкин И.П. Михаил Ломоносов: Очерк жизни и поэтического твор­чества. М.,1969.

Семинар № 5

РУССКАЯ ТРАГЕДИЯ XVIII ВЕКА

Ломоносов. Сумароков. Княжнин

 

 

План

1. Трагедия как высокий жанр классицизма.

2. Условия и предпосылки возникновения драматургии в литера­туре последней четверти XVII — первой половине XVIII в. Проблематика трагедокомедии Феофана Прокоповича "Вла­димир", её жанровое своеобразие.

3. Патриотический пафос трагедии М.В.Ломоносова "Тамира и Селим ". Проблема исторической верности.

4. Основной конфликт в пьесе А.П.Сумарокова " Димитрий Самозванец" и особенности его решения. Художественная роль "трёх единств" в пьесе.

5. Полемическая направленность образа Вадима и темы вольного Новгорода в республиканской тираноборческой трагедии "Вадим Новгородский" Я.Б. Княжнина. Историческая концепция пьесы. "Ва­дим Новгородский" — вершина русского классицизма.

Задание:

Прочитать тексты пьес: "Владимир" Феофана Прокоповича, "Тамира и Селим" М.В. Ломоносова, "Димитрий Самозванец" А.П. Сумарокова, "Вадим Новгородский" Я.Б. Княжнина.

Тексты

Любые издания Ломоносова М.В., Сумарокова, А.П. Княжнина Я.Б.

 

ЛИТЕРАТУРА

Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века. М., 1977.

Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия XVII—XVIII вв. М.,1988. Буранок О.М. Жанровое своеобразие пьесы Феофана Прокоповича "Владимир" // Проблемы изучения русской литературы XVIII века: Метод и жанр. Л., 1985. С. 3—11.

Всеволодский-Гернгросс В.Н. История русского драматического театра от истоков до конца XVIII в. М., 1977.

История русской драматургии XVII — первой половины XIX вв. Л., 1982.

Кулакова Л.И. Я.Б.Княжнин // Русские драматурги XVIII—XIX вв. Т. 1.М.;Л, 1959.

Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1978.

Софронова Л.А. Трагедокомедия Феофана Прокоповича "Вла­димир" //Русская литература. 1989. № 3. С. 148—155.

Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. Л., 1981.

Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. М., 1979.

 

 

Семинар № 6

ПОЭЗИЯ 1770-1790-х ГОДОВ

 

ПЛАН

 

1. Общие тенденции в развитии поэзии 1770 –х годов. Эволюция школы А.П. Сумарокава.

2. Поэтический кружок Н.А.Львова и его значение для развития русской поэзии.

3. Лирика (Песни) Н.А. Львова и М.Н. Муравьева.

4. Лиро-эпическая поэма: принципы сюжетостроения и формы выражения авторской позиции.

5. Ирои-комическая поэма В.И. Майкова «Елисей, или раздраженный Вакх» и И.Ф. Богдановича «Душенька».

 

 

ТЕКСТЫ

Муравьев М.Н., Н.А. Львов Стихотворения // Русская литература последней четверти XVIII века: Хрестоматия / Сост. В.А.Западов. М., 1985.

Богданович И.Ф. Душенька // Русская литература XVIII века. / Сост. Г.П. Макогоненко. – Л., 1970. – С 449.

В.И. Майкова «Елисей, или раздраженный Вакх» // Там же.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Соответствующие разделы учебника О.Б. Лебедевой

Поэты XVIII века в 2-х т. – Л., 1972. – т. 2.

Никулина Н.Л. Николай Львов. – Л., 1971.

Кулакова Л.И. Творчество Львова 1770- начала 1780-х гг. // Проблема изучения русской литературы XVIII века. От классицизма к романтизму. Выпуск 1. – Л., 1974. – С. 45-54.

Гуковский Г.А. Ранние работы по истории русской поэзииXVIII века. М., 2001.

 

 

Семинар № 7

ДРАМАТУРГИЯ 60-80 ГОДОВ XVIII ВЕКА

 

 

План

 

1. История создания, проблематика комедии (проблема воспита­ния; проблема крепостничества; проблема государственного надзора за деятельностью помещиков; проблема положительного героя).

2. Сюжет и система образов в комедии:

а) группировка персонажей по моральному принципу; "говоря­щие" имена; роль второстепенных персонажей в комедии;

б) многотемность пьесы; основной конфликт в ней; особеннос­ти организации сюжета;

в) "Правило трёх единств" и способы создания широкой карти­ны действительности в "Недоросле".

3. Споры о характере реализма в комедии. Значение "Недоросля" для становления реализма в русской литературе.

Задание

1. Сравнить принципы создания сатирического образа и способы изображения характеров в сатирах А.Д.Кантемира и комедии Д.И.Фон­визина "Недоросль".

2. Пользуясь рекомендованной литературой, установить, какие ведутся споры о характере реализма в комедии "Недоросль". Каково ваше решение этой проблемы? Продумайте и аргументируйте свой ответ.

Тексты

Фонвизин Д.И. Собрание сочинений: В 2 Т. Т. 1. М.; Л., 1959. С. 105—178 (или любое издание комедии).

Исследования и пособия

Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977. С.212—241.

Всеволодский-Гернгросс В.Н. Фонвизин-драматург. М., 1960. Глухое В.И. Метод и образный строй комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль": К спорам о художественной природе пьесы // Взаимо­действие жанров, художественных направлений и традиций в русской драматургии XVIII—XIX веков: Межвуз. сб. науч. тр. Куйбышев, 1988.

С.19—35.

Пскович И.В. "Бригадир" и "Недоросль". Л., 1979.

Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин. М.; Л., 1966.

Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина: Из истории рус­ского реализма. М., 1969.

Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин: Творческий путь. М.; Л., 1961.

Писарев К.В. Творчество Фонвизина. М., 1954. " Рассадин С.Б. Сатиры смелый властелин. М., 1986.

Русская литература XVIII века: Словарь-справочник / Под ред. В.И.Фёдорова. М., 1997.

Фонвизин в русской критике. М., 1958.

 

Семинар № 8

 

«ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ» А.Н.РАДИЩЕВА

 

 

План

1. История создания и судьба книги "Путешествия из Петербур­га в Москву" А.Н. Радищева.

2. Особенности жанра и композиции "Путешествия". Авторское начало в книге, её публицистичность. Путешественник как персонаж.

3. Русский народ и национальный русский характер в книге. От­ношение Радищева к крепостному праву.

4. Образы крестьян: пахарь ("Любани"), Анюта ("Едрово"), кре­постной интеллигент ("Городня"), крестьяне из главы "Мед­ное".

5. Неверие автора в "добрых помещиков". Революционный смысл книги.

6. Разоблачение государственных порядков Екатерины II в главе "Спасская Полесть". Ода "Вольность", её место в композиции и идейном содержании книги.

7. Проблема художественного метода "Путешествия из Петербур­га в Москву".

 

Задание

1. Объяснить смысл эпиграфа к "Путешествию из Петербурга в Москву". Как он связан с проблематикой и идейным содержа­нием книги?

2. Какие речевые средства использует Ра­дищев для создания публицистического стиля?

 

Тексты

Радищев А.Н. "Путешествие из Петербурга в Москву" (любое из­дание).

 

ЛИТЕРАТУРА

Бегунов Ю.К. "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Ради­щева. М.,1983. XVIII век: Сб. 12. А.Н. Радищев и литература его времени. Л.,1977.

Кулакова Л.И., Западов В.А. А.Н. Радищев. "Путешествие из Пе­тербурга в Москву": Комментарий. Л., 1974.

Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. М., 1969. Гл. 10. Русская литература XVIII века: Словарь-справочник / Под ред. В.И.Фёдорова. М., 1997.

Старцев А.И. Радищев в годы "Путешествия". М., 1960.

Татаринцев А.Г. Сын отечества. М., 1981.

Пушкин А.С. Александр Радищев // Полн. собр. соч. в 10 тт. Л., Лен. отд.: Наука, 1978. – издание 4. – С.239.

Кочеткова Н. Д. Радищев и масоны // Русская литература. – 2000. - №1. – С. 103.

Стенник Ю. В. А. Н. Радищев о значении Петра I в истории России // Русская литература. – 2000. - № 1. – С. 107

Кукушкина Е. Д. Библейские мотивы у А. Н. Радищева // Русская литература. – 2000. - № 1. – С. 119

Алексеева Н. Ю., Кукушкина Е. Д. Конференции, посвященные 250-летию со дня рождения А. Н. Радищева // Русская литература. – 2000. - № 1. – С. 124.

Семинар № 9-10

ПОВЕСТИ Н.М.КАРАМЗИНА

 

План

1. Причины появления и быстрого развития сентиментальной повести в русской литературе (Ф.Эмин "Письма Эрнеста и Доравры", А.Радищев "Дневник одной недели", Н.Карамзин "Бедная Лиза"),

2. Внешний и внутренний конфликты в повести. Отношение Ка­рамзина к героям. Смысл названия повести "Бедная Лиза".

3. Каким образом Карамзин раскрывает процесс зарождения и развития чувства у своих героев? Динамика и изменчивость чувства как средство создания психологической сложности характеров глав­ных героев повести.

4. Психологическая функция пейзажа в произведении. Природа как действующее лицо повести.

5. Роль речевой характеристики, интонации, мимики, жеста, ху­дожественной детали в создании образа. Портрет и его значение в повести.

6. Повести Н.М.Карамзина в истории русской литературы.

7.Исторические повести Карамзина «Наталья, боярская дочь» и «Марфа Посадница» – принципы изображения истории и характера.

 

 

Задание

1. Что нового внёс Карамзин в развитие русской повести (ср.: древ­нерусские повести, "гистории" петровского времени и др.) и как под­готовил появление "Повестей Белкина" А.С.Пушкина? Тезисы отве­та записать в тетрадь.

2. Дать сравнительную характеристику "бедной" Лизы из повес­ти Н.М.Карамзина и "бедной" Анюты А.Н.Радищева ("Путешествие из Петербурга в Москву", глава "Едрово"). Можно ли говорить о двух течениях русского сентиментализма? Аргументировать свою точку зрения.

 

 

Вопросы:

1. Обозначьте причины обращения Карамзина к исторической повести. Какие размышления привели Карамзина к изучению истории?

2. Причина обращения Карамзина к историческому факту – браку царя Алексея Михайловича на Натальи, воспитанницы Нарышкина?

– Как соотносятся между собой исторический колорит и эстетический идеал писателя?

Чем объясняется новое, после «Натальи — боярской доче­ри», обращение Карамзина к истории в повести «Марфа Посад­ница»? Что служило ему источником исторических фактов? Ка­ков характер этого историзма? Есть ли в повести отступления от истины, если да, то в каком направлении они сделаны? Чем отличается сюжет «Марфы посадницы» от предыдущей исторической повести? Что дает основания говорить о новой типологии сюжета?

Основной конфликт повести несет идеологический характер (за какой формой государственного правления преимущество— за республикой или монархией). Насколько четко обозначен и насколько последовательно проводится основной конфликт? Ос­ложнен ли он какими-то побочными мотивами (национальным, социальным, нравственным, семейным, любовным), как это было в классицистических трагедиях? Какую роль играет здесь любов­ная интрига?

— Какие тенденции — сентиментальные, романтические, клас­сицистические или реалистические—преобладают в характере Марфы Посадницы? Можно ли говорить о классицистических реминисценциях?

—С какой традицией связаны пространные монологи героев, построенные по образцу торжественной ораторской речи?

Почему Карамзин не описывает военные действия непос­редственно, а прибегает к рассказу о них от имени вестника?

— В соответствии с какими литературными традициями нахо­дится характер отношений Ксении и Мирослава, описание преж­ней (до смерти мужа) жизни Марфы, присутствие в повести таин­ственных событий и явлений?

Сопоставьте повесть «Марфа Посадница» с трагедией Княж­нина «Вадим Новгородский». Есть ли между ними близость в постановке проблемы, в изображении характеров, в раскрытии образа народа, в развязке и есть ли принципиальное различие в идейном содержании?

В науке существуют разные точки зрения на художественный метод повести «Марфа Посадница». Одни определяют его как неоклассицизм, другие—как сентиментализм. Подумайте над этими вопросами, при этом обратите внимание на то, какие сто­роны человеческой личности и сферы человеческой жизни в пер­вую очередь привлекают внимание Карамзина. Что пишет о художественном методе повести О.Б. Лебедева?

– Что можно сказать об исторической концепции Карамзина в повести «Марфа-посадница»?

 

Литература

Карамзин Н.М. Бедная Лиза (любое издание).

Радищев А.Н. "Путешествие из Петербурга в Москву" (любое из­дание).

Исследования и пособия

Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья 2 // Бе­линский В.Г. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 6. М., 1981. С. 103—110.

Гоголь Н.В. Карамзин // Гоголь Н.В. Избранные статьи. М., 1980. С.129—130.

Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 209—216.

Орлов П.А. Русская сентиментальная повесть. М., 1979. С. 5—32.

Павлович С.Е. Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII века. Саратов, 1974. С. 148—158.

Никсонов Н.К. "Бедная Анюта" и "Бедная Лиза" // XVIII век: Сб. 3. М.; Л., 1958. С. 309—325.

Пурыскина Н.Г. Слово и жест в сентиментальной повести "Бед­ная Лиза" Н.М.Карамзина // Проблемы изучения русской литературы XVIII века: Метод и жанр. Л., 1985. С. 111—117.

Русская литература XVIII века: Словарь-справочник / Под ред. В.И.Фёдорова. М., 1997.

Вершинина Н.Л. К вопросу об «идиллической основе» повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» // Карамзинский сборник. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»: проблемы изучения и преподавания. – Ульяновск: Изд-во УлГПУ, 1999. 88 с.

 

 

Семинар № 11

ТВОРЧЕСТВО И.А. КРЫЛОВА

 

 

ПЛАН

1.Основные этапы в творчестве И.А. Крылова.

2. Крылов – журналист. Журнал «Почта духов»: проблема авторства писем их содержания.

3. Художественные достоинства комической оперы Крылова «Кофейница».

4. Лирика раннего Крылова.

5. Своеобразие сатиры в восточной повести «Каиб» и в шутотрагедии «Трумф» («Подщипа»).

6. Басенное творчество И.А. Крылова

1). Басни и притчи начала 19 века.

2). Своеобразие басенного творчества И.И. Дмитриева.

3). Эволюция басни в творчестве Крылова.

4). Художественное мастерство Крылова-баснописца.

5). Народность басен Крылова.

 

Крылов И.И. Сочинения: В 2 т. М., 1969.

 

Исследования

Берков П.Н. История русской журналистики XVIII в. М.; Л., 1952.

Берте П.Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977.

Гордин М.А., Гордин Я.А. Театр Ивана Крылова. Л., 1983.

Десницкий А.В. Молодой Крылов. Л., 1975.

Западав А.В. И.А.Крылов. М.; Л., 1951.

ЗападовА.В. Русская журналистика XVIII века. М., 1964.

Иван Андреевич Крылов: Проблемы творчества. Л., 1975.

Кубачееа Н.В. Восточная повесть в русской литературе XVIII — начала

XIX века // XVIII век: Сб. 5. М.; Л., 1962.

Разумовская М.В. "Почта духов" И.А.Крылова и романы маркиза дер­жана // Русская литература. 1978. № 1.

Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века. Л., 1985.

Степанов Н.Л. И.А.Крылов: Жизнь и творчество. М., 1958.

 

 

 

 

 

ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ

ПО КУРСУ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА

 

1. Литература «Нового времени»: своеобразие рационалистической картины мира, основные тенденции развития литературы XVIII в. Периодизация русской литературы XVIII века.

2. Переводная проза и оригинальные повести Петровской эпохи («Гистория о российском матросе Василии Кариотском» и др.).

3. Драматургия и стихотворство Петровской эпохи.

4. Творчество Феофана Прокоповича. Идеологическая проза первой трети XVIII в.: жанр проповеди в творчестве Ф. Прокоповича. Трагедокомедия «Владимир».

5. Классицизм как направление и художественный метод. Реформа стихосложения В. К. Тредиаковского — М. В. Ломоносова. Регламентация жанровой системы русской литературы в эстетике А. П. Сумарокова. Реформа стиля литературного языка Ломоносова.

6. Сатира как жанр и как эстетическая тенденция русской литературы XVIII в. Сатиры А.Д.Кантемира, их проблематика и поэтика.

7. Творчество В.К. Тредиаковского. Метрико-стилевое своеобразие лирики и трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Произведения романного типа «Езда в остров любви». «Тилемахида».

8. Жанровые разновидности оды в лирике М.В. Ломоносова.Литературная позиция Ломоносова. Поэтика торжественной оды. Духовная и анакреонтическая оды как жанры.

9. Ода М.В. Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года», её основные темы, идеи, поэтика.

10. Лирика Сумарокова. Место литературной пародии в творчестве Сумарокова и в русском литературном процессе.

11. Драматургия А.П. Сумарокова в свете нормативной системы классицизма. Типология художественной образности, природа конфликта, жанровое своеобразие трагедии.

12. Трагедия Сумарокова «Димитрий Самозванец». Основные идеи, образы.

13. Характеристика общественно-политического и литературного процесса 1760 — первой половины 1770-х годов.

14. Развитие журналистики 1760 — первой половины 1770-х гг. ("Всякая всячина", "Адская почта", "Смесь", "И то и сио" и др.). Спор о сатире и крестьянский вопрос как идеологическая и эстетическая категории сатирической публицистики. Журналы Н.И. Новикова, их направленность и роль в истории русской журналистики и литературы XVIII века.

15. Повествовательная проза 1760—1770 гг. и пути ее развития. Жанровые модели романа-путешествия и романа-воспитания чувств в творчестве Ф.А. Эмина. Поэтика и жанровое своеобразие романа М.Д. Чулкова «Пригожая повариха».

16. Идеология и эстетика «прелагательного направления» драматургии в теоретических работах В. И. Лукина Поэтика комедий «Мот, любовью исправленный», «Щепетильник»: синтез оды и сатиры.

17. Вопрос о путях развития национальной драматургии (И.П.Елагин, В.И.Лукин, Д.И.Фонвизин и др.). Значение слова в драматическом действии в комедии Бригадир». Каламбурное слово и природа художественной образности в комедии «Недоросль».

18. Жанровые традиции сатиры и оды в комедии «Недоросль». Проблема жанрового своеобразия комедии «Недоросль».

19. Эстетическая категория личности в лирике Державина 1790—1800 гг. Своеобразие цикла од Г.Р.Державина о Фелице. Эмпирический человек в «домашней» поэзии.

20. Жанрово-стилистическое своеобразие поэзии Державина. Сатирическая, и философская ода, анакреонтическая поэзия.

21. Литература последней четверти XVIII века: социально-политические перемены, литературный процесс.

22. Развитие лиро-эпической поэмы 1770-1780-х годов. Поэма В.И. Майкова И. «Елисей, или раздраженный Вакх». Пародийный аспект сюжета.

23. Поэма Богдановича «Душенька». Автор и читатель в поэме

24. Раннее творчество И. Крылова. Традиции русской сатирической публицистики в «Почте духов» Пародийные жанры «ложного панегирика» и «восточной повести» Шутотрагедия «Подщипа»: литературная пародия и политический памфлет.

25. Развитие жанра басни в литературе последней четверти XVIII века. Басни И. Хемницера, И. Дмитриева.

26. Творчество Я.Б. Княжнина. «Вадим Новгородский» как лучшая тираноборческая трагедия

27. Традиция прозаической высокой комедии в стихотворной комедии В.В. Капниста «Ябеда». Функции каламбурного слова, особенности развязки и типология героя-идеолога в русской высокой комедии.

28. Сентиментализм как художественный метод. Своеобразие русского сентиментализма.

29. Начало литературной деятельности А.Н.Радищева. Ранняя проза: «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске» и «Житие Ф.В. Ушакова».

30. «Путешествие из Петербурга в Москву»: проблема автора и героя, жанровое своеобразие, особенности композиции и сюжетостроения.

31. Эволюция эстетических установок и поэзии в творчестве Н.М. Карамзина.

32. С



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: