Знакомство с Наташей во время именин (т. 1 ч. 1 гл. 8, 9, 10, 16).
- Сравните портрет Наташи, Сони и Веры. Почему в одной автор подчеркивает " некрасивая, но живая ", в другой - " тоненькая миниатюрная брюнетка ", в третьей - " холодная и спокойная?»
- Понаблюдайте, как улыбаются героини:
Наташа: " смеялась чему-то ", " ей все смешно казалось ", " расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись ", " сквозь слезы смеха ", " заливалась своим звонким смехом ".
Соня: " улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого ", " притворную улыбку ".
Жюли: " вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор ".
Вера: " Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно ".
Элен: " что было в общей улыбке, украшавшей всегда ее лицо " (т. 1 ч. 3 гл. 2).
- Сопоставьте Наташу Ростову и княжну Марью. Что в них общего? (т. 1 ч. 1 гл. 22, 23). Почему автор рисует их с любовью?
· Поведение Наташи во время возвращения Николая (т. 2 ч.1 гл.1).
- Как раскрывает состояние Наташи фраза " Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал "? (т. 2 ч.1 гл.12)?
Наташа в Отрадном. Лунная ночь (т. 2 ч. 3 гл. 2).
- Сравните поведение Сони и Наташи.
- Что почувствовал в Наташе князь Андрей?
Первый бал Наташи (т. 2 ч. 3 гл. 15 -17).
- Чем привлекла Наташа князя Андрея?
- Что он сумел в ней увидеть и почувствовать?
- Почему именно с ней связал Андрей свои надежды на будущее?
Наташа у дядюшки (т. 2 ч. 4 гл. 7).
- Истинная красота души и народный дух в песне дядюшки и в пляске Наташи. Как в этом эпизоде раскрывается характер Наташи?
Эпизод с Анатолем и разрыв с Андреем.
|
- Сравните поведение Наташи в театре с поведением Элен на вечере у А. П. Шерер. (т. 2 ч. 4 гл. 12 -13).
- Как меняется Наташа под влиянием Элен?
Наташа в период духовного кризиса (т. 3 ч. 1 гл. 17).
- О чем говорит тот факт, что Наташа потеряла веселость?
- Что помогает ей вернуться к жизни? (Молитва).
Состояние во время войны 1812 года.
- Какие качества Наташи раскрываются в сцене передачи подвод раненым? (т. 3 ч. 4 гл. 16).
- Зачем Толстой соединяет Наташу и раненого Андрея? (т. 4 ч. 4 гл. 31 -32)
- Какая духовная сила заключена в Наташе, помогающей матери после смерти Пети? (т. 4 ч. 4 гл. 2)
Семейное счастье. (Эпилог ч. 1 гл. 10 - 12). Как воплотилась идея Толстого о месте женщины в обществе в образе Наташи?
Вывод. Наташа, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий: от радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки с Андреем, через ошибки жизни - измену Андрею с Анатолем, через духовный кризис и разочарование в себе, через возрождение под влиянием необходимости помощи близким (матери), через высокую любовь к раненому князю Андрею - к постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери.
Урок №5 Изображение войны 1805-1807 гг. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения
1. Сопоставительный анализ двух сражений:
Вопросы и задания для анализа фрагментов
"Шенграбенское сражение" | "Аустерлицкое сражение" |
Как понять слова Кутузова перед Шенграбенским сражением: "Еще впереди много, много всего будет. Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду его благодарить"? | Аустерлицкое сражение было дано вопреки мнению Кутузова. Что дало ему право сказать: "Я думаю, что сражение будет проиграно"? |
Как подводит нас писатель к восприятию Шенграбенского сражения? | Кем и как задумано Аустерлицкое сражение? Как развивался его ход? |
Как показан дух защитников в Шенграбенском сражении? Почему часто повторяются слова "веселый", "веселее"? | Почему Толстой так пишет о подготовке Аустерлицкого сражения: "И чувство энергии, с которым выступали в дело войска, начало обращаться в досаду и в злобу на бестолковые распоряжения"? |
Зачем в сцене трехдневного перемирия автор показывает мирный разговор русских и французских солдат? | Как на ход Аустерлицкого сражения влияет природа? |
|
"Шенграбенское сражение" | "Аустерлицкое сражение" | |
Как ведут себя во время сражения Долохов, Жерков, штаб-офицер? Чем их поведение отличается от поведения Тушина и Тимохина? Почему подчеркивается невоенная, неказистая внешность Тушина, неприметность Тимохина? | Как ведут себя во время сражения Николай Ростов, Андрей Болконский? Почему Толстой "заставляет" князя Андрея совершить подвиг здесь, во время обреченного сражения, а не во время Шенграбенской битвы? | |
Почему Багратион выиграл сражение? Багратион ли его выиграл, по мнению Толстого? Как ведут себя участники сражения на военном совете после окончания боя? Сравните поведение этих же людей во время боя и на военном совете. | Почему Аустерлицкое сражение проиграно, ведь солдаты и офицеры те же? | |
Выводы | ||
Решающее сражение в кампании 1805 - 1807 годов. Шенграбен - это судьба русской армии, а, значит, проверка нравственной силы русских солдат. Путь Багратиона с четырехтысячной армией через Богемские горы имел целью задержать армию Наполеона и дать русской армии возможность собрать силы, т. е., по сути, сохранить армию. | Аустерлиц - "сражение трех импе- раторов". Цель его - закрепить достигнутый успех. Но на самом деле Аустерлицкое сражение стало эпохой "срама и разочарования для всей России и отдельных людей, и торжество Наполеона-победителя". | |
Цель сражения благородна и понятна солдатам. | Цель сражения не понята солдатами. | |
Героизм, подвиги | Неразбериха среди солдат; бессмысленный подвиг князя Андрея. | |
Победа | Поражение. | |
|
Урок №6 «Надо жить, надо любить, надо верить» (Л.Н.Толстой)