Современный симфонический оркестр включает четыре группы инструментов.




Конспект урока музыки№29-6класс (4ч)

«Соло и тутти»

На прошлом уроке мы слушали музыку в исполнении скрипки, флейты, виолончели. Вспомним изображение музыкальных инструментов: скрипка, виолончель, флейта.

Сегодня мы узнаем, что такое СОЛО и ТУТТИ, определим роль тембровых сочетаний инструментов при создании музыкального образа.

Тема урока: Соло и тутти.

Что такое СОЛО? В музыке издавна принято обозначать так произведения для одного голоса или инструмента, иногда с аккомпанементом. На прошлом уроке мы с вами слушали соло скрипки, виолончели, флейты.

Соло – «один», солист, солирующий. Учитель: Как вы думаете, почему широко применяется СОЛО инструментов, входящих в многозвучные оркестровые сочинения? В таких фрагментах солирующие инструменты ещё ярче обнаруживают свои выразительные возможности, то пленяя красотой тембра, то создавая контраст различным оркестровым группам, но чаще всего – участвуя в общем потоке музыкального движения, где сопоставления и переплетения тембров образуют картину поразительного звукового богатства.

Действительно, сочетание тембров придают музыке особую выразительность, помогают передать любой образ или настроение. Композиторы используют все выразительные возможности инструментов, владеют оркестровкой и считают её носительницей музыкальной образности. Что вы знаете об истории симфонического оркестра?

История симфонического оркестра насчитывает более трех столетий. За это время был постепенно сформирован тот инструментальный состав, которым пользуются и современные композиторы. В нём не только отдельные тембры, но и каждая оркестровая группа приобрела собственные выразительные и технические возможности, так что можно сказать, что оркестр был и остаётся основным инструментом для воплощения музыкальных замыслов.

Сколько групп инструментов входят в состав симфонического оркестра?

Современный симфонический оркестр включает четыре группы инструментов.

Назовите группы инструментов, входящих в состав симфонического оркестра?:

* струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы)

* деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты, фаготы)

* медные духовые инструменты (трубы, валторны, тромбоны, туба)

* ударные и клавишные (литавры, колокольчики, челеста, барабаны, тарелки)

Чем поражает своих слушателей звучание четырёх групп симфонического оркестра?

Четыре группы симфонического оркестра при условии их умелого использования способны создавать музыкальные чудеса, поражая слушателей то прозрачностью, то плотностью своего звучания, то необыкновенной силой, то еле уловимым трепетом.

симфонический оркестр «звучит всеми тончайшими и разнообразнейшими тембрами» (изучаем расположение групп оркестра).

****Выразительность музыкальных тембров, представленных в волшебных звуках оркестра, мы услышим

в опере Николая Андреевича Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Учитель: Как называется вступление к последней картине оперы «Сказка о царе Салтане»?

Вступление к последней картине оперы называется «Три чуда». Эти три чуда мы помним ещё по сказке Александра Пушкина, где дано описание города Леденца – царства Гвидона.

1.Остров на море лежит, Град на острове стоит, С златоглавыми церквами, С теремами и садами; Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом: Белка в нем живет ручная, Да чудесница какая! Белка песенки поет Да орешки все грызет; А орешки не простые, Скорлупы-то золотые. Ядра – чистый изумруд; Белку холят, берегут.

2.Там еще другое диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Расплеснется в скором беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор – С ними дядька Черномор. И той стражи нет надежней, Ни храбрее, ни прилежней.

3. А у князя женка есть, Что не можно глаз отвесть: Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает; Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит.

Итак, какие три чуда составляют главное содержание вступления к последней картине оперы «Сказка о царе Салтане»?

Первое из трёх чудес – Белка, грызущая орешки и поющая свою беззаботную песенку,

второе – 33 богатыря, являющихся из волн бушующего моря,

и третье, самое чудесное из чудес, – прекрасная Царевна Лебедь. Учитель:

Что вы можете сказать о музыкальной характеристике Белки, тембры каких музыкальных инструментов участвуют в рождении «первого чуда». Музыкальная характеристика Белки, включающая два звуковых эпизода, поручена КСИЛОФОНУ и ФЛЕЙТЕ-ПИККОЛО.

Музыка «второго чуда» – богатырей – нарастает постепе нно. В ней слышится и рокот разбушевавшейся морской стихии, и завывание ветра. Этот звуковой фон, на котором выступают богатыри, создаётся различными группами инструментов, рисующих образ сильный, могучий, несокрушимый.

Какие музыкальные инструменты участвуют в его звучании?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: