Особенности содержания, форм и методов социального воспитания в школе




Социальное воспитание можно рассматри­вать как процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществ­ляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отноше­ния, позитивно ценные для общества, в котором он живет.

Иными словами, социальное воспитание представляет собой взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленных позитивных развития и духовно-ценностной ориентации.

Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых (коллективов) субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организации соци­ального опыта детей, подростков, юношей, их образования и ин­дивидуальной помощи им.

Воспитание как социальный институт представляет собой раз­вивающийся феномен, который возникает на определенном этапе развития конкретного общества, автономизируясь от процесса социализации.

Нарастающее усложнение структуры и жизнедеятельности каж­дого конкретного общества приводит к тому, что на определен­ных этапах его исторического развития:

- воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и социальное, роль, значение и соотношение которых не являются неизменными;

- воспитание распространяется от элитарных слоев общества к более низшим и охватывает все большее количество возрастных групп (от детей до взрослых);

- в процессе социального воспитания выделяются как его со­ставляющие сначала обучение, а затем образование;

- появляется коррекционное воспитание;

- складывается диссоциальное воспитание, осуществляемое в криминальных и тоталитарных, политических и квазирелигиозных сообществах;

- меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства вос­питания;

- растет значение воспитания, оно становится особой функци­ей общества и государства, превращается в социальный институт.

 

Наиболее общие функции воспитания следующие:

- создание условий для относительно целенаправленного взращивания и развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей в процессе воспитания;

- подготовка необходимого для функционирования и устойчиво­го развития общества «человеческого капитала», способного и гото­вого к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;

- обеспечение стабильности общественной жизни через транс­ляцию культуры, способствование ее преемственности, обновлению;

- способствование интеграции стремлений, действий и отно­шений членов общества и относительной гармонизации интересов половозрастных, социально-профессиональных и этноконфессиональных групп (что является предпосылками и условиями внут­ренней сплоченности общества);

- социальная и духовно-ценностная селекция членов общества;

- адаптация членов общества к меняющейся социальной си­туации.

Методы социального воспитания – это способы накопления развивающейся личностью позитивного социального опыта, содействующие её самосовершенствованию, самовоспитанию и самоорганизации. В социальном воспитании пока не выработано собственных специфических методов, в основном это методы применяемые в педагогике, психологии и социальной работе. Они оказывают целенаправленное влияние на сознание, поведение, чувства развивающейся личности, воздействуя на окружающую её социальную среду.

Методы воспитания проявляются:

– через непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (авторитет, просьба, совет, поощрение, доверие, укрепление веры в собственные силы, убеждение, осуждение, требование, приказ, наказание, взрыв и др.);

– создание специальных условий, ситуаций, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;

– общественное мнение значимой для воспитанника референтной группы (коллектива), авторитетного для него человека, средства массовой информации;

– совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;

– процессы обучения, самообразования, передачи информации, социального опыта в кругу семьи;

– погружение в мир народных традиций, чтение художественной литературы.

Средства социального воспитания – это совокупность самых различных материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других средств: знаковые символы, способы коммуникации, мир жизнедеятельности воспитанника, организующие условия воспитания (коллектив, социальная группа), технические средства, культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства).

Форма воспитания как способ организации и осуществления предмета, процесса или явления представляет внешние варианты организации конкретного воспитательного дела.

Технологию социального воспитания составляет система принципов и методов, организационных форм, средств и приемов действия воспитателя и воспитанника, ориентированных на достижение поставленных целей.

Воспитание как социальный институт включает в себя:

совокупность семейного, социального, религиозного, коррекционного и диссоциального воспитания;

набор социальных ролей: воспитуемые, воспитатели-про­фессионалы и волонтеры, члены семьи, священнослужители, руководители государственного, регионального, муници­пального уровней, администрация воспитательных органи­заций, лидеры криминальных и тоталитарных групп;

воспитательные организации различных видов и типов;

системы воспитания и органы управления ими на государ­ственном, региональном, муниципальном уровнях;

набор позитивных и негативных санкций, как регламенти­рованных документами, так и неформальных;

ресурсы: личностные (качественные характеристики субъ­ектов воспитания - детей и взрослых, уровень образования и профессиональной подготовки воспитателей), духовные (ценности и нормы), информационные, финансовые, матери­альные (инфраструктура, оборудование, учебно-методиче­ская литература и пр.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: