Наряду с разработкой, становлением и развитием, ставшей постепенно традиционной для массовой школы, классно-урочной системы обучения, в Новое время появляются теории, в которых отстаиваются идеи индивидуального подхода в воспитании и обосновываются необходимые для их реализации педагогические условия. Свое оригинальное воплощение они нашли в трудах Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо. Вырастить из ребёнка джентльмена можно только в условиях домашнего воспитания, в благородной и обеспеченной семье при помощи добродетельного и образованного наставника, лучше всего выходца из разорившегося дворянского рода. Школа, куда ходят разные, в том числе воспитанные улицей дети, а преподают, порой, случайные люди решить такую задачу неспособна.
Дж. Локк, отказавшись от традиционной точки зрения на врожденность человеческих идей и представлений, высоко оценивал роль воспитания. В своем главном педагогическом труде «Мысли о воспитании» он писал, что «девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть - добрыми или злыми, полезными и бесполезными - благодаря воспитанию. Именно оно создает большие различия между людьми». Цели и характер воспитания Локк определял исходя из идеала «настоящего джентльмена», умеющего устраивать свои дела. Большое значение он придавал выработке изящных манер, навыков вежливого поведения и главную задачу видел в том, чтобы научить человека управлять собой, своими собственными страстями. По мнению Локка, примеры, среда, обстановка воздействуют на человека сильнее, чем наставления. Поэтому воспитанника надо возможно раньше знакомить с «хорошим обществом», «с лицами и положениями», чтобы выработать в нем сдержанность джентльмена. Локк считал, что добродетельный, разумный и искусный в ведении своих дел человек гораздо предпочтительней, чем великий ученый, не обладающий указанными качествами.
|
Руководящим принципом воспитания Локк полагал принцип полезности и в обучении видел лишь средство для осуществления будущей практической деятельности. Поэтому он утверждал, что к обучению следует приступать только после того, как сформирован характер ребенка и привиты ему основы нравственности и морали. Большое внимание Локк уделял физическому развитию детей, заботе об укреплении их здоровья. При выборе предметов для изучения английский мыслитель и педагог руководствовался принципом утилитаризма, отказываясь от традиционных «семи свободных искусств». Классическому образованию он противопоставил реальное образование, вооружающее учащегося полезными знаниями, предусматривающее обучение бухгалтерии, законоведению, географии, языкам и т. п. Деловому человеку необходимо ориентироваться в различных областях знания, пригодится ему и знание ремесел.
Обучение, согласно Локку, не должно превращаться в скучную обязанность, оно должно опираться на интерес и любознательность детей. Поощрение детской любознательности способствует развитию самостоятельного, логического мышления.
Предпосылкой становления личностных качеств, воли и характера каждого индивида является физическое воспитание. Оно же есть основа одной из главных составляющих счастья — здоровья. «В здоровом теле здоровый дух» — вот то состояние без которого человек не может ощущать себя полностью счастливым и к которому его нужно вести в процессе воспитания с самого раннего возраста. Первое разумное педагогическое воздействие на ребёнка должно быть связано с заботой о его нормальном физическом развитии. Дж. Локк в этом плане советует соблюдать режим дня, закалять организм, выполняя водные процедуры и гуляя босиком по траве, есть простую здоровую пищу, спать на жёсткой кровати, а не на перине, носить удобную просторную одежду, заниматься физическим трудом на свежем воздухе и т. п.
|
Основа нравственного воспитания джентльмена состоит в выработке правильного представления о добродетели. Как и древнегреческий философ Сократ, Дж. Локк большое значение в данном вопросе отводит разуму как высшей инстанции, к которой обращается человек прежде, чем совершить тот или иной поступок. Стремясь к личному счастью и благополучию, каждый индивид, по его мнению, должен уметь в определённых ситуациях отказаться от своих желаний и страстей и, следуя разуму, действовать наперекор им во имя общего блага.
Как известно, критериями нравственности для европейцев начиная со Средневековья выступают ценности христианской морали. Следуя своим воззрениям о природе человека, Дж. Локк отрицал врождённую идею Бога, но при этом считал необходимым запечатлеть в душе ребёнка образ Всевышнего как можно раньше и использовать его в познании и обретении истинной добродетели. Для этого нужно проводить соответствующие беседы, периодически посещать церковь, читать доступную детскому пониманию религиозную литературу.
|
Основой нравственного поведения джентльмена выступают нравственные привычки, являющиеся неотъемлемыми характерными чертами личности, такими как мужество, честь, умение не терять самообладание в различных жизненных ситуациях, благожелательность, знание и владение хорошими манерами и т. п. Необходимые привычки должны прививаться и закрепляться при помощи упражнений, одновременно искореняя такие присущие людям негативные качества, как лень, ложь, трусость, капризность и др. Важную роль здесь играет и нравственный пример окружающих, в первую очередь наставника и родителей.
Что касается методов стимулирования в деле воспитания, то Дж. Локк выступал как против чрезмерных наград, так и против побоев. Он считал, что если за каждый хороший поступок ребёнок так или иначе поощряется, то для него в конце концов главным становится не стремление к добрым делам, а стремление к вознаграждению. Если же ради достижения дисциплины применяются телесные наказания, то с их помощью можно добиться лишь рабского послушания и, как следствие, сформировать в растущем человеке рабский характер, которого не должно быть у настоящего джентльмена. Однако, в русле воспитательных традиций того времени, порка всё-таки допускалась, но лишь как исключительное средство воздействия на нерадивых и непослушных детей.
В процессе умственного воспитания Дж. Локк выступает за индивидуальный подход с учётом психологических особенностей, наклонностей и способностей каждого ребёнка и советует опираться на присущую растущему человеку любознательность и стремление к деятельности. Исходя из утилитарного понимания обучения, он отстаивает необходимость получения будущим джентльменом светских, практико-ориентированных знаний и навыков, которые потом пригодится ему в реальной жизни. Высоконравственные, самостоятельные в суждениях и умелые в ведении дел люди, по мнению Локка, гораздо более полезны обществу, чем учёные-теоретики, лишённые названных качеств. В круг изучаемых дисциплин рекомендовалось включить латинский и французский языки, арифметику, геометрию, географию, астрономию, хронологию, историю, натурфилософию, законоведение, а также танцы, верховую езду и фехтование. Кроме этого, в качестве подготовки к самостоятельному ведению хозяйственно-экономических дел, воспитаннику предлагалось освоить несколько ремесел, научиться стенографии и овладеть основами бухгалтерского учёта.
Как уже отмечалось, система воспитания джентльмена предназначалась лишь для состоятельной верхушки общества. Что касается неимущих слоёв населения, то для детей из таких семей Дж. Локк в своей «Записке о рабочих школах» (1696) предлагал открыть сеть приютов, где бы те обучались какому- либо практическому ремеслу, обретали привычку трудиться и соблюдать религиозные заповеди.