Практическая часть к государственному квалификационному экзамену по учебной дисциплине «Маркетинг»




1. Фирмы А, В и С являются конкурентами и занимают весь рынок товара. Количество выпущенных ими товаров приведено в таблице. Определите долю рынка, которую занимает каждая фирма, какая фирма является лидером на рынке.

Фирма А В С
Количество продукции, млн.шт.      

Решение:

1. Определение доли рынка, которую занимает фирма А:

Др А= КПА/(КПА+КПВ+КПС)*100

Др А= 90/(90+50+10)*100= 60%

2. Определение доли рынка, которую занимает фирма В:

Др В= КПВ/(КПА+КПВ+КПС)*100

Др В= 50/(90+50+10)*100= 33,33%

3. Определение доли рынка, которую занимает фирма С:

Др С= КПС/(КПА+КПВ+КПС)*100

Др С= 10/(90+50+10)*100= 6,67%

4. Определение доли рынка фирмы – лидера и самой фирмы:

Др = max (60%, 33,33%,6,67%)= 60%

Ответ: фирма А является лидером и занимает 60% доли рынка.

2. Фирмы А, В и С являются конкурентами и занимают весь рынок товара. Количество выпущенных ими товаров приведено в таблице. Определите долю рынка, которую занимает каждая фирма, какая фирма является лидером на рынке.

Фирма А В С
Количество продукции, млн.шт.      

 

 

3. Фирмы А, В и С являются конкурентами и занимают весь рынок товара. Количество выпущенных ими товаров приведено в таблице. Определите долю рынка, которую занимает каждая фирма, какая фирма является лидером на рынке.

Фирма А В С
Количество продукции, млн.шт.      

4. Производство товара А химической отрасли составило 20 000 руб., запасы – 5 000 руб., импорт – 7 000 руб., экспорт – 8 000 руб. Объём реализации товара А фирмы «Химтоп» составил 15 000 руб. Определите ёмкость и долю рынка фирмы «Химтоп».

1. Рассчитаем емкость рынка по формуле:

Ер = П+З+И-Э

П – производство товара,

З – остаток товарных запасов на складах,

И – импорт,

Э – экспорт.

Ер = 20 000+5 000+7 000-8 000= 24 000 руб.

2. Рассчитаем долю рынка предприятия «Химтоп» по формуле:

Др = Р/Ер*100

Р – объем реализации продукции

Др= 15 000/24 000*100= 62,5%

Ответ: Емкость рынка составляет 24 000 руб., доля рынка предприятия «Химп» – 62,5%

 

5. Производство товара В химической отрасли составило 25 000 руб., запасы – 6 000 руб., импорт – 5 000 руб., экспорт – 9 000 руб. Объём реализации товара В фирмы «Химп» составил 18 000 руб. Определите ёмкость и долю рынка фирмы «Химп».

 

6. Определите широту, глубину, насыщенность и гармоничность товарной номенклатуры фирмы.

 

Шампунь Зубная паста Крем Крем-душ
«Шарм» «Детская» «Детский», «Малышок» «НОТА» (Ре, Ля, Фа)
«Чистюля» «Зубок» (детская, подростковая, для взрослых) «Цветочный» (3 аромата) «Кветка» (муж., жен.)
«Свежесть» «Дракоша» (4 аромата) Вазелиновый  
«Ромашка» «Семейная» Ланолиновый  
«Лопух»      

 

Решение:

 

Определим широту, глубину, насыщенность и гармоничность товарной номенклатуры фирмы:

1. Широта - характеризуется количеством составляющих товарную номенклатуру предприятия ассортиментных групп.

Широта = 4

2. Глубина - определяется количеством ассортиментных позиций в каждой ассортиментной группе.

Глубина = 5; 9; 7; 5

3. Насыщенность - количество ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах.

Насыщенность = 26

4. Гармоничность - степень близости товаров различных ассортиментных групп, с точки зрения их назначения, требования к организации производства, продвижения, реализации и использования.

Ассортимент фирмы является гармоничным.

7. Определите широту, глубину, насыщенность и гармоничность товарной номенклатуры фирмы.

 

Моющие средства Зубная паста Зубной порошок Чистящие средства
«Блеск» «Чистота» «Детский» «Блескавица» (порошок и паста)
«Чистюля» «Зубок» (детская, подростковая, для взрослых) «Ягодный» (3 вида) «Эффект»
«Свежесть» «Лесная» «Блеск» «Чистота»
«Эконом» «Семейная» «Мятный»  
«Хвоя»      

Решение:

 

Определим широту, глубину, насыщенность и гармоничность товарной номенклатуры фирмы:

1. Широта - характеризуется количеством составляющих товарную номенклатуру предприятия ассортиментных групп.

Широта = 4

2. Глубина - определяется количеством ассортиментных позиций в каждой ассортиментной группе.

Глубина = 5; 6; 6; 4

3. Насыщенность - количество ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах.

Насыщенность = 21

4. Гармоничность - степень близости товаров различных ассортиментных групп, с точки зрения их назначения, требования к организации производства, продвижения, реализации и использования.

Ассортимент фирмы является гармоничным.

8. Определите широту, глубину, насыщенность и гармоничность товарного ассортимента на основании данных:

Товарная номенклатура фирмы «Procter & Gamble»

1. Чистящие и моющие средства - Ariel, Миф, Tide

2. Зубная паста – Blend-a-Med и Blendax

3. Средства по уходу за волосами – Pantene Pro-V, Head and Shoulders, Wash &Go, Shauma

4. Мыло – Camay и Safeguard

5. Детские подгузники—Pampers

Решение:

Определим широту, глубину, насыщенность и гармоничность товарной номенклатуры фирмы:

1. Широта - характеризуется количеством составляющих товарную номенклатуру предприятия ассортиментных групп.

Широта = 5

2. Глубина - определяется количеством ассортиментных позиций в каждой ассортиментной группе.

Глубина = 3,2,4,2,1

3. Насыщенность - количество ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах.

Насыщенность = 12

4. Гармоничность - степень близости товаров различных ассортиментных групп, с точки зрения их назначения, требования к организации производства, продвижения, реализации и использования.

Товарная номенклатура фирмы «P&G» является гармоничной.

 

9. Розничный торговец заплатил производителю за стиральную машину 280 у.е. Торговая надбавка установлена в размере 20% цены производителя. Определите розничную цену товара.

Решение:

1. НДС = = 46,67 у.е.

2. Ц без ндс = 280 – 46,67 = 233,33 у.е.

3. ТН = 233,33 = 46, 66 у.е.

4. НДС = (233,33 + 46, 66) = 56 у.е.

5. Ц розн. = 233,33 + 46, 66 + 56 = 335, 99 у.е.

Ответ: розничная цена стиральной машины составляет 335, 99 у.е.

10. Розничный торговец заплатил производителю за холодильник 450 у.е. Торговая надбавка установлена в размере 30% цены производителя. Определите розничную цену товара.

 

11. Обоснуйте концепции маркетинга, используемые организациями:

1. Компания занимается производством инструмента. Компания совершенствует свои технологии, сокращая тем самым издержки производства, чтобы снизить затем и цены.

2. Компания занимается производством бытовой техники, постоянно совершенствуя свой товар. Менеджер фирмы думает только о совершенствовании товарной политики, а не о спросе на него.

3. Компания производит недорогой текстиль не самого высокого качества, однако продукция широко представлена в торговой сети.

4. Компания занимается производством роликовых коньков. Новые модели компания разрабатывает на основе требований рынка.

5. Строительная фирма занимается строительством нового торгового центра. На работу принимают только рабочих, имеющих прописку в данном городе.

 

Решение:

Концепции маркетинга, используемые организациями:

1. Концепция совершенствования производства.

2. Концепция совершенствования товара.

3. Сбытовая концепция.

4. Концепция маркетинга.

5. Концепция социально – этичного маркетинга.

 

12. Обоснуйте, концепции маркетинга, используемые организациями:

1. Руководство молочно - консервного завода считает, что товар вполне соответствует запросам потребителей и, следовательно, необходимо наращивать объемы производства, уделяя особое внимание переоснащению технологических линий и потоков.

2. Руководство ОАО «Минский часовой завод» считает, что, осуществляя свою деятельность, особое внимание следует уделять качеству выпускаемой продукции.

3. Руководство ОАО «Элема» считает, что осуществляя свою предпринимательскую деятельность, следует учитывать: во – первых, свои интересы; во – вторых, интересы потребителей данной продукции; в – третьих, необходимо обеспечивать сохранение окружающей среды.

4. Руководство парфюмерно-косметического магазина «Белгрин» считает, что особое внимание следует уделять рекламе товара, причем рекламная кампания должна носить увещевательный характер, продавцы должны всячески уговаривать покупателя приобрести тот или иной товар, превознося его качественные показатели, используя при этом мероприятия по стимулированию продаж (скидки с цены, поощрительные призы и подарки).

5. Руководство ПО «Минский тракторный завод» считает, что следует выявлять нужды и потребности покупателей и разрабатывать тракторы в такой комплектации, в которых они, безусловно, нуждаются. С этой целью были проведены специальные исследования потребителей, их нужд и потребностей.

Решение:

Концепции маркетинга, используемые организациями:

1. Концепция совершенствования производства.

2. Концепция совершенствования товара.

3. Концепция социально – этичного маркетинга.

4. Сбытовая концепция.

5. Концепция маркетинга.

13. Определите, какие уровни каналов распределения используются в каждом случае. Изобразите схемы каналов распределения.

1. Потребитель имеет возможность купить мебель, отдельные строительные материалы у производителя.

2. Крупный оптовик приобретает за рубежом большую партию субтропических фруктов. Поскольку данная продукция имеет ограниченный срок реализации, он прибегает к услугам мелкооптового перекупщика, который перепродаёт товар розничному продавцу, а он – непосредственному покупателю.

3. Хлебобулочные изделия, молоко, кисломолочные продукты, колбасы и другие товары поступают от производителя в розничную торговую сеть, а затем попадают к покупателям.

4. Сахар, расфасованный в мешки, поступает с сахарных заводов на бакалейные базы, фасуется и в мелкой упаковке доставляется в розничную торговую сеть, которая продаёт его.

Решение:

1. Нулевой канал сбыта: производитель потребитель

2 .Трёхуровневый канал сбыта: производитель крупный оптовик мелкооптовый перекупщик розничный продавец покупатель.

3. Одноуровневый канал сбыта: производитель розничная торговая сеть покупатель.

4. Двухуровневый канал сбыта: производитель бакалейные базы розничная торговая сеть покупатель.

14. Определите, какие уровни каналов распределения используются в каждом случае. Изобразите схемы каналов распределения.

1. Потребитель имеет возможность купить стиральную машину у производителя.

2. Оптовый торговец приобретает за рубежом партию субтропических фруктов, перепродаёт товар розничному продавцу, а он – непосредственному покупателю.

3. Хлебобулочные изделия поступают от производителя в розничную торговую сеть, а затем попадают к покупателям.

4. Крупный оптовик, имеющий валютные ресурсы, закупает значительное количество запчастей и распределяет их между региональными оптовиками, а они продают их авторемонтным предприятиям.

Решение:

1. Нулевой канал сбыта: производитель потребитель.

2. Двухуровневый канал сбыта: производитель оптовый торговец розничный продавец покупатель.

3. Одноуровневый канал сбыта: производитель розничная торговая сеть покупатель.

4. Трёхуровневый канал сбыта: производитель крупный оптовик региональные оптовики авторемонтные предприятия покупатель.

15. Выберите наиболее приемлемую цену для организации на основании данных: фирма получила разрешение на открытие кафе, перед тем, как установить цену на пиццу, фирма провела исследование спроса. Определите, какая цена наиболее приемлема для организации и почему? Полученные результаты занесите в таблицу, по результатам расчетов сделайте вывод.

Цена за 1 порцию пиццы, руб. Количество покупателей, чел. Сумма дохода, руб. Общие затраты, руб. Прибыль (убытки), руб.
        7 000
        7 200
        6 000
        1 600
         
         

Решение:

Прибыль = Сумма дохода - Общие затраты

10000 – 3000 = 7 000 руб.

9600 – 2400 = 7 200 руб.

7500 – 1500 = 6 000 руб.

1800 – 300 = 1 600 руб.

1000 – 150 = 850 руб.

63 – 9 = 54 руб.

Ответ: наиболее приемлемой ценой для организации за порцию пиццы является 12 руб., т.к. при данной стоимости наблюдается наибольший объём спроса, позволяющий фирме получать максимальную прибыль.

16. Выберите наиболее приемлемую цену для организации на основании данных: фирма получила разрешение на открытие кафе, перед тем, как установить цену на пиццу, фирма провела исследование спроса. Определите, какая цена наиболее приемлема для организации и почему? Полученные результаты занесите в таблицу, по результатам расчетов сделайте вывод.

 

Цена за 1 порцию пиццы, руб. Количество покупателей, чел. Сумма дохода, руб. Общие затраты, руб. Прибыль (убытки), руб.
         
    7 200    
         
         

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: