РАЗДЕЛ I. Введение в основы психосоматики.
МЕТОДИЧЕСКИЕУКАЗАНИЯ
для аудиторного занятия
Тема 1. Предмет, цели, задачи и функции психосоматики. Понятие о психосоматической проблеме: связи психической и соматической сфер. Психосоматические соотношения: психоцентрический и соматоцентрический подходы. Понятие о психосоматических заболеваниях и подходы к их классификации.
Форма занятия
Практическое занятие.
Образовательные технологии;
· Проблемное обучение, при котором преподавателем создаются проблемные ситуации (нетиповые задачи – кейс-метод), для решения которых студенты занимаются самостоятельной поисковой деятельностью с усвоением готовых выводов психосоматической медицины.
· Проектное обучение – студенты самостоятельно приобретают недостающие знания, используют их для решения познавательных и практических задач, развивают исследовательские умения и системное мышление.
· Информационные проекты - направлены на сбор информации по актуальным проблемам психосоматической медицины с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории.
Цель занятия
Изучить методологию дисциплины «Психосоматика», понять взаимное влияние соматической сферы на психические процессы и изменений психических явлений и состояния тела. Охарактеризовать психосоматические заболевания, научиться классифицировать их в соответствии с отечественными и международными классификациями болезней.
Основные понятия: психосоматические заболевания, большие психосоматозы, психосоматические реакции, конверсионные синдромы и соматоформные заболевания.
Задачи.
Знать: основные понятия психосоматики, ее цели и задачи. Основы взаимного влияния соматической и психической сфер, признаки психосоматической патологии.
Уметь: выявлять основные признаки психосоматической патологии,
Владеть навыками классификации психосоматических заболеваний.
Компетенции: ПК-2, ПК-7
План проведения занятия
Продолжительность занятия - 180 мин.
1. вступительное слово -10 минут
2. вводный контроль – 15 минут
3. контроль самостоятельной работы студентов в виде представления мультимедийных проектов – 55 минут
4. просмотр учебных видеофильмов по теме занятия – 45 минут
5. собеседование по контрольным вопросам – 45 минут
6. заключение – 10 минут
Вопросы для самоконтроля студентов
ПК-2
1. Определение психосоматики
2. Связь соматических заболеваний и психических процессов
3. Цели и задачи психосоматики
4. Традиционная "чикагская семерка" психосоматических заболеваний
5. Психосоматический подход в медицине
6. История формирования психосоматики как науки
ПК-7
7. Задачи психосоматики
8. Характеристика психосоматических заболеваний
9. Классификация психосоматичесих расстройств
10. Психосоматические заболевания: «большая чикагская семерка»
11. Влияние болезни на личность
Тестовые задания
ПК-2
К направлениям в исследовании психосоматической медицины относятся все, кроме
1) психодинамического
2) интегративного
3) гуманистического
4) психофизиологического
Направление в западной психологии, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных, структур это:
а) фрейдизм;
б) гуманистическая психология;
в) гештальт психология;
г) бихевиоризм.
Психосоматические заболевания, как правило, не имеют:
а) Эндогеннойобусловленности
б) Соматогеннойобусловленности
в) Психогеннойобусловленности
г) Социогеннойобусловленности
Термин соматопсихика означает:
a) влияние психологических факторов на возникновение и течение заболеваний
б) влияние приближающееся смерти на психологическое состояние человека
в) влияние перенесенных (или продолжающихся хронических заболеваний) на психическое состояние человека
г) влияние психотерапии на изменение психологического и соматического состояния пациента
Выберите из нижеперечисленного психосоматические заболевания:
1) системная красная волчанка
2) атопический дерматит
3) ишемическая болезнь сердца
4) посттравматическое стрессовое расстройство
К соматоформным психическим расстройствам относятся:
1) соматизированное расстройство
2) органическое аффективное расстройство
3) ипохондрическое расстройство
4) генерализованное тревожное расстройство
При соматоформных расстройствах:
1) в основе имеются структурные поражения органов и тканей
2) озабоченность физическими симптомами вынуждает больного искать повторных консультаций специалистов и дополнительного обследования
3) пациент охотно соглашается с врачебными заверениями об отсутствии адекватной физической причины соматических симптомов
Соматоформная вегетативная дисфункция верхних отделов ЖКТ проявляется:
1) психогенной аэрофагией
2) пилороспазмом
3) метеоризмом
4) синдромом Да Коста
ПК-7