СЛАВЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ НА ЗЕМЛЯХ БЕЛАРУСИ




Автор: Сергей КОСТЯН

Во все времена была актуальна идея всеславянского единства. Важным этапом ее стал 863 год, когда солунские братья, святые равноапостольные Кирилл и Мефодий создали литературную славянскую письменность и поныне именуемую кириллицей, перевели на славянский язык церковные книги. Они рассматривали славянский мир как единое целое.

Кровное родство Во все времена была актуальна идея всеславянского единства. Важным этапом ее стал 863 год, когда солунские братья, святые равноапостольные Кирилл и Мефодий создали литературную славянскую письменность и поныне именуемую кириллицей, перевели на славянский язык церковные книги. Они рассматривали славянский мир как единое целое.

Кровное родство братьев Чеха, Леха и Руса подтверждает и древний летописец Нестор. К великокняжескому киевскому престолу в X-XI веках сходились все три славянские ветви. С тех пор славянское движение претерпело множество подъемов и спадов.

Первый мощный всеславянский подъем за свое возрождение приходится на XIV-XV века, когда угроза растворения в немецком море возродила в сознании чешского и хорватского народов, у которых тесные этногенетические и языковые связи, идею славянской общности. Сплотила славянские народы знаменитая Грюнвальдская битва 1410 года, когда объединенные польские, украинские, белорусские, русские, чешские и литовские войска разгромили тевтонских рыцарей и их союзников из всех стран Западной Европы и остановили немецкое продвижение на Восток на несколько столетий.

Новый, второй подъем славян за свое возрождение и единство относится к XVII веку. Этот подъем связан с именем хорвата Юрия Крижанича, подготовившего Конституцию славянского союза, с разгромом под Хотином войск турецкого султана Османа II.

Третий этап борьбы за славянское единство обозначился на рубеже XVIII-XIX веков, когда русские войска дважды прошлись через земли южных и западных славян. Вера в Россию как потенциального освободителя славян от турецкого, австрийского и германского ига явилась главной силой движения за славянское единство. Со второго десятилетия XIX века в обстановке значительного оживления национально-освободительного движения и культурной жизни славян стали выходить фундаментальные труды П.И.Шафарика, словака по происхождению, известного деятеля чешского и словацкого национального возрождения, давшего научное обоснование этнической, исторической и языковой близости славянских народов. Идеи Шафарика многие годы вдохновляли лучших представителей славянской общественности на поиск путей сближения братских народов.

Четвертый этап движения за славянское единство связан с жизнью и деятельностью словацкого поэта Яна Коллара, который в поэме «Дочь Славы» (1824г.) воспел героическое прошлое славян и их выдающихся деятелей, а затем научно сформулировал теорию всеславянского единства. В 1836 году он издал трактат «О литературной взаимности между различными племенами и наречиями славянского народа». Он писал, что «рассеянные славянские племена смотрят на себя вновь как на единый великий народ, а на различные наречия – как на единый язык».

Несколько позже программу славянской федерации написали члены Кирилло-Мефодиевского братства, созданного при университете Святого Владимира в Киеве в 1843 году. Главными принципами Кирилло-Мефодиевского кружка были: освобождение славянских народностей из-под власти иноплеменников, создание славянской федерации, уничтожение всех видов рабства, упразднение сословных привилегий и преимуществ, религиозная свобода мысли, свобода печати, слова и научных изысканий, преподавание всех славянских наречий и литератур в учебных заведениях.

Укреплению национального самосознания и усилению взаимных симпатий в славянском мире послужили культурно-просветительские общества-матицы. Первой была Сербская матица, образованная в Пеште в 1826 году. Спустя пять лет подобная матица появилась у чехов, в 1842 году – у хорватов, в 1845 – Серболужицкая матица. Опыт других славянских народов был использован при организации Украинской матицы во Львове в 1848 году. Ее учредители рассматривали матицу как «орган взаимности славянской».

Дело, начатое Юрием Крижаничем, Яном Колларом, кирилло-мефодиевцами, получило дальнейшее развитие в 1848 году. Разразившаяся в Европе буржуазная революция охватила и австрийские имперские земли: Чехию, Словакию, Хорватию и другие. В обстановке революционного движения среди общественных деятелей зародилась мысль о необходимости проведения съезда представителей всех славянских народов, проживающих в Австрийской империи. Торжественное открытие съезда состоялось 2 июня 1848 года в Праге – культурном центре западного славянства. 12 июня было принято Обращение к европейским народам, в котором провозглашалось требование свободы не только для всех наций, но и для каждого человека.
В работе Пражского съезда принимал участие русский анархист М.А.Бакунин, который в воззваниях и статьях провозгласил главной целью своей деятельности русскую революцию и создание республики на основе всех славянских земель. В 1848-1849 годах он пишет воззвание к славянам, статьи «Основы новой славянской политики», «Основы славянской федерации», «Внутреннее устройство славянских народов», «Исповедь»
и другие.

Особое место в развитии славянской идеологии занимают русские славянофилы. Создателями этого философского учения были высокообразованные люди, лучшие умы России первой половины XIX века: братья Константин и Иван Сергеевичи Аксаковы, И.В.Кириевский, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков и другие. Алексей Степанович Хомяков (1804-1856) и Иван Васильевич Кириевский (1806-1856) страстно боролись против западного засилья, всячески разоблачали западные ценности, как непригодные и вредные славянскому миру.

Другой русский славянист Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) предупреждал: «Рано или поздно, хотим или не хотим, но борьба с Европою... неизбежна... именно равновесие политических сил Европы вредно».
Известный русский историк М.П.Погодин писал: «Славянское семейство народов образует самостоятельный культурно-исторический тип, и если оно откажется от самостоятельного развития своих начал, то вообще должно отказаться от всякого исторического значения и снизойти на ступень служебного для чужих целей этнографического материала...». Надо сказать, что в этот период Российская империя «заболела» славянофильством. С 20 мая по 15 июня 1867 года при активном участии интеллигенции состоялся Московский Славянский съезд. В Московском университете, в научных и художественных обществах проводились торжественные заседания. В Петербурге участников съезда принял Александр II, министры народного просвещения и внутренних дел.

Важный четвертый этап движения за всеславянское единство достиг кульминации в 1875 году, когда в Боснии и Герцоговине вспыхнуло восстание христиан против турок.
На стыке XIX-XX веков начинается пятый этап активизации движения за всеславянское единство. С 1898 по 1913 год прошло двенадцать съездов славянских журналистов, которые способствовали консолидации сил против германской экспансии.
В 1908 году в Праге состоялся III Всеславянский съезд, в работе которого приняли участие представители Белоруссии. Он вызвал крайнее недовольство и раздражение в пангерманских кругах Германии и Австро-Венгрии. В России наоборот, под впечатлением «пражских дней» всерьез занялись созданием своеобразного центра нового славянского движения – Общества славянской взаимности во главе со старшим сыном уже известного в России борца за славянское единство Алексея Хомякова – Николаем Алексеевичем Хомяковым.

Отделения общества образовывались по всей стране, в том числе и в Беларуси. Официальное открытие Отделения Общества Славянской взаимности в Вильне состоялось 21 ноября 1909 года в помещении Городского общественного собрания, при большом стечении народа. Выступивший на торжественном акте глава отделения Александр Александрович Кон ознакомил собравшихся делегатов с уставом общественной организации, ее целью и задачами на ближайшую перспективу. Оратор признавал, что вопрос об открытии в Вильне славянской организации был им поднят «под впечатлением чудных пражских дней», где, несмотря на разноязычность собрания, все мы были так далеки от партийных и национальных счетов, что если бы не знать, что тут чехи, болгары, поляки, хорваты, галичане, сербы, то можно было подумать, что мы собрались на семейный совет, забыв старые домашние споры, желая вполне объективно найти «светлый выход». По мысли докладчика, «путеводной звездой» в практической работе в Вильне была резолюция съезда, единогласно принятая как русской, так и другими делегациями в Праге, признававшая «жизненность и плодотворность идеи славянского единения».
Идея виленского делегата о создании на землях Беларуси славянской организации встретила сочувственное отношение в Чехии, Болгарии и Сербии, откуда были получены приветствия и пожелания успешной деятельности. Пришли поздравления и из Петербурга от императорского Двора.

Начинали работу с подготовки кадров — проводников славянской «идеи» и лишь затем «планировались крупные дела».
На первых порах руководство Отделения, подчеркнув, что оно «стоит вне политики», $следующим образом сформулировало свои задачи:

1. Объединение лиц, признающих необходимость сближения всех славянских народов при полном уважении особенностей каждого;

2. Содействие возможно большему их культурному развитию и экономическому преуспеванию.

Указывая на победы германства над славянством в вопросе об аннексии Боснии и Герцеговины и все возрастающую германскую угрозу славянскому миру в целом и для России, в частности, члены славянской организации призывали делать все возможное для «возрождения и обновления России» на новых общеславянских началах. В недалеком будущем, считали, в Отделении «Россия как единственный и естественный мировой оплот всего славянства должна стать центром всеславянского объединения».
Формирование в Вильне Белорусского Славянского общества было активно поддержано редакцией газеты «Белорусская жизнь» во главе с ее редактором Л.М.Солоневичем. Все работники редакции вступали в новое Славянское общество.
Рост Славянского общества планировалось произвести за счет десяти миллионов белорусов, населяющих запад Российской империи, как самой крупной ветви русского племени в Западном крае. В качестве приоритетного направления деятельности организации считалось и изучение местного славянского мира, ознакомление с течениями в русском, белорусском и польском обществе, ознакомление с историей и бытом
последних.

Руководство славянского отделения на землях Беларуси планировало открыть Славянский банк, русско-славянскую торгово-промышленную палату и другие институты. Но этим планом не суждено было сбыться. Первая мировая война, а затем февральская и Октябрьская революции 1917 года прервали, и надолго, стремление славян к единству. И лишь новая угроза поголовного уничтожения славян вновь заставила заговорить о славянском единстве.

В начале XX века многие славянские народы обрели свою государственную независимость. Однако этому воспротивилась Германия со своими сателлитами, снова пошла войной на славян. Гитлер в книге «Моя борьба» писал: «Немцы – раса, славяне – масса рабов. Нужно, чтобы иерархия господ поработила массу рабов... Но славян очень много... нужно остановить всеми средствами плодовитость славян... Главная цель – уничтожить массы славян».

9 мая 1941 года Гитлер утверждает план уничтожения славян, разработанный его министром-нацистом Альфредом Розенбергом. В этой войне (Второй мировой) погибло 47 миллионов славян, из них русских 21 миллион. В этой вой­не погиб каждый третий белорус, шесть миллионов поляков, пять миллионов украинцев, три миллиона сербов.
Для сплочения славянских народов в борьбе с германским фашизмом по инициативе руководителя СССР И.В.Сталина в 1941 году был создан Всеславянский радиокомитет. В его состав вошли от Беларуси известные деятели: Янка Купала, Якуб Колас, Кондрат Крапива, Лариса Александровская. Его возглавил советский генерал-лейтенант Александр Семенович Гундаров.

Представители всех славянских народов зачитали по радио обращение ко всем славянам. В нем говорилось: «Братья угнетенные славяне! Пусть пламя священной борьбы могучим шквалом встанет над всеми славянскими землями, порабощенными и порабощаемыми гитлеризмом! Пусть каждый клочок славянской земли станет могилой врагу и базой для освобождения от гитлеровского гнета».
Всеславянский комитет как в годы войны, так и после пользовался известностью во всем мире.

На приеме, устроенном в честь Президента Чехословакии Э.Бенеша 28 марта 1945 года, И.В.Сталин предложил тост за новых славянофилов, которые стоят за союз независимых славянских государств». Генералиссимус подчеркнул, что и первая, и вторая мировые войны развернулись и шли «на спинах славянских народов». «Чтобы немцам не дать подняться и затеять новую войну, – заявил советский лидер, – нужен союз славянских народов».

В апреле 1945 года Всеславянский комитет посетил маршал Иосиф Броз Тито. На приеме он сказал: «Много веков маленькие славянские народы, рассеянные по Европе, как одинокие островки, жили в море неславянских народов. Их всегда стремились поработить и использовать в своих целях более сильные народы. И много крови было пролито славянами в борьбе за свою независимость. Сколько было горячих стремлений, чтобы славяне жили в тесной дружбе и понимали друг друга. Этот час настает». Триумфом единения славян стал VI Всеславянский конгресс (съезд), который проходил в столице Югославии Белграде с 8 по 11 декабря 1946 года.
На этом съезде был избран Общеславянский комитет с постоянным местом пребывания в столице Югославии – Белграде, а Всеславянский комитет был преобразован в Славянский комитет СССР. В его состав вошел от Беларуси секретарь ЦК КПБ Тимофей Сазонович Горбунов. Однако после смерти И.В.Сталина деятельность Славянского комитета СССР постепенно стала затухать. Неотроцкисты во главе с Н.С.Хрущевым Славянский комитет СССР обвинили в национализме. В 1958 году он прекратил свою работу. Пробравшиеся к руководству СССР враги славян разрушили СССР, разрушили славянскую федерацию, именовавшуюся Советом экономической взаимопомощи, и его оборонительную систему «Варшавский договор».

Славяне снова ощутили угрозу своему существованию. В этот период наблюдается неожиданный всплеск славянской активности. 21 января 1991 года в Ленинграде состоялся учредительный съезд Международного общественного объединения «Славянский собор». В январе 1992 года в Москве состоялся третий съезд Славянского собора. В его работе приняли участие 897 делегатов, в том числе делегация от Беларуси. В 1997 году в Минске состоялся конгресс славянских народов. В феврале 1998 года в Ружанах под Прагой состоялось заседание оргкомитета по подготовке VII Всеславянского съезда, который состоялся в Праге 2-5 июня 1998 года. В его работе принимала участие делегация из Беларуси. На съезде был создан Международный славянский комитет и Международное общественное объединение «Славянский Парламентский Союз». Почетным Председателем Международного Славянского комитета был избран Президент Александр Григорьевич Лукашенко.

По возвращению белорусской делегации из Праги был создан Славянский оргкомитет Беларуси, а в 2000 году проведен первый славянский съезд Беларуси, на котором юридически оформлено общественное объединение «Белорусский Славянский Комитет». За этот период было проведено пять съездов, регулярно проводятся пленумы БСК.

За прошедшие годы Белорусский Славянский Комитет как наследник Виленского собрания, создавшего 21 ноября 1909 года Общество славянской взаимности, завоевал огромный авторитет как внутри страны, так и за рубежом. Цели, поставленные в ноябре 1909 года перед славянами Беларуси, остаются актуальными и сегодня. Над их осуществлением БСК неустанно работает. Мы добиваемся их реализации вместе с руководством страны. Мы – государственники, мы – славянисты, и с этих позиций сходить не собираемся, потому что свято верим в наши идеалы.

Мир и единство славянам!

Сергей КОСТЯН,
член ЦК КПБ, председатель
ОО «Белорусский Славянский Комитет», председатель
МОО «Славянский
Парламентский союз»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: