Организация взаимодействия(межличностного, группового, межгруппового, массового), опыта и жизнедеятельности в воспитательных организациях.




О понятии «взаимодействие». В наиболее общем виде взаимодействие можно рассматривать как организацию совместных действий индивидов, групп и организа­ций, позволяющую им реализовать какую-либо общую для них работу.

Содержательной основой взаимодействия яв­ляются ценности интеллектуальные, экспрессивные, инструмен­тальные, социальные, которые признаны таковыми обществом и (или) организацией, в которой осуществляется взаимодействие, а также ценности, рассматриваемые таковыми членами конкретно­го коллектива. Эти ценности специфичны для каждой сферы жиз­недеятельности (познания, спорта, общения и т. д.).

Организуется взаимодействие в контактных группах - в кол­лективе, в микрогруппах, входящих в его состав; между группа­ми - в воспитательных организациях, а также в различных фор­мах массового взаимодействия, когда в него вовлекаются боль­шая группа членов организации либо специально собираемые дети, подростки, юноши для организации их взаимодействия на базе какой-либо организации (так называемая толпа).

Организация группового взаимодействия. Групповое взаимодействие организуется в жизнедеятельности первичных коллективов (обычно до 30-50 человек) между всеми его членами, внутри микрогрупп (2-7 человек) и между ними. Это взаимодействие, как правило, имеет функцио­нально-ролевой характер, т. е. организуется для того, чтобы ре­шить задачи, адекватные функциям воспитательной организации, стоящие перед коллективом в той или иной сфере жизнедеятель­ности в определенный период времени.

Организация группового взаимодействия предполагает вклю­чение членов коллектива и (или) отдельных микрогрупп в про­цессы выдвижения целей, достижение которых необходимо для решения задач, планирования необходимой для этого работы, реализации намеченного, анализа проделанной работы.

Выдвижение целей происходит на собрании в ходе групповой дискуссии. В идеале групповая дискуссия включает в себя сле­дующие этапы: постановка проблемы («о чем говорим?»), про­яснение вопроса («что необходимо решить?»), обсуждение вари­антов решения («каковы все имеющиеся предложения?»), выбор варианта решения («что предпримет группа?»), обсуждение (дис­куссия по предложенному варианту, прояснение вопросов, вы­явление сильных сторон обсуждаемого варианта, сомнения в его правильности и пр.), внесение изменений, дополнений в обсуж­даемый вариант, принятие или снятие варианта, обсуждение шагов по реализации найденного решения, планирование про­цесса реализации принятого решения.

Эффективность групповой дискуссии зависит от умения ру­ководителя коллектива или другого ведущего вести дискуссию, а именно: умения вызвать членов коллектива на дискуссию, т.е. ставить вопросы, стимулирующие ее возникновение; обеспечи­вать своевременную поддержку тем участникам, которые вступили в дискуссию; оптимально участвовать в дискуссии, т. е. своевре­менно и тактично вносить свои идеи; помогать формулировать промежуточные и итоговые выводы.

Планирование взаимодействия в процессе реализации принято­го в результате групповой дискуссии решения предполагает опре­деление того, что нужно сделать и как распределить обязанности между членами коллектива. То есть поиск ответов на ряд вопро­сов: из каких элементов состоит работа по реализации принятого решения; кому лучше, целесообразнее реализовывать ту или иную часть работы (всему коллективу, отдельным его членам или мик­рогруппам); кому лучше быть организаторами той или иной части работы; в какое время, в какой последовательности и к какому сроку должны быть сделаны те или иные части работы.

Реализация спланированной работы осуществляется в соответст­вии с определенными нормами взаимодействия.

Нормы взаимодействия, с одной стороны, изначально сообща­ются его организатором (воспитателем, руководителем), с другой стороны, вырабатываются самими партнерами в процессе взаи­модействия, а кроме того, они определяются нормами коллектива и характером сложившихся в нем отношений.

Ценности и нормы, принимаемые и вырабатываемые партне­рами, определяют их поведение и характер процесса взаимодейст­вия (кооперативный или конкурентный). Основное различие меж­ду кооперативным и конкурентным характером взаимодействия лежит в области его целей.

Организация межгруппового взаимодействия. Межгрупповое взаимодействие организуется между первичными коллективами, каждому из которых обеспечивается позиция группо­вого субъекта жизнедеятельности.

Объективной предпосылкой организации продуктивного межгруп­пового взаимодействия является феномен соотнесения групп друг с другом, в ходе которого возникает чувство «мы - группа» как результат соотнесения своей группы с другими.

Соотнесение групп друг с другом возникает в любом типе орга­низации межгруппового взаимодействия, выделенных Л. И. Уманским и его сотрудниками.

Прямое взаимодействие: первичные коллективы выполняют ра­боту одинакового содержания, в одно время и в одном месте, про­изводя общий продукт (например, выход нескольких классов на строительство школьного стадиона).

Совместно-параллельное взаимодействие. Первичные коллекти­вы объединены общей задачей, которую они решают в одно время и в одном месте. Но субъективно каждый из них рассматривает цель своей работы как отличную от целей других (например, кон­курс на лучшее исполнение песни и т. д.).

Совместно-последовательное взаимодействие. Первичные кол­лективы объединены общей задачей, решение которой предполага­ет выработку каждым из них группового продукта, суммирование которых и позволит решить задачу (например, любое общешколь­ное, общелагерное и т. п. мероприятие, в котором каждый первич­ный коллектив представляет свой продукт, без чего мероприятие в целом срывается).

Организация межгруппового взаимодействия в любом вариан­те из названных выше может осуществляться тремя способами.

Первый способ - прямой: руководители ставят перед первич­ными коллективами задачу, которую они могут и должны решать, вступив в кооперативное или конкурентное взаимодействие по одному из перечисленных выше вариантов (выбор варианта зави­сит от задачи и содержания взаимодействия).

Второй способ - косвенный: руководители создают ситуации, ко­торые объективно предполагают и стимулируют вступление во взаи­модействие первичных коллективов по одному из трех вариантов.

Третий способ - инициация и организация взаимодействия первичных коллективов органами самоуправления.

Организация массового взаимодействия. Организация массового взаимодействия в воспитательной организации предполагает вовлечение всех или большей части членов организации в совместное участие, воспри­ятие и переживание какого-либо зрелища.

Подготовка зрелища предполагает, во-первых, по возможности ясно определить характер предстоящего зрелища, ибо от этого за­висят его содержание, форма и все прочее. Оно может иметь про­светительский, развлекательный, спортивный, игровой и другой характер.

Во-вторых, в соответствии с характером предстоящего зрелища следует выбрать его форму, учитывая при этом ожидаемый состав участников. Так, если оно будет иметь просветительский характер, то его можно организовать в формах лекции, пресс-конференции, «круглого стола» и др. Развлекательное зрелище может иметь фор­мы концерта, шоу, какой-либо популярной телепередачи и пр.

В-третьих, в соответствии с характером и формой предстоя­щего зрелища, а также учитывая предполагаемый состав участ­ников, надо отобрать виды воздействия, которые будут исполь­зованы в ходе зрелища (речевое, инструментальное, вокальное, хореографическое, спортивное, цирковое, драматическое), а также жанры предполагаемых воздействий (например, инструменталь­ного - классическая, легкая или поп-музыка).

В-четвертых, разработать композицию предстоящего зрелища, которая должна соответствовать, как минимум, трем критериям: контрастность ее отдельных компонентов, лаконизм - кратковре­менность этих компонентов, динамичность.

В-пятых, предпринять меры для привлечения внимания к пред­стоящему зрелищу тех, кого предполагается собрать на него, и соз­дать у них некоторую установку на восприятие и отношение к предлагаемому зрелищу. В зависимости от того, кого и где надо собрать, средства привлечения внимания могут быть самыми раз­нообразными: объявления по местным радио, телеканалам и в прес­се, афиши, листовки, программки, пригласительные билеты и т. п.

Когда участники собрались, перед организаторами встает за­дача удержать их, заинтересовать, пробудить у них любопытство к предстоящему зрелищу. Решение этой задачи предполагает от­носительную консолидацию собравшихся, формирование у них определенного настроения, что может быть достигнуто с помо­щью ряда приемов.

Во-первых, этому способствует организация пространства взаи­модействия в соответствии с формой и содержанием предстоящего зрелища: специфическое расположение мест для участников и офор­мление зала или площадки плакатами, лозунгами, аппликациями, коллажами, элементами объемных декораций, гирляндами и т. д.

Во-вторых, использование музыкального, светового и шумового оформления. Заранее готовятся сопряженные между собой «матри­цы» каждого из них, предусматривающие определенные музыку, свет, а при необходимости - шумовые эффекты в то время, когда зри­тели собираются, а затем сопровождающие фрагменты зрелища и обеспечивающие паузы и переходы от одного фрагмента к другому.

Эти приемы в сочетании с содержанием начавшегося зрелища способствуют вовлечению участников или их более или менее боль­шой части в активное позитивное реагирование на происходящее. У собравшихся может появиться не просто любопытство, а эле­менты сопереживания, т.е. частичное нервное и психическое под­ключение к возникшему процессу взаимодействия. Иначе говоря, может возникнуть коакционный эффект, суть которого в том, что все или большая часть присутствующих ощущает себя участниками одного и того же действия, т.е. у них появляется общий интерес.

 

23.Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании. Личностный подход в индивидуальной помощи детям, подросткам, юношам в воспи­тательной организации может дать положительный эффект при наличии и соблюдении ряда условий.

Во-первых, наличия у педагогов и других работников сферы социального воспитания установки на необходимость оказания индивидуальной помощи, а также определенного уровня психоло­го-педагогической подготовки.

Во-вторых, наличия у воспитуемого готовности принять по­мощь от воспитателя, установки на добровольный контакт с ним по поводу своих проблем, желания найти у него понимание, полу­чить информацию, совет, порой даже инструктаж.

В-третьих, наличия у педагога необходимых для оказания ин­дивидуальной помощи свойств: здорового самовосприятия, т.е. удовлетворяющей его позитивной Я-концепции; последователь­ности в установках по отношению к воспитанникам, справедли­вости, симпатии, понимания их нужд и проблем, уважительного отношения к ним; стремления и умения культивировать теплые, эмоционально окрашенные взаимоотношения с воспитанниками, умения пробуждать у воспитанников чувство свободы в общении, умения разрядить обстановку во время беседы, чувства юмора.

В-четвертых, умения воспитателя вести индивидуальные беседы с воспитанником в качестве «эксперта», «советчика», «опеку­на»: использовать свое влияние для того, чтобы прояснить ситуа­цию сложившуюся у воспитанника, осмыслить ее; произвести переориентацию его ущербных установок и точек зрения; помочь определить ему свои позиции и взгляды. Для этого он должен уметь выдвигать перед воспитанником ряд альтернатив, вести диалог с ним о достоинствах и недостатках каждой, помочь осоз­нать возможности для достижения той или иной альтернативы, выбрать наиболее реальный и подходящий для решения проблемы вариант.

В-пятых, использование в воспитательной организации лично­стного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов. Три последних принципиально отличаются от лично­стного подхода тем, что личностный подход имеет в виду апри­орное отношение к любому воспитуемому как к самоценной лич­ности независимо от присущих ему особенностей.

Возрастной подход в социальном воспитании - целенаправленное создание условий для разви­тия человека с учетом и использованием осо­бенностей и возможностей каждой возрастной группы, а также социально-психологических особенностей групп и коллективов, обу­словленных их половозрастным составом.

Возрастной подход в воспитательной организации должен строиться так, чтобы создать условия для эффективного решения возрастных задач. (Кроме того, в русле индивидуального подхода на базе возрастного должна оказываться помощь в их решении конкретному человеку.)

Для решения естественно-культурных задач в рамках возрас­тного подхода необходимо разрабатывать оптимальный режим кормления и ухода за человеком на каждом возрастном этапе; систему физического и сенсорно-моторного развития, мер компен­сации и реабилитации дефицитов и дефектов процесса созревания и развития отдельных анатомо-физиологических систем организ­ма (в рамках индивидуального подхода); стимулировать осозна­ние ценности здоровья, активного отношения человека к своему физическому развитию и его методы; культивировать здоровый образ жизни на каждом возрастном этапе, позитивное отношение к человеческому телу, реалистичные эталоны женственности и му­жественности, адекватное восприятие человеческой сексуальности, учитывая этнокультурные традиции.

Индивидуальный подход в воспитании. Индивидуальный подход в социальном воспи­тании - учет индивидуальных особенностей воспитуемых как на индивидном (темперамент, задатки и пр.), так и на личностном (интере­сы, уровень притязаний и др.) уровне.

Индивидуальный подход может применяться для выявления, поощрения, коррекции тех или иных особенностей поведения и свойств конкретного человека. Классическими примерами индиви­дуального подхода можно считать задания, соответствующие воз­можностям, интересам и способностям человека; создание ситуа­ций, помогающих развить его индивидуальные свойства; беседу педагога с воспитуемым; заключение своего рода «джентльмен­ского» соглашения с окружающими воспитуемого людьми об опре­деленных способах реагирования на его поведение в целях развития или коррекции конкретных индивидуальных проявлений и т.п.

Индивидуальный подход - эффективный способ помощи че­ловеку, ибо любое воспитательное воздействие преломляется через его конкретные особенности. Индивидуальный подход в принципе необходим каждому человеку как с отклоняющимся развитием и (или) поведением, так и благополучному. Это свя­зано с тем, что он дает возможность помочь ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмо­циями, адекватно оценивать собственные сильные и корректи­ровать слабые стороны.

Дифференцированный подход в воспитании. Дифференцированный подход в социальном воспитании* - один из способов реализации гуманистического педагогического мировоз­зрения, решения педагогических задач с учетом социально-психоло­гических особенностей воспитанников.

* Использован материал В. И. Максаковой.

 

Он осуществляется во взаимодействии с группами воспитуемых. Это могут быть как реальные структурные единицы организации или коллектива (класс, клуб, микрогруппа и т.п.), так и номи­нальные, существующие лишь в сознании руководителя группы, к которым он относит людей одного возраста, пола, имеющих сход­ные индивидуальные, личностные качества, уровень подготовлен­ности к определенной деятельности и пр. Отнесение к той или иной номинальной группе нередко осуществляется и на основе импли­цитных представлений руководителя о личностных особенностях воспитанников того или иного возраста и пола.

В процессе дифференцированного подхода руководитель изу­чает, анализирует и классифицирует различные качества личности и их проявления, выделяя наиболее общие, типичные черты, ха­рактерные для определенной группы членов коллектива, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с этой груп­пой и конкретные задачи и цели воспитания, формы включения ее в общую жизнедеятельность и взаимодействие.

Необходимое условие применения дифференцированного под­хода - изучение деловых и межличностных отношений в коллек­тиве, так как они во многом определяют как характер и особенно­сти проявления личности, так и состав и особенности реально существующих в коллективе групп.

В свою очередь, дифференцированный подход дает возмож­ность воздействовать на отношения: между личностью и группой, группой и коллективом; между группами; отдельными личностя­ми в группе и в коллективе.

Реализации дифференцированного подхода способствует созда­ние временных творческих групп; делегирование какой-либо группе права представлять коллектив за его пределами; создание специ­альных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть достоин­ства того или иного члена коллектива, которые плохо знают окру­жающие; организация групповых игр, конкурсов и соревнований.

Естественное стремление людей к объединению в группы мо­жет развалить коллектив, если не применять дифференцирован­ный подход, т. е. если не включать группы с разной направлен­ностью интересов, разными отношениями к коллективу, разны­ми умениями и пр. в общую жизнедеятельность так, чтобы успех ее зависел от сотрудничества групп, их взаимопомощи и взаи­мопонимания. В этом отношении эффективно повышение в кол­лективе авторитета каждой из групп как наиболее компетентной в определенной области знаний или практических умений и т. п.; расширение диапазона деятельности каждой группы; создание ат­мосферы общей заинтересованности успехами каждой из них; орга­низация дел, рассчитанных на расширение круга интересов каж­дой группы; иногда - введение лидеров групп в органы само­управления.

Дифференцированный подход в масштабах воспитательной организации связан с учетом возрастной и половой принадлежно­сти воспитуемых, требующим знания задач каждого возраста и особенностей развития человека на том или ином этапе его жиз­ни; влияния возраста и пола на поведение и мироощущение, инте­ресы и предпочтения человека.

В работе с разновозрастным объединением дифференциро­ванный подход позволяет определить правильную дозировку психологических и физических нагрузок на старших и младших участников общей жизнедеятельности: проводить дела, в кото­рых человек того или иного возраста получает возможность для идентификации со сверстниками; каждая возрастная группа осо­знает свою отличность от других и одновременно общность с другими возрастными группами, значимость для них, связанную, в частности, с теми интересами, формами самовыражения, к кото­рым более младшие или старшие уже (или еще) не тянутся (или стесняются это демонстрировать), хотя объективно они им все еще необходимы.

Дифференцированный подход имеет смысл как способ эффек­тивной педагогической помощи личности и занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым воспи­танником. Он облегчает и упорядочивает деятельность руководи­теля, так как позволяет разрабатывать содержание и формы вос­питания не для каждого члена коллектива в отдельности, что практически невозможно (например, в условиях большой напол­няемости классов и загруженности учителя), а для «категорий» людей, входящих в коллектив.

Эффективность дифференцированного подхода находится в прямой зависимости от атмосферы творческого сотрудничества, доброжелательности, гуманистической направленности и коллек­тивных ценностей, демократичности педагогического управления.

Гендерный подход. Одно из современных направлений развития педагогической науки является становление новой отрасли научных знаний – гендерной педагогики, изучающей особенности обучения и воспитания детей разного пола. Гендерное воспитание в школе затрагивает коррекции процесса социализации школьника в зависимости от пола.

В течение многих десятилетий мы бранили нашу педагогику за бездетность, в частности, выражали недоумение и откровенное раздражение тем, что, по мнению авторов учебников педагогики, в нашей школе учились некие бесполые аморфные существа, которыми можно как угодно манипулировать в процессе воспитания. Нет, конечно, временами издавались книги (и хорошие книги), напоминавшие о том, что в семье растет сын и дочь, что существуют мальчики и девочки, юноши и девушки со спецификой их психофизиологического развития, но… Но в школу эти существа, вероятно, не ходили, и учителя, даже догадывавшиеся о их половой принадлежности, учить и воспитывать их призваны были одинаково.

Гендерное воспитание в школе и педагогика в целом нуждаются в осмыслении позиций в вопросах поло-ролевой социализации воспитанников, так как воспроизводимые школой жесткие стандарты, решительно (а может быть, стыдливо? И, во всяком случае, – ханжески!) игнорирующие женственность и мужественность, становятся объективным препятствием для эффективной социализации школьников. Да и для продуктивной организации обучения тоже.

Политика государства опирается на гендерную модель симметричного и равновесного включения мужчин и женщин во все сферы производственной и общественной жизни. Лопата, молот, дрезина с нагруженными на нее рельсами – все это доверяется женщинам. Ну и еще «совсем необременительный» труд учителя и врача. Менеджмент, общественная деятельность – удел мужчин. Почему? А кто может нелукаво ответить на этот вопрос?

Вот поэтому жизненно необходимым и важным становится развитие и внедрение гендерного воспитания в школе, которое призвано в эмансипированном государстве всесторонне учитывать интересы обеих социально-половых групп.

Создание условий для максимальной самореализации юношей и девушек в процессе педагогического взаимодействия является важнейшей целью гендерного образования

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: