До начала восьмидесятых годов прошлого века оптовая торговля в странах Западной Европы, США и Японии переживала глубокий экономический кризис. В связи с этим ведущими экономистами этих стран предсказывался закат оптовой торговли, снижение ее роли в национальной экономике. Однако с внедрением инноваций оптовая торговля не только не утратила своей роли, но, напротив, усилила свои позиции в сфере товарного обращения. Например, в США к началу 2000 года число оптовых предприятий возросло в 1,6 раза, а их суммарный оборот увеличился в 9 раз.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что роль и значение оптовой торговли в бесперебойном обеспечении рынка товарной массой и рационализации товарных потоков напротив возрастает. С начала 80-ых годов в странах Западной Европы и США оптовая торговля претерпела коренную модернизацию на основе внедрения логистических схем в товародвижении. На базе всеобщей компьютеризации оптовой торговли стала выполнять функцию информационного обслуживания всего процесса реализации товаров на внутреннем рынке. В результате она сейчас осуществляет роль посредника не только в продвижении товаров, но и информации от производителя к потребителю и наоборот. Аккумулируя в себе значительную информацию, оптовые фирмы фактически осуществляют регулирование всего процесса товарооборота в стране.
Эту роль регулятора процесса товарооборота взяли на себя крупные оптовые фирмы, так называемые “независимые оптовые торговцы”, к которым относятся компании осуществляющие полный комплекс услуг оптового посредника и которые приобретают товары за свой счет и становятся его собственником. Не смотря на то, что большое развитие получили все формы оптовых продаж (через сеть агентов, брокеров, собственную торгую сеть товаропроизводителей), в таких странах, как США, Германия, Франция, Швеция и других наибольший удельный вес в обороте приходится на независимые оптовые фирмы.
Другими прогрессивными направлениями в развитии опта за рубежом стали:
- создание в составе сетевых торговых компаний распределительных центров не выполняющих самостоятельную закупочную деятельность, но обеспечивающих формирование универсального торгового ассортимента для бесперебойного снабжения супермаркетов;
- образование “открытых распределительных центров” в качестве самостоятельных оптовых фирм;
- расширение сети магазинов-складов по технологии “кэш-энд-кэрри”;
- расширение оптово-розничных структур по торговле специфическими группами товаров.
- Преимущества крупных независимых оптовых фирм перед другими организационными формами оптовой торговли заключаются в следующем: главное — они закупают товар за свой счет, что освобождает производителей от дальнейших забот по ее реализации. А вместе с этим освобождает от множества сопутствующих этому забот.
К инновационным процессам в странах Западной Европы можно отнести широкое распространение закупочных центров при ассоциациях розничных торговых предприятий, потребительских кооперативов, крупных независимых супер- и гипермаркетов.
Целью создания закупочных центров является формирование единой ценовой и маркетинговой политики и получение дополнительных оптовых скидок у товаропроизводителей. В связи с этим закупочные центры проводят следующую работу:
· устанавливают единые требования и критерии к формированию ассортимента товаров; оказывают учредителям центра услуги в сфере сбыта и маркетинга;
· вырабатывают единую линию в переговорах с поставщиками по условиям закупки и поставки товаров и заключению договорных обязательств; обеспечивают контроль качества товаров;
· вырабатывают меры по стимулированию сбыта и проведению единой рекламной компании; выпускают в продажу товары под собственной маркой; создают единый учет движения товаров; совместно используют вычислительную технику; создают единую юридическую службу.
В западной терминологии оптовая торговля представляет собой отрасль распределения, выполняющую посреднические функции между производством и потребителем. Во Франции в торговле занято около 3 миллионов человек, или 15% активного населения. Добавленная стоимость составляет более 100 миллиардов евро, или около 15% валового внутреннего продукта.
Каналы распределения серьезно влияют на политику цен, кадровую политику, систему договоров с контрактами, т.е. определяют стратегию развития коммерческой деятельности фирм.
Сбыт продукции производится через посредников (в основном средними и малыми предприятиями), так как дешевле пользоваться их услугами, чем вкладывать средства в создание соответствующих служб. Крупные производители, создающие собственные каналы распределения, имеют прибыль значительно выше от основной производственной деятельности, чем от коммерческой.
Например, система распределения товаров во Франции представляет собой 3-х уровневый канал, состоящий из таких основных групп, как оптовики-посредники, мелкие оптовые и розничные торговцы.