От переводчика
Мэгги ХАЙД: Вильям Лилли и ХРИСТИАНСКАЯ АСТРОЛОГИЯ
СТУДЕНТУ АСТРОЛОГИИ
НАСТАВЛЕНИЯ ИЗУЧАЮЩЕМУ
ВВЕДЕНИЕ В АСТРОЛОГИЮ (Первые 5 глав не переводились).
Глава VI О двенадцати Домах Небес и некоторых терминах Астрологии [Переведена частично]
Глава VII О двенадцати Домах, их природе и значении
Глава VIII О планете Сатурн и ее значении
Глава IX О планете Юпитер и ее значении
Глава Х О планете Марс и ее отдельных значениях
Глава XI О Солнце, его общем и конкретных значениях
Глава ХII О планете Венера, ее отдельных значениях и природе
Глава ХIII О Меркурии, его значении, природе и свойствах
Глава XIV О Луне, ее свойствах и значениях
ГОЛОВА ДРАКОНА
Глава XV Еще одно краткое описание форм и очертаний планет
ЦВЕТА ПЛАНЕТ И ЗНАКОВ
Глава ХVI О двенадцати знаках Зодиака и их множественном делении [Переведено с сокращениями]
АНТИСЫПЛАНЕТ
Глава XVI / 4 Природа, места, страны, общее описание и болезни, означаемые двенадцатью знаками ОВЕН - РЫБЫ
Глава XVII Учение о том, как может быть использован предшествующий обзор двенадцати знаков
Глава ХVIII Об эссенциальных достоинствах: Экзальтация,Триплицитет,Терм, ФАС
Глава XIX Об отдельных терминах, аспектах, словах Искусства, случаях и других материальных вещах, происходящих между планетами; с другими необходимыми правилами, которые нужно хорошо знать и понимать, прежде чем может быть дано какое- либо суждение по вопросу
[Переведена с сокращениями]
АППЛИКАЦИЯ (СБЛИЖЕНИЕ)
ЗНАКИ СОЗЕЗЕРЦАЮЩИЕ ДРУГ ДРУГА
ЗНАКИ. НЕ СОЗЕРЦАЮЩИЕДРУГ ДРУГА
СЕПАРАЦИЯ (РАЗДЕЛЕНИЕ. ОТДЕЛЕНИЕ)
ЗАПРЕЩЕНИЕ
РЕФРАНАЦИЯ (ВОЗДЕРЖАНИЕ)
ПЕРЕДАЧА
РЕЦЕПЦИЯ
ПЕРЕГРИН
СВОБОДНЫЙ УХОД
|
ФРУСТРАЦИЯ
HAYS (ЕСТЕСТВЕННОЕ МЕСТО СИМПАТИИ)
ВЫСШИЕ И НИЗШИЕ ПЛАНЕТЫ
СОЖЖЕНИЕ
ПОД ЛУЧАМИ СОЛНЦА
КАЗИМИ. ИЛИ ПОЛОЖЕНИЕ В СЕРДЦЕ СОЛНЦА
ВОСТОЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОСАДА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАБЛИЦ
ГРАДУСЫ, НАЗЫВАЕМЫЕ НЕКОТОРЫМИ ГРАДУСАМИ АЗИМЕНА
ГРАДУСЫ, УВЕЛИЧИВАЮЩИЕ УДАЧУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ЭТОЙ ТАБЛИЦЫ
РЕЗЮМЕ
Эта книга — один из лучших учебников но хорарной астрологии в изложении одного из известнейших астрологов — Вильяма Лилли. Это классика астрологии, изложенная классиком астрологии!
С помощью хорарной астролошн Вы сможеге узнать, каковы истиннее причины настоящего положения, в каком на самом деле состоянии Вы сейчас находитесь и что Вас ожидает впереди: как сложатся отношения с начальством, в семье, слотби.мым человеком, удастся ли преуспеть вделах, заработать денег, будет ли успешной поездка или встреча, не подстерегает ли Вас болезнь, где находится потерянная вещь, как будут развиваться события и т. д.
Эта книга — также о то.м. как можно изменить свою жизнь. Хорарные карты, с одной стороны, дают совет, указывают путь. а с другой — помогают прямо воздействовать на будущее.
Основы хорарной астрологии - это первая книга из тех трех, в которых Вильям Лилли смиренно изложил Астрологию.
От переводчика
Вряд ли есть необходимость представлять читателям Виль- яма Лилли. В астрологической традиции он занимает место, на мой взгляд, не менее важное, чем Птолемей, поскольку обобщил и творчески переработал астрологический опыт, накопленный до него, и тем самым дал очередной значительный импульс развитию этого Искусства. В то же время, в отличие от Птолемея, Лилли был практиком, и все его советы, рекомендации, все его работы посвящены именно практическому использованию астрологии для разрешения проблем, возникающих в повседневной жизни людей. Все они сопровождаются конкретными примерами из собственной бога- тейшей практики автора. "Христианская Астрология" — основной, фундаментальный труд Вильяма Лилли. Это практическое руководство для опытных астрологов, учебник для начинающих и в то же время энциклопедия, охватывающая астрологическую традицию во всем ее многообразии. Достаточно сказать, что объем книги — 871 страница. Впервые этот труд увидел свет в 1647 году. второе издание вышло в 1659 году, а третье, репринтное—уже в 1985 году. Много ли в мире книг, имеющих столь долгую жизнь? Современные астрологи относятся к "Христианской Астрологии" по-разному. Одни воспринимают ее как источник абсолютной и окончательной истины в последней инстанции, другие — как нечто архаическое, имеющее очень малое отношение к нашей жизни.
|
Одно лишь бесспорно — нельзя не знать этот труд тем. кто воспринимает астрологию как многовековую традицию, объединяющую своим вдохновением целые поколения исследователей и практиков, а не как сиюминутное развлечение на потребу масс.
Я просто не мог не взяться за перевод "Христианской Астрологии" сразу, как только она попала мне в руки, и в то же время отдаю себе отчет, насколько неподъемна эта задача. Мало того, что объем огромен, речь идет о репринтном издании — то есть о копии оригинала. А значит, пришлось иметь дело со староанглийским языком и лексикой XVII века. К счастью, английский язык не так сильно изменился за прошедшие века, как, скажем, русский, но тем не менее, трудностей встречается достаточно. Поэтому сразу признаюсь, что мой перевод не идеален — это лишь попытка в меру моих ограниченных способностей донести до российских читателей то, что удалось понять самому. Там, где не удавалось дать однозначный перевод, в ква дратных скобках указаны варианты или слово, которое я не смог найти ни в каких словарях. Надеюсь, кто-нибудь из читателей сможет исправить и дополнить меня. Нельзя также назвать перевод полным. Я не переводил то, что, на мой взгляд, не представляло большого интереса.
|
Таким образом, разделы, посвященные расчету гороскопа, переведены лишь выборочно. Они ничем не отличаются от аналогичных разъяснений в современных учебниках, только эфемериды и таблицы Домов выглядят иначе. Другие, более существенные разделы переведены полностью или почти полностью. Возможно, когда-то будет предпринят полный перевод "Христианской Астрологии". Однако надеюсь, что и эти публикации окажутся полезными для русскоязычных астрологов, помогут увидеть корни, питающие нашу традицию.
Вильям Лилли и ХРИСТИАНСКАЯ АСТРОЛОГИЯ
Если вы серьезно относитесь к астрологии, вы не можете не приобрести эту книгу. Когда вы ее приобретете — это другой вопрос; хотя первоначально она была написана для начинаю- щих, сейчас этот труд — для тех, кто уже посвятил себя астрологии.
Книга содержит целых 871 страницу факсимильного тек- ста. Она разделена на три части — введение, хорарную и натальную — с историческим послесловием и библиографичес- ким приложением Патрика Карри, а также кратким очерком "Современная астрологическая перспектива" Джеффри Корне- лиуса. Издательство "Регулус" не пожалело сил для того, чтобы прекрасно переплести и выпустить эту книгу. Мои немногие критические замечания сводятся к отсутствию вводного иссле- довательского раздела, современного указателя, а также к неис- правленной ошибке в оригинальной нумерации страниц (стра- ницы со 169 по 176 должны идти в следующем порядке: 169, 174, 175, 172, 173, 170, 171, 176). Но это все мелочи. Я не могу согласиться с более существенной критикой, которую я слышала в адрес факсимильной копии. Лилли читается замечательно, и уже после нескольких страниц его обаятельного стиля и языка проблемы с непривычным начертанием букв сходят на не Ов Так что же это за суета вокруг Лилли? Почему астрологам нынешнего дня нужно знать его работу? Говоря коротко, она содержит астрологическую традицию, данную нам в наследство классической астрологией. Астрологи, не знакомые с важностью этой традиции, могут подумать, что астрология Лилли была хороша для семнадцатого века, но она неуместна для сегодняш- него астролога, на которого оказали влияние и наука, и влюблен- ность нашего века в глубинную психологию. Тем, кто разделяет
такое воззрение, я предложу выслушать иное мнение. В том, что касается Лилли, для современного астролога есть две важных области, на которых стоило бы сосредоточиться. Первая — это практическое мастерство горос копии, включающее в себя тради- ционные принципы, методы и техники. Вторая касается отно- шения астролога, осуществляемого на практике.
Что касается гороскопии, Лилли остается непревзойден- ным мастером в интерпретации гороскопов, представленных для осмысления его читателю. Это не было бы так примечательно, если бы не часто звучащие вопли о том, что астрологические книги на самом деле не показывают вам, как интерпретировать карты. Взяв наугад семь книге краю полки — все разных авторов, и ни одна из них не была элементарным учебником — я насчитала в них всего 14 карт и целых 1612 страниц теоретичес- ких измышлений. Сравните это с книгой Лилли, которая на 832 страницах содержит 35 хорарных суждений, а также натальную карту с дирекциями на весь жизненный период, двадцать лет из которого имеют детальные письменные суждения о дирекциях и солнечных обращениях. Книга написана как учебное руковод- ство, и намерение Лилли ясно выражено и исполнено:
Я со всей прямотой и искренностью сердца, ясно и честно изложил cue искусство, постаравшись не упустить ничего, что я считал бы подходящим или уместным, или что могло бы как-либо помочь здесь юным Изучающим. Ни тайн, ни профессионального лоска, ни причудливой рисовки. Лилли неуклонно излагает принципы и метод, а затем показывает их нам на практике. Книга легко читается, создавая эффект "беседы" с древними. Мы были бы отрезаны от их трудов, если бы Лилли не извлек суть из этих ранних греческих и латинских текстов. После определения терминологии и кон- цепций он черпает из них достаточно для того, чтобы создать практически работающую модель, дающую полную и компакт- ную справочную информацию о планетах, знаках и Домах. Овен — это:
Мужской дневной знак, подвижный, кардинальный, равноден- ственный; по природе огненный, горячий и сухой, холерический, животный, роскошный, неумеренный и бурный; дневной Дом Марса, Огненный триплицитет и Восток.
Каждое слово здесь значимо. Все, что мы далее можем сказать об Овне, будет производным из этих первичных качеств.
С таким основательным мастерством Лнлли напоминает нам о простых моментах, часто пренебрегаемых сегодняшними астрологами. Вся практика в классической традиции была по- строена на различии между универсалиями и частностями. Планеты и знаки — это универсальные сигнификаторы, но через их управление Домами они обретают место в конкретном мире людей. Это положение знакомо для хорарных астрологов, но оно считалось не менее важным и в натальной работе. Лиллн — это ценный источник информации для живой традиции, поскольку через его посредство мы наблюдаем и астрологические, и обще- ственные изменения. Например, тема седьмого Дома преоблада- ет в случаях воровства (35 страниц), и только на 17 страницах соотносится с браком. Подобно этому, современные хорарные практики располагают жен в 7-м Доме, а любовниц, как удоволь- ствие, в пятом, тогда какЛилли относит и жен, и возлюбленных, и проституток к седьмому Дому.
Эти факты поднимают вопрос об отношении к правилам и методам. Лилли — не фанатик правил. Его подход текуч, и он неоднократно говорит изучающему: "Варьируйте свои правила в соответствии с вопросом ". Важно "смешивать Искусство и Рассудок вместе и не слишком сильно полагаться на общие правила Искусства ".
Он без особой серьезности относится к таким деталям, как орбисы аспектов, информируя нас о вариациях, используемых разными астрологами, с комментарием: Иногда я использую одни, иногда другие, как моя память помнит их, и при этом не бывает ошибки. Он также предупреждает против принятия афоризмов как основы для суждения: Без серьезного смешения суждения с основными сигнификато- рами, они не действуют сами по себе в тех целях, которые провозгласили древние; в сердце каждого практикующего пребывает суждение о том, как достичь правильного понимания их. Ложное понимание афоризмов часто присутствует в совре- менной хорарной практике, особенно среди таких авторов, как Айви Голдштсйн-Джекобсон и Де Льюс, которые заимствуют у
Лилли обширные выдержки, не упоминая его как источник. Они, кроме того, не отличают афоризм и свидетельство от первичного завершения сигннфикаторов. в результате чего они делают хорарную астрологию и гораздо менее гибкой, и гораздо более слабой, чем она есть в практике Лилли. Пример этому — превращение афоризма о том, что управитель 4-ого Дома указы- вает конец дела, в правило, применимое ко всем хорарным вопросам. Цель здесь — иметь ограниченное количество правил, а астрологическая теория заключается в том, чтобы они образо- вывали ведущую традицию; Необходимо не то, чтобы вы имели все это точно записанным в вашей памяти, но чтобы вы были способны знать, когда ошиба- етесь, а когда нет, когда отвечать на вопрос, а когда не Ов Мастерство дает различение и направляет суждение астро- лога; это не есть нечто мертвое, чему надо следовать ради него самого. Знать, в чем несведущ, и вести диалог с традицией — фундаментальные условия практики. Лилли признается перед нами в своем недопонимании Жребия Фортуны: Я до сих пор мало удовлетворен касательно его истинных действии; намереваюсь предпринять усилия в этом направлении позже и опубликовать мои результаты. Таким образом, ведомый мастерством, астролог развивает уверенность в своем понимании, и эта уверенность даст ему способность выносить гарантированные суждения. Лилли все- гда раскрывает перед своими читателями, как он пришел к тому или иному суждению, и он совершенно убедителен. Когда он пишет в скобках: (ы так оно и было), или: (и так все и оказалось}, мы верим ему. Его астро-логика так убедительна, что трудно себе представить, чтобы события развивались каким-то другим пу- тем. Очень немногие астрологические книги заслуживают такого доверия. Все это привело меня к чтению Лилли. Его нельзя просто читать, его надо изучать. А это значит — рисовать его карты, пытаться интерпретировать их самостоятельно, а затем медлен- но прослеживать его суждения. Ясность его понимания прино- сит радость. Украденная рыба, Меркурий в Рыбах в двенадцатом Доме. Пропавший корабль, находящийся в безопасности в ирландской гавани, поскольку Луна в Тельце (Ирландия) заклю-
чена в 11-м Доме друзей, "фиксирование, и в... Доме комфорта и облегчения ". Новости были на подходе при формирующемся трине Меркурия (и так оно и оказалось). Плохие сны из-за недавней потери должности; Юпитер в соединении с Сатурном, владыкой десятого Дома, и видевший сон "потерял выгоду некоего хорошего места в государстве и... был озабочен тем, как жить при тех долгах, которые он уже сделал ". Солнце в Овне в 9-м Доме, знатный военный, собирающийся за границу. Иногда то, что кажется сначала сомнительной хитростью, оказывается безупречным прочтением. В случае с другим пропавшим кораб- лем, Луна в К) градусах Девы приближается ктринус Сатурном в 15 градусах Тельца, владыкой 8-го Дома. Это первый форми- рующийся аспект Луны, и все же Лилли сосредотачивается на последнем аспекте Луны — отдаленной ква дратуре к Сатурну из 15 градусов Льва. Оказывается, Луна после той ква дратуры находилась в свободном уходе, и Лилли делает вывод: это показывает, что Корабль недавно был в опасности (смерти), Ов е. потерпел кораблекрушение: и поскольку Луна была в свободном уходе, никаких сведений об этом не было получено. С приближающимся завершением Луны втринс к Сатурну купец: потеряет многое, если не все, что было на этом Корабле. Хотя Лплли говорит нам, что "жители Лондона мало считались с Астрологией ", изучая вопрос за вопросом, мы видим, как глубоко был Лилли укоренен в обществе, и что он обладал связями и уважением на всех уровнях того общества, не то что нынешние астрологи. Среди его клиентов были жители Лондо- на. торговцы, военные и парламентарии, алхимик и священник, несчастная женщина, жена заключенного, леди и дворянин. Есть подозрения, что были также и короли. В делах с этими людьми Лилли интересует не исключительное и эффектное, а простые и обыденные человеческие заботы: болезнь и здоровье, богатство, брак, покупка домов, украденные деньги, пропавшие люди и потерянные лошади. Когда времена меняются, "хорошо известные" стороны спрашивают, действительно ли Кембридж был взят королевскими войсками? Семнадцатый век встает вокруг нас, когда мы листаем страницы, и мы понимаем, как мало на самом деле изменились люди.
Есть, однако, некоторые менее приемлемые особенности семнадцатого века, которые поначалу могут вызвать отчуждение у гуманистического астролога. Под двенадцатым Домом мы находим вопрос "Заколдован ли?", за которым следует набор магических инструкций о процедурах для снятия чар. Современ- ный профессиональный астролог вряд ли будет заниматься ритуалами по снятию порчи, для которых нужна солома, чере- пица, моча и огонь. Аналогично этому, кажущаяся резкость его ответа женщине, спрашивающей, будут ли у нее когда-нибудь дети, была бы сочтена совершенно недопустимой психологичес- ким или консультирующим астрологом: по этим причинам, перечисленным выше, я вынес данное суждение, Ов е. что кверент никогда не имела прежде зачатия, и по всем признакам Искусства, которые я.люг найти, никогда не будет иметь зачатия, и что она от природы бесплодна. Не идет ли здесь Лилли против своего же собственного совета, который он дает изучающему в своем Послании, о том, что астролог не должен "поражать несчастных ужасом резких суждений "? Я думаю, не Ов Если мы рассмотрим этот вопрос ближе, то вспомним настойчивое указание Лилли о том, что астролог не должен давать суждения по незначительным и тривиальным делам. В таких серьезных случаях, как этот вопрос о детях, Лилли требует, чтобы астролог подходил к астрологии серьезно. Это означает постижение с помощью гороскопии правды ситуации, в той степени, в которой он на это способен. Какой бы эта правда ни была, есть неписаное предположение, что правда лечи Ов Если правда в ситуации этой женщины — бесплодие, то именно это важно, и вполне может быть необходимо об этом сказать. Нет более яркого примера к этому, чем рассмотрение Лилля вопроса "Будет ли больной жить или умрет, и какова его болезнь?".
Дав ранее мощные предупреждения против предсказания смерти, Лилли доверяет нам следующее: Яубедил человека прийти к миру с Богом, привести в порядок его дом. поскольку я не ожидаю по естественным причинам, что он проживет более десяти и.т двенадцати дней. И причины этому были...
Луна приближается к ква дратуре с Юпитером, владыкой 8- го Лома. находящимся в изгнании is Близнецах. Юпитер, явля- ющийся также владыкой 7-го Дома, означает присутствие к действия Лилли в данной болечни. Он прорицает истину о том. что человек умирает, и он входит в ситуацию так, как полагает нужным. Он напоминает нам о своем собственном натальном Юпитере в Весах в 7-м Доме, владыке его натального 9-го Дома. Его астрология дает другим духовное руководство. Он исполняет роль священника, и в каждом его слове звучит тема Юпитера, Весов и 9-го Дома: Я убедил человека прийти к миру с Богом. Сострадание и осторожное понимание человеческого характера всегда сопутствует астрологическому сужденпюЛилли — "осмотрительность вместе с искусством". "Обратите внима- ние на свое здоровье", — говорит он алхимику, спрашивающему: "Получу ли я философский камень?", "и что джентльмену надо думать, говорил я, не напрасно, я показал ему, что ему более необходимо излечить себя от туберкулеза, он вступает (и даже уже вступил) в период усиления его страданий, продолжая зани- маться этим лабиринтом ". Несмотря на кажущийся предсказательный элемент, в астрологии Лилли на удивление нет ничего фатального. Его тонкое мастерство гороскопии, его поэтические строки истины, имеющие основу в мире людей, имеют в свое.м центре очень простое стремление. Он говорит нам, что знание cue найдет отличное использование у тех, кто будет осторожно, естественным путем предотвращать несчастья, в которые они бьни бы втянуты своей природой или склонностями. Существует выбор, участвовать или не участвовать в том или ином деле, человек нс фатален. Природа участия и астроло- га. и кверента жизненно важна для завершения, которое проис- текает не из движения планет, но из активных человеческих усилий. Этот вопрос обсуждается в комментариях Джеффри Корнелиуса в конце книги, к которым я и отсылаю астрологов, беспокоящихся по поводу кажущегося предсказательного эле- мента в работе Лилли. Когда Лилли заявляет "избегайте рыжих слуг, сигнифицируемых Марсом ", имеется в виду, что такие люди
могут способствовать тем "несчастьям", к которым индивидуум естественно склонен, и что это не будет на пользу его общему благополучию. Сегодня мы говорим о натальных "потенциаль- ностях"; вероятно, рьгжне слуги усилили бы скорее худшие потенциальности Марса, чем наилучшие склонности. Подход Лилли к натальнои карте поразительно похож на подход любого хорошего современного астролога. Он собирает свидетельства силы и слабости планет и начинает общим обра- зом оценивать выраженность четырех "жидкостей". Он напоми- нает нам сегодняшнего астролога, рассматривающего стихии: сангвиническая, холерическая... совершенная смесь двух дру- гих жидкостей, Ов е. холодной и влажной, так что трудно сказать, какая жидкость находится в избытке... истинно я не могу различить какого-либо сверхизбытка любой из четырех жидко- стей. Новички в чтении Лилли могут найти полезным начать чтение с Натального раздела на стр. 534, в котором подробно описывается, как оценить манеры человека. В качестве основы здесь главным образом используются планеты, а не знаки. Манеры узнаются по планете на Асценденте, или планете, соединяющейся с Луной или Меркурием, или же, при отсут- ствии всего этого, по управителю Асцендента. Натальный раздел изобилует полезными намеками об измерении времени и ректи- фикации, в том числе есть метод ректификации времени рожде- ния отца по гороскопу ребенка. Лилли использует три главных способа измерения времени: Дирекции (наши первичные дирек- ции), Профекции (двенадцатилетний цикл) и Революции (наши солнечные обращения). Он подробно обсуждает движение сигнификаторов и про- миссоров, придавая наибольший вес пяти главным дирекциям: Асцендента/Меридиана, Солнца/Луны л Фортуны. Движение планет считается менее важным. Для этих пяти главных факто- ров даются емкие и точные трактовки. Если в один год образу- ется много мажорных аспектов, он рекомендует сравнить Дирек- ции с Революцией, чтобы определить, какой фактор будет наиболее заметным. Он детально рассматривает дирекции на двадцатилетний период и сравнивает их с относящимися к делу Революциями на каждый год. Я не встречала такой вниматель-
ной и тщательной гороскопин ни в одном современном учебни- ке. Наконец, остается вопрос, почему астрология Лилли Хри- стианская. Сам заголовок опровергает любую ассоциацию астро- логии с оккультной "работой дьявола". Жизнь Лилли, подобная жизни церковнослужителя, и тот факт, что он похоронен в Церкви Св. Марии в Уолтоне, являются свидетельствами его христианства. Его портрет на фронтисписе вызывает воспоми- нание о Вифлеемской звезде и Великих эпохах Овна и Рыб. И истинно христианский дух наполняет его работу и звучит в известном послании изучающему: чем более растет твое знание, тем более ты увеличиваешь силу и мудрость Всемогущего Бога, и старайся сохранить себя в его благосклонности, будучи уверен, что чем более священно твое искусство, чем ближе оно к Богу, тем чище будет суждение, тобой даваемое.
Мэгги ХАЙД
CHRISTIAN
ASTROLOGY
MO КВА ESTLY
Treate ква of in three Books. The first containing the use of an Ephtmeris,
the crekting of a Scheam of Heaven; nature of the twelve Signs of the Zo ква iack, of the Planets; with a most easie Intro ква uction to the whole Art of Astrologi.
The secon ква, by a most Metho ква lcall way,Instrukteth the Stu ква ent bow tо Ju ква ge or Resolve all manner of Que- ftions contingent unto Man, viz. of Health, Sick- neffe,Richts Marriage,Preferment Journies &c. Sevcrali Queftions inserte ква an ква Ju ква ge ква,
The thir ква, containes an exakt Metho ква, whereby tо
Ju ква ge upon Nativities, feverall waycs bow to rektific them; How to ju ква ge the generall face of the Native by the twelve Houfes of Heaven, accor ква ing to the naturall influence of the STARS, How his particular an ква Annuall Acci ква ents, by the Art of КВА i- reftion^n ква in cxau meafurcofTime by Profektions, Revolutions,Tranzits. А Нангку Ju ква gt ква by the Mc- ibo ква prcctilinR.
----------------------------------------------------------------
By WilliAM LiLLY Stu ква ent in Aftrology.
----------------------------------------------------------------
Omni meum, nil meum; Nibil ква iktum qua ква nm ква iktum priw»
СТУДЕНТУ АСТРОЛОГИИ
Мой друг, кто бы ты ни был, тот, кто с такой легкостью получит пользу от моих нелегких исследований, кто намерен приступить к изучению этого небесного знания звезд, в котором великие и восхитительные деяния невидимого и всеславного Бога так очевидны. В первую очередь, прояви уважение к своему создателю и восхитись им, будь смиренным и благодарным ему, и пусть никакое естественное знание, как бы глубоко и трансценден- тально оно ни было, не побуждает твой разум пренебречь святым Провидением, благодаря чьему вездесущему порядку и предназ- начению все на небе и земле находится в постоянном движении. Но чем более возрастает твое знание, тем более увеличивай силу и мудрость Всемогущего Бога и стремись пребывать в его милости. Будь уверен, что чем более священно твое искусство, чем ближе оно к Богу. тем чище будет даваемое тобой суждение. Остерегайся гордыни и самообмана и помни, что издавна никакие иррациональные создания не осмеливались обидеть Человека, Микрокосм, но верно служили и подчинялись ему до тех пор, пока он был господином своего разума и страстей или пока он не направлял свою волю на неразумный путь. Но увы! когда изобилует беззаконие и человек идет на поводу у собствен- ных слабостей, забыв о разуме, тогда каждый скот, каждое создание и вредоносная сущность бунтует и перестает подчи- няться его распоряжениям. Стой твердо, человек, на верности Богу и несомненным принципам и осознай свое величие, ведь все сотворенное, нынешнее и будущее, было сотворено для тебя. Для тебя даже Бог стал человеком. Именно ты — тот, кто знаком с Христом,
живущим и царящим над небесами, выше всех властей и авторитетов. Сколько благостей, привилегий и преимуществ даровал тебе Бог! Ты стоишь выше небес в своем размышленгги, постигаешь движение и величину звезд; ты говоришь с Ангела- ми, да и с самим Богом; ты повелеваешь всеми созданиями и держишь дьяволов в подчинении. Так устыдись обезображивать свою натуру или делать себя недостойным таких даров, или лишать себя тех великих власти, славы и благословения, которые предназначил тебе Бог, отбрасывая от себя страх Божий ради неких ущербных удовольствий. Осознав своего Бога и то, что ты из себя являешь, будучи Его слугой, получи теперь инструкции, как я хотел бы, чтобы ты вел себя в своей практике. Общаясь повседневно с небесами, обучай и формируй свой разум в соответствии с божественным образом, изучи все его узоры и будь достаточно опытен в них. Будь человечным, вежливым, доступным, близким для всех. Не поражай несчастных ужасом резких суждений; в таких случаях позволяй им узнать о своей суровой судьбе постепенно; направь их, чтобы воззвали к Богу отвратить Его приговор, грозящий им. Будь умеренным, умей обращаться с учеными, воспитан- ными, здравомыслящими людьми; не завидуй состоянию. Давай, не жалея, бедному — и деньги, и суждение. Не позволяй мирскому благосостоянию стать причиной ошибочно- го суждения, или такого, которое может нанести ущерб чести этого Искусства, или этой священной Науки. Люби добрых людей. Заботливо относись к тем честным людям, которые по зову сердца изучают это Искусство. Не спеши давать суждение против сообщества, в котором живешь. Не давай суждение о смерти своего Правителя; хотя я знаю экспериментально, что Reges subjacent legibus Stellarum (Цари подчинены закону звезд — А.К.). Имей жену, радуйся количеству твоих друзей, избегай судебных разбирательств и споров. В твоих исследованиях будь глубок, чтобы поддерживать в себе владение Искусством. Не будь экстравагантным и не стремись изучить все науки.
Будь верным, упорным, не предавай ничьи секреты. Ни в коем случае, обязываю тебя, не разглашай тайну нн друга, ни врага, доверившего тебе. Учи всех жить хорошо, сам будь достойным примером. Избегай моды времен, люби свою родную страну. Не унижай ни простого человека, ни врага. Не унывай, если о тебе плохо говорят, Conscientia mille testes (Совесть — тысяча свидетелей. — А.К.). Бог не оставляет ни грех ненаказанным, ни ложь неотм- щенной. Вильям Лилли
НАСТАВЛЕНИЯ ИЗУЧАЮЩЕМУ
Во-первых, он должен быть очень точен в знании использо- вания эфемерид и в построении схемы небес для всех часов дня и ночи, а также в определении положения планет на требуемый час; нужно также ясно и отчетливо знать свойства плане Ов Во-вторых, изучающий должен быть совершенен в знании природы Домов, чтобы он мог решить, по какому Дому давать суждение на поставленный вопрос, поскольку без стремления к истинному пониманию он ошибется в одном или в другом. В-третьих, он должен легко и правильно понимать слабости и достоинства каждой планеты, как эссенциальные, так и акцц- дентальные. В-четвертых, он должен быть вполне сведущ в определении природы сигнификатора, что он означает естественно, что акци- дентально, и как варьировать его значение в зависимости от необходимости. В-пятых, он должен хорошо понимать природу знаков, их свойства и качества, какую форму, очертания и условия они дают сами по себе, и какую при наличии в них той или иной планеты. В-шестых, он должен разбираться в очертаниях и описани- ях, которые связаны с каждой из планет, и как варьировать эти описания в зависимости от положения планет в том или ином знаке или Доме и от аспекта с Луной или любой другой планетой. В-седьмых, он должен помнить термины Искусства и осве- жать их в памяти.
ВВЕДЕНИЕ В АСТРОЛОГИЮ
[Первые пять глав посвящены знакомству с символами пла- нет и знаков, эфемеридам и построению гороскопа. При переводе были пропущены.]
Глава VI
О двенадцати Домах Небес и некоторых терминах Астрологии
[Переведена частично]
Вся небесная сфера разделена Меридианом и Горизонтом на четыре равные части или ква дранта, и каждый ква дрант в свою очередь разделен на три части...; таким образом, Небеса разделены на двенадцать равных частей, которые астрологи называют Домами и отсчитывают, начиная с Востока. Первый ква дрант простирается от Востока до Меридиана или от линии первого Дома до линии десятого Дома. Он содержит двенадцатый, одиннадцатый и десятый Дома и назы- вается восточным, весенним, мужским, сангвиническим, детс- ким. Второй ква дрант — от куспида Меридиана до куспида седьмого Дома. Содержит девятый, восьмой и седьмой Дома и называется меридиональным, летним, женским, юношеским, холерическим. Третий ква дрант — от куспида седьмого Дома до куспида четвертого Дома, он содержит шестой, пятый и четвертый Дома и называется западным, осенним, мужским, меланхолическим, взрослым, холодным и сухим.
Четвертый ква дрант — от куспида четвертого до куспида первого Дома. Содержит третий, второй и первый Дома, север- ный, женский, старый, зимний, флегматический. По силе и действенности Дома стоят в следующем поряд- ке: 1, 10, 7, 4, 11, 5, 9, 3, 2, 8, 6, 12. Это означает, что если есть две планеты с одинаковыми достоинствами, одна в Асценденте, другая в десятом Доме, вы будете считать планету в Асценденте несколько сильнее по действию в качестве того, чьим сигнифи катером она является, чем та, которая находится в десятом Доме. Когда мы говорим о Владыке Асцендента или сигнифнка- торе Кверента или вещи, о которой спрашивают, то имеем в виду ничто иное, как планету, являющуюся Владыкой восходящего знака или Владыкой знака, к чьему Дому относится требуемая вещь. Косигнификатор — это когда вы находите другую планету в аспекте или соединении с планетой, являющейся главным сигнификатором. Эта указанная планета может иметь большее или меньшее значение и может помогать или нет в осуществле- нии желаемого, и таким образом, имеет некоторое место в суждении и должна учитываться. Если дружественная планета, она указывает на хорошее, если несчастливая — наоборот, то есть или на разрушение вещи, или на возмущение в деле. Ачьмутен какого-либо Дома — планета, обладающая наи- большим количеством достоинств в знаке, восходящем или заходящем на куспиде Дома, на котором вы строите свое суждение. Алъмутен фигуры — планета, которая по эссенциальньш и акцидентальным достоинствам является наиболее сильной во всей схеме Небес.
Здесь и лалее "в Асценденге" означает "в первом Ломе". — Прим. переводчика.
Глава VII
О двенадцати Домах, их природе и значении
Как мы сказали прежде, существует двенадцать знаков и также двенадцать Домов Небес. Теперь мы переходим к изложе- нию природы этих двенадцати Домов. Точное знание их так необходимо, что тот, кто изучит природу планет и знаков без точного понимания Домов, подобен непредусмотрительному человеку, снабжающему себя разнообразной домашней утварью, не, имея места, где ее разместить. Нет ничего, относящегося к жизни человека в этом мире, что тем или иным образом не имело бы связи с одним из двенадцати Домов Небес. Как двенадцать знаков соответствуют определенным членам человеческого тела, так и двенадцать Домов представляют не только разные части человека, но и его действия и качество жизни.
О первом Доме и его значении
Он означает жизнь человека, рост, цвет, внешний вид, форму и очертания того, кто предлагает вопрос или родился. В картах затмений и великих соединений, а также ежегодного Вхождения Солнца в Овен он означает народ, общее состояние Королевства, для которого построена фигура. Он представляет голову и лицо человека, так что если Сатурн, Марс или Нисходящий Узел находятся в этом Доме или во время задания вопроса, или во время рождения, вы увидите какое-либо пятно на лице или на части тела, соответствующей знаку на куспиде этого Дома. Так, если на Асценденте Овен, то отметина, родинка или шрам непременно будет на голове или лице. Если восходят первые градусы знака, отметина будет на верхней части головы; если на куспиде середина знака, то родинка, отметина или шрам будет на середине лица или вблизи
нее; если восходят последние градусы, лицо будет иметь пятно возле подбородка, ближе к шее. Я находил это истинным в сотнях случаев. Из цветов он связан с белым. То есть если планета находится в этом Доме, то цвет лица соответствующего человека будет более тусклым, белым или бледным. Или если вы спраши- ваете о цвете одежды того или иного человека, то если его сигнификатор находится в первом Доме и в соответствующем знаке, одежда человека будет белой или серой, или около того. И так же в вопросе о скоте — когда его сигнификаторы находятся в первом Доме, это говорит о том, что он именно такого цвета пли около того. Этот Дом мужской. Косигнификаторы этого Дома — Овен и Сатурн, посколь- ку Дом первый, а Овен — первый знак, и Сатурн — первая из плане Ов Поэтому когда Сатурн хотя бы умеренно силен в первом Доме и в каком-либо благоприятном аспекте с Юпитером, Венерой, Солнцем или Луной, он обещает хорошее, пропорци- ональное сложение тела и обычно долгую жизнь. Меркурии также радуется в этом Доме, поскольку он представляет голову. а Меркурий — язык, воображение и память. Когда Меркурий обладает достоинствами и расположен в этом Доме, то дает хороших ораторов.
Вопросы, касающиеся второго Дома